Организация театрализованной деятельности с детьми старшего возраста в детском саду
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
В статье представлен опыт организации театрализованной деятельности с детьми старшего возраста в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatraliz._igry_v_detskom_sadu.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация театрализованной деятельности в детском саду
с детьми старшего возраста.
Сообщение на педагогическом совете.
Театральная игра -это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Процесс театральных занятий представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных, речевых и эстетических способностей детей. Театральные игры рассчитаны на активную деятельность ребенка, ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной форме, часто основываясь на сюжетном построении.
В основу методики организации театрализованной игры положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, в детях воспитываем самостоятельность и уверенность в своих силах. Занятия могут начинаться с музыкальных или немузыкальных пластических игр и упражнений, или с занимательных игр, в результате которых дети делятся на команды, чтобы продолжить увлекательную работу.
В организации театрализованной деятельности старших дошкольников можно выделить следующие направления (виды) работы:
-театральная игра;
-игры на развитие двигательных способностей;
-культура и техника речи;
-основы театральной культуры.
Общеразвивающие и ритмические игры способствуют развитию речи, интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства. Театральные игры направлены, главным образом, на развитие на развитие воображения и фантазии. Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. К. С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, так как дети очень серьезно и искренне способны верить в воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. Так, поставленные в ряд стулья превращаются в автобус, а комната может стать то сказочным лесом, то королевским замком.
Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача: сохранить детскую наивность, непосредственность и веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо активизировать воображение ребенка, предоставлять возможность для накопления опыта по созданию театральных образов. Знакомить детей можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших по содержанию сказок. Прежде всего это игры, этюды, направленные на подлинность действия в предлагаемых обстоятельствах, т. е. в придуманной ситуации.
Например, в упражнениях «Угадай, что я делаю?», «Одно и то же по-разному», «Кругосветное путешествие» детям предлагается объяснить движения, поведение нафантазированными причинами. Например: воспитатель стоит с поднятой рукой. Задаем вопрос: «Что он может делать?» Дети предлагают варианты: «вешает куртку, украшает елку, достает конфету из вазы в шкафчике, кладет книгу на полку» и т.п.).
Игры на превращение предметов развивают чувство веры, сообразительность, воображение и фантазию. В играх «Превращение комнаты», «Превращение предмета» учим детей изменять свое отношение к предмету, месту действия и партнерам, меняя свое поведение, оправдывая условное превращение.
Имея определенный опыт с обыгрыванием воображаемых действий, переходим с детьми к обыгрыванию этюдов. В театральном искусстве этюд-это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в условной ситуации. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми.
Темы для этюдов должны быть понятны и близки детям: «Встреча», «Обида», «Радость». Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение «Просьба», «Угощение», «Поздравления», «Утешение».
Дети самостоятельно или с помощью педагога придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды.
Следующий этап работы -сочинение этюдов по сказкам. Дети выбирают эпизод из любимой сказки и сочинят по нему этюд. Например, «Три медведя вернулись домой», «Дюймовочка и полевая мышь», «Красная шапочка спрашивает дорогу у волка».
Накопив определенный опыт переходим к играм- драматизациям по хорошо знакомым сказкам. Участники самостоятельно распределяют роли, готовят элементы костюмов, уточняют предлагаемые обстоятельства.
Игры на действие с воображаемыми предметами способствуют развитию чувства веры в вымысел. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали. Так, играя с воображаемым мячом, надо представлять себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый. Когда это возможно, детям предлагается сначала действовать с реальным предметом, потом повторить тоже самое с воображаемым предметом. Детям можно предложить следующие задания на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, наматывать клубок, лепить пирожки, забивать гвоздь, есть яблоко, поливать цветы, играть на музыкальном инструменте и т.д.
Игры «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем», «Подарок на день рождения» развивают умение детей действовать с воображаемыми предметами, воспитывают доброжелательность в отношениях со сверстниками.
Дети дошкольного возраста с удовольствием выражают свои чувства и эмоции через пластику тела. Разнообразные ритмопластические упражнения и игры позволяют развивать двигательные способности детей, пластическую выразительность и воображение. Игры на развитие двигательных способностей не дублируют раздел, посвященный музыкально-ритмическому воспитанию в системе музыкальных занятий. Ритмопластические упражнения представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка. Так в играх «Мокрые котята», «Самолеты и бабочки», «Насос и надувная кукла», «Снеговик», «Заводная кукла» различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, развивают умение напрягать и расслаблять определенные группы мышц, помогают творчески использовать пластическую выразительность.
Игры и упражнения на развитие речевого аппарата, на четкое произношение речевых фраз, интонационную выразительность речи также являются одним из компонентов работы по театрализованной деятельности. Упражнения на речевое дыхание, артикуляционная гимнастика, игры на расширение диапазона голоса способствуют развитию речевого аппарата, дети понимают, что речь актера должна быть четкой, звучной и выразительной. Особая роль принадлежит декламации стихов. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Детям нравятся диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.
Творческие игры со словом «Волшебная корзинка», «Сочини сказку», «Фантазии о …», «Вкусные слова» развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером.
Дети подготовительной группы уже имеют определенный зрительский опыт, большинство посещали кукольные спектакли и принимали участие в театрализованных постановках в утренниках и развлечениях. Расширению запаса знаний о театре способствуют рассказы и беседы о театральном искусстве «Виды театрального искусства», «Экскурсия в театр», «О чем рассказала театральная программка», «Культура поведения в театре».
Таким образом, сочетая в себе возможности нескольких видов искусств-музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театрализованная деятельность содействует развитию эстетических способностей, эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка, дает ему возможность быть участником коллективного творческого дела в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация театрализованной деятельности с детьми старшей группы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
Консультация для родителей «Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста»
В консультации отраженаы особенности театрализованной деятельности с детьми...
Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в детском саду
Из опыта работы ДОО...
Семинар - практикум "Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в семье"
Семинар - практикум "Организация театрализованной деятельности с детьми страшего дошкольного возраста в семье" работа с родителями....
Применение методики В. Я. Проппа для организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Все вы знаете, что при организации театрализованной деятельности основными направлениями взаимодействия педагога с детьми являются: театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы теа...
Выступление на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Рассказывается об организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста, о традиции нашего десткого сада- проводить ежегодно фестиваль " Театральная весна"...
Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...