перспективный план
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бахолдина Ольга Петровна

           Перспективное планирование

                    кружковой работы

                     «Сказкатерапия».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                            учреждение детский сад  «Малыш»                                                           Зерноградского района

             

           Перспективное планирование

                    кружковой работы

                     «Сказкатерапия».

Автор - составитель:                               О.П.Бахолдина, педагог-психолог

ст.Мечетинская

2018

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

Джанни Родари


Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

Основным содержанием данной программы стала мысль о многоаспектном проявлении личности в речи и речи в личности, игры и занятия, которые основаны на методе сказкотерапии и вариативном обучении детей пересказыванию, а также придумыванию собственных сказок. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как языковой личности.


^ Девиз нашей программы«Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».


Основной целью данной программы является сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.


^

 Программа осуществляется по следующим направлениям:


  1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

  2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

  3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

  4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки - через адекватное эмоциональное отреагирование собственного опыта в действии, ритме и слове – к пониманию эмоций других и перемене стиля поведения.

  5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к равновесию исполняемых движений и слов в игре.

  6. ^ Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения, исполнения пантомимических этюдов – к творческим импровизациям по сюжету.


Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

^ Для работы по данным направлениям выделены 3 этапа работы:


Познавательно-аффективная ориентировка


Цель: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие муз. композиций, интонирование реплик, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.


  1. ^ Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций


Цель: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка


  1. ^ Выражение замещающей потребности


Цель: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх-фантазиях по сказке.

Особое место в данной программе отводиться речевым играм. Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приемами.


Содержание занятий по каждому разделу составлено с учетом возрастных особенностей детей. Все дети обучаются по одной программе. На каждом занятии осуществляется индивидуальный подход, который выстраивается из возможностей каждого ребенка. Одним из важных условий реализации программы является создание необходимой методической базы и развивающей среды в группе (подбор художественной литературы, различные виды театра, наборы открыток, иллюстраций, фонотеки с классической музыкой, детскими мелодиями, песнями, сказками). 


^ Основные игровые методы и приемы сказкотерапии и их задачи:


  1. Словесная режиссерская игра (СРИ)


воспитывать умение догадываться по настроению текста и музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений;

- подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.

- знакомить с образными выражениями и сказочными повторами.

2. Психогимнастика (ПГ)

побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний;

- отображать эмоциональные образы в темпоритме.

^ 3. Словесное комментирование (СК)

довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям по поводу знакомого содержания;

- подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.

^ 4. Совместная словесная импровизация (ССИ)

- вносить новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.


Программа «В гостях у сказки» реализуется вне занятий (кружковая работа) -35 занятий в год, продолжительностью 20 мин.


На каждом занятии обязательно осуществляется личностно-ориентированный подход. Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый молодец-защитник), а детям склонных к упрямству, капризам, ябедничеству в сказкотерапии изображают отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, хвастунишка, непослушный Ваня)

Данная программа заключает в себя большие возможности для развития личности ребенка, формирование индивидуальных черт характера, речевых способностей детей, развитие творчества и креативности. В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.


Дата


Тема



СЕНТЯБРЬ


Тема: «Корова Буренка» Сказкотерапия 1 

^ Цель: СРИ - воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев; знакомить с уменьшительно-ласкательными названиями животных, формами повелительного наклонения глаголов; выразительно имитировать голоса, интонацию, громкость.

ПГ- учить передавать ритмизацией природные явления, побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.


^ Тема: Сказкотерапия 2 

Цель: ПГ- учить угадывать по выразительному исполнению образов сказочных героев и их аффективные состояния; учить передавать ритмизацией природные явления, развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

СК- довести до детей замысел сказки; подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи детей уменьшительно-ласкательные названия животных, формы повелительного наклонения глаголов; учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.


^ Тема: Сказкотерапия 3

Цель: ПГ- учить адекватно передавать собственное аффективное состояние в движении, мимике, слове; развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

ССИ - учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации


^ Тема: «Кот Васька» Сказкотерапия 4

Цель: СРИ - воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений; знакомить с оттеночными характеристиками слов, формой повелительного наклонения глаголов; выразительно имитировать голоса, интонацию.

ПГ – учить передавать ритмизацией образ движений героев; побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.



ОКТЯБРЬ


Тема: Сказкотерапия 5

Цель: ПГ – учить угадывать по выразительному исполнению движения героев их эмоциональные состояния; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

СК – довести до детей замысел сказки; подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов; учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.


^ Тема: Сказкотерапия 6

Цель: ПГ- учить адекватно передавать собственное аффективное состояние в движении, мимике, слове; развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

ССИ - учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации


^ Тема: «Добрая темнота» Сказкотерапия 7

Цель: СРИ - воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев; знакомить с оттеночными характеристиками слов, формами повелительного наклонения, выразительно имитировать звон колокольчиков, голос злого и доброго гнома с разной силой голоса;

ПГ – учить передавать ритмизацией образ движений героев; побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.


^ Тема: Сказкотерапия 8

Цель: ПГ – учить угадывать по выразительному исполнению движения героев их эмоциональные состояния; учить передавать ритмизацией действия предмета; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

СК – довести до детей замысел сказки; подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов; учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.



НОЯБРЬ


Тема: Сказкотерапия 9

Цель: ПГ- учить адекватно передавать собственное аффективное состояние в движении, мимике, слове; развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

ССИ - учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации


^ Тема: «Цыпленок-хвастунишка» Сказкотерапия 10

ЦельСРИ - воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев; знакомить с признаками и действиями предметов, формами повелительного наклонения, подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в разных проблемных ситуациях.

ПГ – учить передавать ритмизацией образ движений героев; побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.


^ Тема: Сказкотерапия 11 

ЦельПГ – учить угадывать по выразительному исполнению движения героев их эмоциональные состояния; учить передавать ритмизацией действия героя в проблемных ситуациях; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

СК – довести до детей замысел сказки; подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи детей признаки, действия предметов, глаголы повелительного наклонения; учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.


^ Тема: Сказкотерапия 12 

Цель: ПГ- учить адекватно передавать собственное аффективное состояние в движении, мимике, слове; развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

ССИ – учить детей продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации



ДЕКАБРЬ


Тема: «Ласковый цветок и сердитые тучки» Сказкотерапия 13 

ЦельСРИ - воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях героев; знакомить с образными выражениями, формами повелительного наклонения, подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в разных проблемных ситуациях.

ПГ – учить передавать ритмизацией природные явления; побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.


^ Тема: Сказкотерапия 14

ЦельПГ – учить угадывать по выразительному исполнению движения героев их эмоциональные состояния; учить передавать ритмизацией природные явления; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

СК – довести до детей замысел сказки; подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов


^ Тема: Сказкотерапия 15

ЦельПГ- учить адекватно передавать собственное аффективное состояние в движении, мимике, слове; развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

ССИ – учить детей продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации



ЯНВАРЬ


Тема: «Цветок-лепесток»» Сказкотерапия 16

Цель: СРИ - воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях героев; знакомить с образными выражениями, и сказочными повторами, подводить к умению выразительно интонировать реплики героев сказки в разных проблемных ситуациях.

ПГ – учить передавать ритмизацией движения героев; побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях образ растений, их эмоциональные состояния; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров


^ Тема: Сказкотерапия 17

Цель: ПГ – учить угадывать по выразительному эмоциональные ситуации и аффективные состояния; учить передавать ритмизацией движения героев сказки; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

СК – довести до детей замысел сказки; подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи детей образные выражения


^ Тема: Сказкотерапия 17

Цель: ПГ- учить адекватно передавать собственное аффективное состояние в движении, мимике, слове; развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций; развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.

ССИ – учить детей продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации


^ Тема: «Жадный великан» Сказкотерапия 18 


Цель: учить детей рассказывать сказку «Кто сказал «мяу»» с помощью воспитателя. Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».



ФЕВРАЛЬ


Тема: Не вы ли «мяу-мяу» говорили? 

Цель: упражнять детей в интонировании диалогов. Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок»?


^ Тема: Кто сказал «мяу»? (драматизация сказки «Кто сказал «мяу»?»).

Цель: способствовать объединению детей в совместной деятельности.


^ Тема: Невоспитанный мышонок один остался, без друзей (рассказывание «Сказки о невоспитанном мышонке» С. Маршака). 

Цель: упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией, развивать коммуникативные способности.


^ Тема: Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить? Цель:игра на интонирование вежливых слов. Учить рассказывать сказку с опорой на схемы.



МАРТ


Тема: Чтоб друзей возвратить, решил мышонок вежливым быть. 

Цель: работа над выразительностью исполнения (выражением эмоций грусти и печали).


Тема: Сказка о невоспитанном мышонке (драматизация «Сказки о невоспитанном мышонке»). 

Цель: способствовать объединению детей в совместной деятельности.



АПРЕЛЬ


АПРЕЛЬ


Тема: Поссорились зверюшки, не знают, как им быть, как же это яблоко на всех им разделить. 

Цель: Музыкальная загадка. Рассматривание отличительных особенностей героев сказки В. Сутеева «Яблоко». Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.


^ Тема: Михайло Иванович, рассуди, нас зверушек, помири. 

Цель: научить детей рассказывать и разыгрывать сказку В. Сутеева «Яблоко» с помощью перчаточных кукол. Пантомимическая игра «Пойми меня».


^ Тема: Мишка всех помирил, уму-разуму научил (драматизация сказки В. Сутеева «Яблоко»). 

Цель: учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.


^ Тема: Сильный дождик припустил, муравьишку намочил (рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом»). 

Цель: учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.



МАЙ


Тема: Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком (рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом»). 

Цель: Игра-конкурс «Попросись под грибок», развивать у детей творческое воображение.


Тема: Дождик льет, льет, а грибочек все растет! 

Цель: рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Под грибом», беседа по ним. Игра - имитация «Угадай, кто попросился под грибок».


^ Тема: Вот так гриб - великан, всем хватило места там (драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом»). 

Цель: игра-имитация «Пойми меня», учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность..


^ Тема: Итоговое. 

Цель: совершенствовать навыки групповой работы.




ИЮНЬ


Тема: Вот как я умею (слушание стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею»). 

Цель: совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли.


Тема: Как лисица ни старалась, все ж ей утка не попалась (слушание сказки «Как утка лису вылечила»). 

Цель: упражнять в интонационной выразительности.


Тема: Хитрая уточка (мимические этюды у зеркала) 

Цель: упражнять в выразительности движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....

Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.

Сентябрь1.  Консультативная деятельность для вновь поступающих детей.    Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое?    2....