НОД "В мире песка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Берёзка» с.Кунашак
НОД по познавательно-речевому развитию
в старшей группе
«В мире песка».
Подготовила:
воспитатель
Ханнанова И.Б.
2018г.
Использованные технологии: коммуникативная, игровая, технология сотрудничества, информационно-ТВ.
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Задачи: 1.Дать детям представление о песке как о природном материале. 2.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей путем ознакомления со свойствами песка. 3.Учить анализировать, сравнивать, обобщать 4.Формировать наблюдательность, интерес к экспериментированию. 5.Воспитывать умение слушать своих товарищей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий по теме песок, песочных часов.
Материал: песок, одноразовые стаканчики, баночки с водой, ложечки, деревянные палочки, подставки, лупа, баночки с воронками,
слайды «В мире песка».
Ход Н.О.Д:
Сюрпризный момент (пришла посылка в группу, «ДОРОГИЕ РЕБЯТА, Я РЕШИЛ ОТПРАВИТЬСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ. ОБЪЕХАЛ МНОГО СТРАН, И ВОТ СЕЙЧАС ПОПАЛ В ТАКУЮ СТРАНУ, ГДЕ МНОГО ТОГО, ЧТО Я ВАМ ОТПРАВИЛ В МЕШОЧКЕ. Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ. ИССЛЕДУЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЕГО И ОТПРАВЬТЕ МНЕ ОТВЕТ, ГДЕ ЖЕ Я НАХОЖУСЬ. НЕЗНАЙКА»
воспитатель предлагает детям наощупь определить, что там находится. Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал что в мешочке.
Дети: В мешочке песок.
Воспитатель: А что такое песок?
Дети: Песок - это полезное ископаемое.
Воспитатель: Сегодня вы будете исследовать песок, познакомитесь с его свойствами. А как вы думаете где происходит исследования?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: Специальный кабинет, где происходят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Сегодня вы отправитесь в экспериментальную лабораторию для того чтобы исследовать песок, ставить опыты, но перед началом опытов мы отправимся в путешествие
Показ слайдов «В мире песка».
Песок- кусочки породы, камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается ...песок.
Существуют места, где очень много песка - это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зерна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже черным), есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду- получается раствор. Он идет на закладку фундаментов в строительстве.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.
Вывод: песок создан природой.
Воспитатель: мы заканчиваем наше путешествие по песочной стране и возвращаемся в экспериментальную лабораторию. Теперь я предлагаю подойти к столам, где мы будем исследовать песок, и проводить с ним опытыю
Опыт 1 (с лупой) (алгоритм выполнения опыта)
Воспитатель: Возьмите мерной ложечкой сухой песок, насыпьте его на поднос и рассмотрите в лупу. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются, (наблюдают) Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
Дети: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой поэтому и рассыпается.
Воспитатель: Какого цвета песок? Давайте посмотрим на размер песчинок, одинаковы ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие) Давайте проверим.
Опыт 2 (с ситом) (алгоритм)
Воспитатель: Через сито просеиваем песок, он сыпется из сита в емкость и наоборот. Если песок сыпется, то он какой?
Дети: Сыпучий
Воспитатель: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены с собой, они разные по размеру.
Опыт 3 (алгоритм опыта)
Воспитатель: Возьмите две баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождь и в одну из баночек он попал - намочите водой песок, каким стал он? (влажным, мокрым) Понюхаем мокрый песок, он имеет специфический запах, сухой песок не имеет запаха. А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками) .
Физминутка.
«Ветер»
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Опыт 4 (алгоритм опыта)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может пропускать воду? Давайте это проверим. Возьмите баночки с воронками. В воронку насыпьте сухой песок. А теперь налейте воду в песок через воронку. Что происходит с водой? (она проходит через песок) Какой можно сделать вывод? (песок пропускает воду)
Воспитатель: Ребята подойдите к ящикам с песком. Скажите где много песка?
Дети: В пустыне.
Воспитатель: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (ответы детей) (Дети руками изображают песчаные барханы)
Воспитатель: Ребята, сегодня «наш герой» - это песок, давайте побудем художниками и нарисуем на поверхности песка круги, зигзаги, Попробуйте нарисовать поочередно правой и левой рукой. Потом- одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками). Какие вы молодцы! Красивые линии, узоры у вас получаются. Нарисуйте на песке каждый свое настроение (дети вытирают руки салфеткой)
Рефлексия: Что нового мы узнали о песке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...
НОДв области познания
конспект занятия...
Методическая разработка с детьми по познавательному развитию в старшей группе "В мире песка"
Методическая разработка с детьми по познавательному развитию в старшей группе "В мире песка"...
Экспериментирование с песком в первой младшей группе. Конспект занятия «Песок. Свойства песка» опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
Опубликовано 20.09.2020 –Янова Ирина Александровна Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспер...
В волшебном мире песка и воды
Игры с песком и водой снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно вливают на эмоциональное состояние детей и являются прекрасным средст...
Проект "В мире песка и воды"
методическая разработка...