Статья "Краеведческие игры для дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Крюковских Светлана Михайловна

В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kraeveldcheskie_igry.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Крюковских С.М., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 53 Колпинский район

Санкт-Петербурга

Краеведческие игры для дошкольников

Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. 

Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время. Главным этапом  формирования любви к Родине следует считать, накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений приобщение к миру его культуры.   Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы, прежде всего сами должны знать его, а также должны подумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для нашего края, что можно увидеть только здесь.  Показать свой родной край таким, чтобы, когда дети станут взрослыми, даже уехав из родных мест на долгие годы, они вспоминали их с теплотой, с гордостью рассказывали о богатстве родного края, о том, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.                                                                         Краеведческие игры актуальны и интересны для детей дошкольного возраста. Играя в такие игры, дети получают целостное представление о родном крае,  городе, о своей Родине.                                                                                 Игровой краеведческой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Краеведческая игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Русские народные, хороводные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели народные песни с прибаутками, плясками, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями, плясками и хороводами.

Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. Так как в играх у детей воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела. В игре ребёнок сознательно ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются – инициатива, организаторские способности, изобретательность.
            Краеведческая игра – не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения ребёнком социального опыта.
            Игра - добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению.
            Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами – такие игры называют «творческими».
            Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на сюжетно – ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
            Сюжетно – ролевая игра рассматривается как основной вид игры дошкольника. Основой краеведческой сюжетно-ролевой игры является быт своего края, его особая производственная тематика, национальные традиции.
             Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт, например, “Автотранспортное предприятие”, “Библиотека”, “Ателье”, “Стройка” и др.

Игровой фольклор занимает ведущее место  в детском творчестве. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев.
             Национальные народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
             Большое значение имеет театрализованная деятельность: игры-инсценировки, драматизация народных сказок, произведений национальных писателей, поэтов.  Показ всех видов театров, ряжение в национальную одежду.

«Игра-путешествие» – это один из способов расширения жизненного пространства детей, осмысления окружающего мира, места в нем. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Примеряя в игре-путешествии на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики.
           Сценарии игр-путешествий строятся в виде непосредственных реальных путешествий детей в природу, в виде игр по сюжетам рассказов на природоведческие  темы.

Дидактическая игра - это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

Лексические игры -  воспитывают любовь к родному городу, стране, активизируют словарь детей.
           Специфика экологических игр для дошкольников заключается в том, что материал, доносимый до ребенка, должен быть, не только полезен и познавателен, но и интересен. Поэтому, лучше всего при проведении экологических игр для детей вовлекать их самих в активное участие в игре, так как - это лучший способ познакомить ребенка с окружающим миром, активизировать его словарь по данной теме, сформировать у них представления о живой и неживой природе своей малой Родины. Игры могут принести немалую радость детям, если педагог позаботится об их разнообразии.
            В экологическом воспитании игры с правилами могут занять важное место в общей системе, так как они дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков.

Дети играют всегда и везде. Это их естественное состояние. Но есть минуты, когда они, затаив дыхание, просто сидят и слушают. То ли им читают сказку, то ли они получают ответ на очередное «почему». Путешествуют во времени, в пространстве.  Конечно, необходимо постоянно включать элементы игровой деятельности в канву этих образных путешествий. Иначе детям будет где-то неинтересно, что-то непонятно. Уточнить и закрепить знания ребят в этой сфере помогут викторины и интеллектуальные соревнования.

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации о своем родном крае.                        Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

   

     Литература:

                        интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для дошкольников по дорожному движению "Игры на ходу"

Игры для дошкольников по дорожному движению...

Психологические игры для дошкольников.Игры серии «Доброе солнышко»

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. По...

Дидактические игры для дошкольников Пальчиковые игры.

Дидактические игры для дошкольниковПальчиковые игры....

"Развивающие игры для дошкольников" «играем – развиваемся»

Методическая разработка … «Изо всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, следует, прежде всего, развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренеб...

Развивающие занятия по типу ролевой игры для дошкольников подготовительной группы «Играем в школу»

Задачи:· развитие воображения, мышления, образных и пространственных представлений;· развитие речи и мелкой моторики;· обогащение словарного запаса;· развитие произвольной сферы и внимания;· формирова...

Мастер-класс для воспитателей "Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников"

Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отн...