«Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»
рабочая программа на тему
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_barykova.docx | 40.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ СЦРР детский сад « Золотая рыбка»
Благовещенского района
ПРОГРАММА
«Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»
«Дети дошкольного возраста»
Участник:
Барыкова Лариса Павловна
воспитатель
Барнаул 2016
Содержание методической разработки:
Содержание…………………………………………………………………………….....................2 Введение…………………………………………………………………………………..................3
Основная часть
1. Целевой раздел…………………………………………………………………………………...4
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи
1.3.Принципы и подходы в организации образовательного процесса
1.4. Планируемые результаты
2. Содержательный раздел……………………………………………………………….................7
2.1.Календарно – тематическое планирование
2.2. Мониторинг освоения программы
3. Организационный раздел………………………………………………………………………..9
3.1. Оформление предметно – пространственной среды
Библиография………………………………………………………………………………………10
Барыкова Л.П.,
МБДОУ СЦРР д/с «Золотая рыбка»
Благовещенский район
Программа
«Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»
Введение
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С.Михалков
Поликультурное воспитание в российских условиях определено как приобщение подрастающего поколения к русской, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, как развитие планетарного сознания и формирования готовности и умения жить в многокультурной среде.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края, своей малой Родины и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Приобщение детей к народной культуре, традициям является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Закон РФ «Об образовании» поставил перед педагогами задачу защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах». Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников. Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, в котором проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.
Музейная педагогика - одно из средств поликультурного воспитания дошкольников. Музейная педагогика помогает при решении задач дошкольного образования, способствует формированию системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость от познания и удовольствие от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями.
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейные предметы являются первоисточником наших знаний по истории, культуре, традициям родного края. Они способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.
Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала, становится средством адаптации человека к культурной среде. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.
Основная часть
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ, в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.
Программа по развитию детей обеспечивает разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1115 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 « об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Устав учреждения.
Программа ставит перед педагогами ДОУ задачу внедрения в образовательный процесс музейной педагогики, как средства поликультурного воспитания дошкольников. Осуществить это возможно через создание мини-музея в ДОУ, ознакомление детей с музеями, воспитание у ребят потребности в их посещении. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Музей для взрослого – это место, где хранятся истинные культурные ценности, а для ребенка это, прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Задача педагога сделать его понятным и интересным.
В основе программы лежат задачи музейной педагогики:
- Воспитание у детей эмоционального отклика, интереса к музеям.
- Расширение знаний о культуре, искусстве, истории, традициях.
- Развитие коммуникативной культуры.
- Стимулирование творческой активности посетителей.
- Цели и задачи.
Цель программы: формирование национального самосознания развивающейся личности путем включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи программы:
- воспитание любви к родному поселку и людям, заботящимся о его процветании;
- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- формирование системы оценки критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
- формирование у дошкольников представления о музее;
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- развитие речи и расширение словарного запаса;
- воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к её сбережению;
- воспитание культуры поведения.
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Программа основана на следующих принципах:
- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
- Локализация (выделение) образца-эталона в группе однотипных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.
- Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с музейными экспонатами производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными).
- Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
- Доступность.
- Наглядность.
- Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
- Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
- Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
- Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Используемые педагогами формы организации работы с детьми:
- коллекционирование вместе с детьми;
- проектно-исследовательская деятельность;
- игры- развлечения;
- игры музейного содержания по формированию художественной культуры;
- игры путешествия;
- выполнение домашних заданий;
- народные праздники;
- викторины, конкурсы;
- обзорные экскурсии;
- тематические занятия.
Технологии музейной педагогики: игровая технология, технология коллективных творческих дел, технология проблемного и индивидуального обучения, здоровьесберегающие технологии. Как один из вариантов технологии индивидуального обучения используется метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Направления деятельности музея:
- Поисково-собирательское.
Это направление дает детям возможность проявить себя в исследовательской деятельности. Изучают литературу по интересующей теме, создают проекты. Исследовательская деятельность способствует социальной адаптации ребенка, выявляет его гражданскую позицию, ценностные ориентиры и приоритеты.
- Экспозиционное (оформительское)
Над созданием музейной композиции работает творческая группа ДОУ – руководитель ИЗО студии, старший воспитатель, эколог, воспитатели. Педагоги разрабатывают концепцию будущей экспозиции (формулировка цели и задач, определение тематики будущей экспозиции), архитектурно-художественное решение экспозиции.
- Экскурсионное.
При музее организована работа группы старших дошкольников-экскурсоводов, которые самостоятельно проводят экскурсии для своих сверстников. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии проводится под руководством педагога. В детских музейных экскурсиях используются вопросно-ответный метод, приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребенка (рисунок, лепка, моделирование)
Требования к проведению экскурсии:
* экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтема и вопросам темы;
* содержание вопроса должно раскрываться путем показа и анализа определенных экспонатов;
* экскурсию делает интересной эмоциональный интересный рассказ.
- Культурно-массовые мероприятия, дела.
План работы музея разработан в соответствии с «Календарем жизни ДОУ». В работе музея используются разнообразные формы учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и занятий по экспозиции, встречи с участниками Великой Отечественной войны, литературные вечера с участием местных поэтов и композиторов, работа с местным населением, народные праздники.
При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея учитываются следующие принципы:
Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
Комплексность – включение всех типов восприятия;
Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.
- Планируемые результаты.
Ребенок:
- проявляет интерес к экспонатам музея;
- приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного поселка, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
- овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;
- определяет свою социальную роль;
- имеет элементарные представления об истории родного поселка, его достопримечательностях;
- обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
- умеет рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;
- проявляет доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;
- проявляет самостоятельность, творчество, инициативность;
Педагог:
- сформирована поликультурная компетентность;
- повышен уровень компетентности в реализации музейной педагогики.
Родители:
- повышение музейной культуры;
- повышение статуса семейного воспитания.
- Содержательный раздел.
- Календарно-тематическое планирование.
Календарный план экскурсионных мероприятий
№ п/п | Сроки проведения | Количество посещений | Мероприятие |
1 | Сентябрь | 2 2 | Музей патриотического воспитания - «Мой поселок» «Русская изба» - «Родная старина» |
2 | Октябрь | 2 | Музей патриотического воспитания – «Экскурсии к памятным местам поселка» |
3 | Ноябрь | 2 | Картинная галерея – «Творчество Шишкина» |
4 | Декабрь | 2 | Музей патриотического воспитания – «Наш завод» |
5 | Январь | 2 2 | Выставочный зал – «Народные мастера» Картинная галерея – «Третьяковская галерея» |
6 | Февраль | 2 | «Русская изба» - «Домашняя утварь» |
7 | Март | 2 | Музей патриотического воспитания – «Жизнь современного поселка» |
8 | Апрель | 2 | «Русская изба» - «Старинная русская одежда» |
9 | Май | 2 | Музей патриотического воспитания – «Нам этот мир завещано беречь» |
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | «Из истории родного поселка» | Формирование у детей любви к родному поселку и его истории, чувства ответственности за судьбу поселка, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Формировать устойчивую потребность общения с музеем, развивать основы музейной культуры. |
Октябрь | «Жизнь современного поселка» | Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину. Расширять представления о достопримечательностях поселка |
Ноябрь | «От промысла к производству» | Познакомить детей с градообразующим предприятием ОАО «Кучуксульфат». Расширять представления детей о значении завода в развитии поселка. Привлекать детей к трудовой деятельности. |
Декабрь | «Трудовые династии» | Познакомить с трудовыми династиями, разнообразием трудовых профессий. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых. Помочь ребенку правильно ориентироваться в предметах материальной культуры, истории их происхождения и технического развития. |
Январь | «Народные промыслы» | Ввести ребенка в мир народного и изобразительного искусства, развивать его художественную культуру в условиях социокультурной среды музея. Формировать ценностное отношение к искусству, интерес к музеям и выставкам, эмоциональный отклик при восприятии произведений изобразительного искусства. |
Февраль | «Народная кукла» | Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству. Прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному. |
Март | «Многонациональный край» | Воспитание на основе понимания и принятия самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям. Способствовать овладению детьми элементарной этикой межнациональных отношений. Развитие умений отражать этнокультурные особенности и традиции в разных видах детского творчества, обеспечивающие условия для самореализации личности и создающие основу для воспитания уважительного отношения дошкольника к культуре других народов. |
Апрель | «Спортивные традиции» | Познакомить со спортивными традициями поселка, спортивными объектами. Воспитание чувства гордости за своих земляков-спортсменов, которые прославили свой поселок. Воспитание здорового образа жизни. |
Май | «Нам этот мир завещано беречь» | Воспитание у дошкольников чувства уважения и заботы к почетным жителям нашего поселка (ветераны ВОВ, труженики тыла, участники локальных войн, первостороители поселка). Формировать чувственное, эмоционально-действенное отношение к родному поселку. Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свою семью, народ, поселок, край. |
- Мониторинг.
Мониторинг – это действие, состоящие из трех этапов: сбор информации, анализ полученной информации, принятие решения на основе анализа. Периодичность мониторинга (2 раза в год) обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей. Сбалансированность методов не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Основная задача мониторинга – определить степень освоения ребенком программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Преимущества использования метода наблюдения:
- Оценка строится на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий.
- Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде ( в игре, в режимных моментах, в различных видах деятельности), а не в надуманных ситуациях.
- Мониторинг проводится без ущерба для образовательного процесса с минимальными временными затратами на специальную организацию мониторинга.
- Организационный раздел.
- Оформление предметно-пространственной среды.
На базе детского сада организован музейный комплекс. В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников. Все это способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности. Важными элементами её являются музей патриотического воспитания, «Русская изба», картинная галерея, выставочный зал.
Музей патриотического воспитания дошкольников.
Материалы экспозиции музея систематизированы и представлены для детей в доступной форме. В фонд музея входят музейные предметы, являющиеся первоисточником наших знаний по истории, культуре, природе родного поселка.
Вещественные: орудия труда, предметы быта, одежды, домашняя утварь, украшения.
Изобразительные: живопись, фото, скульптура, гравюра.
Письменные: книги, газеты, письма, документы.
Материалы, изготавливаемые для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отображаемые события и материалы, схемы, планы, копии подлинных предметов людей, модели ландшафтов, куклы в национальных костюмах.
Экспонаты музея распределены в соответствии с их тематикой, назначением, задачами по разделам, экспозициям.
Разделы музея:
«Мой поселок»
« Градообразующее предприятие ОАО «Кучуксульфат»
«Культура и образование»
«Спорт и здоровье»
«Ими гордится поселок»
«Русская изба»
В детском саду функционирует центр «Русская изба», целью которого является представление традиционной культуры русского народа. Почерпнув сведения из разных источников, сотрудники ДОУ совместно с родителями воссоздали в небольшом помещении ДОУ основные детали и обстановку «Русской избы». Она предельно проста, расположение предметов традиционно, как и весь уклад народной жизни, где каждой вещи – свое место, каждому делу - свой срок, старости – уважение и почет, младости – забота и ласка.
В центре «Русская изба» несколько раз в году открывается этнографический музей «Родная старина» и мини – музеи «Домашняя утварь», «Кухонная утварь», «Орудия труда», «Старинная русская одежда», «Народные художественные промыслы России», «Народная кукла». Особенности нашего музея в том, что его экспонаты – предметы пространственной развивающей среды, посетители (дети и взрослые) могут потрогать руками, понюхать, подействовать с ними. Экспозиции выставки в музее - мобильные передвижные. Они могут побывать в группах ДОУ, других ДОУ района, края. Обогащению воспитанников знаниями о культуре русского народа, возрождению традиций способствуют фольклорные праздники, вечера досуга.
«Картинная галерея». Организуются выставки творчества известных художников, народных художников, живущих в поселке, видеоэкскурсии по известным музеям.
«Выставочный зал». Экспонатами выставочного зала становятся работы народных мастеров декоративно- прикладного творчества, творчество педагогов, детей и родителей. Организуются конкурсы декоративно- прикладного творчества.
Библиография
- Ботнарь В.Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их этнической культуре /В.Д. Ботнарь, Э.К. Суслова. – М.,1993
- Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. № 12. – 2007. – С.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.
- Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
- Рыжова Н.А., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
- Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети № 24, 2004.
- Суслова, Э.К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников /Э.К. Суслова //Дошкольное воспитание. – 1990. - №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики
На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...
Консультация для воспитателей. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.
Музей обладает большим образовательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чуввство сопричастност...
Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики
Приобщение детей к народной культуре не только своей страны, является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности, толерантности....
Проект « Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»
Проект по поликультурному воспитанию...
индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средством музейной педагогики»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГАМБДОУ ЦРР –детский сад №2 «Журавушка» г.Олекминск РС(Я) Воспитатель: Матвеева Валентина ВладимировнаПериод...
Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики
Мини-музеи детского сада...