«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_vystupleniyu_berezhnaya.docx | 80.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовила :
воспитатель 1-ой квалификационной категории
Бережная Т.Г.
МАДОУ «Д/С №16»
Г.Бугуруслан
Слайд №1- титульник.
Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.
Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. От того, каким будет его знакомство с этим миром, что он ему подарит, зависит, подружится ли с ним ребенок, или будет себя чувствовать чужим и незащищенным. Что или кто станет помощником, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программы? Сегодня, мы хорошо понимаем, что ребенок не готовится ни к школе, ни к будущей жизни. Он развивается здесь и сейчас, проживая значимый, возрастной период, когда происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее при выполнении следующих условий: представленных на слайде.
Слайд №2:
· Учёта развития психических процессов дошкольника;
· Создания проблемных ситуаций во время игровой деятельности;
· Обеспечения ситуации успеха в процессе игры.
Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы Психологические, Коммуникативные или психосоциальные представленные на слайде:
Слайд №3:
Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)
Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроль и оценки).Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения.
В состав базовых предпосылок входят следующие компоненты:
Слайд №4:
- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
-ориентация на партнера по общению,
-умение слушать собеседника.
К концу дошкольного возраста коммуникативный компонент универсальных учебных действий характеризуется следующим:
Слайд №5: ( Коммуникативный компонент)
-дети умеют устанавливать контакт со сверстниками и не знакомыми ранее взрослыми, проявляя при этом определенную степень уверенности и инициативности (например, задавая вопросы и обращаясь за поддержкой в случае затруднений);
- умеют слушать и понимать чужую речь, а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи.
-умеют выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.
-владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др.
Слайд №6 (Коммуникативный компанент)
- способны к согласованию усилий, активному участию в коллективном создании замысла;
-способны сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в ситуациях конфликта интересов.
-умеют строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи.
Слайд №7:
Коммуникативные учебные действия формируются на занятиях аппликацией, изобразительной деятельностью и конструированием.
Слайд №8:
В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом и общаться.
Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый, создав все условия.
Эти условия эффективно реализуются в совместной деятельности воспитателя и детей.
Но на практике в ДОУ реализуя совместную деятельность с детьми, педагоги допускают типичные ошибки;
– воспитатели выполняют то, что они могут сделать сами, комментируют увиденное, задавая вопросы к детям сами на них отвечают, ставят перед детьми проблему и сам же предлагают вариант, как ее решить.
На мой взгляд основными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются: наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности.
Слайд №9:
Что значит быть партнером детей? Взрослый-партнер находится рядом (вместе) в едином пространстве уважает их мнение, в общении предпочитает диалог,
Слайд №10:
Что значит быть партнером детей?- предоставляет свободу выбора (партнера, деятельности, материала).
Пример: Продуктивная деятельность. В образовательной деятельности «Фартук для мамы», педагог показал образец раскрашивания фартука в народных мотивах. Ребята принялись за работу. Юля раскрасила фартук - гантелями, мячами и другой спортивной атрибутикой. Олеся, сидящая рядом, сделала Юле замечание, что работа сделана не по образцу. Юля ответила: «А моя мама - спортсменка, поэтому у нее должен быть олимпийский фартук». Что должен сделать воспитатель, если он придерживается партнерской позиции? (Похвалить девочку, и предложить вечером раскрасить фартук, кто как хочет).
Вот как это реализуется на моих занятиях по рисованию партнерская позиция по теме: «Солнышко»
- Сначала я даю образец рисования солнышка разными способами (простой, усложненный и сложный, а дети сами выбирают каким способом будут выполнять свой рисунок , и его сложность.
Слайд №11: (видео) Предлагается видео фрагмента занятия
В результате у детей реализуется свобода выбора деятельности, самовыражения, творчества, осуществляется поиск способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний и поддержка детской инициативы.
Слайд №12:
Обучение навыкам сотрудничества осуществляется в детском саду не только во время образовательной деятельности воспитанников, но и в течение всего дня.
Для этого в образовательном процессе подготовительной к школе группы широко используются такие методические приемы обучения сотрудничеству, как:
- демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение
Слайд №13:
- переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника;
- создание ситуации недостатка материала;
- создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера;
- выработка правил взаимодействия и фиксация их с помощью условных обозначений.
Слайд №14: (пиктограмма)
Мной так же используется метод пиктограмм, где дети могут прочитать задание по пиктограмме и выбрать себе партнера на деятельность
1-этап; Знакомство с пиктограммами, что обозначает каждый рисунок.
2-этап: Даются разные задания с готовой схемой пиктограмм. И ребёнок понимает , как его выполнить. Или ребёнок сам выбирает пиктограммы для способа выполнения задания. ( в группе, в паре или самостоятельно)
Пиктограммы можно использовать в подведении итогов образовательной деятельности, режимных моментах или при подведении итога дня.
В дальнейшем при обучении в школе подобные пиктограммы (карты-схемы) помогут детям ориентироваться в учебниках и помогут в умении выстраивать план деятельности.
Слайд №15: (показ слайда с паровозом)
В группе выработаны и дети придерживаются правилам партнерского общения дошкольников в группах и парах:
- старайся быть активным в общем деле (игре);
- говори по очереди, не перебивай друга, слушай внимательно партнера по общению, переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял,,
- отмечай прежде всего положительное,
- уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение,
- при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай
эту помощь сам,
- результатом работы пары (группы) является ваше общее мнение;
-помни, вместе вы можете сделать гораздо больше,
чем каждый по отдельности
Слайд №16:
В образовательный процесс включаются:
- творческие задания, предполагающие высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций; (фото)
Слайд №17:
- нетрадиционные формы организации совместной деятельности ( конкурсы, викторины, интеллектуальные игры); (Фото)
Слайд №18: (фото)
- организация детей в парах, тройках, малых группах;
Слайд №19: (Фото)
- для организации совместной деятельности следует использовать такие задания, которые имеют наглядный конечный результат совместных действий. (Пример « Остров»)
Лист бумаги –это остров. Нужно обустроить остров. Остров делиться на части , где каждую часть острова обустраивают дети разделившись на группы . в конце выполнения задания дети складывают остров в единое целое и обсуждают конечный результат.
Слайд №20:
Кроме того, в течение дня планирую дидактические игры со сверстниками. Они способствуют выработке уверенности в себе и внимательного отношения к окружающим.
С помощью этих игр дети учатся: устанавливать доверительный контакт друг с другом; чувствовать состояние и настроение окружающих;
Слайд №21:
использовать мимику и пантомимику в общении; быть наблюдательными; внимательно относиться друг к другу; прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь; понимать интонацию других.
Слайд №22 и №23:
Предлагаю видеофрагменты самостоятельной деятельности детей в режиме дня.
Слайд №24:
Вывод: В заключении могу отметить, что формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности».
Всё это направлено на формирование коммуникативных учебных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Эта статья поможет в работе с детьми имеющими проблемы в формировании изо деятельности....
Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности
1. Учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости.2. Закреплять навыки измерения величины линейных предметов с помощью условной и стандартной ...
«Использование мультимедийных технологий в формировании счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
В наши дни динамичное развитие человечества приводит к еще большему увеличению объема знаний, который необходим человеку. Потребность в передаче этих знаний ставит перед педагогами непрос...
Формирование речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста на НОД по экологическому развитию детей
Консультация для педагогов по формированию речевой деятельности у старшего дошкольника на НОД по экологическому развитию....
Курсовая работа "Развивающие игры, как одно из средств формирования учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"
В курсовой работе представлена экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы по формированию учебной деятельности......
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...
«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Материал будет полезен воспитателям ДОУ...