Учебная программа по дисциплине Организация и методика воспитательной работы
рабочая программа по теме
В образовательном учреждении среднего профессионального образования, для студентов с повышенным уровнем предусмотрено изучение дисциплины «Организация и методика воспитательной работы». Дисциплина ориентирована на студентов, изучивших, основные разделы педагогики и предназначена для повышения уровня подготовленности студентов к прохождению педагогической практики.
Цель:вооружить студентов умениями, необходимыми в практической деятельности педагога – воспитателя и классного руководителя, мотивировать их на самостоятельно осмысливаемую прфессионально – педагогическую деятельность.
Задачи:
- актуализировать знания и умения, усвоенные студентами при изучении теории и методики воспитания и управления образовательными системами;
- сформировать представление о педагогическом управлении ученическим коллективом как о целостной системе взаимодействия педагога с детьми;
- развивать умения педагогического общения, изучения личности и коллектива;
- формировать умение целеполагания, планирования, организации и анализа воспитательной работы в ученическом коллективе;
- развивать профессионально – педагогические интересы студентов, формировать убеждения, соответствующие гуманистическому идеалу педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_po_predmetu.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по образованию РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Шадринский политехнический колледж»
Рабочая программа
дисциплины
«Организация и методика воспитательной работы»
для специальности
050501 Профессиональное обучение,
специализация «Технология продуктов общественного питания»
Г. Шадринск 2008
Пояснительная записка.
В образовательном учреждении среднего профессионального образования, для студентов с повышенным уровнем предусмотрено изучение дисциплины «Организация и методика воспитательной работы». Дисциплина ориентирована на студентов, изучивших, основные разделы педагогики и предназначена для повышения уровня подготовленности студентов к прохождению педагогической практики.
Цель: вооружить студентов умениями, необходимыми в практической деятельности педагога – воспитателя и классного руководителя, мотивировать их на самостоятельно осмысливаемую прфессионально – педагогическую деятельность.
Задачи:
- актуализировать знания и умения, усвоенные студентами при изучении теории и методики воспитания и управления образовательными системами;
- сформировать представление о педагогическом управлении ученическим коллективом как о целостной системе взаимодействия педагога с детьми;
- развивать умения педагогического общения, изучения личности и коллектива;
- формировать умение целеполагания, планирования, организации и анализа воспитательной работы в ученическом коллективе;
- развивать профессионально – педагогические интересы студентов, формировать убеждения, соответствующие гуманистическому идеалу педагога.
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
- сущность, принципы и основные правила организации внеучебной воспитательной работы в ученическом коллективе;
- основные требования к постановке целей и задач воспитательной работы, к плану и анализу внеучебной воспитательной работы;
- способы, приемы, формы организации воспитательной работы в ученическом коллективе;
Уметь:
- ставить цели и формулировать задачи воспитательной работы с ученическим коллективом и воспитательного мероприятия, исходя из социального заказа и возрастных особенностей обучающихся;
- самостоятельно планировать, организовывать и анализировать внеучебную воспитательную работу с детьми и отдельные воспитательные мероприятия;
- организовывать коллективное целеполагание, планирование и подведение итогов;
- повышать свою профессиональную компетентность в процессе педагогической деятельности.
В дисциплине «Организация и методика воспитательной работы»
психология, социология
МСХ Тематический план
№ п/п |
Наименование тем и разделов | Максимальная учебная нагрузка
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоя_тельная работа | ||
Всего | Лаборатор_ные занятия | Практи_ ческие занятия | ||||
1.1 1.2 | Раздел 1. Воспитательная работа в системе образования. Введение в предмет. Сущность воспитательного процесса. | 14 6 8
| 4 2 2
| - | 8 4 4
| 2
2 |
2.1 2.2 | Раздел 2. Целеполагание воспитательной работы. Сущность целеполагания в воспитательном процессе. Учет возрастных особенностей воспитанников. Программы воспитания. | 14 8 6 | 4 2 2 | - | 8 4 4 | 2 2 |
3.1 3.2 | Раздел 3. Планирование воспитательной работы. Общие требования к планированию воспитательной работы. Тематическое планирование работы классного руководителя. | 14 6 8 | 4 2 2 | - | 8 4 4 | 2 - 2 |
4.1 4.2 4.3 | Раздел 4. Методика организации воспитательной работы.
Создание благоприятной предметно- пространственной среды воспитания и социально – психологических условий для развития личности. Ученическое самоуправление. Методика организации педагогического общения в воспитательной работе. | 20 8 8 4 | 6 2 2 2 |
- | 10 4 4 2 | 4 2 2 |
5.1 5.2 5.3 | Раздел 5. Информационно аналитическое обеспечение воспитательной работы. Контроль и диагностика как основа информационно – аналитического обеспечения воспитательной работы. Сущность педагогического анализа. Анализ воспитательной работы. | 16 6 6 4 | 6 2 2 2 | - | 6 2 2 2 | 4 2 2 |
Итого | 78 | 24 | - | 40 | 14 |
Раздел «Содержание дисциплины»
Тема 1. Воспитательная работа в системе образования.
Воспитание. Место воспитательной работы в системе образования. Внеучебная воспитательная работа. Сущность и принципы организации воспитательного процесса в образовательном учреждении. Сущность и основные правила педагогического управления ученическим коллективом.
Самовоспитание.
Практическая работа:
№1 Влияние наследственности на воспитание детей.
№2 Влияние окружающей среды на воспитание детей.
№3 Самовоспитание.
№4 Управление ученическим коллективом на разных стадиях его развития.
Самостоятельная работа студентов:
Подготовить сообщение «Управление ученическим коллективом на разных стадиях его развития»
Студент должен знать: Место воспитательной работы в системе образования.
сущность и принципы организации воспитательного процесса. Основные правила педагогического управления педагогическим коллективом.
Студент должен уметь: Выстраивать систему логических доказательств своего мнения и публично выступать. Анализировать поведение учащихся
для дальнейшей работы.
Тема 2. Целеполагание воспитательной работы.
Социальный заказ и цели воспитания. Сущность целеполагания. Основные требования к целеполаганию в воспитательной работе. Сущность и типология задач воспитания. Учет возрастных особенностей воспитанников в постановке целей и задач воспитания. Постановка задач воспитания. Программы воспитания.
Практическая работа:
№1 Воспитание современной цивилизованной личности.
№2 Возрастные особенности и особенности развития детей разного пола.
№3 Целеполагание воспитательной работы.
№4 Постановка задач воспитания.
Самостоятельная работа студентов:
Подготовить сообщение «Истина, добро и красота – основа жизни человека»
Студент должен знать: Сущность целеполагания. основные требования к целеполаганию в воспитательной работе. Возрастные особенности воспитанников. программы воспитания.
Студент должен уметь: Определять цели и задачи. Характеризовать учащихся с учетом возрастных особенностей детей. Проводить взаимосвязь воспитательных, организационных и практических задач воспитания.
Тема 3. Планирование воспитательной работы.
Общие требования к планированию воспитательной работы. Формы воспитательной работы. Выбор и конструирование форм воспитательной работы. Содержание и формы работы педагога с родителями. Планирование работы классного руководителя. Основные этапы планирования воспитательного мероприятия. Структура и содержание плана – конспекта воспитательного мероприятия.
Практическая работа:
№1 Планирование воспитательной работы.
№2 Планирование воспитательной работы.
№3 Планирование воспитательной работы.
№4 Планирование воспитательной работы.
Самостоятельная работа студентов:
Подготовить фрагмент мероприятия к показу, на свободную тему.
Студент должен знать: Общие требования к планированию воспитательной работы. Формы воспитательной работы. Планирование работы классного руководителя. Основные этапы планирования.
Студент должен уметь: Планировать работу на год, семестр, месяц. Составлять план проведения мероприятия, классного часа, родительского собрания.
Раздел 4. Методика организации воспитательной работы.
Создание благоприятной предметно – пространственной среды воспитания. Создание благоприятного социально – психологического климата. Создание ситуации успеха.
Методика организации воспитательного дела, мероприятия. Организация коллективного планирования. Ученическое самоуправление. В системе воспитательной работы. Взаимосвязь педагогического требования и педагогической оценки. Основные функции педагогического общения в воспитательном процессе.
Практическая работа:
№1 Методика организации воспитательного мероприятия.
№2 Ученическое самоуправление в системе воспитательной работы.
№3 Функции педагогического общения в воспитательном процессе.
№4 Организация педагогического общения в воспитательном процессе.
№5 Организация педагогического общения в воспитательном процессе.
Самостоятельная работа студентов:
Подготовить сообщение «Самоуправление в группе»
Подготовить сообщение «Как выбрать свой стиль педагогического общения»
Студент должен знать: Методику организации воспитательного дела, мероприятия. Организацию коллективного планирования. Функции педагогического общения в воспитательном процессе.
Студент должен уметь: Составлять план – схему коллективного творческого дела. Работать по организации самоуправления. Уметь выбрать свой стиль педагогического общения.
Раздел 5. Информационно аналитическое обеспечение воспитательной работы.
Контроль и диагностика как основа информационно – аналитического обеспечения воспитательной работы. Сущность педагогического анализа. Анализ воспитательного мероприятия. Педагогические ошибки в воспитательном мероприятии. Изучение ученического коллектива. Психолого – педагогическая характеристика класса.
Практическая работа:
№1 Сущность педагогического анализа.
№2 Изучение ученического коллектива.
№ 3 Изучение ученического коллектива.
Самостоятельная работа студентов:
Посетить и проанализировать одно из мероприятий колледжа.
Студент должен знать: Сущность педагогического анализа.
Студент должен уметь: Анализировать воспитательное мероприятие, с учетом педагогических ошибок. Составлять психолого педагогическую характеристику группы.
Технологи. Тематический план
№ п/п |
Наименование тем и разделов | Максимальная учебная нагрузка
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоя_тельная работа | ||
Всего | Лаборатор_ные занятия | Практи_ ческие занятия | ||||
1.1 | Раздел 1. Воспитательная работа в системе образования. Введение в предмет. Сущность воспитательного процесса. | 12 12
| 2 2
| 8 8 | 2 2 | |
2.1 2.2 | Раздел 2. Целеполагание воспитательной работы. Сущность целеполагания в воспитательном процессе. Учет возрастных особенностей воспитанников. Программы воспитания. | 14 8 6 | 4 2 2 | 8 4 4 | 2 2 | |
3.1 3.2 | Раздел 3. Планирование воспитательной работы. Общие требования к планированию воспитательной работы. Тематическое планирование работы классного руководителя. | 20 10 10 | 4 2 2 | 12 6 6 | 4 2 2 | |
4.1 | Раздел 4. Методика организации воспитательной работы.
Создание благоприятной предметно- пространственной среды воспитания и социально – психологических условий для развития личности. Ученическое самоуправление. Методика организации педагогического общения в воспитательной работе. | 12 12 | 2 2 | 8 8 | 2 2 | |
5.1 5.2 | Раздел 5. Информационно аналитическое обеспечение воспитательной работы. Контроль и диагностика как основа информационно – аналитического обеспечения воспитательной работы. Анализ воспитательной работы. | 9 8 1 | 3 2 1 | 4 4 | 2 2 | |
Итого | 67 | 15 | 40 | 12 |
Содержание программы
Раздел 1. Воспитательная работа в системе образования.
Воспитание. Место воспитательной работы в системе образования. Внеучебная воспитательная работа. Сущность и принципы организации воспитательного процесса в образовательном учреждении. Сущность и основные правила педагогического управления ученическим коллективом.
Самовоспитание.
Практическая работа:
№ 1 Влияние наследственности на воспитание детей.
№ 2 Влияние окружающей среды на воспитание детей.
№ 3 Самовоспитание.
№ 4 Управление ученическим коллективом на разных стадиях его развития.
Самостоятельная работа студентов:
Подготовить сообщение: «Управление ученическим коллективом на разных стадиях его развития»
Студент должен знать: Место воспитательной работы в системе образования.
сущность и принципы организации воспитательного процесса. Основные правила педагогического управления педагогическим коллективом.
Студент должен уметь: Выстраивать систему логических доказательств своего мнения и публично выступать. Анализировать поведение учащихся
для дальнейшей работы.
Раздел 2. Целеполагание воспитательной работы.
Социальный заказ и цели воспитания. Сущность целеполагания. Основные требования к целеполаганию в воспитательной работе. Сущность и типология задач воспитания. Учет возрастных особенностей воспитанников в постановке целей и задач воспитания. Постановка задач воспитания. Программы воспитания.
Практическая работа:
№1 Воспитание современной цивилизованной личности.
№ 2 Возрастные особенности и особенности развития детей разного пола.
№ 3 Целеполагание воспитательной работы.
№ 4 Постановка задач воспитания.
Самостоятельная работа студентов:
Подготовить выступление: «Истина, добро и красота – основа жизни достойной человека»
Студент должен знать: Сущность целеполагания. основные требования к целеполаганию в воспитательной работе. Возрастные особенности воспитанников. программы воспитания.
Студент должен уметь: Определять цели и задачи. Характеризовать учащихся с учетом возрастных особенностей детей. Проводить взаимосвязь воспитательных, организационных и практических задач воспитания.
Раздел 3. Планирование воспитательной работы.
Общие требования к планированию воспитательной работы. Формы воспитательной работы. Выбор и конструирование форм воспитательной работы. Содержание и формы работы педагога с родителями. Планирование работы классного руководителя. Основные этапы планирования воспитательного мероприятия. Структура и содержание плана – конспекта воспитательного мероприятия.
Практическая работа:
№1 Планирование воспитательной работы.
№2 Планирование воспитательной работы.
№3 Планирование воспитательной работы.
№4 Планирование воспитательной работы.
№5 Планирование воспитательной работы.
№6 Планирование воспитательной работы.
Самостоятельная работа студентов:
«Посетить открытое мероприятие для составления плана – конспекта мероприятия по нравственному воспитанию»
«Посетить открытое мероприятие для составления плана – конспекта на свободную тему»
Студент должен знать: Общие требования к планированию воспитательной работы. Формы воспитательной работы. Планирование работы классного руководителя. Основные этапы планирования.
Студент должен уметь: Планировать работу на год, семестр, месяц. Составлять план проведения мероприятия, классного часа, родительского собрания.
Раздел 4. Методика организации воспитательной работы.
Создание благоприятной предметно – пространственной среды воспитания. Создание благоприятного социально – психологического климата. Создание ситуации успеха.
Методика организации воспитательного дела, мероприятия. Организация коллективного планирования. Ученическое самоуправление. В системе воспитательной работы. Взаимосвязь педагогического требования и педагогической оценки. Основные функции педагогического общения в воспитательном процессе.
Практическая работа:
№1 методика организации воспитательного мероприятия.
№2 Ученическое самоуправление в системе воспитательной работы.
№3 Функции педагогического общения в воспитательном процессе.
№4 Организация педагогического общения в воспитательном процессе.
Самостоятельная работа студентов:
Подготовить сообщение: «Как выбрать свой стиль педагогического общения»
Студент должен знать: Методику организации воспитательного дела, мероприятия. Организацию коллективного планирования. Функции педагогического общения в воспитательном процессе.
Студент должен уметь: Составлять план – схему коллективного творческого дела. Работать по организации самоуправления. Уметь выбрать свой стиль педагогического общения.
Раздел 5. Информационно аналитическое обеспечение воспитательной работы.
Контроль и диагностика как основа информационно – аналитического обеспечения воспитательной работы. Сущность педагогического анализа. Анализ воспитательного мероприятия. Педагогические ошибки в воспитательном мероприятии. Изучение ученического коллектива. Психолого – педагогическая характеристика класса.
Практическая работа:
№ 1 Сущность педагогического анализа.
№ 2 изучение ученического коллектива.
Самостоятельная работа студентов:
Посетить и проанализировать одно из мероприятий колледжа.
Студент должен знать: Сущность педагогического анализа.
Студент должен уметь: Анализировать воспитательное мероприятие, с учетом педагогических ошибок. Составлять психолого педагогическую характеристику группы.
ТО Тематический план
№ п/п |
Наименование тем и разделов | Максимальная учебная нагрузка
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоя_тельная работа | ||
Всего | Лаборатор_ные занятия | Практи_ ческие занятия | ||||
1.1 | Раздел 1. Воспитательная работа в системе образования. Введение в предмет. Сущность воспитательного процесса. | 12 12
| 2 2
| ____ | 8 8 | 2 2 |
2.1 | Раздел 2. Целеполагание воспитательной работы. Сущность целеполагания в воспитательном процессе. Учет возрастных особенностей воспитанников. Программы воспитания. | 14 14 | 4 4 | 8 8 | 2 2 | |
3.1 3.2 | Раздел 3. Планирование воспитательной работы. Общие требования к планированию воспитательной работы. Тематическое планирование работы классного руководителя. | 20 10 10 | 4 2 2 | 12 6 6 | 4 2 2 | |
4.1 4.2 4.3 | Раздел 4. Методика организации воспитательной работы.
Создание благоприятной предметно- пространственной среды воспитания и социально – психологических условий для развития личности. Ученическое самоуправление. Методика организации педагогического общения в воспитательной работе. | 15 8 6 1 | 5 2 2 1 | 8 4 4 | 2 2 | |
5.1 | Раздел 5. Информационно аналитическое обеспечение воспитательной работы. Контроль и диагностика как основа информационно – аналитического обеспечения воспитательной работы. | 8 8 | 2 2 | 4 4 | 2 2 | |
Итого | 69 | 17 | 40 | 12 |
Содержание программы
Раздел 1. Воспитательная работа в системе образования.
Воспитание. Место воспитательной работы в системе образования. Внеучебная воспитательная работа. Сущность и принципы организации воспитательного процесса в образовательном учреждении. Сущность и основные правила педагогического управления ученическим коллективом.
Самовоспитание.
Практическая работа:
№ 1 Влияние наследственности на воспитание детей.
№ 2 Влияние окружающей среды на воспитание детей.
№ 3 Самовоспитание.
№ 4 Управление ученическим коллективом на разных стадиях его развития.
Самостоятельная работа студентов:
Подготовить сообщение: «Управление ученическим коллективом на разных стадиях его развития»
Студент должен знать: Место воспитательной работы в системе образования.
сущность и принципы организации воспитательного процесса. Основные правила педагогического управления педагогическим коллективом.
Студент должен уметь: Выстраивать систему логических доказательств своего мнения и публично выступать. Анализировать поведение учащихся
для дальнейшей работы.
Раздел 2. Целеполагание воспитательной работы.
Социальный заказ и цели воспитания. Сущность целеполагания. Основные требования к целеполаганию в воспитательной работе. Сущность и типология задач воспитания. Учет возрастных особенностей воспитанников в постановке целей и задач воспитания. Постановка задач воспитания. Программы воспитания.
Практическая работа:
№1 Воспитание современной цивилизованной личности.
№ 2 Возрастные особенности и особенности развития детей разного пола.
№ 3 Целеполагание воспитательной работы.
№ 4 Постановка задач воспитания.
Самостоятельная работа студентов:
Подготовить выступление: «Истина, добро и красота – основа жизни достойной человека»
Студент должен знать: Сущность целеполагания. основные требования к целеполаганию в воспитательной работе. Возрастные особенности воспитанников. программы воспитания.
Студент должен уметь: Определять цели и задачи. Характеризовать учащихся с учетом возрастных особенностей детей. Проводить взаимосвязь воспитательных, организационных и практических задач воспитания.
Раздел 3. Планирование воспитательной работы.
Общие требования к планированию воспитательной работы. Формы воспитательной работы. Выбор и конструирование форм воспитательной работы. Содержание и формы работы педагога с родителями. Планирование работы классного руководителя. Основные этапы планирования воспитательного мероприятия. Структура и содержание плана – конспекта воспитательного мероприятия.
Практическая работа:
№1 Планирование воспитательной работы.
№2 Планирование воспитательной работы.
№3 Планирование воспитательной работы.
№4 Планирование воспитательной работы.
№5 Планирование воспитательной работы.
№6 Планирование воспитательной работы.
Самостоятельная работа студентов:
«Посетить открытое мероприятие для составления плана – конспекта мероприятия по нравственному воспитанию»
«Посетить открытое мероприятие для составления плана – конспекта на свободную тему»
Студент должен знать: Общие требования к планированию воспитательной работы. Формы воспитательной работы. Планирование работы классного руководителя. Основные этапы планирования.
Студент должен уметь: Планировать работу на год, семестр, месяц. Составлять план проведения мероприятия, классного часа, родительского собрания.
Раздел 4. Методика организации воспитательной работы.
Создание благоприятной предметно – пространственной среды воспитания. Создание благоприятного социально – психологического климата. Создание ситуации успеха.
Методика организации воспитательного дела, мероприятия. Организация коллективного планирования. Ученическое самоуправление. В системе воспитательной работы. Взаимосвязь педагогического требования и педагогической оценки. Основные функции педагогического общения в воспитательном процессе.
Практическая работа:
№1 методика организации воспитательного мероприятия.
№2 Ученическое самоуправление в системе воспитательной работы.
№3 Функции педагогического общения в воспитательном процессе.
№4 Организация педагогического общения в воспитательном процессе.
Самостоятельная работа студентов:
Подготовить сообщение: «Как выбрать свой стиль педагогического общения»
Студент должен знать: Методику организации воспитательного дела, мероприятия. Организацию коллективного планирования. Функции педагогического общения в воспитательном процессе.
Студент должен уметь: Составлять план – схему коллективного творческого дела. Работать по организации самоуправления. Уметь выбрать свой стиль педагогического общения.
Раздел 5. Информационно аналитическое обеспечение воспитательной работы.
Контроль и диагностика как основа информационно – аналитического обеспечения воспитательной работы. Сущность педагогического анализа. Анализ воспитательного мероприятия. Педагогические ошибки в воспитательном мероприятии. Изучение ученического коллектива. Психолого – педагогическая характеристика класса.
Практическая работа:
№ 1 Сущность педагогического анализа.
№ 2 изучение ученического коллектива.
Самостоятельная работа студентов:
Посетить и проанализировать одно из мероприятий колледжа.
Студент должен знать: Сущность педагогического анализа.
Студент должен уметь: Анализировать воспитательное мероприятие, с учетом педагогических ошибок. Составлять психолого педагогическую характеристику группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника, а потребность в движении в нем заложена самой природой. Но ...
Педагогический совет "Организация и методика словарной работы"
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению...
Учебные программы по дисциплине
Рабочая программа профессионального модуля...
Воспитательная работа в детском саду. Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.
....
Методика воспитательной работы
Воспитание в широком смысле, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни, способности ...
Основные методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
презентация по теме"Основные методики воспитательной работы"...
Основные методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
презентация по теме"Основные методики воспитательной работы"...