проект «Форма эффективного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения, осуществляющих инклюзивное образование».
проект на тему
«Форма эффективного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения, осуществляющих инклюзивное образование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ovz_inklyuziya.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Форма эффективного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения, осуществляющих инклюзивное образование».
Автор проекта:
Великосельских О.Г.,воспитатель коррекционной группы детей с ЗПР.
2014г.
МБДОУ детский сад № 15 комбинированного вида 2 категории основан
31.07.1986 году и расположен по адресу улица Ширшова 4 «а». Детский сад в настоящее время имеет 17 групп, из которых три группы для детей от 1,5 до 3 лет, 13 общеразвивающих групп от 3 до 7 лет, одна специализированная группа для детей с ЗПР от 3 до 7 лет. Общее количество воспитанников 415 человек.
Дошкольное учреждение реализует « Программу ……..(под редакцией Вераксы…), а так же программы, технологии и методики нового поколения.
Коллектив дошкольного учреждения работает по особо выбранному направлению с детьми, это «Социальная адаптация детей дошкольного возраста, путем оздоровления, развития морально-этических качеств личности-через духовно- нравственный потенциал».
Педагоги ДОУ важным направлением в своей деятельности считают постоянное повышение и совершенствование педагогического мастерства. Для этого организуются курсы, семинары, деловые игры, консультации, городские мероприятия, открытые мероприятия в ДОУ. Все это позволяет переориентировать педагогический коллектив с учебно-дисциплинарной модели на личностно-ориентированную модель воспитания и обучения детей, основанную на уважении и доверии к ребенку.
В дошкольном учреждении работают специалисты: учитель-логопед, дефектолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре. За детьми ведется медицинский контроль, в саду работает старшая медицинская сестра.
Приоритетными направлениями в работе дошкольного учреждения являются:
-Актуальность, постановка проблемы и обоснование необходимости разработки проекта.
Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их социализации.
Предметом острой общественной тревоги становится ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей. Все более осознается как актуальная задача государства, всего общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления тревожной тенденции, в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.
В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
В соответствии Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства-время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему - систему дошкольного воспитания и обучения.
Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ
является: обеспечение прав ребенка на получение качественного дошкольного образования, создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы.
Увеличение количества людей с ограниченными возможностями в обществе должно способствовать росту толерантности, особенно, если включение будет происходить, начиная с раннего детского возраста и носить непрерывный характер, так как толерантность невозможно приобрести теоретически, она является результатом соответствующего опыта взаимодействия.
С 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155).Где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, сегодня особая область приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Постепенное распространение инклюзивного образования создает объективные предпосылки к принятию родителями решения о том, чтобы не отдавать своего ребенка в специальное образовательное учреждение, а добиваться для него возможности обучения в общеобразовательных садах.
Однако до настоящего времени нет модели организации воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в массовых группах дошкольных образовательных учреждений. Одной из проблем инклюзивного образования является вопрос о компетентности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования. В настоящий момент решение этого вопроса оказывается наименее разработанным. Отсутствуют практические, учебно-методические и дидактические средства, позволяющие реализовывать разноуровневое обучение детей инклюзивных групп. Даже небольшой имеющийся опыт некоторых педагогов не всегда приемлем и требует уточнения и доработки.
Трудность решения этих вопросов усугубляется непрофессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений недостаточным пониманием в обществе возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, равноправно участвующего в жизни общества. Исходя из этого требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное образование в общеобразовательных группах, и родителей имеющих детей с ОВЗ.
В связи с этим возникла потребность в разработке проекта, благодаря которому у педагогов общеобразовательных групп будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, а также в изучении специфики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, тем самым смогут помочь родителям более конкретно осознать проблемы ребенка и семьи и понять, насколько гармонично семья включена в социум.
Основания для разработки проекта.
-Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(ХХХХ) от 9 декабря 1975 г.)
-Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06
«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
-Письмо Министерства образования Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья(со специальными образовательными потребностями)».
-Письмо Министерства образования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51ин/23-03 “ О направлении методического письма « Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».
-Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 “Методические рекомендации по психолог о - педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
-Письмо образования РФ от 29 июня 1999 г. №129/16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».
-Письмо Минобрнауки РФ от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
-Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 г. Москва « О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
-Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы».
Цель и задачи проекта:
Создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное образование в общеобразовательных группах и родителей имеющих детей с ОВЗ.
Для реализации цели проекта были поставлены следующие задачи:
-Определить модель эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ через взаимодействия диагностического, коррекционно-развивающего, лечебно профилактического, социально-личностного направлений деятельности;
-Разработать и осуществить программу повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области коррекции нарушений в здоровье и социализации детей с ОВЗ;
-Разработать нормативно-правовую базу по проблеме инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
-Разработать комплекс совместных мероприятий по распространению перспективного педагогического опыта;
-Разработать примерные темы консультаций и мастер-классы для педагогов общеобразовательных групп, реализующих инклюзивное обучение и родителей имеющих детей с ОВЗ;
-Разработать и выпустить информационно-методические материалы на бумажных и электронных носителях;
-Опубликовать практический материал по данной теме на сайте ДОУ.
Методы реализации проекта.
Активное развитие новых форм образования связано с реализацией идей доступности образования, повышения его эффективности. Одной из основных задач сегодня является оказание помощи педагогам и родителям в подготовке ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе, а также помочь родителям грамотно оценить развитие ребенка с учетом возрастных особенностей и норм. Срок реализации проекта 1 год. В проекте будут участвовать : учитель-дефектолог, учитель-логопед, методист, воспитатели коррекционной группы для детей с ЗПР, воспитатели общеобразовательных групп, осуществляющих инклюзивное образование, старшая медицинская сестра, учителя начальных классов.
Реализация поставленных задач будет проходить в три этапа.
Подготовительный этап:
-Создание творческой группы;
-Обсуждение и раработка комплекса мероприятий;
-Иучение, анализ и систематизация теоретических основ и существующей практики инклюзивного образования;
-Проведение опроса педагогов и родителей с помощью анкетирования для определения их уровня педагогической культуры и потенциальных возможностей;
Основной этап:
-Педагогический совет по теме «Актуальность организации инклюзивного образования в ДОУ как средство социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ».
-Проведение цикла консультаций и мастер - классов для педагогов общеобразовательных групп детского сада и родителей;
-Подготовка и выпуск буклета с методическими рекомендациями для педагогов, осуществляющих воспитание детей с особыми образовательными потребностями;
-Подготовка и проведение «день открытых дверей»;
-Диагностические исследования и наблюдения педагогов и специалистов в ходе взаимодействия за развитием детей с ОВЗ;
Заключительный этап:
-Обобщение и анализ результатов деятельности ДОУ по коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ;
-Построение системы передачи опыта ДОУ по вопросам коррекционно-педагогической работы с детьми ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ;
-Опубликование практического материала по данной теме на сайте ДОУ.
Рабочий план реализации проекта:
Сентябрь.
-Создание творческой группы, получение подтверждения от администрации ДОУ об участии в проекте. Обсуждение проекта и разработка комплекса мероприятий (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
-Изучение, анализ систематизация теоретических основ и существующей практики инклюзивного образования. Тренинг «Проблемы в образовании детей с ОВЗ» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Октябрь.
-Проведение опроса педагогов и родителей с помощью анкетирования для определения их уровня педагогической культуры и потенциальных возможностей (место проведения М БДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
-Обсуждение и разработка комплекса мероприятий. Создание предметно-развивающей среды в ДОУ (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Ноябрь.
-Консультация для педагогов и родителей детей с ЗПР «Развитие навыков самообслуживания» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
-Выпуск буклета с методическими рекомендациями для педагогов и родителей по теме: «Особенные дети» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Декабрь.
-Выпуск буклета с методическими рекомендациями «Домашняя игротека» (место проведения МБДОУ детский сад № 15, методический кабинет).
-Педагогический совет по теме «Актуальность организации инклюзивного образования в ДОУ как средство социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ» (место поведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Январь.
-Родительское собрание по теме «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,коррекционная группа).
-Проведение консультации для педагогов и родителей «Развитие речи дошкольников в игре» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Февраль.
-Проведение мастер-класса «Логопедические игры на кухне», «Мои пальчики расскажут» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
-Выпуск буклета с методическими рекомендациями для педагогов и родителей по теме «Общение, как средство формирования личности у детей с ОВЗ» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Март.
-День открытых дверей. Круглый стол «Уроки права для родителей» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
-Мастер-класс «Общеразвивающие упражнения с массажным мячом» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Апрель.
-Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых банков по результатам реализации проекта ДОУ (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
-Консультация для педагогов и родителей по теме: «Актуализация сенсорного воспитания как средства социальной адаптации детей с ОВЗ; (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Май.
-Разработка педагогами критериев оценки социализации детей, разработка и реализация специалистами и педагогами ДОУ индивидуальных маршрутов детей с ОВЗ (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
-Мастер-класс для педагогов и родителей «Музыкально-дидактические игры» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Июнь.
-Проведение опроса педагогов и родителей с помощью анкетирования (место проведения МБДОУ детский сад №15).
-Оценка результатов инновационной дятельности. Аналитический отчет (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Июль.
-Создание и реализация модели построения предметно-развивающей среды в рамках инклюзивного образования (место проведения МБДОУ детский сад 15,методический кабинет).
-Консультация для педагогов и родителей детей с ОВЗ «Адаптация первоклассников. Профилактика.» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Август.
-Презентация проекта, освещение в СМИ (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
-Опубликование практического материала по данной теме на сайте ДОУ.
Ожидаемые результаты.
-Разработка эффективных проектов и программ помощи детям с ОВЗ и семьям воспитанников;
-Расширение возможностей моделирования коррекционно-развивающего и оздоровительного пространства;
-Повышение профессионализма педагогов;
-Повышение педагогической грамотности родителей и снятие социальной тревожности в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
-Создание системы толерантности в окружающем социуме для детей с ограниченными возможностями с помощью успешной интеграции в общество.
Оценка качества реализации проекта:
Оценка степени эффективности работы по реализации проекта будет проводиться по двум направлениям: педагоги, родители.
-По окончании проекта будет проведено анкетирование педагогов, родителей по оценке эффективности и полезности проекта в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...