Развитие речи и культуры общения через театрализованную игровую деятельность.
статья на тему
С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество.В его развитии нам помогает театрально-игровая деятельность.Как лучше организовать эту работу, как сделать так, что бы детям нравилось,в статье мы делимся опытом своей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_i_kultury_obshcheniya.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи и культуры общения, через театрально-игровую деятельность
С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. В его развитии нам помогает театрально-игровая деятельность. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, музыкой. Кому посчастливилось, именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет и духовно обогатится.
Игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов игры - это театрализованные игры. В ходе наблюдения за детьми я сделала вывод, что этот вид игр развлекает ребятишек и воспитывает морально и эстетически, развивает память, обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. Ребенок познает разнообразные жизненные явления, развивает интерес к литературе, формирует диалогическую эмоционально насыщенную речь, активизирует словарь ребенка.
Поэтому я решила больше внимания в своей работе с детьми уделить театрально-игровой деятельности. Я сама очень люблю играть с кукольным театром, всегда с интересом принимаю участие в проведение утренников, выступая в разных ролях. Стараюсь изготавливать интересные поделки из различного материала. Мне приносит удовлетворение то, что результат моей работы не напрасен.
Первым делом я расширила свои знания о роли театрально-игровой деятельности в воспитании детей, ознакомилась с разными программами, где в разделе «Развиваем речь» отведено место играм-инсценировкам. Мне помогла программа «театр-творчество-дети», в которой доступно изложены и систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности.
Изучая эту программу, я убедилась в том, что она разработана в соответствии с задачами, направленными на всестороннее развитие личности ребенка.
Затем, я наметила себе задачи, которые хотела решить с помощью театрально-игровой деятельности.
- Побуждать интерес к театрализованной деятельности и создать для этого все условия.
- Поощрять детей за участие в этом виде деятельности, формировать положительное отношение к нему.
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
- Развивать речь детей:
- Обогащать словарь;
- Формировать умение строить предложения;
- Добиваться правильного и четкого произношения слов; звуков.
- Систематически проводить игровые упражнения направленные, на выработку мимики, жестов и пантомимики.
- Воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми.
- Начать собирать опыт работы по своей теме.
- Привлечь к работе родителей.
- составить перспективный план работы на год.
При решении поставленных перед собой задач планировала работу с детьми с постепенным усложнением и повторением произведений. При создании условий для театрально-игровой деятельности оборудовала уголок театральный, в котором разместила разные виды театров и атрибуты к ним.
В моей группе дети очень малы, поэтому начала свою работу с обыгрывания потешек. Любимые игрушки детей стали не раз приходить в гости и на занятия в качестве участника - играли с детьми, учили мыть ручки, правильно одеваться, кушать...
Много времени я уделила играм с пальчиками. Дети принимали активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривали с ними, старались запомнить стишки, радовались новым персонажам из «пальчикового» театра.
Первый раз я внесла в группу новую игрушку и обыграла перед детьми потешку кисынька-мурлысенька. И вот результат: дети затаив дыхание смотрели на игрушку, вдруг ожившую в моих руках, выслушали от начала до конца, даже не шевелясь.
И потом все повторяли отдельные фразы. В дальнейшем мы разучили много разных потешек.
В своей работе, старалась привлекать детей, предлагала им подержать игрушку в руках, рассмотреть ее. Дети всегда с удовольствием и интересом слушали осторожно брали, .некоторые даже с осторожностью т.к. верили, что эти игрушки живые.
Дети с моей помощью обыгрывали небольшие сказки, стихи, таких писателей как Маршак, Барто. С помощью шапочек-масок, костюмов, театральных игрушек играли в подвижные игры, отгадывали загадки о животных, где предлагала детям изобразить отгадку. Правда, были сначала трудности, ведь нужно было передать характер, движения персонажей. Сложно передавать малышам особенности своих героев. Сначала дети стеснялись изображать героев загадок и стихов, а впоследствии разыгрались и втянулись в занятия.
Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают уверенность. После чтения произведений я задавала детям вопросы, с целью помочь осознать последовательность действий, напомнить характерные черты персонажей. При работе с произведением я старалась учить детей управлять силой голоса .темпом речи, учила звукоподражанию, четкой дикцией. Конечно, дети маленькие, и у них не все сразу получается, но на их настроение такие неудачи не отражаются.
Дети очень серьезно воспринимают занятия. Когда я проводила развлечение для детей «День именинников», где в гости приходил «Медведь Миша» (игрушка из кукольного театра) Саша, Катя собирали для него ягоды, Вова испуганно отскочил в сторону, думая, что медведь его укусит. Я объяснила, что Миша добрый и любит малышей. А играя в дальнейшем в бабу Ягу, дети уже не боялись и сами наряжались в нее. Дети любят озорных, веселых и проказников эти герои близки им по характеру.
Стараясь подбирать произведения содержащие диалог, такие в которых присутствует конфликт между персонажами.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение со стороны взрослых создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости и трудолюбия.
В пьесах и сценках, что я инсценировала в доступной форме детям раскрывается эти темы, но в то же время лентяи, зазнайки, неряхи высмеиваются, и их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
Итогом своей работы я считаю игру-инсценировку по сказке «Теремок» с использованием масок, так как над ней была проведена мною с детьми огромная работа, и видятся результаты работы. Дети стали подвижнее, раскрепощённие, помогают друг другу, с интересом участвуют в игре. У многих детей речь стала внятней, богаче словами, ребята хорошо строят предложения и даже научились составлять небольшие рассказы, в словаре у детей появилось немало новых слов, научились играть вместе, договариваясь об игре, вместе строят небольшие по объему игры.
Я планирую продолжить углубить и расширить работу с детьми, над знакомством их с театром.
Провести разъяснительную работу по своей теме с родителями. Включить родителей в оформление театрализованного уголка. Оформит папку-передвижку для родителей и по теме: «Развитие речи, культура общения -через театрально игровую деятельность»
Список литературы:
- Программа «Театр творчество детям»;
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в 1 младшей группе детского сада»;
- Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких»;
- Караменко Т.Н., Караменко Ю.Г. «Кукольный театр дошкольникам»;
- Молотоборова О. «Кружок изготовления игрушек-сувениров»;
- Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия»;
- «Дошкольное воспитание» 1988г. №8;
- «Дошкольное воспитание» 1990г. №1,2,7,;
- «Дошкольное воспитание» 1991г. №4;
- «Дошкольное воспитание» 1993г. №3;
- «Дошкольное воспитание» 1994г. №3,8;
- «Дошкольное воспитание» 1996г. №8;
- «Дошкольное воспитание» 1997г. №10;
- «Дошкольное воспитание» 1998г. №3,6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей с ОНР через театрализованную деятельность
Презентация опыта работы. Методические разработки учителя-логопеда Зубковой Е.П....
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...
Развитие речи детей старшей группы через театрально-игровую деятельность
Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей через театрализованную деятельность обусловлена тем, что позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски...
«Развитие устной речи и формирование культуры общения через совместную проектную деятельность дошкольников»
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей....
Формирование культуры здоровья через совместную игровую деятельность. Развитие речи младших дошкольников
Речь не отделима от мира мыслей в ней отражаются логика и мышление ребенка его умение осмысливать ...