Вариативная часть "Знакомство сэкологией"
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
Экологическое воспитание детей второй младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_pravda.docx | 42.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Вариативная часть
ЗНАКОМСТВО С ЭКОЛОГИЕЙ
В младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. Эти главные аспекты были взяты для работы с детьми в рамках программы по экологии.
Жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, являются важнейшей чертой детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребенок не только расширяет представления о мире, но и начинает овладевать основными формами упорядочения детского опыта: пространственными и временными, причинно – следственными, родовидовыми отношениями, что позволяет ему связать отдельные представления в единую картину мира.
В экологическом образовании основной акцент необходимо делать на воспитании бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка.
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира.
Цель: формирование человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии.
Задачи:
- Привить ребёнку понимание значения природы в жизни человека и формирование у него бережного отношения к окружающему миру.
- Развить умение использовать природные материалы в жизни, в быту (камень — строительство, памятники, укрепления и др.).
- Воспитать бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам.
- Выработать навыки ухода за растениями (копка, рыхление почвы на грядках).
- Сформировать основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям и значения почвенных животных в природе.
- Осознавать, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу; экономно использовать воду в быту.
- Экологически грамотно вести себя во время отдыха на берегу водоемов; правила обращения с незнакомыми растениями; правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе.
- Эстетически оценивать воду в природе (красоту реки, капель росы, сверкающего снега).
- Формирование эмоционального, бережного отношения к растениям и животным.
Перспективный план работы вариативной части Программы по экологии во второй младшей группе
Сентябрь | 1 неделя | «Знакомимся с песком», «Вода вокруг нас» | Игры на улице с песком (стр. 29, 31 [2]). Цель: познакомить с таким компонентом неживой природы, как песок и его свойствами. Игровая ситуация: «Куклы вернулись с прогулки», проговаривание потешки «Водичка, водичка…», беседа на тему: зачем нужна вода (стр. 15 [1]). Цель: обратить внимание детей на значение воды в жизни людей, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. | |
«Земля – наш дом» | Просмотр иллюстраций, фотографий. Цель: в ходе бесед сформировать у детей представления о том, что: планета Земля - наш общий дом. | |||
2 неделя | «Знакомство с почвой» | Работа в уголке природы: полив растений (стр. 15 [3]). Цель: познакомить детей с почвой, её особенностями, значением в жизни растений. | ||
«Земля – наш дом» | Просмотр иллюстраций, фотографий. Цель: в ходе бесед сформировать у детей представления о том, что: планета Земля - наш общий дом. | |||
3 неделя «Здравствуй, дождевой червяк!» | Работа в уголке природы: полив растений, рассматривание иллюстраций с изображением почвы и её обитателей (дождевой червяк) (стр. 27, 36 [3]). Цель: дать дошкольникам представление о дождевом червяке, его приспособленности к жизни под землёй и о его роли в создании плодородной почвы; сформировать бережное отношение к этим животным. | |||
4 неделя | «Дождь» | Чтение стихотворения Н. Пикулева «Дождик», беседа об осенних явлениях, муз. деятельность – шум дождя (стр. 31, 34 [1]). Цель: познакомить детей с природным явлением - дождём, его особенностями. | ||
«Угадай правило» | Рассматривание рисунков с графическим изображением правил. Цель: описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия. | |||
Октябрь | 1 неделя «Какими бывают камешки» | Игра: «волшебный мешочек», экспериментирование: «тонет – не тонет» (стр. 79, 80-82 [2]). Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, учить классифицировать по разным признакам. | ||
2 неделя «Осенние листья» | Коллективная аппликация из сухих листьев, предварительная беседа перед играми «Осенние листья и ветерок», «Танец с листочками» (стр. 75 [3]). Цель: на примере наблюдений познакомить детей с круговоротом веществ в природе. | |||
3 неделя «Эта волшебница вода» | Предварительное наблюдение перед игрой «Ветер и облака» (стр. 31, 36 [1]). Цель: познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, туча, облака) и показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. | |||
4 неделя «Какой бывает вода» | Наблюдение за погодными изменениями за окном, беседуем о том можно ли купаться осенью. Отличие осени от лета. Аппликация с рисованием «Дождь» (стр. 34, 56 [1]). Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды. | |||
Ноябрь | 1 неделя «Снег» | Наблюдение за первым снегом на улице, почему он растаял, не успев выпасть? (стр. 39 [1]). Цель: познакомить детей с различными природными явлениями (снег) и показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. | ||
2 неделя «Вода нужна всем» | Работа в уголке природы: протирание листочков растений от пыли и их полив (стр. 112 [1]). Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды. | |||
3 неделя «Вода нужна всем» | Рассматривание иллюстраций по теме: домашние птицы(стр. 80, 112 [1]). Цель: дать детям представление о роли воды в жизни животных суши, особенности строения их тела, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды. | |||
4 неделя «Вода нужна человеку» | Беседа о том, зачем нужна вода? (стр. 114 [1]). Цель: показать роль воды в жизни людей, рассказать о том, как люди используют воду. | |||
5 неделя «Снег» | Игры со снегом и трудовые поручения (стр. 44 [1]). Цель: познакомить детей с различными природными явлениями (снег) и показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. | |||
Декабрь | 1 неделя «Какой бывает вода» | Наблюдение во время прогулок за снежинками, беседа на тему: опасные сосульки и что это такое (стр. 61, 62 [1]). Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. | ||
2 неделя «Цветная вода» | Экспериментирование с водой: окрашивание (стр. 53 [1]). Цель: познакомить детей со свойством воды окрашиваться под воздействием других веществ. | |||
3 неделя «Какой бывает вода» | Наблюдение во время прогулок за инеем на ветках деревьев (стр. 38 [1]). Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что вода, таит в себе много неизвестного. | |||
4 неделя «Как человек использует камни» | Прослушивание аудиозаписи «Три поросёнка», беседа об использовании камней человеком и экспериментирование: упадёт ли каменный дом (стр. 151, 153 [2]). Цель: показать, какую роль играют камни в жизни человека, познакомить дошкольников с некоторыми камнями, которые люди используют для своих нужд с давних времён. | |||
Январь | 1 неделя «Вода нужна всем» | Наблюдение за растениями в группе (появление сухого листика от чего), полив (стр. 108 [1]). Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений. | ||
2 неделя «Вода нужна человеку» | Наблюдение: после подвижных игр, бега на улице дети приходят во влажных футболках. Пот – что это и откуда он? (стр. 115 [1]). Цель: показать роль воды в жизни людей. | |||
3 неделя «Какой бывает вода» | Рассматривание морозных узоров на стекле окна в группе. Рисование «Морозные узоры» (стр. 44, 45 [1]). Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды. | |||
Февраль | 1 неделя «Что такое горы» | С.р/игра: отправляемся в поход в горы на пикник. Катание с ледяной горы на участке, постройка снежной горки для кукол (стр. 116 [2]). Цель: познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. | ||
2 неделя «Для чего нужна почва?» | Работа в уголке природы: полив комнатных растений, рыхление почвы (стр. 32 [3]). Цель: показать значение почвы в природе. | |||
3 неделя «Лёд – это твёрдая вода» | Наблюдение за сосулькой, кусочком льда во время прогулки и после неё в группе (стр. 52 [1]). Цель: познакомить детей со свойствами льда, показать, что лёд – это особое состояние воды, твёрдая вода. | |||
4 неделя «Какой бывает вода» | Наблюдение в ходе прогулки за таянием снега на участке. Экспериментирование: грязный или чистый снег становится на улице (стр. 43 [1]). Цель: показать разнообразие состояний воды в окружающей среде в зависимости от погодных условий. | |||
Март | 1 неделя «Какой бывает вода» | Беседа на тему: туман. Наблюдение тумана за окном на улице (стр. 35, 36 [1]). Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. | ||
2 неделя «Снег – это таже вода» | Наблюдение на улице за таянием снега (стр. 40 [1]). Цель: показать разнообразие состояний воды в окружающей среде в зависимости от погодных условий. | |||
3 неделя «Лёд – это твёрдая вода» | Наблюдение на прогулке: днём снег растаял и образовалась лужа, а к вечеру на луже появилась тонкая корочка льда. Почему? Лепка: сосульки – воображульки (стр. 30, 57 [1]). Цель: познакомить детей со свойствами воды, показать, что лёд – это особое состояние воды, твёрдая вода. | |||
4 неделя «Почему воду нужно беречь» | В ходе игровой ситуации: «У куклы Маши заболели зубы» и во время беседы: для чего мы чистим зубы, говорим об экономии воды при полоскании зубов (стр. 115 [1]). Цель: привить навыки экологически грамотного поведения в быту, навыки ресурсосбережения, в частности, научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения. | |||
5 неделя «Для чего нужна почва?» | Беседа о почве и об её роли в жизни растений. Экспериментирование с сухой почвой и губкой. Какое у них есть общее свойство (стр. 32 [3], стр. 50 [1]). Цель: показать значение почвы в природе, её связь с другими компонентами. | |||
Апрель | 1 неделя «Какая бывает вода» | Эксперимент с использованием фильтрованной бумаги, чтобы посмотреть снег на улице весной грязный или нет (стр. 62 [1] ). Цель: привить навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, привить заботу о своём здоровье. | ||
2 неделя «Куда бежит река», «Вода нужна всем» | Наблюдение в ходе прогулок за тем, как маленькие ручейки объединяются в один большой широкий ручей. Беседуем о том, что в природе так образуются реки (стр. 18, 21 [1]). Цель: познакомить детей с особенностями разных водоёмов на примере рек. Эксперимент: наблюдаем за семенами гороха и фасоли. Появились ли ростки в увлажнённом контейнере или нет и почему? (стр. 110 [1]). Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды. | |||
3 неделя «Ходит капелька по кругу», | Наблюдаем во время прогулок, что лужи высыхают, мокрый асфальт становится сухим, одежда, намокшая от снега, от луж, от дождя тоже высыхает. Почему? (стр. 25 [1]). Цель: дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. | |||
4 неделя «Вода нужна всем» | Наблюдаем во время прогулок, что птицы и собаки пьют воду из лужи. Дома люди тоже поют их водой. Зачем? (стр. 109 [1]). Эксперимент: наблюдаем за ростом луковицы в банке с водой и за луковицей в стакане без воды. Находим изменения и делаем выводы (стр. 111 [1]). Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды. | |||
Май | 1 неделя «Почему исчезают опавшие листья» | Беседа и наблюдения на улице: куда деваются опавшие листья? (стр. 85 [3]). Цель: на примере наблюдений познакомить детей с круговоротом веществ в природе, в частности, превращением опавшей листвы в почву и с ролью в этом процессе различных живых организмов. | ||
2 неделя «Куда девается мусор» | Беседа о том, почему нельзя сжигать листву, выливать и выбрасывать отходы производства в реку и в почву (стр. 30, 86, 106 [3]). Цель: познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды мусором; сформировать навыки экологически грамотного поведения: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке. | |||
3 неделя «Кто живёт и что растёт в воде»? | Беседуем на тему: кто обитает в водоёмах, какие растут растения, что будет, если бросить мусор в водоём (стр. 56, 81[1]). Цель: познакомить детей с представителями водных животных и растений, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде, разъяснить необходимость охраны этих животных и растений, и среды их обитания, формировать эмоциональное отношение к животным. | |||
4 неделя «Как растения дружат с почвой, и какую роль в их жизни играет вода» | Трудовые поручения: Высаживаем на клумбу рассаду цветов. Земля крепко держит корни, питает влагой (стр. 75 [3]). Цель: познакомить ребят со значением почвы в жизни растений. Наблюдаем, в какую погоду мы чаще поливаем клумбу и почему? (стр. 109 [1]). Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды (в зависимости от погодных условий). |
Промежуточные результаты освоения детьми вариативной части Программы по экологии
Результаты экологического образования к концу года должны достигнуть следующего уровня:
- ребенок радуется встрече с природой, животными растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения;
- ребёнок получает удовольствие от красоты природы, её изменчивости; выражает своё отношение к природе к поступкам людей через рисование;
- ребенок видит многообразное значение природы, признает ценность жизни, видит связи живого с условиями среды и другими живыми существами;
- имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях, стремиться предупредить негативные поступки свои и сверстников;
- с радостью помогает всему живому, ухаживает за животными и растениями в детском саду и дома. Качественно выполняет трудовые процессы ухода, достигает хорошего результата в пределах освоенных умений.
Список используемой литературы
Рыжова Н. А. «Вода вокруг нас» : учебно-методическое пособие / Наталья Рыжова, Светлана Мусиенко. – [2-е изд.] - Москва : Линка-Пресс, 2016. - 223 с. [1]
Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами : блок занятий "Песок. Глина. Камни" / Н. А. Рыжова. - М. : Карапуз-Дидактика, 2005 (АООТ Твер. полигр. комб.). - 221 с. : ил.; 22 см. [2]
Рыжова Н.А. « Почва – живая земля: Блок занятий «Почва»/ Научн. консультант канд. геол. – минерал. наук И.Н. Рыжов; Текст публикуется в авторской редакции, - М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2005г. – 128 с.;ил.[3]
Электронный ресурс:
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «НАШ ДОМ — ПРИРОДА» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.150solsmendn1.edusite.ru/DswMedia/nash_dom-priroda.pdf
Наталья РЫЖОВА. Волшебница Вода. Новые материалы к программе «Наш дом — природа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 47raduga.caduk.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ВАРИАТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ МАССАЖА АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ОРГАНОВ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5-6 ЛЕТ"
РАБОТА ПРЕДСТАВЛЯЛАСЬ НА КОНКУРСЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЮЗАО г.МОСКВЫ....
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Вашему вниманию предлагается презентация с комментарием из опыта работы по использованию интерактивных технологий в образовательном процесе ДОУ Этот материал был представлен на научно-практическ...
Презентация "Вариативность использования информационных технологий в работе педагога"
как можно представить презентацию педагогу...
Педагогический проект конструирования образовательного процесса по образовательной области "Социализация"-вариативная часть.
Тема: "Моя родина - Россия!". Проект разработан с учетом ФГТ....
Конспект занятия по вариативной части "Регионально - национальный компонент"
Данный конспект предназначен для детей младшей группы....
Вариативность использования нетрадиционного физкультурного оборудования в работе с детьми по физическому воспитанию
Картотека нетрадиционного физкультурного оборудования: описание пособий и вариантов использования в непосредственно-образовательной деятельности по физическому воспитанию детей дошкольного возрас...
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х...
- Мне нравится (2)