"Краеведческие игры для дошкольников"
статья на тему

Егорова Анна Евгеньевна

Этот материал особенно ценен в работе с детьми дошкольного возраста для формирования краеведческих знаний, воспитания любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egorova_a.e._kraevedcheskie_igry.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Егорова А.Е., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 21 Выборгского района

Санкт-Петербурга

«Краеведческие игры для дошкольников»

“Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.

К. Паустовский

Краеведение - это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. Этот материал особенно ценен в работе с детьми дошкольного возраста для формирования краеведческих знаний, воспитания любви к родному краю.

Краеведческое воспитание детей дошкольного возраста направлено на воспитание устойчивого интереса к родному краю, познавательной активности, воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать, как можно больше нового о своей малой Родине.

Следует отметить также то, что краеведение – неисчерпаемый источник для интегрированного обучения, воспитания и коррекционной работы с детьми. Работа с детьми на материале родного края, традициях и культуре, способствует формированию у детей дошкольного возраста социальных ориентаций, включающих ориентиры, цели и средства жизнедеятельности.

«Ориентации личности выступают, своего рода, «фильтром», пропускающим ту или иную информацию, которая не требует перестройки всей системы личности, поддерживает ее внутреннюю целостность, удовлетворяет потребности личности теми способами и посредством тех ценностей, которые предлагает само общество». (Г.Н. Мусс,2007)

Таким образом, краеведческое воспитание тесно связано с патриотическим воспитанием.

Особое место в краеведческом воспитании детей дошкольном возраста занимает игра. Через неё ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений взаимодействия с окружающим.

«Игра-путешествие – это один из способов расширения жизненного пространства детей, осмысления окружающего мира, места в нем. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Примеряя в игре-путешествии на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики». (В.А. Зебзеева, 2013)

Сценарии игр-путешествий строятся в виде непосредственных реальных путешествий детей в природу, в виде игр по сюжетам рассказов на природоведческие темы.

Краеведение - это отправная точка увлекательного путешествия в бурное геологическое и историческое прошлое; стартовая площадка для полета фантазии о будущем. О будущем человека, его семьи, его города…

Главной целью дошкольного краеведения является - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

  1. Познакомить с историей и современностью нашего города.
  2. Сформировать представление о различных сторонах жизни своего города.
  3. Развивать стремление как можно лучше знать свой город.
  4. Способствовать становлению, развитию и упрочению не только детского коллектива, но и семьи.
  5. Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения.

Темы для краеведческих игр с детьми:

  • География Санкт-Петербурга;
  • Наш Край родной;
  • Путешествие по достопримечательностям Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
  • Мой детский сад;
  • Улицы нашего детства;
  • Транспорт города Санкт-Петербурга;
  • Любимый город;
  • Улицы моего детства. Игра «Следопыты».

Вся образовательно-воспитательная деятельность в данном направлении рассматривается в следующих тематических блоках:

  • «Здравствуй, детский сад!»;
  • Страницы истории родного города;
  • Культурное наследие;
  • Старшее поколение;
  • Город будущего;
  • Семь+ я;
  • С любовью к городу.

Краеведческие уголки - место, где собираются, хранятся, оформляются, изучаются и демонстрируются предметы далекого прошлого и недавних событий края, свидетельства отдельных человеческих судеб.

Учитывая ведущую деятельность детей, необходимо широко использовать различные виды игр в краеведческой работе (дидактические игры по ознакомлению с городами ("Где я нахожусь”, “Узнай и расскажи”, “Когда это было”)).

Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт (“Автотранспортное предприятие”, “Библиотека”, “Ателье”, “Стройка” и т.д.)

Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. В данной работе необходимо опираться на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Работа по тематическому блоку “Наш край родной” ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.

В работе можно использовать “домашние задания”. Накануне выходных, отпуска, выезда семьи на природу, дети и родители получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.

Активно привлекать родителей к участию в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок народного прикладного искусства.

Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют нам считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, так как дети учатся более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. Наблюдаются легкая адаптация к условиям школы и высокий уровень успеваемости. А также удаётся добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СТИМУЛ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

В данной разработке показано, как можно в занимательной форме развивать и воспитывать гражданскую позицию старших дошкольников. В рамках большого интегрированного занятия-путешествия с использованием ...

«Краеведческая игра - путешествие как средство приобщения дошкольников к истории и культуре родного края».

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками.  Особое место занимают краеведческие игры, кот...

Статья "Краеведческие игры для дошкольников"

В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, ...

статья "Краеведческие игры для дошкольников"

             В настоящее время игровой краеведческой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Краеведческая игра занимает важное ме...

Краеведческие игры, как эффективное средство развития познавательной и эмоциональной активности старших дошкольников

Выступление по теме : ”Краеведческие игры,как эффективное средство развития познавательной    и эмоциональной активности старших дошкольников”....

"Краеведческие игры для дошкольников"

Патриотическое воспитание дошкольников через систему краеведческой работы позволит понять прошлое и настоящее, сохранить всё ценное в историко-культурном населении своего края....