перспективный план
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Перспективное планирование
кружковой работы
«Сказкатерапия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Зерноградского района
Перспективное планирование
кружковой работы
«Сказкатерапия».
Автор - составитель: О.П.Бахолдина, педагог-психолог
ст.Мечетинская
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».
Джанни Родари
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
Основным содержанием данной программы стала мысль о многоаспектном проявлении личности в речи и речи в личности, игры и занятия, которые основаны на методе сказкотерапии и вариативном обучении детей пересказыванию, а также придумыванию собственных сказок. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности.
^ Девиз нашей программы: «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».
Основной целью данной программы является сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
^
Программа осуществляется по следующим направлениям:
Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки - через адекватное эмоциональное отреагирование собственного опыта в действии, ритме и слове – к пониманию эмоций других и перемене стиля поведения.
Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к равновесию исполняемых движений и слов в игре.
^ Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения, исполнения пантомимических этюдов – к творческим импровизациям по сюжету.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.
^ Для работы по данным направлениям выделены 3 этапа работы:
Познавательно-аффективная ориентировка
Цель: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие муз. композиций, интонирование реплик, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.
^ Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций
Цель: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка
^ Выражение замещающей потребности
Цель: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх-фантазиях по сказке.
Особое место в данной программе отводиться речевым играм. Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приемами.
Содержание занятий по каждому разделу составлено с учетом возрастных особенностей детей. Все дети обучаются по одной программе. На каждом занятии осуществляется индивидуальный подход, который выстраивается из возможностей каждого ребенка. Одним из важных условий реализации программы является создание необходимой методической базы и развивающей среды в группе (подбор художественной литературы, различные виды театра, наборы открыток, иллюстраций, фонотеки с классической музыкой, детскими мелодиями, песнями, сказками).
^ Основные игровые методы и приемы сказкотерапии и их задачи:
Словесная режиссерская игра (СРИ)
- воспитывать умение догадываться по настроению текста и музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений;
- подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.
- знакомить с образными выражениями и сказочными повторами.
2. Психогимнастика (ПГ)
- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний;
- отображать эмоциональные образы в темпоритме.
^ 3. Словесное комментирование (СК)
- довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям по поводу знакомого содержания;
- подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.
^ 4. Совместная словесная импровизация (ССИ)
- вносить новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.
Программа «В гостях у сказки» реализуется вне занятий (кружковая работа) -35 занятий в год, продолжительностью 20 мин.
На каждом занятии обязательно осуществляется личностно-ориентированный подход. Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый молодец-защитник), а детям склонных к упрямству, капризам, ябедничеству в сказкотерапии изображают отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, хвастунишка, непослушный Ваня)
Данная программа заключает в себя большие возможности для развития личности ребенка, формирование индивидуальных черт характера, речевых способностей детей, развитие творчества и креативности. В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.
|
|
|
|
| |
| |
| |
|
|
| |
| |
| |
|
|
| |
| |
| |
|
|
| |
| |
|
|
| |
| |
| |
|
|
| |
| |
| |
|
|
| |
|
|
| |
| |
| |
|
|
| |
| |
| |
|
|
| |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...
Перспективные планы по подвижным играм в средней группе для детей с ТНР, перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию
Перспективные планы...
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе
Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...
Перспективный план работы по развитию речи с детьми, перспективный план работы по развитию речи с родителями
перспективные планы...
перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию
перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы. перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...
Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.
Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....
Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.
Сентябрь1. Консультативная деятельность для вновь поступающих детей. Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое? 2....