программа дисциплина
консультация (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Программа дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
В соответствии с государственным образовательным стандартом в курсе «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» рассматриваются следующие разделы:
1. Нормальное строение, физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата в различные возрастные периоды. Закономерности роста и развития детского организма. Влияние наследственности и среды обитания на возрастные особенности анатомии, физиологии и гигиены опорно-двигательного аппарата. Влияние труда, спорта на развитие опорно-двигательного аппарата.
2. Нормальное строение, физиология и гигиена внутренних органов в различные возрастные периоды. Формирование внутренней среды организма, понятие о гомеостазе. Физиологические основы питания детей различного возраста. Раздельное питание по Шаталовой. Возрастные особенности дыхательных путей и мочевыделительной системы.
3. Нормальное строение, физиология и гигиена сердечно-сосудистой
системы в различные возрастные периоды. Материнский организм как
среда обитания, кровообращение плода, формирование кругов
кровообращения.
4. Нормальное строение, физиология и гигиена центральной, вегетативной и периферической нервной системы у детей и подростков. Возрастные особенности анализаторов и желез внутренней секреции в различные возрастные периоды.
2.2. Темы лекций и лабораторных занятий по дисциплине «Возрастные особенности анатомии, физиологии и гигиены».
Название тем, лекций, лабораторных занятий | Всего часов | Виды учебных занятий | |
лекции | Лабораторные занятия | ||
Темы лекций.
Темы лабораторных занятий.
| 2ч 2ч 2ч 2ч | 2ч 2ч | |
Итого | 12ч | 8ч | 4ч |
2.3 Краткие материалы по теоретическому и практическому курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
ЛЕКЦИИ
Лекция 1. Закономерности роста и развития детского организма. Влияние наследственности и среды обитания на возрастные особенности анатомии, физиологии и гигиены опорно-двигательного аппарата.
Цель: познакомить студентов с возрастными особенностями анатомии, физиологии и гигиены опорно-двигательного аппарата и влияния на него наследственности и среды обитания.
Основные вопросы лекции:
1. Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата.
2. История анатомии и физиологии и методы исследования.
3. Возрастные особенности анатомии и физиологии опорно-
двигательного аппарата и влияния на него наследственности и
среды обитания.
Глоссарий: Авиценна, Аристотель, В.С. Бец, В.М. Бехтерев, Везалий, Гален, Гиппократ, Гарвей, Д.М. Голуб, Г.М. Иосифов, Д.А. Жданов, Д.Н. Зернов, В.В. Куприянов, П.Ф. Лесгафт, С.С. Михайлов, миология, мышца, миоцит, миокард, остеон, остеоцит, остеобласты, остеокласты. Островерхов Г.В., М.Г. Привес, Р.Д. Синельников, Сапин М.Р., сустав, синдесмология, В.Н. Тонков, К.И. Щепин.
Лекция 2. Возрастные особенности анатомии, физиологии и гигиены внутренних органов в различные возрастные периоды. Физиологические основы питания детей разного возраста.
Цель: познакомить студентов с возрастными особенностями анатомии, физиологии и гигиены внутренних органов.
Основные вопросы лекции:
1. Морфология и возрастные особенности анатомии, физиологии и
гигиены пищеварительной системы.
2. Морфология и возрастные особенности анатомии, физиологии и
гигиены дыхательной системы.
3. Морфология и возрастные особенности анатомии, физиологии и
гигиены мочеполовой системы.
Глоссарий: амилаза, аутотрофный, ацинус, альвеола, бронх, ворсинка, глотка, гортань, головная почка, голосовая щель, дыхательный центр, дилятаторы, зев, липаза, лимфоэпителиальное кольцо Вальдейера-Пирогова, лактаза, мезотелий, миндалины, нефрон, трипсин, трипсиноген, хемозин, эластаза, энтерокиназа.
Лекция 3. Возрастные особенности анатомии, физиологии и гигиены сердечно-сосудистой системы. Материнский организм как среда обитания и жизнеобеспечения плода.
Цель: познакомить студентов с возрастными особенностями сердечно-сосудистой системы.
Основные вопросы лекции:
1. Морфология и возрастные особенности анатомии, физиологии и
гигиены сердечно-сосудистой системы.
2. Учение о кругах кровообращения.
3. Кровообращение плода.
4. Микроциркуляторное русло.
Глоссарий: анастомоз, артерия, артериола, ангиология, Бернулли, коллатераль, капилляр, микроциркуляция, миокард, прекапилляр, посткапилляр, перикард, пучок Гиса, Пуркинье, Риолан, Серветт, узел Ашоффа-Товара, Гисс-Фляка, эндотелий, эндокард, эпикард.
Лекция 4. Возрастные особенности анатомии, физиологии и гигиены центральной, вегетативной и периферической нервной системы.
Цель: познакомить студентов с возрастными особенностями анатомии, физиологии и гигиены центральной, вегетативной и периферической нервной системы.
Основные вопросы лекции:
1. Морфология и возрастные особенности анатомии, физиологии и
гигиены центральной, вегетативной и периферической нервной
системы.
2. Морфология и возрастные особенности анализаторов.
Глоссарий: анализатор, аппарат аккомодационный и диоптрический, Анохин П.К., Бец В.А., Бехтерев В.М., базальные узлы – полосатое тело, хвостатое и чечевицеобразное ядра (стриопаллидарная система), барабанная перепонка, барабанная полость, гидростатическая система, глаукома, извилина Гешля, кортиев орган, мозжечок, молоточек, мозговой серп, наковальня, роговица, рецептор, ресничное тело, Сильвиев водопровод, сплетения: Ауэрбаха, Мейснера, Леонтовича.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Лабораторное занятие 1. Возрастные особенности анатомии, физиологии и гигиены опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
Цель: изучить возрастные особенности анатомии, физиологии и гигиены опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
Вопросы для обсуждения:
1. Морфология, функции, гигиена и возрастные особенности
опорно-двигательного аппарата.
2. Морфология, функции, гигиена и возрастные особенности
внутренних органов.
Лабораторное занятие 2. Возрастные особенности анатомии, физиологии и гигиены сердечно-сосудистой системы, нервной системы и анализаторов.
Цель: изучить возрастные особенности анатомии, физиологии и гигиены сердечно-сосудистой системы, нервной системы и анализаторов.
Вопросы для обсуждения:
1. Морфология, функции, гигиена и возрастные особенности
сердечно-сосудистой системы.
2. Морфология, функции, гигиена и возрастные особенности нервной
системы и анализаторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа по дисциплине Организация и методика воспитательной работы
В образовательном учреждении среднего профессионального образования, для студентов с повышенным уровнем предусмотрено изучение дисциплины «Организация и методика воспитательной работы». Дисципли...
Образовательная программа дополнительного образования по учебной дисциплине "Кружок эстрадного танца"
Программа предназначена для детей среднего, старшего и подготовительного возраста...
Программа дисциплины "Физическое воспитание в семье"
Изучение данной дисциплины является ознакомление студентов с закономерностями физического воспитания детей в организованном дошкольном учреждении и в семье, а также с содержанием, методами...
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
Рабочая учебная программа Дисциплина: «Конструирование» Возрастная группа: старшая с ЗПР.
Перспективное планирование....
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Умный язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
Учебные программы по дисциплине
Рабочая программа профессионального модуля...