Особенности организации театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
методическая разработка

 Клюева Елена Анатольевна

Особенностью театрализованной деятельности дошкольников является то, что она не появляется сама по себе. В ее осуществлении огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Театрализованная деятельность дошкольников выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Поэтому она не должна сводиться только к подготовке выступлений детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенностью театрализованной деятельности дошкольников является то, что она не появляется сама по себе. В ее осуществлении огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Театрализованная деятельность дошкольников выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Поэтому она не должна сводиться только к подготовке выступлений детей.

Организация театрализованной деятельности осуществляется в соответствии с развивающими и воспитательными целями. Содержание, формы и принципы осуществления театрализованной деятельности способствует выполнению следующих целей:

  • развитие интереса к театрализованной деятельности;
  • создание атмосферы творчества;
  • социально-эмоциональное развитие детей.

О.В. Акулова отмечает, что реализация данных целей требует учета основных принципов театрализованной деятельности:

  1. Важнейшим        принципом        является        принцип        специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
  2. Согласно принципу импровизационности, театрализованная деятельность рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
  3. Данные два принципа находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованной деятельности включается в целостный педагогический процесс.

М. Д. Маханева выделяет следующие задачи организации театрализованной деятельности:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности: поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.;
  • приобщать детей к театральной культуре: знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами театров;
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Содержание театрализованной деятельности направлено на:

  • обогащение познавательного и эмоционального опыта;
  • понимание детьми отдельных средств выразительности;
  • устранение внутренней скованности детей, раскрепощение.

М . Д .        М а х а н е в а        в ы д е л я е т        в содержании        театрализованной деятельности дошкольников следующее:

  • чтение        художе ственной        литературы,        просмотр        кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения        по        формированию        выразительности        исполнения (вербальной и невербальной);
  • отдельные упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Методы организации театрализованной деятельности:

 игры


Прямые

  • Выявление желания играть
  • Беседа
  • Распределение ролей
  • Замечания и помощь в ходе

  • Похвала, беседа в ходе игры

               


Косвенные

  • Экскурсии
  • Ч т е н и е        худ о ж е с т в е н н ы х произведений
  • Беседа, рассказ воспитателя
  • Работа с родителями (ст. гр.)
  • Игры-занятия        (дидактические игры и др.)

Условия возникновения театрализованной деятельности:        

  • Интерес, игровые умения;
  • Знание художественного произведения;
  • Атрибуты.

Косвенные методы организации театрализованной деятельности:

  • Чтение художественного произведения на занятии, беседа по его содержанию.
  • Рассматривание иллюстраций (дополняют впечатления детей наглядными образами, подсказывают элементы костюмов, декораций).
  • Просмотр диафильмов, видеофильмов (среда обитания).
  • Повторное чтение художественного произведения в свободное время, чтение по ролям, пересказ своими словами, разбор интонаций, жестов, позы, мимики.
  • Наблюдение за повадками животных в естественных условиях, имитация их движений, передача эмоционального состояния – страха, удивления, радости и др.
  • Прослушивание произведения в аудиозаписи, просмотр различных видов театра (особенно кукольного).
  • Изготовление атрибутов к игре (привлечение родителей).
  • Занятия по рисованию, лепке, аппликации на тему художественного произведения (лучше коллективные).

Прямые методы организации театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста:

Начало игры:

Показать атрибуты и этим собрать детей около себя, предложить поиграть в эту игру, кто не желает – пусть посмотрит или поиграет не мешая другим,

Б) с желающими детьми проводят беседу, в которой выясняют, знают ли дети произведение; последовательность событий; героев; включают дополнительные роли, если детей больше чем количество героев; выясняют характер героев; средства выразительности с помощью которых можно выразить характер героев; обговариваются атрибуты; дополнительный материал (песни и др.); определяется место размещения декораций.

В) распределяются роли

  • в младшей группе распределяет воспитатель, учитывая желание детей,

Г) воспитатель чаще берет на себя слова автора и одновременно участвует в игре, подсказывает детям слова, выход, (при повторении – слова ведущего можно поручить ребенку).

Д) в конце театрализованной деятельности проводится анализ, в котором отмечаются успехи детей, средства выразительности, с помощью которых ребенку удалось передать характер героя.

Л.В. Артемова выделяет формы театрализованной деятельности: Режиссерские игры включают в себя:

  1. Настольные театрализованные игры:
  • настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении;
  • настольный театр картинок. Персонажи и декорации должны быть двухсторонними, так как неизбежны повороты.
  1. Стендовые театрализованные игры:
  • стенд-книжка. Динамика событий здесь изображается при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Данный вид игры удобно использовать для игр типа путешествий. По ходу поездки ведущий переворачивает листы стенд-книжки;
  • фланелеграф. Картинки показываются на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Рисунки подбираются из старых журналов, книг, недостающие – дорисовываются;
  • теневой театр. Используется экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран.

Игры-драматизации включают в себя:

  • игры-драматизации с пальчиками. Ребенок надевает на пальцы атрибуты и действует за персонажа, изображение которого у него на руке;
  • игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т.е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т.д.;
  • импровизация – р а з ы г р ы в а н и е  т е м ы , с ю ж е т а б е з предварительной подготовки. Это самая сложная, но интересная

игра, которая сближается с сюжетно-ролевой игрой. К этой игре детей готовят все предыдущие виды игр, она требует подготовки.

Занятие по театрализованной деятельности в основном строится по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность в разных формах, где каждый ребенок имеет возможность реализовать и развить свой творческий потенциал;
  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной игры.

Организация театрализованной деятельности младших дошкольников включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный этап. Как отмечают исследователи театрализованной деятельности детей, главный акцент в процессе ее организации необходимо делать не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе. М.Д. Маханева считает, что на данном этапе осуществляется введение в тему, создание эмоционального настроя детей. Предлагается с этой целью организовать «погружение в сказку» при помощи

«волшебных вещей» из сказки. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

Организация театрализованной деятельности начинается с отбора произведения, в котором обязательно участвуют дети. Младших дошкольников воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть в сказку «Репка», «Колобок». На данном этапе театрализованной деятельности осуществляется обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идеи произведения для театрализации. При чтении сказки, сценария, важно сохранить полностью авторский текст,

не искажать его. Р.И. Жуковская рекомендовала преподносить детям текст произведения выразительно, художественно. Но учить текст не следует, чтобы игра не превратилась в постановку спектакля. Чем полнее и эмоциональнее во сприятие произведения, тем выше уровень театрализованной игры. При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность чувств педагога. Чем меньше ребенок, тем более определенно, акцентировано должно быть чтение.

После чтения произведение обсуждается. В процессе обсуждения педагог выясняет понимание детьми не только содержания произведения, но и отдельных средств выразительности. Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее во сприятие произведений, тем выше уровень театрализованной игры, поэтому при чтении нужно широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

При повторном чтении нужно вовлекать детей в несложный анализ содержания, подводить их к осознанию мотивов поступков персонажей.

В процессе обсуждения произведения педагог выясняет понимание детьми не только его содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение было у хозяйки вначале стихотворения? Как вы об этом догадались?» Чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной игры, поэтому при чтении нужно широко использовать комплекс средств выразительности.

Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая произведение, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны.

Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать проблемные ситуации типа

«Ты с этим согласен?» Например, воспитатель читает отрывок из сказки

«Волк и семеро козлят» и спрашивает: «Вы согласны, что эта песня волка, а не козы? Почему вы так думаете?»

Таким образом, на подготовительном этапе перед воспитателем встают три задачи:

  • понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;
  • помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться его содействие персонажам произведений;
  1. Второй этап – обучение детей средствам выразительности. Он связан с развитием умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Создание образа

– задача сложная для дошкольника, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательном и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды,   упражнения   на   развитие   эмоций.   Например,   простые   этюды

«Солнышко встает», «Солнышко садится», в которых эмоциональное состояние передается детям при помощи словесной и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения.

При обучении детей средствам речевой выразительности можно использовать фрагменты из сказок. Например, детям предлагают попроситься в теремок так, как просились Лягушка или Медведь. После этого воспитатель спрашивает, кто больше похож по голосу и манерам на данных персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному из детей разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за

каждого. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, его голос и привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что в этих упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Представляют интерес этюды, в которых дети под музыку выполняют движения, импровизируют. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная деятельность лишена красок и выразительности.

Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. Например: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Этот этап организации театрализованной деятельности направлен развивать у детей умения передвигать одну и более игрушек по игровому полю; на развитие умений звукоподражания, озвучивания персонажей сказки, разыгрывание диалога с другими персонажами.

Примеры ситуаций игрового взаимодействия.

Ситуация 1. «Оживление картинки». Детям предлагается создать ситуацию и показать действие какого-либо героя (заяц убегает от лисы, колобок встретил волка и т.д.). для этого предлагается набор мелких игрушек, декорации к плоскостному театру и т.д.

Ситуация 2 . «Покажи как». Детям предлагается рассмотреть иллюстрации к знакомым сказкам («Колобок», «Заюшкина избушка» и т.д. ) и создать похожую ситуацию с помощью предложенных игрушек.

Ситуация 3. «Движение двух и более героев». В этой игре детям предлагается из мелких игрушек и декораций для настольного театра создать

знакомую ситуацию и привести в действие двух и более героев («Катится Колобок, а на встречу ему заяц. Покажи как они встретились») и т.д.

Ситуация 4. «Волшебное радио». С аудиозаписи воспроизводятся различные звуки (пение птиц, лай собаки, мяуканье кошки, шелест листвы, ветер, шум воды и т.д.). Детям предлагается внимательно слушать

«волшебное радио», а затем отгадать, что это за звуки.

Ситуация 5. «Беседа». В этой игре ребёнку предлагается озвучить двух героев, используя реплики и ответы.

  1. Третий этап связан с творчеством ребенка в различных видах речевой, игровой деятельности в процессе освоения игровых позиций

«зритель», «артист», «сценарист», «режиссер», «оформитель». Это собственно театрализованная игра, в которой и воспитатель, и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал. В младшем дошкольном возрасте малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах- импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от театрализованной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми. Например, воспитатель показывает детям куклу:

  • К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте попросим Катю поплясать: «Катя, попляши пожалуйста». (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут)

По степенно дети включаются в театрализованную игру. Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и

песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передает палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. Этот этап направлен на развитие умений разыгрывать небольшой знакомый сюжет, включающий одного – двух персонажей.

Примеры ситуаций игрового взаимодействия.

Ситуация 1. разыгрывание бытовых и сказочных ситуаций. создание сюжета ведётся на основе словесного источника (использование строчек из потешек, произведений В. Берестова, Е. Благиной и др.). Воспитатель пользуется ролевой речью, звукоподражанием, подсказывает ребёнку реплики, объясняет действия. Разговор за разных героев ведётся разными голосами.

Ситуация 2. Дать ребёнку кубик и попросить покатать его, как машину. Если задание вызывает трудности, выполнить совместно с ребёнком (взять его руки в свои). Необходимо сопровождать задание звуками – гудеть, шипеть.

При разыгрывании сюжета необходима такая организация театрализованной игры, при которой каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого используются разнообразные приемы. М. Маханева советует использовать следующие из них:

  • выбор детьми роли по желанию
  • назначение на главные роли наиболее робких и застенчивых детей
  • распределение ролей по карточкам
  • проигрывание ролей в парах.

Как отмечает автор, при распределении ролей возникают две основные

проблемы: что делать, если ролей не хватает на всех детей и кто будет играть отрицательных персонажей. Первую проблему помогает решить подгрупповая организация занятий и парное проигрывание ролей. Кроме того, воспитатель, чтобы охватить всех детей, может придумать дополнительные роли. Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за детьми. Л.В. Артемова советует не предлагать маленьким детям роли отрицательных персонажей, а исполнять их самому воспитателю с помощью куклы.

  1. Заключительный этап - эмоциональное заключение обеспечивает успешность проведения театрализованной деятельности. Заключительный этап игры представляет собой обмен мнений, обсуждение, воспоминание о проведенной игре. Большое удовольствие детям доставляет просмотр видеозаписи, фотографий. Результаты участия в театрализованной игре могут найти свое отражение в изобразительной деятельности детей, в ручном труде.

Театрализованная деятельность детей может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, занятиям по развитию речи и т.д.), а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку, причем каждый раз подгруппы формируются по-разному – в зависимости от содержания занятий. Продолжительность каждого занятия в младшей группе

- 15-20 минут.

Согласно особенностям организации театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста, эффективность занятий во многом определяется созданием соответствующей предметно-пространственной

развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом предметно- пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать следующие особенности детей младшего дошкольного возраста:

  • индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • особенности его эмоционально-личностного развития;
  • индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность,        исследовательский        интерес        и        творческие способности;
  • возрастные и поло-ролевые особенности.

В зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки, театральные атрибуты.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрацию к спектаклю и т.д. Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития детей требует проектирования своеобразных зон приватности – специальных мест, в которых каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой- либо костюм – то, что он может использовать в театрализованной деятельности.

Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения – музыкальный и театральный залы, гримерная, комната сказок, в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности, разнообразные праздники и развлечения.

Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, например, в группе для детей 3-4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжания и игрушки-животные для театрализации знакомых сказок. и т.д. В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должно отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Четвертый – заключительный этап направлен на развитие умений выстраивать и разыгрывать сюжет из одного-двух событий с опорой на наглядность.

Примеры ситуаций игрового взаимодействия.

Ситуация 1. Разгадывание содержания картинок из детских книг:

«Покажи при помощи игрушек, что произошло». Воспитатель помогает ребёнку при помощи вопросов: «О чём рассказывает картинка? Что случилось? Что произойдёт дальше?» Используют иллюстрации к сказкам, стихотворениям для детей 3-4 лет.

Ситуация 2. «Покажи и расскажи сказку». Детям предлагается показать и рассказать знакомую сказку, используя набор мелких игрушек и предметов

  • заменителей, а также плоскостного театра. Обращается внимание детей на то, чтобы они использовали в обыгрывании сказки все те умения, которые получили ранее.

Подобная организация театрализованной деятельности создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, разносторонне влияя на личность ребенка, позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественного воспитания, становится неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

Таким образом, организация театрализованной деятельности младших дошкольников включает в с ебя следующие эт апы: подготовительный, Этап обучения детей средствам выразительности, собственно театрализованная игра, эмоциональное заключение. Эффективность занятий во многом определяется соответствующей предметно-пространственной развивающей средой, которая является одним из основных средств развития театрализованной деятельности детей.

Требования к содержанию и методам работы и обязанности педагога по разделу «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);
  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи,

музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

Методические рекомендации к организации театральных занятий. Во время занятий необходимо:

  • внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
  • если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;
  • при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
  • спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;
  • в заключении различными способами вызывать у детей радость.

Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И.Зимина)

  1. Содержание и разнообразие тематики.
  2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения

игр.

  1. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах

организации театрализованной игры.

Психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности (М.В.Ермолаева)

  1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
  2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
  3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.
  4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
  5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.
  6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Для развития творческих способностей детей через театрализованные игры необходимо создать предметно-развивающую среду. Исходным требованием к предметной среде стал следующий подход: она должна обеспечивать и условия для творческой деятельности каждого ребенка, и зону ближайшего развития.

Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно- пространственной среды:

  • обеспечения баланса   между   совместной   и   индивидуальной

деятельностью детей;

  • организация «зон приватности»; предоставление права и свободы выбора;
  • с о з д а н и е        у с л о в и й        д л я        м о д е л и р о в а н и я ,        п о и с к а        и

экспериментирования;

  • полифункциона льно сть        использования        помещений        и оборудования;
  • возрастная        и        полоролевая        адресованность        оборудования        и

материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте

В работе рассмотрены понятия эстетичсекого воспитания, формы организации театрализованной деятельности для старшего дошкольного возраста....

презентация «Магнитный театр как средство организации театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст - это самый подходящий период для всестороннего развития человека. В 3-4 года у детей начинают активно развиваться все процессы психики: внимание, восприятие, мышл...

Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста...

Педагогические условия организации театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста

В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него - но...

Организация театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Согласно особенностям организации театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста, эффективность занятий во многом определяется созданием соответствующей предметно-пространственной р...

Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста

в статье раскрыты особенности организции проектной деятельности для  детей младшего дошкольного возраста....