Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников
статья на тему

Остроухова Елена Борисовна

Наш детский сад комбинированного вида №11 «Олененок» является Муниципальным дошкольным образовательным учреждением города Мичуринска Тамбовской области. Работа детского сада по духовно-нравственному воспитанию детей основывается на Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»), на парциальной программе «Приобщение к истокам русской национальной культуры» (авторы Князева и Маханёва).

Я работаю на группе с детьми старшего и подготовительного к школе возраста. По согласованию с родителями еженедельно, во второй половине дня в свободно организованной деятельности, стала проводить цикл бесед на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей в традициях родной православной культуры, любви к Отечеству, используя наследия мастеров художественного слова и народного творчества». Основу данных бесед отражает духовный опыт русского православия без введения информации религиозной направленности. Это рассказы о рождении и жизни Пресвятой Девы Марии, о чудесном рождении Богочеловека Иисуса Христа, о событиях происходивших при этом, о дальнейшей жизни Иисуса Христа и   о   чудесах, которые   Он   творил; о Воскресения Христова, о зарождении христианства и о гонениях на первых христиан; о Крещении Руси, о житии святых.    

Основная цель данного цикла - дать начальные, главные понятия о христианстве, расширить и обогатить познания детей о традициях родного Православия, о культуре празднования православных праздников.

Задачи:

  • приобщать детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям;

  • развивать познавательные способности детей в области православной культуры;

  • формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности:

-  к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;

- к культурному наследию своего народа;

-  к природе родного края;

  • формировать у детей понятия святости, благоговейного отношения к святыням;

  • вызвать желание у детей участвовать в православных праздниках.

Учитывая физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста, я попыталась спланировать свою работу не только в форме назидательных бесед. Одним их ярких средств для достижения поставленных целей, для более полного, объёмного раскрытия и понимания темы, для меня стало наследие мастеров художественного слова. Используемые в данной работе стихи русских классиков А.С. Пушкина, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.А. Блока помогают детям осознать всё разнообразие и красоту сотворённого Богом мира, прививают любовь и бережное отношение к природе (истоки экологического воспитания). Старинные слова и выражения (словарная работа постоянно ведётся) придают особую торжественность и красоту поэтическому слогу, что отличает именно духовную поэзию.

Н. Хвостов «Сочельник в лесу», Я.П. Полонский «Ёлка», П. Быков «Рождественская звезда»”, А. А. Блок «Сочельник в лесу», «Вербочки» - это только часть духовной поэзии, которую дети слушают, а потом и с удовольствием разучивают наизусть.

Нельзя, конечно, обойтись и без народной поэзии, фольклора, который является неотъемлемой частью русской культуры и имеет особый колорит. В работе используется и прозаический материал: назидательные повести о «Маленькой христианке», «Божий мир» Геннадия Снегирёва, «Тридцать лет и три года», «Скорый помощниче» Георгия Юдина; сказки, как литературные, так и народные, где добро борется со злом и побеждает.

Рассказы о святом мученике воине Георгии Победоносце, чтение жития русских святых Ильи Муромца, Александра Невского, Сергия Радонежского, Димитрия Донского воспитывают в детях патриотические чувства, любовь к Отчизне. Мои воспитанники узнают, как воинская доблесть и полководческий гений русских святых воинов помогали им побеждать врагов Отечества русского, укреплять Православие. Их молитвами и благими делами утверждалось и крепло наше государство. Эти рассказы вызывают в детях (особенно в мальчиках) желание быть похожими на русских богатырей, ставшими святыми.

Нельзя обойтись и без наглядного материала. Иллюстрации храмов, икон с изображением лика Иисуса Христа, Божьей Матери, святых, явлений, событий и другие иллюстрации помогают ребёнку осознать тему беседы, зрительно запечатлеть её в памяти.

Для формирования у моих воспитанников мировоззрения, которое определяет линию поведения человека в обществе, его нравственные принципы, создаю условия интегрирования духовно-нравственного содержания воспитания в различные виды детской деятельности:

- в игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых, дидактических игр, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр;

- в продуктивную деятельность, предлагая детям в группе или дома, с помощью родителей,  выполнить рисунок на тему прошедшей беседы, поделку, подарок для именинников и к православным праздникам.

По количеству и качеству рисунков я определяю, как прочувствовали дети тему, понятна ли она им, интересна ли, или требуется дополнительное разъяснение, использование более ярких, образных методов для усвоения детьми материала.

В организации сюжетно-ролевых игр стараюсь учитывать нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив.

И одним из образных и ярких средств духовно-нравственного воспитания, является участие детей в православных и народных праздниках, которые мы организуем совместно с музыкальным руководителем. Мои воспитанники знакомятся с традициями своего народа, с большим интересом открывают для себя народные и православные праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха». При этом они учатся не только веселиться, но и осмысливать содержание праздника, становятся активными его участниками.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования большое значение имеет взаимодействие педагога с родителями в деле духовно-нравственного воспитания ребенка. В нашей группе эта работа проходит через открытые занятия и праздники, совместные мероприятия, родительские собрания, на которых обсуждаются насущные вопросы духовно-нравственного воспитания детей.

С родителями проводилось анкетирование, по вопросам актуальности духовно-нравственного воспитания, которое показало, что большинство родителей, (а именно 57% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовно-нравственным развитием своих детей и стараются использовать разные возможности для их воспитания. 84 % родителей удовлетворены работой педагогического коллектива детского сада и группы в частности по данному направлению.

Мы считаем, что православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников.

Наш детский сад комбинированного вида №11 «Олененок» является Муниципальным дошкольным образовательным учреждением города Мичуринска Тамбовской области. Работа детского сада по духовно-нравственному воспитанию детей основывается на Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»), на парциальной программе «Приобщение к истокам русской национальной культуры» (авторы Князева и Маханёва).

Я работаю на группе с детьми старшего и подготовительного к школе возраста. По согласованию с родителями еженедельно, во второй половине дня в свободно организованной деятельности, стала проводить цикл бесед на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей в традициях родной православной культуры, любви к Отечеству, используя наследия мастеров художественного слова и народного творчества». Основу данных бесед отражает духовный опыт русского православия без введения информации религиозной направленности. Это рассказы о рождении и жизни Пресвятой Девы Марии, о чудесном рождении Богочеловека Иисуса Христа, о событиях происходивших при этом, о дальнейшей жизни Иисуса Христа и   о   чудесах, которые   Он   творил; о Воскресения Христова, о зарождении христианства и о гонениях на первых христиан; о Крещении Руси, о житии святых.    

Основная цель данного цикла - дать начальные, главные понятия о христианстве, расширить и обогатить познания детей о традициях родного Православия, о культуре празднования православных праздников.

Задачи:

  • приобщать детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям;
  • развивать познавательные способности детей в области православной культуры;
  • формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности:

-  к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;

- к культурному наследию своего народа;

-  к природе родного края;

  • формировать у детей понятия святости, благоговейного отношения к святыням;
  • вызвать желание у детей участвовать в православных праздниках.

Учитывая физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста, я попыталась спланировать свою работу не только в форме назидательных бесед. Одним их ярких средств для достижения поставленных целей, для более полного, объёмного раскрытия и понимания темы, для меня стало наследие мастеров художественного слова. Используемые в данной работе стихи русских классиков А.С. Пушкина, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.А. Блока помогают детям осознать всё разнообразие и красоту сотворённого Богом мира, прививают любовь и бережное отношение к природе (истоки экологического воспитания). Старинные слова и выражения (словарная работа постоянно ведётся) придают особую торжественность и красоту поэтическому слогу, что отличает именно духовную поэзию.

Н. Хвостов «Сочельник в лесу», Я.П. Полонский «Ёлка», П. Быков «Рождественская звезда»”, А. А. Блок «Сочельник в лесу», «Вербочки» - это только часть духовной поэзии, которую дети слушают, а потом и с удовольствием разучивают наизусть.

Нельзя, конечно, обойтись и без народной поэзии, фольклора, который является неотъемлемой частью русской культуры и имеет особый колорит. В работе используется и прозаический материал: назидательные повести о «Маленькой христианке», «Божий мир» Геннадия Снегирёва, «Тридцать лет и три года», «Скорый помощниче» Георгия Юдина; сказки, как литературные, так и народные, где добро борется со злом и побеждает.

Рассказы о святом мученике воине Георгии Победоносце, чтение жития русских святых Ильи Муромца, Александра Невского, Сергия Радонежского, Димитрия Донского воспитывают в детях патриотические чувства, любовь к Отчизне. Мои воспитанники узнают, как воинская доблесть и полководческий гений русских святых воинов помогали им побеждать врагов Отечества русского, укреплять Православие. Их молитвами и благими делами утверждалось и крепло наше государство. Эти рассказы вызывают в детях (особенно в мальчиках) желание быть похожими на русских богатырей, ставшими святыми.

Нельзя обойтись и без наглядного материала. Иллюстрации храмов, икон с изображением лика Иисуса Христа, Божьей Матери, святых, явлений, событий и другие иллюстрации помогают ребёнку осознать тему беседы, зрительно запечатлеть её в памяти.

Для формирования у моих воспитанников мировоззрения, которое определяет линию поведения человека в обществе, его нравственные принципы, создаю условия интегрирования духовно-нравственного содержания воспитания в различные виды детской деятельности:

- в игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых, дидактических игр, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр;

- в продуктивную деятельность, предлагая детям в группе или дома, с помощью родителей,  выполнить рисунок на тему прошедшей беседы, поделку, подарок для именинников и к православным праздникам.

По количеству и качеству рисунков я определяю, как прочувствовали дети тему, понятна ли она им, интересна ли, или требуется дополнительное разъяснение, использование более ярких, образных методов для усвоения детьми материала.

В организации сюжетно-ролевых игр стараюсь учитывать нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив.

И одним из образных и ярких средств духовно-нравственного воспитания, является участие детей в православных и народных праздниках, которые мы организуем совместно с музыкальным руководителем. Мои воспитанники знакомятся с традициями своего народа, с большим интересом открывают для себя народные и православные праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха». При этом они учатся не только веселиться, но и осмысливать содержание праздника, становятся активными его участниками.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования большое значение имеет взаимодействие педагога с родителями в деле духовно-нравственного воспитания ребенка. В нашей группе эта работа проходит через открытые занятия и праздники, совместные мероприятия, родительские собрания, на которых обсуждаются насущные вопросы духовно-нравственного воспитания детей.

С родителями проводилось анкетирование, по вопросам актуальности духовно-нравственного воспитания, которое показало, что большинство родителей, (а именно 57% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовно-нравственным развитием своих детей и стараются использовать разные возможности для их воспитания. 84 % родителей удовлетворены работой педагогического коллектива детского сада и группы в частности по данному направлению.

Мы считаем, что православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок

Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Познавательно-творческий проект «Доброе чтение» по воспитанию духовно-нравственных начал у старших дошкольников

laquo;Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитаниесердца, прикосновение человеческого благородства ксокровенным уголкам детской души». «Чтобы подготовить человека духо...