Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Емельяненкова Евгения Александровна

Игры на развитие мелкой моторики с использование «пальчиковой гимнастики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры на развитие мелкой моторики84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности.

                                                                         

Руководитель  Л.Н. Комарова , заместитель заведующей по УВР ГБДОУ № 123 Центрального района СПб

Воспитатели А.С. Кузнецова, Е.А. Емельяненкова 2-ая группа раннего возраста, ГБДОУ № 123 Центрального района  СПб.

 

                                 Представление, что при любом двигательном тренинге... упражняются не руки, а мозг, вначале казалось  парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.

Н.А. Бернштейн

     С каждым годом жизнь представляет  все более высокие требования не только к нам,  взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, к тому же, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

    Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, большим потоком информации, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формирование речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь через посредством  речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли и взаимодействуем с окружающем миром.

    Игры на развитие мелкой моторики - уникальное средство для развитие речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использование «пальчиковой гимнастики  стимулирует развитие речи, пространственное мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

  Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга  и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  • Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений.
  • В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

       В своей работе мы регулярно использую су-джок. Су-Джок предназначен для микромассажа.  Шипы на его поверхности при перекатывании воздействует на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Игры с мячиками можно проводить, как по телу малыша, так и используя только ручки. Эти мячики очень легко умещаются в детской ладошке, что позволяет  с ними весело  играть и развивать мелкую моторику рук. Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев  к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание и передача из рук в руки, подбрасывание  шарика с последующим сжатием между ладонями.  

    Все началось  с того, что мы воспитатели,  работаем в ясельной группе. Дети всей группы проходили период адаптации. В этот период особенно важна организация игровой и развивающей деятельности. Мы решили применить игры с мячиком Су-джок.  Предлагаем вашему вниманию методическую разработку по развитию мелкой моторики. Она составлена  с опорой на примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми, которая предоставлена в примерной образовательной программе дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под. редакцией  Н.Е Вераксы. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занятия проводятся ежедневно около 5 мин. перед обедом.  Наша работа  будет полезна и интересна педагогам, педагогам-психологам, родителям.

Тема

Пальчиковые игры

Су-Джок

Осень. Формировать элементарные представления об осени. Дать первичные представления о сборе урожая.

  1. Вышли пальчики гулять (шагаем пальчиками по столу), Стали листья собирать (собираем листики в ручку), Красный листик, желтый листик, будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши). Сколько листиков собрали, Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики). Можно с ними поиграть. (поднимаем руки вверх, делаем фонарики).
  2.  Хозяйка однажды с базара пришла (шагаем пальчиками по столу), Хозяйка с базара домой принесла (хлопаем в ладоши), Картошку, капусту, морковку, горох (поочередно загибаем пальцы), Петрушку и свеклу, ох! (хлопаем в ладоши). Накрытые крышкой, в душном горшке (правую ладошку собираем «ковшом», левой накрываем сверху, как крышечкой), кипели, кипели в крутом кипятке (крутим ручками перед собой). Картошка, капуста, морковь, горох (поочередно загибаем пальцы). Петрушка и свекла, ох!  (хлопаем в ладоши). И суп овощной оказался неплох! (показываем большой палец).
  3. Паучок  бежал по ветке (пальчиками левой руки побежать  по предплечью правой руки), А за ним бежали детки (пальчиками правой руки побежать  по предплечью левой  руки), Хлынул дождик: ой-е-ей! (прижать ладошки к лицу и покачать головой), Смыло паучков водой (помахать руками, словно стряхивая паучков и водичку).
  4. Я надул упругий шарик, Укусил его комарик, Лопнул шарик - не беда, Новый шар надую я.

1.  Мячик сильно по сжимаю, и ладошку поменяю. (сжимать мячик правой  рукой, затем левой)

2.  Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает. (крепко сжать мяч указательным и большим пальцем)

3.  Тише, мяч, не торопись, Ты по ручкам прокатись, И обратно возвратись.  (движение соответствует тексту)

Я в мире человек.  Формировать представления о себе как о человеке, об основных частях тела. Формировать дружелюбное отношение в группе.

  1. Маленькие ножки шагают по дорожке! Топ-топ, топ-топ. Шагают по дорожке. (указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног.)
  2. Дружат в нашей группе, девочки и мальчики. (пальцы ритмично соединяются  в замок и разъединяются). Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки).
  3. 1,2,3,4,5 (поочередно загибаем пальцы). Мы закончили считать. (кисти рук опустить вниз, встряхнуть).
  4.  Пальцы очень крепко дружат, мне помощниками служат.  ( все пять пальцев вытянуты и разведены в стороны- пальчики  поссорились.  Затем все пальцы  прижаты к друг  -помирились.
  5. Этот пальчик-дедушка, этот пальчик- бабушка, этот пальчик –папочка, этот пальчик – мамочка,  а это – наш малыш!
  6. Любят мои ушки (показываем ушки), мягкую подушку (рисуем в воздухе квадрат), глазки быстро закрываем (показываем глазки и закрываем), ручки, ножки отдыхают, и посапывает носик (имитация сопения). Мама песенку поет баю-бай, сладко спи и подрастай (имитация сна).

  1. Мячик- ежик мы возьмем (берем массажный мячик), покатаем и потрем (катаем между ладошек), вверх  подбросим и поймаем (можно просто поднять мячик вверх). И немножко покатаем (ручкой катаем мяч)
  2. Поиграю я в футбол, и забью в ладошку гол. (ладошками отбивать мяч).
  3. По ладошки круг катаю, и из рук не выпускаю, взад –перед его качу, вправо –влево – как хочу.

Мой дом. Знакомить с домом,  предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. 

  1. Молоточком я стучу (стучим кулочком по кулачку). Дом построить я хочу (руки складываем над головой, изображая  крышу).Дом высокий строю я! (поднимаем руки вверх). В нем живет моя семья! (хлопаем в ладоши).
  2. Спинка и сиденье -  Стул на удивленье! Мы на стульях посидим, друг на друга поглядим! (левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это спинка стула. К ней приставить кулачок правой руки – это сиденье).
  3. Кулачок – это толстая ножка. Сверху крышка – наша ладошка. Маленький столик. Время идет....Вместе с ладошкой и стол подрастет. (Левую руку сжать в кулак – это ножка стола. Сверху накрыть ножку выпрямленной ладонью правой руки – это  крышка стола.)
  4. Жил был гном, с круглыми ушами. Он на сахарной горе спал под воротами. Вдруг откуда ни возьмись появился великан.  Скушать гору он хотел, только подавился! Ну, а что  веселый гном?, так и спит глубоким сном!
  5. Мышка в норку  пробралась  (делаем двумя ручками крадущиеся движения), На замочек заперлась (скрещенные в замок пальчики), В дырочку она глядит (делаем пальчиками колечко), на заборе кот сидит! (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками).

  1. Раскатаю колобок, Колобок румяный бок. (Раскатываем массажный мяч в ладошках, пальцы оттопырены, не касаются мяча.
  2. Ежика в руки нужно взять  (берем массажный мяч), Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошками), Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной  руки нажимаем на шипики). Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку). Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки  нажимает на шипики).

Новогодний праздник. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.

  1. Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить), Фонарики погасли!  (пальцы сжать).
  2. Наступает Новый год, дети водят хоровод. (круговые движения) Висят на елке шарики, (изображаем круг) светятся фонарики. В гости Дед мороз идет, всем подарки он несет. (шагают пальчики по столу).
  3. Утром дети удивились  (разводят руки в стороны, подняв плечи) Что за чудеса случились, этой ночью новогодней. Ожидали, что угодно (сжимают и разжимают пальцы) А увидели парад,  в ряд снеговики стоят (руками рисуют в воздухе три круга) Глазки весело горят (закрывают и открывают ладонями глаза), А перед ним елочка (хлопают   в ладоши), Пушистая в иголочках.

  1. Танцевать умеет танец, на мяче мой каждый палец. (катать мяч кончиками пальцев).Мячик пальцем разминаю, вдоль по пальцам мяч гоняю. (катать мяч по всей  длине  пальцев правой руки). Мячик мой не отдыхает, Между пальцами гуляет. (удерживать мяч между пальцами).
  2. Ежик в руки нужно взять (берем массажный мяч). Чтоб иголки посчитать (катаем между ладошек). Раз, два, три, четыре,пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики).Начинаем счет опять. (перекидываем мячик в другую руку).  Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики).

Зима.  Формировать элементарные представления о зиме.

  1. Как интересно нам зимой (показывают большим пальцем вверх), На санках едем мы гурьбой (имитируют катание на санках), Потом в снежки мы поиграем (имитируем лепку снежка), Все дружно лыжи одеваем (одевают лыжи), Потом все стали на коньки (изображают катание на коньках), Зимой веселые деньки (показывают большим пальцем вверх).
  2. Мы слепили снежный ком (лепим двумя руками комок), шляпу сделали на нем (соединяем руки в кольцо и кладем на голову), Нос приделали и вмиг (приставляем кулачки к носу), получился снеговик (обрисовываем двумя руками фигуру снеговика).
  3. Раз, два, три, четыре (загибаем пальчики по одному), Мы с тобой снежок лепили (лепим двумя руками), Круглый, крепкий (чертим руками круг), Очень гладкий (одной рукой гладим другую) И совсем, совсем не сладкий (грозим пальчиком).
  1. Этот шарик не простой. Весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем. Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем. Сои ручки развиваем. Можно шар катать по кругу. Перекидывать друг другу.  Раз, два, три, четыре, пять! Всем пора нам отдыхать. (движения соответствуют  тексту).
  2. Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму. И другой рукой начну.  А теперь последней трюк-  мяч летает между рук. (движение соответствует тексту).

Мамин день. Организовать все виды деятельности вокруг темы семьи, любви к маме,  бабушке.

  1. Мамочкам хорошая (воздушный поцелуй над ладонью), Мамочка любимая (воздушный поцелуй на ладонью другой рукой). Очень я ее люблю  (сдуваем с ладони поцелуй), поцелуй ей дарю (поцелуй сдуваем другой ладони).
  2. Я пеку-пеку-пеку, деткам всем по пирожку, а для милой мамочки, вкусные два пряничка. Я ребяток созову, пирожками угощу.
  3.  Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик –мамочка, этот пальчик – наш малыш. (Сжать пальчики в кулачок. Затем поочередно разгибать их, начиная с большого пальца.)
  1. Месим, месим тесто, (сжимаем мяч в правой руке). Есть в печи место. (перекидываем в левую руку и сжимаем). Испечем мы каравай, (несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками). Перекидывай, валяй! (катаем мяч между ладошками).
  2.  Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик) И потрем его слегка (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему). Разглядим его иголки (меняем ручки, делаем то же самое). Помассируем бока (катаем между ладошек).

Народная игрушка. Знакомить с устным народным творчеством (потешки, песенки). 

  1. Динь-динь-бом, Динь-динь-бом («позвенели у правого уха). Ходит кошка с бубенцом. Мыши сразу услыхали (руку к левому уху). Динь-бом, динь-бом. Быстро в норку убежали (бежим пальцами по столу). Динь-бом, динь-бом, Затворили крепко дом (спрятали руки под стол), Динь-бом, динь-бом, Не поймаешь их теперь (погрозить пальчиком).
  2. Кулачки сложили, Кулачками били, Тук-тук, тук да тук. Тук-тук, тут да тук! (стучим кулачками друг о друга).
  3. Вот кулак, а  в нем ладошка, На ладошку села кошка. Вот пошла она пошла. И в подмышечку пришла.
  4. Этот пальчик хочет спать, этот пальчик- прыг кровать, Этот пальчик уж вздремнул, Этот пальчик уж уснул, этот крепко, крепко спит, и тебе он спать велит.
  5. Сидели два медведя, на тоненьком суку. (изображаем медведей), один читал газету (раскрываем руки, как будто читаем газету), Другой молол муку (стучим кулаком о кулак), Раз – ку-ку, два ку-ку. Оба шлепнулись в муку (опускаем руки вниз), Нос в муке, хвост в муке (показываем нос), ушки в кислом молочке!  (показываем уши).

 

  1. Ежик выбился из сил, яблоки, грибы носил. Мы потрем ему бока, надо их размять слегка. А потом погладим ножки, чтобы отдохнул немножко. А потом почешем брюшков, пощекочем  возле  ушка. Еж по тропке убежал, нам «Спасибо!» пропищал. (все движения выполняются в соответствии с текстом).
  2. Гладь мои ладошки, еж! Ты колючий, ну и что ж?. Я хочу тебя погладить! Я хочу с тобой поладить! (все движения выполняются в соответствии с текстом)

Весна.  Формировать элементарные представления о весне.

  1. В поле дерево стоит, Ветер ветки шевелит. Деревце качается, дети улыбаются.
  2. Солнце поднимается -, бутончик распускается! Солнышко садится, Цветочек спать ложится.
  3. Маленькое солнышко, Я держу в ладошках (показываем ручками маленькое солнышко). А большое солнце. Вижу из окна. (руки наверх, обводим руками себя- большое солнце). Маленькое солнце я беру руками (показываем маленькое солнце), А большое солнце, высоко над облаками (поднимаем руки над головой и смотрим наверх). Маленькое солнышко мне в ладошки светит (показываем маленькое солнце). А большое солнце светит всей планете! (поднимаем руки над головой и разводим в стороны).
  1. Еж- непоседа на месте не сидит, еж-непоседа ладошку веселит! (выполняем круговые движения мячом между ладошками). Веселиться любит ежик, Сколько сделал он дорожек! (прокатываем мяч в ладонях вперед-назад), ладошка, ладошка, помни ежика немножко, если будет он кататься, тебе захочется смеяться. (сжимаем мяч в ладонях).
  2. Поиграю я в футбол. И забью в ладошку гол. (ладошками отбивать мяч).

Лето. Формировать элементарные представления о лете.

  1. Две огромные медузы (дети соединяют ладони, раздвигают пальцы). Прилепились пузом к пузу. (после чего отрывают ладони друг от друга). Выгнем щупальца сильнее – Вот как гнуться мы умеем!
  2. Раз, два, три, четыре, пять. Червячки пошли гулять. (пальцы сгибая, подтягиваем к себе ладонь).  Вдруг ворона подбегает , Головой она кивает (складываем пальцы щепоткой, качаем ими верх и вниз). Каркает: Вот и обед! (раскрываем ладони, как рот). Глядь – а червячков уж нет! (сжимаем кулачки, прижимая к груди)
  1. Ежик колет нам ладошки, поиграем с ним немножко. Ежик нам ладошки колет- ручки к садику готовит! (все движения выполняются в соответствии с текстом).
  2. Мячик- ежик мы возьмем. Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек). Вверх подбросим  и поймаем (подбрасываем вверх). И иголки посчитаем. Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик). И немножко покатаем (катаем мяч). Потом ручку поменяем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности"

Теоритическое обоснование актуальности заявленной темы....

Игры по развитию мелкой моторики, как средство повышения речевой активности

В статье раскрывается практическое применение игр по развитию мелкой моторики, как средства закрепления правильного звукопроизношения, обогащения и активизации словаря, формирования грамматического ст...

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)

Работа с родителями в детском садуКонсультация для родителей:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)          ...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности", воспитатель Елена Анатольевна Осипова, МБДОУ детский сад № 17...

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности" (речевое развитие)

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Известно, что чем большее число сенсорных сис...