проект «Форма эффективного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения, осуществляющих инклюзивное образование».
проект на тему

Великосельских Ольга Геннадьевна

«Форма  эффективного  взаимодействия  педагогов  дошкольного  учреждения, осуществляющих  инклюзивное  образование».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ovz_inklyuziya.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

Проект

«Форма  эффективного  взаимодействия  педагогов  дошкольного  учреждения, осуществляющих  инклюзивное  образование».

Автор  проекта:

Великосельских  О.Г.,воспитатель  коррекционной  группы  детей  с  ЗПР.

2014г.

                МБДОУ  детский  сад  №  15  комбинированного  вида  2  категории  основан  

31.07.1986  году  и  расположен  по  адресу  улица  Ширшова  4  «а». Детский  сад  в  настоящее  время  имеет  17  групп, из  которых  три  группы  для  детей  от  1,5  до  3  лет, 13  общеразвивающих   групп  от  3  до  7  лет, одна  специализированная  группа  для  детей  с  ЗПР  от  3  до  7  лет. Общее  количество  воспитанников  415 человек.

         Дошкольное  учреждение реализует   « Программу  ……..(под  редакцией  Вераксы…), а  так  же  программы, технологии  и  методики  нового  поколения.

         Коллектив  дошкольного  учреждения  работает  по  особо  выбранному  направлению  с  детьми, это  «Социальная  адаптация  детей  дошкольного  возраста, путем  оздоровления, развития  морально-этических  качеств  личности-через   духовно- нравственный  потенциал».

          Педагоги  ДОУ  важным  направлением  в  своей  деятельности  считают  постоянное повышение  и  совершенствование  педагогического  мастерства. Для  этого  организуются  курсы, семинары, деловые  игры, консультации, городские  мероприятия, открытые  мероприятия  в  ДОУ. Все  это  позволяет  переориентировать  педагогический  коллектив  с  учебно-дисциплинарной  модели  на  личностно-ориентированную  модель  воспитания  и  обучения  детей, основанную  на  уважении  и  доверии  к  ребенку.

        В  дошкольном  учреждении  работают  специалисты: учитель-логопед, дефектолог, музыкальные  руководители, инструктор  по  физической  культуре. За  детьми  ведется  медицинский  контроль, в  саду  работает  старшая  медицинская  сестра.

             Приоритетными  направлениями  в  работе  дошкольного  учреждения  являются:

-Актуальность, постановка  проблемы  и  обоснование  необходимости  разработки  проекта.

      Одной  из  перспективных  задач  развития  системы  дошкольного  образования  является  создание  образовательной  среды, обеспечивающей  доступность  качественного  образования  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  обеспечение  их  социализации.

        Предметом  острой  общественной  тревоги  становится  ухудшение  физического, психоневрологического, нравственного  здоровья  детей. Все  более  осознается  как  актуальная  задача  государства, всего  общества  и  всех  его  социальных  институтов  необходимость  преодоления  тревожной  тенденции, в  интересах  обеспечения  жизнеспособности  подрастающего  поколения.

       В  настоящее  время  большой  процент  детей  дошкольного  возраста, проживающих  в  Российской  Федерации, относятся  к  категории  детей  с  ограниченными  возможностями, вызванными  различными  отклонениями в  состоянии  здоровья, и  нуждаются  в  специальном  образовании, отвечающем  их  особым  образовательным  потребностям.

          В  соответствии  Конституцией  Российской  Федерации  и  Законом  «Об  образовании» эти  дети  имеют  равные  со  всеми  права  на  образование. Этап  дошкольного  детства-время  вхождения  ребенка  с  ОВЗ  в  первую  общественную  образовательную  систему - систему  дошкольного  воспитания  и  обучения.

         Одна  из  основных  целей  модернизации  инфраструктуры  ДОУ

 является: обеспечение  прав  ребенка  на  получение  качественного  дошкольного  образования, создание  в  ДОУ  без  барьерной  среды, позволяющей  детям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  получить  современное  дошкольное  образование, развитие  сотрудничества  ДОУ  с  учреждениями  социальной  сферы.

               Увеличение  количества  людей  с  ограниченными  возможностями  в  обществе  должно  способствовать  росту  толерантности, особенно, если  включение  будет  происходить, начиная  с  раннего  детского  возраста  и  носить  непрерывный  характер,  так  как толерантность  невозможно  приобрести  теоретически, она  является  результатом  соответствующего  опыта  взаимодействия.

          С  1  января 2014  года  был  введен  в  действие  Федеральный  государственный  образовательный  стандарт (приказ  Министерства  образования  и  науки  России  от  17.10.2013  №  1155).Где  говорится  о  выравнивании  стартовых  возможностей  выпускников  дошкольных  образовательных  учреждений, в  том  числе  и  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья.

            Стремление  к  тому, чтобы  дети  с  особыми  образовательными  потребностями  воспитывались  и  обучались  вместе  со  своими  нормально  развивающимися  сверстниками, сегодня  особая  область  приложения  сил  многих  родителей, воспитывающих  ребенка  с  ОВЗ. Постепенное  распространение  инклюзивного  образования  создает  объективные  предпосылки  к  принятию  родителями   решения  о  том, чтобы  не  отдавать  своего  ребенка  в  специальное  образовательное  учреждение, а  добиваться  для  него  возможности  обучения  в  общеобразовательных  садах.

          Однако  до  настоящего  времени  нет  модели  организации  воспитания    и  обучения  детей  с  особыми  образовательными  потребностями  в  массовых  группах  дошкольных  образовательных  учреждений. Одной  из  проблем  инклюзивного  образования  является  вопрос  о  компетентности  педагогов, работающих  с  детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в  рамках  инклюзивного  образования. В  настоящий  момент  решение  этого  вопроса  оказывается  наименее  разработанным. Отсутствуют  практические, учебно-методические  и  дидактические  средства, позволяющие  реализовывать  разноуровневое  обучение  детей  инклюзивных  групп. Даже  небольшой  имеющийся  опыт  некоторых  педагогов  не  всегда  приемлем  и  требует  уточнения  и  доработки.

             Трудность  решения  этих  вопросов  усугубляется  непрофессиональной  некомпетентностью   специалистов  образовательных  учреждений  недостаточным  пониманием  в  обществе  возможностей    детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья, равноправно  участвующего  в  жизни  общества. Исходя  из  этого  требуется  разработка  и  создание  условий  для  повышения  уровня  профессиональной  компетентности  педагогов, осуществляющих  инклюзивное  образование  в  общеобразовательных  группах, и  родителей  имеющих  детей  с  ОВЗ.

        В  связи  с  этим  возникла  потребность  в  разработке  проекта, благодаря  которому  у  педагогов  общеобразовательных  групп  будет  развита  потребность  в  постоянном  пополнении  педагогических  знаний, а  также  в  изучении  специфики  работы  с  детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья, тем  самым  смогут  помочь  родителям  более  конкретно  осознать  проблемы  ребенка  и  семьи  и  понять, насколько  гармонично  семья  включена  в  социум.

                                      Основания  для  разработки  проекта.

-Декларация  о  правах  инвалидов (утв. Резолюцией  тринадцатой  сессии  Генеральной  Ассамблеи  ООН  3447(ХХХХ) от  9  декабря  1975  г.)

-Федеральный  закон  от  24  ноября  1995 г.  №181 «О  социальной  защите  инвалидов  в  Российской  Федерации».

-Федеральный  закон  от  29  декабря  2012  г.  №273  ФЗ «Об  образовании  в  Российской  Федерации».

-Письмо  Министерства  образования  и  науки  РФ  от  18  апреля  2008  г.  N АФ-150/06

 «О  создании  условий  для  получения  образования  детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  детьми-инвалидами».

-Письмо  Министерства  образования  Российской  Федерации  от  16  апреля  2001  г.  №  29/1524-6  «О концепции  интегрированного  обучения  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья(со  специальными  образовательными  потребностями)».

-Письмо  Министерства  образования  РФ  от  16  января  2002  г.  N  03-51ин/23-03  “ О  направлении  методического  письма  « Об  интегрированном  воспитании  и  обучении  детей  с  отклонениями  в  развитии  в  дошкольных  образовательных  учреждениях».

-Письмо  Министерства  образования  РФ  от  27  июня  2003  г. N 28-51-513/16  “Методические  рекомендации  по  психолог о -  педагогическому  сопровождению  обучающихся  в  учебно-воспитательном  процессе  в  условиях  модернизации  образования».

-Письмо  образования  РФ  от  29  июня  1999  г.  №129/16  «Об  организации  в  дошкольных  образовательных  учреждениях  групп  кратковременного  пребывания  для  детей  с  отклонениями  в  развитии».

-Письмо  Минобрнауки    РФ  от 07.06.2013  г.  № ИР-535/07  «О  коррекционном  и  инклюзивном  образовании  детей». Письмо  Минобрнауки  РФ от  18.04.2008  г.  №  АФ-150/06  «О  создании  условий  для  получения  образования  детьми  с    ограниченными  возможностями  здоровья  и  детьми-инвалидами».

-Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  17  марта  2011  г.  N  175  г.  Москва  «  О  государственной  программе  Российской  Федерации  «Доступная  среда»  на  2011-2015  годы».

-Распоряжение  Правительства  РФ  от  7  февраля  2011  г.  №163-р  «О  Концепции  Федеральной  целевой  программы  развития  образования  на  2011-2015  годы».

                                                 Цель  и  задачи  проекта:

Создание  условий  для  повышения  уровня  профессиональной  компетентности  педагогов,  осуществляющих  инклюзивное  образование  в  общеобразовательных  группах  и  родителей  имеющих  детей  с  ОВЗ.

Для  реализации  цели  проекта  были  поставлены  следующие  задачи:

-Определить  модель  эффективного  психолого-педагогического  сопровождения  процесса  образования  детей  с  ОВЗ  через  взаимодействия  диагностического, коррекционно-развивающего, лечебно  профилактического, социально-личностного  направлений  деятельности;

-Разработать  и  осуществить  программу  повышения  профессиональной  компетентности  педагогов  и  специалистов  в  области  коррекции  нарушений  в  здоровье  и  социализации  детей  с ОВЗ;

-Разработать  нормативно-правовую  базу  по  проблеме  инклюзивного  образования  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья;

-Разработать  комплекс  совместных  мероприятий  по  распространению  перспективного  педагогического  опыта;

-Разработать  примерные  темы  консультаций  и  мастер-классы  для  педагогов  общеобразовательных  групп, реализующих  инклюзивное  обучение  и  родителей  имеющих  детей  с  ОВЗ;

-Разработать  и  выпустить  информационно-методические  материалы  на  бумажных  и  электронных  носителях;

-Опубликовать  практический  материал  по  данной  теме  на  сайте  ДОУ.

                                        Методы  реализации  проекта.

                  Активное  развитие  новых  форм  образования  связано  с  реализацией  идей  доступности  образования, повышения  его  эффективности. Одной  из основных  задач  сегодня  является  оказание  помощи  педагогам  и  родителям  в  подготовке  ребенка  с  ограниченными  возможностями  здоровья  к  обучению  в  школе, а  также  помочь  родителям  грамотно  оценить  развитие  ребенка  с  учетом  возрастных  особенностей  и  норм. Срок  реализации  проекта  1  год. В  проекте  будут  участвовать : учитель-дефектолог, учитель-логопед, методист, воспитатели  коррекционной  группы  для  детей  с  ЗПР, воспитатели  общеобразовательных  групп, осуществляющих  инклюзивное  образование, старшая  медицинская  сестра, учителя  начальных  классов.

Реализация  поставленных  задач  будет  проходить  в  три  этапа.

Подготовительный  этап:

-Создание  творческой  группы;

-Обсуждение  и  раработка  комплекса  мероприятий;

-Иучение, анализ  и  систематизация  теоретических  основ  и  существующей  практики  инклюзивного  образования;

-Проведение  опроса  педагогов  и  родителей  с  помощью  анкетирования  для  определения  их  уровня  педагогической  культуры  и  потенциальных  возможностей;

Основной  этап:

-Педагогический  совет  по  теме  «Актуальность  организации  инклюзивного  образования  в  ДОУ  как  средство  социальной  адаптации  и  интеграции  детей  с  ОВЗ».

-Проведение  цикла  консультаций  и  мастер - классов   для  педагогов  общеобразовательных  групп  детского  сада  и  родителей;

-Подготовка и  выпуск  буклета  с  методическими  рекомендациями  для  педагогов, осуществляющих  воспитание  детей  с  особыми  образовательными  потребностями;

-Подготовка  и  проведение  «день  открытых  дверей»;

-Диагностические  исследования  и  наблюдения  педагогов  и  специалистов  в  ходе  взаимодействия  за  развитием  детей  с  ОВЗ;

Заключительный  этап:

-Обобщение  и  анализ  результатов  деятельности  ДОУ  по  коррекционно-педагогической  работе  с  детьми  с  ОВЗ   и  их  социализации  в  образовательном  пространстве    ДОУ;

-Построение  системы  передачи  опыта ДОУ  по  вопросам  коррекционно-педагогической  работы  с  детьми  ОВЗ   и  их  социализации  в  образовательном  пространстве  ДОУ;

-Опубликование  практического  материала  по  данной  теме  на  сайте  ДОУ.

Рабочий  план  реализации  проекта:

Сентябрь.

-Создание  творческой  группы, получение  подтверждения  от  администрации  ДОУ  об  участии  в  проекте. Обсуждение  проекта  и  разработка  комплекса  мероприятий (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

-Изучение, анализ  систематизация  теоретических  основ  и  существующей  практики  инклюзивного  образования. Тренинг  «Проблемы  в  образовании  детей  с  ОВЗ» (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

Октябрь.

-Проведение  опроса  педагогов  и  родителей  с  помощью  анкетирования  для  определения  их  уровня  педагогической  культуры  и  потенциальных  возможностей (место  проведения М БДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

-Обсуждение  и  разработка  комплекса  мероприятий. Создание  предметно-развивающей  среды  в  ДОУ (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

Ноябрь.

-Консультация  для  педагогов  и  родителей  детей с  ЗПР  «Развитие  навыков  самообслуживания» (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

-Выпуск  буклета  с  методическими  рекомендациями  для  педагогов  и  родителей  по  теме: «Особенные  дети» (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  № 15,методический  кабинет).

Декабрь.

-Выпуск  буклета  с  методическими  рекомендациями  «Домашняя  игротека» (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №  15, методический  кабинет).

-Педагогический  совет  по  теме  «Актуальность  организации  инклюзивного  образования  в  ДОУ  как  средство  социальной  адаптации  и  интеграции  детей  с  ОВЗ» (место  поведения  МБДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

Январь.

-Родительское  собрание  по  теме  «Коррекционно-педагогическая  работа  с  детьми  с  ОВЗ» (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  № 15,коррекционная  группа).

-Проведение  консультации  для  педагогов  и  родителей  «Развитие  речи  дошкольников  в  игре» (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

Февраль.

-Проведение  мастер-класса  «Логопедические  игры  на  кухне»,  «Мои  пальчики  расскажут» (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

-Выпуск  буклета   с   методическими    рекомендациями  для  педагогов  и  родителей  по  теме  «Общение, как  средство  формирования  личности  у  детей  с  ОВЗ» (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

Март.

-День  открытых  дверей. Круглый  стол  «Уроки  права  для  родителей» (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

-Мастер-класс  «Общеразвивающие  упражнения  с  массажным  мячом» (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

Апрель.

-Формирование  информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых  банков  по  результатам  реализации  проекта  ДОУ (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

-Консультация  для  педагогов  и  родителей  по  теме:  «Актуализация  сенсорного  воспитания  как  средства  социальной  адаптации  детей  с  ОВЗ; (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

Май.

-Разработка  педагогами  критериев  оценки  социализации  детей, разработка  и  реализация  специалистами  и  педагогами  ДОУ  индивидуальных  маршрутов  детей  с  ОВЗ (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

-Мастер-класс  для  педагогов  и  родителей  «Музыкально-дидактические  игры» (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

Июнь.

-Проведение  опроса  педагогов  и  родителей  с  помощью  анкетирования (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №15).

-Оценка  результатов  инновационной  дятельности. Аналитический  отчет (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

Июль.

-Создание  и  реализация  модели  построения  предметно-развивающей  среды  в  рамках  инклюзивного  образования (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  15,методический  кабинет).

-Консультация  для  педагогов  и  родителей  детей  с  ОВЗ  «Адаптация  первоклассников. Профилактика.» (место  проведения  МБДОУ  детский  сад  №  15,методический  кабинет).

Август.

-Презентация  проекта, освещение  в  СМИ (место  проведения  МБДОУ детский  сад  №  15,методический  кабинет).

-Опубликование  практического  материала  по  данной  теме  на  сайте  ДОУ.

Ожидаемые  результаты.

-Разработка  эффективных  проектов  и  программ  помощи  детям  с  ОВЗ  и  семьям  воспитанников;

-Расширение  возможностей  моделирования  коррекционно-развивающего  и  оздоровительного  пространства;

-Повышение  профессионализма  педагогов;

-Повышение  педагогической  грамотности  родителей  и  снятие  социальной  тревожности  в  семьях, воспитывающих  ребенка  с  ОВЗ;

-Создание  системы  толерантности  в  окружающем  социуме  для  детей  с  ограниченными  возможностями с  помощью  успешной  интеграции  в  общество.

Оценка  качества  реализации  проекта:

       Оценка  степени  эффективности  работы  по  реализации  проекта  будет  проводиться  по  двум  направлениям: педагоги, родители.

-По  окончании  проекта  будет  проведено  анкетирование  педагогов, родителей  по  оценке  эффективности  и  полезности  проекта  в  целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...