«Саратовская земля- народов дружная семья"
проект (средняя группа) на тему
МБДОУ «Детский сад № 137 компенсирующего вида»
Проект
«Саратовская земля- народов дружная семья».
Подготовила воспитатель
Джумашева Е.П.
Саратов 2018год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 137 компенсирующего вида»
Проект
«Саратовская земля- народов дружная семья».
Подготовила воспитатель
Джумашева Е.П.
Саратов 2018год.
Проект «Саратовская земля- народов дружная семья.»
Актуальность проекта:
Россия- одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше ста больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Общение детей разных национальностей оказывает благотворное влияние на их развитие. Дети получают знания о быте, искусстве, культуре другого народа. Живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность практически выразить свою симпатию к представителям другойсближение детей разных национальностей в этом случае оказывают влияние общие игры, прогулки, участие в общественно полезной работе.
Умение сочувствовать и уважать людей разных национальностей не могут появиться сами собой их необходимо воспитывать, начиная с самого начала, с тех пор, когда ребёнок попадает в первый в своей жизни коллектив – детский сад.
Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому данный проект направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, чуткости, справедливости, отзывчивости; воспитание чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами.
Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.
Задачи:
* знакомство детей с традициями и обычаями, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья;
* развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, желания создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
* обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
*формирование навыков культуры поведения;
* формирование высокой культуры отношений не только к своему народу, но и к другим народам.
Вид проекта: образовательный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный (с октября 2017 по май 2018г).
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Основные шаги по реализации проекта.
- Тематические беседы.
- Чтение сказок, заучивание стихотворений изучаемых республик.
- Знакомство с вежливыми словами на различных языках.
- Знакомство с государственной символикой изучаемых народов.
- Знакомство с национальными костюмами.
- Изучение национальных игр.
- Прослушивание песен и музыкальных произведений различных народов.
- Продуктивная деятельность: создание национальных орнаментов, рисование, раскраски с национальными костюмами.
Проект реализуется в 3 этапа:
1.Подготовительный.
2.Основной.
3. Итоговый.
На подготовительном этапе были проведены:
- Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой проблеме.
- Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.
- Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности, направленных на решение выявленных проблем.
- Разработка проекта.
- Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение членов семьи к совместной работе над проектом.
На основном этапе поставлены следующие задачи:
- Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
- Создание образовательно – культурной среды в группе: пополнение материалом «Национальный костюм народов Поволжья», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов», «Пословицы и поговорки народов Поволжья», «Игры народов Поволжья»; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
- Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Поволжья.
- Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Работа над проектом осуществляется в таких формах образовательной деятельности с детьми, как:
- Игры: дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно – ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные;
- Беседы;
- Непосредственно образовательная деятельность;
- Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
- Выставки детских работ по художественно-эстетическому развитию в детском саду;
- Просмотр видеофильмов;
- Использование малых фольклорных форм в физминутках, считалках;
- Создание альбомов, книг по художественно-эстетическому развитию;
- Слушание музыкальных произведений, исполнение песен.
Заключительный этап работы над проектом включает в себя следующие мероприятия.
- Анализ и обобщение полученных результатов.
- Презентация проекта (совместные итоговые творческие мероприятия в конце учебного года).
В процессе работы над проектом мы ожидаем получить следующие результаты:
*формирование нравственно-патриотических чувств воспитанников, расширение знаний о народах Поволжья, воспитание культуры поведения дошкольников;
*раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок – взрослый – ребенок".
Описание проекта
При современном уровне миграции народов, дошкольные учреждения посещают дети разных народностей, с разными культурными традициями, разным уровнем знания русского языка. Система дошкольного образования только на уровне частных детских садов может создавать для детей группы, объединяющие малышей по национальному признаку. В государственных учреждениях все дети распределяются по группам с учетом возраста.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной отчизны – России.
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже учить язык, на котором они говорят. Вместе с тем бывают прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или, наоборот, испуг.
Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к этнонациональной культуре через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. В социальном окружении важно дать детям правильные ориентиры: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.
Важным моментом толерантного воспитания является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».
Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных методов и средств.
Этапы | Содержание деятельности | Сроки |
1.Подготовительный. | Подбор иллюстраций, художественной литературы, материалов для продуктивной деятельности. Планирование. | Сентябрь. |
2.Основной. | Рассматривание литографий Л.Вдовичева "Домашние крестьянские занятия", "Вечер в крестьянской избе", "Жатва", иллюстраций Серова к стихотворениям А.С.Пушкина, о жизни и быте русского народа. Рассказывание русских сказок. Разучивание пословиц о дружбе. | Октябрь |
Цикл бесед: «История русского народного костюма», «Орнамент и его предназначение». Рассматривание иллюстраций Гиляровская Н. "Русский исторический костюм для сцены". Рисование «Женский головной убор». Аппликация: "Укрась полотенце, поясок, платок", Дидактическая игра: "Одень куклу в русский национальный костюм". Рассматривание на картине В.М.Васнецова "Иван Грозный" - элементы одежды царя. Народные обрядовые игры. Рекомендовать родителям посетить краеведческий музей. Создание книжки-малышки "Русский костюм". Посиделки "Русские народные песни" (с родителями). | Октябрь Ноябрь | |
Беседа о татарском растительном орнаменте. Аппликация "Орнаментация каймы скатерти". Раскрашивание раскрасок. Рассказ о татарских народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейка, калфак, керамическая посуда, ичиги украшения). Познакомить со спецификой татарского национального костюма, орнаментальным оформлением. Аппликация «Головной убор». Дидактические игры: "Третий лишний", "Составь узор". Народные игры. Сюжетно ролевая игра "Магазин посуды". Раскраска "Народные костюмы". Вечер досуга с родителями "Бабушкин сундук". | Декабрь | |
Рассматривание иллюстраций казахских национальных костюмов, посуды, жилища, игрушек. Слушание казахских мелодий, песен. Чтение казахских сказок. Аппликация "Укрась тарелку". Рисование «Укрась головной убор». Познакомить с элементами мужского и женского костюмов казахов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента. Знакомство с народными играми. | Январь | |
Рассматривание иллюстраций об обычаях, традициях, фольклора и национального костюма украинского народа. Слушание мелодий. Чтение сказок, стихов. Рассматривание женских украшений. Раскрашивание раскрасок. Аппликация "Орнаментация платья". Рисование фигуры человека в украинском национальном костюме. Народные игры- разучивание. Выставка творческих работ на тему: "Украинский народный костюм". | Февраль | |
Беседа о чувашском растительном орнаменте. Познакомить детей с чувашской вышивкой, которая обожествляет явления природы; объяснить языческие представления в орнаменте и утвари древних предков чувашей. Развивать интерес детей к укладу жизни и творчеству чувашского народа. Раскрашивание раскрасок. Аппликация "Орнаментация платка". Слушание песен, мелодий. Разучивание народных игр. Рисование фигуры человека в чувашском национальном костюме. | Март | |
Знакомство с государственной символикой России, Татарстана, Казахстана, Украины и Чувашии. Дидактические игры «Чей флаг, герб?», «Найди и исправь неточности», «Составь пары(герб-флаг)». Цикл ознакомительных бесед на тему: «Вежливые слова на разных языках», «Об обычаях предков». Закреплять у детей понятие - наши предки; расширять представления детей о нравственных категориях: сострадании, почтении, уважении и дружбе народов; подчеркнуть общие положительные черты народов, проживающих на территории республики; формировать убеждение, что народы, живущие вместе - дружная семья. | Апрель | |
| Презентация проекта в форме выставки совместных работ: "Ярмарка одежды и головных уборов". Дидактические игры для закрепления знаний о народах Поволжья. Рассказывание детьми сказок. Повторение пословиц. Музыкальный киоск "Узнай мелодию". Декоративное рисование "Укрась посуду орнаментом" (на выбор). Оформить стенд фотографий: "Саратовская земля –народов дружная семья ". | Май |
Ожидаемые результаты проекта:
Проект позволит решить задачи воспитания симпатии, дружелюбия и уважения к сверстниками и взрослым различных национальностей; понимания и принятия этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявления заинтересованного отношения к жизни, культуре иных этнических коллективов; отражения эмоционально-положительного отношения к Правилам вежливости каждого народа – это очень сложное сочетаний национальных традиций и обычаев. И где бы ребенок ни был, он должен уважать традиции национального окружения и вести себя в соответствии с их нормами.
Знакомство с национальностями, их традициями, искусством и т.д. доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народов мира дружная семья (фестиваль детской культуры)
Сценарии для детей старшей-подготовительной группы. Воспитывание любви к Родине, к Кубани....
Развлечение для детей средней группы "Мордовия моя - народов дружная семья"
Закреплять знания детей о Мордовии, развивать интерес к культуре мордовского народа, вовлечь в игры и театрализацию, воспитывать уважение к национальным традициям....
Конспект развлечения - Фестиваль детской культуры "Народов Поволжья - дружная семья"
Развлечение - Фестиваль детской культуры "Народов Поволжья - дружная семья" проводиться с целью обобщить представления дошкольников о Поволжском национальном крае; воспитывать интерес к культуре своег...
мордовия моя - народов дружная семья
развлечение с детьми средней группы...
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности старших дошкольников «Космонавты на Саратовской земле» посвященный 80-летию образования Саратовской области.
Цель: Воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: 1. Закрепить знания детей о первых космонавтах Земли (Ю.А. Гага...
Календарно-тематическое планирование в средней группе по теме: «Народов дружная семья - народная культура, промыслы и традиции»
Календарно-тематическое планирование в средней группе по теме: «Народов дружная семья - народная культура, промыслы и традиции» на неделю...
Празднично-игровое мероприятие «Народов дружная семья!»
Цель: формировать уважительное отношение и любовь к своей Родине; вызвать интерес к осознанию себя частью страны, узнавать традиции и обычаи народов проживающих в России, прививать уважение к самобытн...