Программа дисциплины "Физическое воспитание в семье"
рабочая программа по физкультуре на тему
Изучение данной дисциплины является ознакомление студентов с закономерностями физического воспитания детей в организованном дошкольном учреждении и в семье, а также с содержанием, методами и формами организации воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи, обеспечением единства дошкольного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
studentam_po_distsipline_f.v._v_seme.docx | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
2. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Физическое воспитание в семье»
Цель дисциплины:
Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с закономерностями физического воспитания детей в организованном дошкольном учреждении и в семье, а также с содержанием, методами и формами организации воспитательно-образовате льной и физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи, обеспечением единства дошкольного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей.
Задачи дисциплины:
- сформировать у студентов представления о необходимости единства воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении и семье;
- сформировать умения планировать и организовать работу с семьей по вопросам физического воспитания детей;
- сформировать умения определять основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении для взаимодействия с семьей.
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Студент должен знать:
- особенности организации работы дошкольного учреждения с семьей в физической культуре дошкольников;
- возможности использования разнообразных форм и методов работы с семьей в вопросах физической культуры детей дошкольного возраста;
- правила выбора новых педагогических программ и технологий в процессе физического воспитания детей в семье;
Студент должен уметь:
- корректно планировать, организовывать и проводить исследование в области физической культуры дошкольников;
- применять знания общих законов дошкольной педагогики в работе с детьми и их родителями по вопросам физического воспитания;
- грамотно проводить анализ организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и оформлять полученные данные;
- определять положительные и отрицательные стороны инновационной деятельности в практике дошкольного образования;
- организовывать открытые мероприятия для родителей по вопросам семейного воспитания.
- представлять полученные результаты в докладе и статье;
Распределение учебных часов на усвоение основных разделов
учебной программы
№№ п/п | Наименование тем и разделов | Всего часов | Аудиторные занятия | Самостоятельные занятия | |
Лекции | Практические занятия | ||||
8 семестр | |||||
1. | Исторический обзор развития физического воспитания в семье | 3 | 2 | 1 | |
2. | Единство цели и задач общественного и семейного воспитания. | 4 | 2 | 2 | |
Концепция сотрудничества работников дошкольного учреждения с семьей. Основные направления и задачи сотрудничества. | 2 | 2 | 1 | ||
4. | Роль дошкольного образовательного учреждения в формировании педагогической культуры семьи. | 4 | 2 | 2 | |
5. | Формы работы с родителями по физическому воспитанию детей. | 3 | 2 | 1 | |
6. | Технология разработки программы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей по физическому воспитанию детей. | 3 | 2 | 1 | |
7. | Особенности работы с родителями детей-инвалидов | 2 | 1 | ||
Итого: | 21 | 13 | 8 |
- Основное содержание дисциплины
Тема 1.Исторический обзор физического воспитания в семье.
Теория семейного воспитания и его значение в фундаментальных трудах. П.Ф. Лесгафт о семейном воспитании, Макаренко А.С. о воспитании детей в семье, семейное воспитание и его формы, методы и средства воспитания детей в семье, особенности семейного воспитания в современное время, семейное воспитание и его значение, современные проблемы и нарушения семейного воспитания. Особенности и типы семейного воспитания.
Тема 2. Единство цели и задач общественного и семейного воспитания. Нормативно-правовые документы, определяющие права и обязанности родителей. Изучение Закона «Об образовании», требования к структуре основной примерной общеобразовательной программе дошкольного воспитания. Конвенции о правах ребенка, СанПин, Закон физической культуры и спорта. Определение цели и задач дошкольного образовательного учреждения в работе с родителями по вопросам физического воспитания детей. Содержание, организация и методика сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Изучение документов и локальных актов, определяющих права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса (родителей и педагогов) по вопросам воспитания здорового ребенка.
Тема 3. Концепция сотрудничества работников дошкольного учреждения с семьей. Основные направления и задачи сотрудничества. Формы организации совместной деятельности педагогов и родителей. Планирование работы с родителями.
Тема 4. Роль дошкольного образовательного учреждения в формировании педагогической культуры семьи. Педагогическое просвещение родителей и самообразование по вопросам воспитания здорового ребенка. Ведущие компоненты педагогической культуры родителей. Принципы сотрудничества с родителями.
Тема 5. Формы и технологии работы с родителями по физическому воспитанию детей. Организация различных форм работы с родителями по вопросам физического воспитания детей. Поиск новых (нетрадиционные) форм работы с родителями по физическому воспитанию детей.
Тема 6. Технология разработки программы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей по физическому воспитанию детей. Анализ программ и технологий по взаимодействию и сотрудничеству ДОУ и семьи в области физического воспитания ребенка. Определение путей сотрудничества с родителями. Алгоритм сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Стратегия основных направлений и задач дошкольного учреждения по работе с родителями.
Тема 7. Особенности работы с родителями детей-инвалидов. Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями. Роль матери в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Методы и формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями. Участие семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии.
Организация текущей аттестации
Текущая аттестация проводится в интерактивной и письменной формах при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера.
Организация итоговой аттестации
Итоговая аттестация осуществляется в форме зачета. Проверяются знания основных положений в области физического воспитания в семье. Зачет проводится в форме теста. В случае проведения теста, зачет ставится, если студент ответил правильно не менее чем на 70% вопросов, если студент ответил менее чем на 70%, то зачет может проводится в форме собеседования.
Вопросы к зачету
- Цель и задачи семейного воспитания. Значение семейного воспитания.
- Типы семейного воспитания.
- Стили семейного воспитания.
- Программы физического воспитания дошкольников, реализуемых в ДОУ.
- Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с целью укрепления здоровья ребенка.
- Принципы взаимодействия ДОУ и семьи.
- Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в вопросах физического воспитания детей.
- Взаимодействие с семьей в период адаптации детей к дошкольному учреждению.
- Организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов.
- Совместные мероприятия педагогов и родителей.
- Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей.
- Организация досуга в семье.
- Нормативные компоненты содержания дошкольного образования.
- Пути привлечения родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения.
- Роль отца в физическом воспитании ребенка.
- Пути повышения уровня знаний и умений родителей в области воспитания здорового ребенка.
- Неблагоприятные факторы семейного воспитания, их причины и устранение.
Организация самостоятельной работы студентов
№ | Тема | Задания для самостоятельной работы |
1. | Исторический обзор развития физического воспитания в семье | Ознакомиться с трудами П.Ф. Лесгафта, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.В. Гориневского. |
2. | Единство цели и задач общественного и семейного воспитания. | Заполнить таблицу: задачи дошкольного учреждения по работе с семьей (по видам ДОУ) |
3. | Концепция сотрудничества работников дошкольного учреждения с семьей. | Опираясь на литературные источники, определить требования единство подхода к воспитанию ребенка со стороны окружающих его взрослых. |
4. | Роль дошкольного образовательного учреждения в формировании педагогической культуры семьи. | Составить рекомендации для родителей по формированию педагогической культуры и аннотированный список литературы для самообразования по темам. |
5. | Формы работы с родителями по физическому воспитанию детей. | Составить таблицу: Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями |
6. | Технология разработки программы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей по физическому воспитанию детей. | Провести анализ программ сотрудничества ДОУ и семьи и составить презентацию программы. |
7. | Особенности работы с родителями детей-инвалидов | Определить участие семьи в развитии двигательной активности детей с нарушениями в развитии. |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная:
- Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: [учебное пособие по специальности "Соц. педагогика"] / Лодкина, Тамара Владимировна; Т. В. Лодкина. - 3-е изд.; стер. - М.: Академия, 2008. - 208 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 202-207.
- Социология семьи: учебник / [А. И. Антонов, О. В. Дорохина, В. М. Медков и др.]; под ред. проф. А. И. Антонова. - 2-е изд.; испр. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 636 с.
- Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: [учебное пособие для вузов по специальности "Специальная дошкольная педагогика и психология" / Борисова Н. А. и др.]; под ред. проф. В. И. Селиверстова, проф. О. А. Денисовой, проф. Л. М. Кобриной. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 358 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-691-01748-3.
- Физическая культура и здоровый образ жизни: [учебное пособие для вузов по направлению "050700 - Педагогика" / В. С. Кунарев, И. Н. Башмачникова, В. Н. Бледнова и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2009. - 137, [1] с.: ил.
б) дополнительная:
- Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: Методическое пособие. – М., АРКТИ, 2004. – 264 с.
- Колова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112 с.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.- 80 с.
- Погадаев Г.И. Физкульт-Ура: Физическая культура дошкольников: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная Пресса, 2003. -96 с.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 144 с.
- Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов. В 2 ч. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд.., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988 – 256 с.
- Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Ч 1 – 288 с., Ч 2 – 256 с., - М. 2002.
- Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: М., АРКТИ, 2002 . 47 с.
- Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.- 176 с.
- Филиппова С. О., Волосникова Т.В., Москаленко В.И. Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе: Программа и методические рекомендации. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 64 с.
- Погадаев Г.И. Физкульт-Ура: Физическая культура дошкольников: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная Пресса, 2003. -96 с.
в) электронно-библиотечные системы (ЭБС):
№ п/п | Дисциплина | Ссылка на информационный ресурс | Наименование разработки в электронной форме | Доступность |
Физическое воспитание в семье | http://ibooks.ru/ | Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов | Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет | |
http://www.iprbookshop.ru/ | Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов | Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет | ||
http://www.biblioclub.ru | Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн | Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет |
Материально-техническое обеспечение дисциплины
- мультимедиапроектор;
- компьютер;
- экран;
- доступ в сеть Интернет.
Тематика рефератов и докладов
- Здоровый ребенок - счастье семьи.
- Движение – насущная потребность растущего детского организма.
- Гигиенические условия в семье как фактор правильного физического развития.
- Передовой педагогический опыт по взаимодействию ДОУ и семьи.
- Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в формировании здорового образа жизни.
- Роль отца в жизни ребенка.
- Роль матери в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Семейное воспитание и его значение.
- Гиперактивный ребенок: система коррекционной работы в ДОУ и семье.
- Двигательный режим дошкольника в условиях семейного воспитания.
- Использование оздоровительных технологий в семейных условиях с ЧБ детьми.
- Организация системы закаливания в условиях семьи.
- Семейный досуг в повышении двигательной активности ребенка.
- Участие семьи в повышении двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Традиции здоровья в семье.
- «Сова», «Жаворонок», «Голубь» - учет биоритмов ребенка в организации режима дня.
- Родительский клуб – как форма работы с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа социального партнерства с семьей по экологическому воспитанию
повышение экологической культуры родителей...
Конспект презентации на тему: «Реализация права детей на проживание и воспитание в семье) (итоги работы по программе «Дорога к дому») (в рамках проведения семинара директоров детских домов и школ-интернатов Орловской области «Детская субкультура как меха
Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...
Программа социального взаимодействия с семьей по нравственно – патриотическому воспитанию
Ппрограмма социального взаимодействия с семьей по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Программа "Воспитание в семье"
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольногообразовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных...
Конспект занятия по программе "Добрый мир"в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья»
Конспект занятия по программе "Добрый мир"в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья»...
Рабочая программа по самообразованию «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста 3-4 лет» 2024-2025г
Вовлечь максимальное число родителей в образовательный процесс, осуществляемый с детьми в возрасте 3 - 4 лет....