проект «Форма эффективного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения, осуществляющих инклюзивное образование».
проект на тему
«Форма эффективного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения, осуществляющих инклюзивное образование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ovz_inklyuziya.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Форма эффективного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения, осуществляющих инклюзивное образование».
Автор проекта:
Великосельских О.Г.,воспитатель коррекционной группы детей с ЗПР.
2014г.
МБДОУ детский сад № 15 комбинированного вида 2 категории основан
31.07.1986 году и расположен по адресу улица Ширшова 4 «а». Детский сад в настоящее время имеет 17 групп, из которых три группы для детей от 1,5 до 3 лет, 13 общеразвивающих групп от 3 до 7 лет, одна специализированная группа для детей с ЗПР от 3 до 7 лет. Общее количество воспитанников 415 человек.
Дошкольное учреждение реализует « Программу ……..(под редакцией Вераксы…), а так же программы, технологии и методики нового поколения.
Коллектив дошкольного учреждения работает по особо выбранному направлению с детьми, это «Социальная адаптация детей дошкольного возраста, путем оздоровления, развития морально-этических качеств личности-через духовно- нравственный потенциал».
Педагоги ДОУ важным направлением в своей деятельности считают постоянное повышение и совершенствование педагогического мастерства. Для этого организуются курсы, семинары, деловые игры, консультации, городские мероприятия, открытые мероприятия в ДОУ. Все это позволяет переориентировать педагогический коллектив с учебно-дисциплинарной модели на личностно-ориентированную модель воспитания и обучения детей, основанную на уважении и доверии к ребенку.
В дошкольном учреждении работают специалисты: учитель-логопед, дефектолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре. За детьми ведется медицинский контроль, в саду работает старшая медицинская сестра.
Приоритетными направлениями в работе дошкольного учреждения являются:
-Актуальность, постановка проблемы и обоснование необходимости разработки проекта.
Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их социализации.
Предметом острой общественной тревоги становится ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей. Все более осознается как актуальная задача государства, всего общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления тревожной тенденции, в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.
В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
В соответствии Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства-время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему - систему дошкольного воспитания и обучения.
Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ
является: обеспечение прав ребенка на получение качественного дошкольного образования, создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы.
Увеличение количества людей с ограниченными возможностями в обществе должно способствовать росту толерантности, особенно, если включение будет происходить, начиная с раннего детского возраста и носить непрерывный характер, так как толерантность невозможно приобрести теоретически, она является результатом соответствующего опыта взаимодействия.
С 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155).Где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, сегодня особая область приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Постепенное распространение инклюзивного образования создает объективные предпосылки к принятию родителями решения о том, чтобы не отдавать своего ребенка в специальное образовательное учреждение, а добиваться для него возможности обучения в общеобразовательных садах.
Однако до настоящего времени нет модели организации воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в массовых группах дошкольных образовательных учреждений. Одной из проблем инклюзивного образования является вопрос о компетентности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования. В настоящий момент решение этого вопроса оказывается наименее разработанным. Отсутствуют практические, учебно-методические и дидактические средства, позволяющие реализовывать разноуровневое обучение детей инклюзивных групп. Даже небольшой имеющийся опыт некоторых педагогов не всегда приемлем и требует уточнения и доработки.
Трудность решения этих вопросов усугубляется непрофессиональной некомпетентностью специалистов образовательных учреждений недостаточным пониманием в обществе возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, равноправно участвующего в жизни общества. Исходя из этого требуется разработка и создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное образование в общеобразовательных группах, и родителей имеющих детей с ОВЗ.
В связи с этим возникла потребность в разработке проекта, благодаря которому у педагогов общеобразовательных групп будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, а также в изучении специфики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, тем самым смогут помочь родителям более конкретно осознать проблемы ребенка и семьи и понять, насколько гармонично семья включена в социум.
Основания для разработки проекта.
-Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(ХХХХ) от 9 декабря 1975 г.)
-Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06
«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
-Письмо Министерства образования Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья(со специальными образовательными потребностями)».
-Письмо Министерства образования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51ин/23-03 “ О направлении методического письма « Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».
-Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 “Методические рекомендации по психолог о - педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
-Письмо образования РФ от 29 июня 1999 г. №129/16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».
-Письмо Минобрнауки РФ от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
-Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 г. Москва « О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
-Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы».
Цель и задачи проекта:
Создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих инклюзивное образование в общеобразовательных группах и родителей имеющих детей с ОВЗ.
Для реализации цели проекта были поставлены следующие задачи:
-Определить модель эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ через взаимодействия диагностического, коррекционно-развивающего, лечебно профилактического, социально-личностного направлений деятельности;
-Разработать и осуществить программу повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области коррекции нарушений в здоровье и социализации детей с ОВЗ;
-Разработать нормативно-правовую базу по проблеме инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
-Разработать комплекс совместных мероприятий по распространению перспективного педагогического опыта;
-Разработать примерные темы консультаций и мастер-классы для педагогов общеобразовательных групп, реализующих инклюзивное обучение и родителей имеющих детей с ОВЗ;
-Разработать и выпустить информационно-методические материалы на бумажных и электронных носителях;
-Опубликовать практический материал по данной теме на сайте ДОУ.
Методы реализации проекта.
Активное развитие новых форм образования связано с реализацией идей доступности образования, повышения его эффективности. Одной из основных задач сегодня является оказание помощи педагогам и родителям в подготовке ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе, а также помочь родителям грамотно оценить развитие ребенка с учетом возрастных особенностей и норм. Срок реализации проекта 1 год. В проекте будут участвовать : учитель-дефектолог, учитель-логопед, методист, воспитатели коррекционной группы для детей с ЗПР, воспитатели общеобразовательных групп, осуществляющих инклюзивное образование, старшая медицинская сестра, учителя начальных классов.
Реализация поставленных задач будет проходить в три этапа.
Подготовительный этап:
-Создание творческой группы;
-Обсуждение и раработка комплекса мероприятий;
-Иучение, анализ и систематизация теоретических основ и существующей практики инклюзивного образования;
-Проведение опроса педагогов и родителей с помощью анкетирования для определения их уровня педагогической культуры и потенциальных возможностей;
Основной этап:
-Педагогический совет по теме «Актуальность организации инклюзивного образования в ДОУ как средство социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ».
-Проведение цикла консультаций и мастер - классов для педагогов общеобразовательных групп детского сада и родителей;
-Подготовка и выпуск буклета с методическими рекомендациями для педагогов, осуществляющих воспитание детей с особыми образовательными потребностями;
-Подготовка и проведение «день открытых дверей»;
-Диагностические исследования и наблюдения педагогов и специалистов в ходе взаимодействия за развитием детей с ОВЗ;
Заключительный этап:
-Обобщение и анализ результатов деятельности ДОУ по коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ;
-Построение системы передачи опыта ДОУ по вопросам коррекционно-педагогической работы с детьми ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ;
-Опубликование практического материала по данной теме на сайте ДОУ.
Рабочий план реализации проекта:
Сентябрь.
-Создание творческой группы, получение подтверждения от администрации ДОУ об участии в проекте. Обсуждение проекта и разработка комплекса мероприятий (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
-Изучение, анализ систематизация теоретических основ и существующей практики инклюзивного образования. Тренинг «Проблемы в образовании детей с ОВЗ» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Октябрь.
-Проведение опроса педагогов и родителей с помощью анкетирования для определения их уровня педагогической культуры и потенциальных возможностей (место проведения М БДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
-Обсуждение и разработка комплекса мероприятий. Создание предметно-развивающей среды в ДОУ (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Ноябрь.
-Консультация для педагогов и родителей детей с ЗПР «Развитие навыков самообслуживания» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
-Выпуск буклета с методическими рекомендациями для педагогов и родителей по теме: «Особенные дети» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Декабрь.
-Выпуск буклета с методическими рекомендациями «Домашняя игротека» (место проведения МБДОУ детский сад № 15, методический кабинет).
-Педагогический совет по теме «Актуальность организации инклюзивного образования в ДОУ как средство социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ» (место поведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Январь.
-Родительское собрание по теме «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,коррекционная группа).
-Проведение консультации для педагогов и родителей «Развитие речи дошкольников в игре» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Февраль.
-Проведение мастер-класса «Логопедические игры на кухне», «Мои пальчики расскажут» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
-Выпуск буклета с методическими рекомендациями для педагогов и родителей по теме «Общение, как средство формирования личности у детей с ОВЗ» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Март.
-День открытых дверей. Круглый стол «Уроки права для родителей» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
-Мастер-класс «Общеразвивающие упражнения с массажным мячом» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Апрель.
-Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых банков по результатам реализации проекта ДОУ (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
-Консультация для педагогов и родителей по теме: «Актуализация сенсорного воспитания как средства социальной адаптации детей с ОВЗ; (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Май.
-Разработка педагогами критериев оценки социализации детей, разработка и реализация специалистами и педагогами ДОУ индивидуальных маршрутов детей с ОВЗ (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
-Мастер-класс для педагогов и родителей «Музыкально-дидактические игры» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Июнь.
-Проведение опроса педагогов и родителей с помощью анкетирования (место проведения МБДОУ детский сад №15).
-Оценка результатов инновационной дятельности. Аналитический отчет (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Июль.
-Создание и реализация модели построения предметно-развивающей среды в рамках инклюзивного образования (место проведения МБДОУ детский сад 15,методический кабинет).
-Консультация для педагогов и родителей детей с ОВЗ «Адаптация первоклассников. Профилактика.» (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
Август.
-Презентация проекта, освещение в СМИ (место проведения МБДОУ детский сад № 15,методический кабинет).
-Опубликование практического материала по данной теме на сайте ДОУ.
Ожидаемые результаты.
-Разработка эффективных проектов и программ помощи детям с ОВЗ и семьям воспитанников;
-Расширение возможностей моделирования коррекционно-развивающего и оздоровительного пространства;
-Повышение профессионализма педагогов;
-Повышение педагогической грамотности родителей и снятие социальной тревожности в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
-Создание системы толерантности в окружающем социуме для детей с ограниченными возможностями с помощью успешной интеграции в общество.
Оценка качества реализации проекта:
Оценка степени эффективности работы по реализации проекта будет проводиться по двум направлениям: педагоги, родители.
-По окончании проекта будет проведено анкетирование педагогов, родителей по оценке эффективности и полезности проекта в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...