Особенности организации театрализованное деятельности в работе с младшими дошкольниками.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Сырескина Татьяна Владимировна
Автором представлен доклад к методобьединению по младшим до школьникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа 1

"Образовательный центр" п.г.т.Стройкерамика

Муниципального района волжский Самарской области

Структурное подразделение "Детский сад " Солнышко"

Доклад

«Особенности организации работы по театрализованной деятельности в группе детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:

Сырескина Т.В.

2018г.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе театрализованных игр:

  1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
  3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
  4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
  5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
  7. Происходит коррекция поведения.
  8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
  9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
  10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Цели, задачи и содержание работы с

детьми младшего дошкольного возраста

Цели:

  • развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
  • обогащение словаря детей, активизация его;
  • совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй;
  • способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

Содержание работы:

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.

Самый короткий путь - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

В практической деятельности с детьми используются различные формы работы. Подобраны и разработаны картотеки, способствующие эмоциональному раскрепощению ребенка, снятию зажатости, обучению чувственности и художественному воображению, включающие в себя формы доступные даже маленьким детям:

  • артикуляционную и пальчиковую гимнастику;
  • чистоговорки и скороговорки;
  • этюды, мимические упражнения для развития эмоциональной сферы и воображения;
  • хороводные игры;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • подвижные игры со сказочными героями;
  • потешки, присказки;
  • упражнения на расслабление и натяжения мышц;
  • театрализованные игры, упражнения и этюды.

Предложенные картотеки игр и упражнений являются подготовительным этапом в развитии у воспитанников театрализованной деятельности.

Их использование положительно влияет на развитие у дошкольников театрализованной деятельности: разнообразием тематики и содержанием предлагаемых игр и упражнений; постоянным, ежедневным включением игр в жизнь ребенка, их максимальной активностью на всех этапах подготовки и проведения игр.

Практическая часть. Мы включаем театрализованную игру как игровой приём и форму обучения детей. В занимательную деятельность воспитанников вводим персонажей, которые помогают малышам усвоить те или иные умения и навыки (КГН и «Мойдодыр», охрана жизнедеятельности детей «Волк и семеро козлят», «Кошкин дом»), что способствует раскрепощению ребёнка, созданию атмосферы свободы в игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых осуществляется на прогулке, вне занятий. Сюда мы включаем игровые ситуации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, строительные игры с драматизацией.

Важным аспектом деятельности педагога в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.

В группах детей младшего дошкольного возраста созданы необходимые условия для театрализованной деятельности воспитанников. Оборудованы уголки, которые включают различные виды театра:

  • пальчиковый театр;
  • театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);
  • кукольный театр, ширма к нему;
  • настольный театр;
  • театр картинок и персонажей (на магнитной доске);
  • театр масок;
  • вязаный театр (относится к пальчиковому театру);
  • костюмированный театр.

Каждый из перечисленных видов театра вводится в группу постепенно. Реализация театрализованной деятельности в группе, проводится соответственно перспективному планированию. Перспективное планирование составляется сроком на один год при участии обоих педагогов группы, в соответствии с основной программой детского сада. 

Первым видом театра, с которыми знакомятся дети - плоскостной театр на магнитной доске, затем настольный театр. 

Знакомство начинается с первой младшей группы, дети смотрят театральные представления, показываемые воспитателями. На этом этапе важно сформировать интерес к театру, заинтриговать ребёнка, привлечь его внимание.

Затем происходит знакомство «театром масок». Здесь они впервые сами могут попробовать себя в роли актёров, конечно, их роль ещё мала, их реплики это скорее звукоподражание цыплятам, подражание движениям зайчика, лисички.

Таким образом, к концу первой младшей группы дошкольники уже знакомы с 4 видами театра. С этими знаниями они переходят в следующую возрастную группу.

На этом этапе важно поддержать интерес детей к театрализованной деятельности. Слова для инсценировок заучиваются как потешки или стихи во время прогулки, повторяются не однократно, так ребёнок получает уверенность, становится способен на импровизацию.

Следующие виды театра, которые следует ввести это театр игрушек, плоскостной театр для индивидуальной работы, театр вязаный. Каждый вид театра сначала демонстрируется педагогом, причём не однократно показываются театрализованные представления и, только потом привлекаются для постановок дети (в следующей очередности: педагог и 1 ребенок; педагог и несколько детей, дети и педагог-наблюдатель, дети показывают самостоятельные представления).

На этом же этапе необходимо знакомить детей и с возможностью показа представления с помощью ряженья. Следующий вид театра, с которым можно познакомить детей младшего возраста – теневой и пальчиковый театр. Чем интересен пальчиковый театр - с его помощью дети учатся импровизировать, одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики. Очень трудно научить детей играть в теневой театр, поэтому подготовительный этап и совместный этап будут несколько длиннее, чем при знакомстве с другими видами театра.

Необходимо отметить, что в группах также организованы уголки ряжения, которые подобраны по возрасту, он разнообразен, качествен, доступен. Малыши имеют возможность его рассматривать, примерять и выбирать по своему усмотрению. В уголке имеются и аксессуары, которые могут дополнить образ и индивидуальность ребёнка.

В обогащение развивающей предметно-пространственной среды по театрализованной деятельности в МДОУ педагоги групп часто привлекают родителей воспитанников. Активизации их интереса способствуют тематические недели (например, «Любимые сказки», «Смешные истории», «В гости к Айболиту»), в которых родители и дети являются равноправными участниками: например, выставка сотворчества детей и родителей в изобразительно-художественной деятельности, изготовление книжек-малышек и т.д.

Для педагогического просвещения родителей по данному вопросу разработаны рекомендации – «Домашний кукольный театр», «Расскажи ребенку сказку»; буклеты, консультации; разработаны анкеты.

Также родители могут привлекаться к активному участию в данных мероприятиях в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов. В любом случае сотрудничество родителей и педагогов будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Вывод: театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте

В работе рассмотрены понятия эстетичсекого воспитания, формы организации театрализованной деятельности для старшего дошкольного возраста....

Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками...

Особенности организации двигательной активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей. ( из опыта работы)

Особенности  организации двигательной  активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей.( из опыта работы)...

Особенности организации театрализованной деятельности в подготовительной группе

История появления детских театров,Детское творчество в театралезованной деятельности. Театралезованные игры в развитии детского творчества. Виды театров....

Особенности организации театрализованной деятельности с детьми, имеющими речевые наручения

Театр понятен, доступен и интересен каждому малышу. С его помощью ребёнок быстрее, и самое главное, без лишнего напряжения раскрывается и совершенствует свою речь....

Особенности организации театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенностью театрализованной деятельности дошкольников является то, что она не появляется сама по себе. В ее осуществлении огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Театрал...