консультация для педагогов
консультация (подготовительная группа) на тему

Соколова Галина Александровна

Детская агрессия! Что с ней делать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_detskaya_agressiya.odt202.31 КБ

Предварительный просмотр:


Детская агрессивность.

Правила работы с агрессивными детьми.

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучении проблемы агрессивного поведения ребенка стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира.  С чем это связанно, как бороться с проявлением детской агрессивности? Попробуем обсудить эти вопросы.

Слово агрессия произошло от латинского «agressio”, что означает « нападение», « приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина : « Агрессия- это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам  нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт».

Портрет агрессивного ребенка

Почти в каждой группе детского сада, встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и  ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится « грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Вот как описывает Н. Л. Кряжева поведение этих детей: « Агрессивный ребенок, используя любую возможность,..стремиться разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он « не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвуться, а дети не вступят в драку».

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия- это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений  и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. « Как стать любимым и нужным?»- неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше- он не знает.

Родителям и педагогам не всегда понято, чего добивается ребенок и поэтому он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых- наказание.

В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети бояться и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь бояться их.

Некоторые дети в группе часто являются проблемой даже для самых выдержанных и спокойных воспитателей. Но педагоги- профессионалы должны научиться справляться со своим гневом и негативными чувствами по поводу агрессивного ребенка. Прежде всего необходимо выявить причину агрессивного детского поведения.

Агрессивное поведение определяется влиянием семьи и общением со сверстниками.

У детей один из главных путей научения агрессивному поведению- наблюдение за чужой агрессией.

Назовем диагностические критерии определения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста:

1. Часто теряют контроль над собой.

2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы.

4. Часто винят других в своем « неправильном» поведении и ошибках.

5. Завистливы и мстительны.

6. часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течении 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерии, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.

Причины проявления агрессии у детей могут самыми разными.

Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Дети. Проявляющие агрессию, часто страдают какими- нибудь психическими расстройствами ( эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями ( тревога, страх, дисфория). Личностными чертами таких детей является высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению, импульсивному поведению. Повышенная агрессивность может быть обусловлена также половыми причинами. Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девочек выглядит несколько иначе. Предполагать к агрессивному поведению может и определенный тип темперамента ребенка. Каждому человеку присущ от рождения один из четырех типов темперамента ( холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик). Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики в следствии их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Повышенная возбудимость и быстрота ответных реакций приводит к тому, что многим детям- холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, как нужно было поступать.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнуть проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Поэтому дети дошкольного возраста нуждаются в коррекции агрессивности.

Для коррекции агрессивного поведения детей в методическом арсенале педагога, помимо игры, имеется система неспецифических методов. Неспецифические методы можно разделить на две групп:

1. методы изменения деятельности детей;

2. методы изменения отношения к ребенку.

К первой группе относятся: музыкотерапия, рисование, библиотерапия, куклотерапия.

Ко второй группе- метода изменения отношения к ребенку- относятся: личный пример взрослого и сверстника, игнорирование поведения ребенка, « разрешение» на поведение, изменение статуса ребенка в коллективе.

Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер, сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы.

Различайте наказание и дисциплину

Одна из значимых задач педагогов- научить детей тому, какое поведение приемлемо в вашей группе, а какое недопустимо. Если нашей целью является заставить детей вести себя хорошо, то задача это решается довольно просто. Взрослые старше, чем дети, и могут заставить детей вести себя хорошо. Но дети, которых принуждают к правильному поведению, стыдят или ругают, скорее всего будут думать о себе:

« Я плохой(ая)»

« Мне нужно остерегаться взрослых»

« Мне лучше бы не попасться»

Эти дети ведут себя хорошо только тогда, когда за ними следят, потому что они не хотят быть наказанными. Они не учатся тому, какое поведение приемлемо, и почему поведение нетерпемо. Наказание может временно приостановить определенное негативное поведение детей, но оно не поможет развивать у них навыки самодисциплины.

Вместо этого наказание может усилить их негативные чувства о себе.

Хотя слова « дисциплина» и «наказание» часто используются в одном контексте, но они имеют очень большое различие. « Дисциплина» означает направление детей в русло приемлемого поведения. Самая важная цел установления дисциплины- помочь детям развивать самоконтроль. Педагоги, стремясь установить дисциплину, помогают детям понять и усвоить последствия их действий, поступков и поведения.

Позитивное руководство включает следующие рекомендации для педагогов:

Ожидайте заранее и планируйте то, что может явиться проблемой;

Ищите причины плохого поведения детей. Обсудите ситуации с коллегой;

Фокусируйтесь на поведении ребенка, а не делайте акцент на личности ребенка;

Помогите детям понять последствия их действий;

Помогите детям развивать навыки решения проблем;

Помогите детям обращать внимание на свои ошибки, чтобы они могли самостоятельно исправлять их;

Наблюдайте, нужна ли детям физическая разрядка. Предоставьте детям, которым нужно выплеснуть свою энергию и гнев, место, где они смогут сделать это.

Очень важно, чтобы высказывания педагогов были ясными, твердыми и позитивными. Разработайте простые, но четкие правила и ограничения для детей и дайте детям возможность самим контролировать их соблюдение. Формулируйте правило твердо и позитивно, чем жестко и осуждающе. Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правиьной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта личности, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога и родителей. Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен прежде всего наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам.

Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В таких случаях рекомендуется использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель не агрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Обучать распознанию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

7. Развивать способность к эмпатии.

8. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

9. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

10. Учить брать ответственность на себя.

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениями, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими- вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....