Развивающая предметно-пространственная среда в группах раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему
В методических рекомендациях по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста раскрывается содержание образовательной среды для всех видов детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-prostranstvennaya_sreda_v_gruppah_rannego_vozrasta.doc | 235.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
В этот период маленький человек активно познает окружающий мир, осваивает орудийные способы действий в быту, игре, на занятиях; результатом накопленного опыта становятся сюжетно-отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста – овладение активной речью.
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Центр «Воды и песка» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет об игре – экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природными материалами.
Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д., а потом рассыпать и снова строить.
Мы отметили, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.
Работа с детьми в центре воды и песка требует определенных условий: центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и, чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками, различными моющимися игрушками.
Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В центре развивающих игр мы собрали материал, направленный на развитие:
- сенсорного восприятия,
- мелкой моторики,
- воображения,
- речи,
- тактильной чувствительности,
- координации движений,
- формирование коммуникативных навыков,
- развитие пространственной ориентации,
- развитие зрительного внимания у детей.
Дидактический стол является частью центра развивающих игр. Работа с дидактическим столом организуется нами в группе по двум направлениям:
- Проведение игр-занятий с небольшой подгруппой детей и индивидуально. Цель данных занятий – развитие сенсорных способностей, то есть представлений о величине, цвете, фактуре предметов.
- Побуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Взрослый наблюдает за работой ребенка, при необходимости оказывает помощь, хвалит.
Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определенными навыками действий с этими предметами.
Малыши очень наблюдательны. В игре они стараются подражать взрослым.
В центре сюжетно-ролевой игры мы собрали игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта и закрепляют знания детей о названии и назначении предметов окружающей действительности.
Мы проводим игры-занятия с использованием игрушек этого центра для расширения представлений и умений действовать с ними, переносить полученные знания и навыки в самостоятельную игру и повседневную жизнь.
Ранний возраст, а затем и весь дошкольный, наиболее благоприятны для развития изобразительной деятельности, поэтому так важно создать для нее все необходимые условия.
Мы привлекаем внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям. Развиваем эстетическое восприятие окружающих предметов.
Побуждаем детей, задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже, к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
Стараемся вызвать у детей интерес к действиям с карандашами, кистью, красками, глиной.
Формируем представление о том, что карандашами, красками рисуют, а из глины лепят.
Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребенка – потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Формирование центра двигательной активности требует от нас продуманного, грамотного подхода, так как необходимо выделить в группе место, которое бы позволяло детям свободно двигаться.
Центр двигательной активности мы составили из четырех частей.
В одной части сгруппировали крупные спортивные модули: пароход, мостик, где дети закрепляют основные виды движений.
Во второй части организовали физкультурный уголок, где собрали пособия и атрибуты, необходимые для организации подвижных и самостоятельных игр детей данного возраста.
В третьей части собрали технические игрушки: машины, грузовики, легковые автомобили, тележки, каталки, которые способствую развитию двигательной активности детей.
В четвертой части разместили машины, на которых малыши могут кататься сами. Они дают возможность детям активно двигаться.
В доме книги мы приобщает детей к рассматриванию рисунков в книги, побуждаем называть знакомые предметы.
Рассказываем детям о содержании несложных сюжетных картинок, приучаем детей задавать воспитателю вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
Предлагаем воспроизводить действия (движения) персонажа: «Покажи, как клюют зернышки цыплята, как девочка ест суп».
Обращаем внимание и поощряем ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе.
Предоставляем детям возможность, договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
В раннем возрасте необходимо создать предпосылки для организации театрализованных игр.
Для этого в группе создан уголок ряженья и театрализованной игры. При подборе материала для этой деятельности мы сделали акцент на народный стиль материала, что является приоритетным для ДОУ и для группы.
Через предметы ряженья, игры-драмматизации, мы приобщаем детей к творческой самостоятельности, умению использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонацию, движения).
Воспитываем любовь к театру. Широко используем разные виды театра, особенно бибабо, кукольный. Показываем детям театральные постановки по мотивам русских народных сказок, песенок-потешек, приглашаем для участия детей старшего возраста.
Впечатления от просмотренных спектаклей дети переносят в свободную игру. Они очень любят наряжаться, используют имеющиеся костюмы или элементы.
Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет нам организовать различную их деятельность на протяжении всего года. Это прежде всего длительные наблюдения за цветением комнатных растений.
Важно, чтобы комнатные растения хорошо себя чувствовали: хорошо росли, выглядели, цвели. В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные растения. Все комнатные растения мы эстетически оформили: в кашпо, в композициях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста
Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания. Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...
организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста
Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания. Рационально...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.
Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста. Развивающая предметно-пространственная среда в группах раннего возраста органи...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС
Основное направление работы: обеспечение психоэмоционального, физического благополучия детей; Особое внимание уделяется развитию потребности в движениях. Для этого отведено большое простран...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...