консультация для педагогов
консультация (подготовительная группа) на тему
Детская агрессия! Что с ней делать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 202.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская агрессивность.
Правила работы с агрессивными детьми.
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучении проблемы агрессивного поведения ребенка стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. С чем это связанно, как бороться с проявлением детской агрессивности? Попробуем обсудить эти вопросы.
Слово агрессия произошло от латинского «agressio”, что означает « нападение», « приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина : « Агрессия- это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт».
Портрет агрессивного ребенка
Почти в каждой группе детского сада, встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится « грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Вот как описывает Н. Л. Кряжева поведение этих детей: « Агрессивный ребенок, используя любую возможность,..стремиться разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он « не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвуться, а дети не вступят в драку».
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия- это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. « Как стать любимым и нужным?»- неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше- он не знает.
Родителям и педагогам не всегда понято, чего добивается ребенок и поэтому он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых- наказание.
В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.
Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети бояться и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь бояться их.
Некоторые дети в группе часто являются проблемой даже для самых выдержанных и спокойных воспитателей. Но педагоги- профессионалы должны научиться справляться со своим гневом и негативными чувствами по поводу агрессивного ребенка. Прежде всего необходимо выявить причину агрессивного детского поведения.
Агрессивное поведение определяется влиянием семьи и общением со сверстниками.
У детей один из главных путей научения агрессивному поведению- наблюдение за чужой агрессией.
Назовем диагностические критерии определения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста:
1. Часто теряют контроль над собой.
2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы.
4. Часто винят других в своем « неправильном» поведении и ошибках.
5. Завистливы и мстительны.
6. часто сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого в течении 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерии, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.
Причины проявления агрессии у детей могут самыми разными.
Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Дети. Проявляющие агрессию, часто страдают какими- нибудь психическими расстройствами ( эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями ( тревога, страх, дисфория). Личностными чертами таких детей является высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению, импульсивному поведению. Повышенная агрессивность может быть обусловлена также половыми причинами. Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девочек выглядит несколько иначе. Предполагать к агрессивному поведению может и определенный тип темперамента ребенка. Каждому человеку присущ от рождения один из четырех типов темперамента ( холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик). Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики в следствии их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Повышенная возбудимость и быстрота ответных реакций приводит к тому, что многим детям- холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, как нужно было поступать.
В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнуть проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Поэтому дети дошкольного возраста нуждаются в коррекции агрессивности.
Для коррекции агрессивного поведения детей в методическом арсенале педагога, помимо игры, имеется система неспецифических методов. Неспецифические методы можно разделить на две групп:
1. методы изменения деятельности детей;
2. методы изменения отношения к ребенку.
К первой группе относятся: музыкотерапия, рисование, библиотерапия, куклотерапия.
Ко второй группе- метода изменения отношения к ребенку- относятся: личный пример взрослого и сверстника, игнорирование поведения ребенка, « разрешение» на поведение, изменение статуса ребенка в коллективе.
Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер, сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы.
Различайте наказание и дисциплину
Одна из значимых задач педагогов- научить детей тому, какое поведение приемлемо в вашей группе, а какое недопустимо. Если нашей целью является заставить детей вести себя хорошо, то задача это решается довольно просто. Взрослые старше, чем дети, и могут заставить детей вести себя хорошо. Но дети, которых принуждают к правильному поведению, стыдят или ругают, скорее всего будут думать о себе:
« Я плохой(ая)»
« Мне нужно остерегаться взрослых»
« Мне лучше бы не попасться»
Эти дети ведут себя хорошо только тогда, когда за ними следят, потому что они не хотят быть наказанными. Они не учатся тому, какое поведение приемлемо, и почему поведение нетерпемо. Наказание может временно приостановить определенное негативное поведение детей, но оно не поможет развивать у них навыки самодисциплины.
Вместо этого наказание может усилить их негативные чувства о себе.
Хотя слова « дисциплина» и «наказание» часто используются в одном контексте, но они имеют очень большое различие. « Дисциплина» означает направление детей в русло приемлемого поведения. Самая важная цел установления дисциплины- помочь детям развивать самоконтроль. Педагоги, стремясь установить дисциплину, помогают детям понять и усвоить последствия их действий, поступков и поведения.
Позитивное руководство включает следующие рекомендации для педагогов:
Ожидайте заранее и планируйте то, что может явиться проблемой;
Ищите причины плохого поведения детей. Обсудите ситуации с коллегой;
Фокусируйтесь на поведении ребенка, а не делайте акцент на личности ребенка;
Помогите детям понять последствия их действий;
Помогите детям развивать навыки решения проблем;
Помогите детям обращать внимание на свои ошибки, чтобы они могли самостоятельно исправлять их;
Наблюдайте, нужна ли детям физическая разрядка. Предоставьте детям, которым нужно выплеснуть свою энергию и гнев, место, где они смогут сделать это.
Очень важно, чтобы высказывания педагогов были ясными, твердыми и позитивными. Разработайте простые, но четкие правила и ограничения для детей и дайте детям возможность самим контролировать их соблюдение. Формулируйте правило твердо и позитивно, чем жестко и осуждающе. Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правиьной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта личности, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога и родителей. Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен прежде всего наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам.
Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В таких случаях рекомендуется использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель не агрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Обучать распознанию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
7. Развивать способность к эмпатии.
8. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
9. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
10. Учить брать ответственность на себя.
Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениями, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими- вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...