Педагогический проект "Генеалогическое древо моей семьи"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к возрождению семьи как социального института, где ребенок проходит этапы первичной социализации. В настоящее время считается доказанным, что семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Семья - это источник, дающий силу для духовного развития, помогающий ребенку адаптироваться в обществе, найти себя в жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл genealogicheskoe_drevo_moey_semi.docx973.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Генеалогическое древо моей семьи»

Смоленск

2017

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Участники проекта:

  • дети дошкольного возраста,
  • родители воспитанников,
  • воспитатели группы.

Актуальность проекта

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к возрождению семьи как социального института, где ребенок проходит этапы первичной социализации. В настоящее время считается доказанным, что семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Семья - это источник, дающий силу для духовного развития, помогающий ребенку адаптироваться в обществе, найти себя в жизни.

Как известно, генеалогия - это наука, изучающая историю отдельных семей, родов. Но в форме формального, «сухого» сбора фактов, дат и имен своих родственников генеалогия не представляет интереса для дошкольного воспитания. За всем этим важно раскрыть ребенку духовные качества близких, помочь узнать и увидеть, чем они живут, как чувствуют, думают, поступают. Погружая ребенка в историю своей семьи, помогая ему узнать и понять всех ее членов, мы тем самым помогаем ему узнать и понять самого себя.

Дошкольная генеалогия, учитывая возрастные психологические особенности детей, ограничивается только тремя коленами: ребенок, мама и пана, бабушки и дедушки. Но работа даже в этих рамках очень значима для семьи и ребенка. Педагоги, работающие над данной проблемой сделали следующие выводы:

  • Чем раньше ребенок узнает историю своей семьи, тем осознаннее будет строить свою жизнь, продолжать историю своего рода;
  • Чем полнее и позитивнее процесс познания ребенком мира, тем более конструктивным будет и его отношение к своей жизни  и к жизни других людей;
  • Изучение ребенком семейной истории способствует формированию у него «особого чувства пути», помогающего ориентироваться в жизненных обстоятельствах.

Генеалогия сегодня - это лучший способ семейной и социальной терапии нашего общества, лучший способ формирования терпимости и взаимопонимания внутри семьи и между народами.

Базируясь на этих положениях, работа по данной теме направлена на решение существующих сегодня общественных проблем, среди которых можно назвать:

а)        распад межпоколенных связей, исчезновение семейных традиций и

ослабление роли семьи в воспитании ребенка;

б)        переход от авторитарного стиля общения к личностью ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка;

в)        неготовность семьи к воспитанию ребенка как держателя ценностей,

реликвии, обычаев своего рода и как достойного представителя будущего поколения;

г)        недостаток психолого-педагогической помощи семье в создании

благоприятного климата.

Считаю работу с дошкольниками по данной теме очень актуальной, т.к. решая указанные проблемы, она способствует возрождению России и придает процессу воспитания подрастающего поколения особую социальную направленность через сохранение традиционных семейных ценностей в гармонии с непрерывно меняющимся миром.

Цель: установление сплоченности между родителями и детьми; развитие взаимопонимания, установление связи между поколениями, расширение представлений детей о жизни их предков и семьи.

Задачи проекта:

•        развивать интерес ребенка к истории своей семьи, к познанию своего

родословного древа;

•        помочь ребенку осознать примечательные особенности каждого члена семьи и уникальность сочетания этих особенностей как основы самоценности и неповторимости семьи;

•        помочь ребенку в определении своей роли и значимости в семье, ролей и обязанностей других членов семьи;

•        формировать у ребенка чувство ответственности за жизнь вокруг себя и укреплять доброе отношение к близким;

•        улучшить эмоционально-психологический климат в семье, оказывая психолого-педагогическую помощь.

Предполагаемый результат:

•        Проявление большого интереса к истории своей семьи, переосмысливание отношений с близкими и родственниками.

•        Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.

•        Сохранение семейных ценностей и традиций. Увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам.

•        Увеличение количества родителей - участников в совместных мероприятиях.

•        Рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.

Возможные риски и ограничения:

•        не желание родителей сотрудничать с воспитателем;

•        консервативность мышления родителей;

•        статус семей (неполные, малообеспеченные, семьи, в которых родители не имеют образования).

Возраст участников: подготовительная группа (6-7 лет)

Тип проекта: краткосрочный

Сроки реализации проекта: 2 недели.

Проект реализуется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с истории своей семьи, к познанию своего родословного древа можно разделить на несколько этапов: подготовительный, основной (практический), заключительный.

                                                

На подготовительном этапе  были определены цель и задачи проекта. Анализировали методическую и художественную  литературу по данной теме. Создавали необходимые условия для реализации проекта (оформление группы по теме «Моя семья», выставка наглядного и дидактического  материала         по теме «Моя Семья»). Ознакомили детей и родителей с целью и задачами проекта.

На основном этапе были разработаны консультация для родителей «С чего же начать составление родословного древа?» и папка – передвижка «Тайна имени». Детям были выбраны и прочитаны произведения художественной литературы по теме «Моя семья»: М. Матвеева «Синяя чашка», К. Паустовский «Теплый хлеб», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Пермяк «Мамина работа», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», В.Белов «Мамина дочка», К.Ушинский «Косточка», Л.Толстой «Старый дед и внучек», А.Барто «Как Вовка бабушек выручил», В.Сухомлинский «У бабушки дрожат руки», Т.А. Шорыгина «Похищенное имя». С помощью занятия «Что такое генеалогическое древо?» и бесед: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители», «Как мы отдыхаем» сформировали представления о том, что такое род и  родословие, происхождении фамилии. Дети совместно с родителями изготовили альбом «Моя семья» и сюжетно – ролевую игру «Семья».

        На заключительном этапе  была организованна выставка детского творчества «Моя семья». Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и составили короткий рассказ, каждый из детей презентовали свою работу.


Литература:

1.        Где твои корни? Пособие по составлению родословной / Сост. Н.И. Юртаев: Изд-во Барнаульского государственного педагогического университета, 1997.

2.        Детский сад и родители: проблемы взаимодействия // Обруч. — 2003. - №

3.        Марты шип B.C. Твоя родословная: Учебное пособие но изучению истории семьи и составлению родословной (Серия «Духовно-нравственные основы семьи»). — М: Школьная  Пpecca, 2000.

4. Педагогичеекое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д.Морозова / Приложение к журналу «Управление ДОУ».


Приложения

Приложение 1

Немного из истории. Что такое генеалогия?

Как известно, генеалогия это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение и родословные связи исторических лиц, родов, фамилий.

В прошлом только знать имела возможность и испытывала необходимость в фиксации родословных связей. Сегодня, генеалогией может заниматься каждый, кому интересна история семьи. Это занятие не только увлекательно, но и познавательно. Уже знакомство с семейными преданиями дает какую-то историческую канву: в этом событии участвовал мой отец, в том — дед, прадед воевал, в семье есть именное оружие, награды за храбрость и т.д. Таким образом, прошлое семьи становится частичкой общей истории страны, и человек, составляющий таблицу предков, осознает связь с историей. Знание прошлого семьи может оказаться полезным для определения происхождения семейных реликвий, для установления лиц, изображенных на пожелтевшем фото начала прошлого века из семейного альбома, для объяснения тайн семейных преданий.

В России родословные росписи появляются в копне XV века. Образование единого Русского государства требует юридического закрепления отношений между родами правящего класса. В 40-е годы XVI века появляются первые родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшем назначениями па военную службу. При Истре I была создана Герольдмейская контора. Меняя названия, она просуществовала при Сенате до 1917 года. Именно здесь официально утверждалось происхождение семей, велись генеалогические документы, которые начинали высоко цениться в обществе.

В русской истории трудно найти среди достопамятных людей личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. А если это не почитание и случалось, то тут же наиболее совестливые взывали к почтению, стыдили, одергивали. «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности» — обращался к беспамятным А.С. Пушкин. Помнили о предках и в деревнях. Многими предметами быта, сделанными руками крестьян, пользовались целые поколения. И в этом был глубокий смысл. Из поколения в поколение передавались и семейные истории.

Русский философ П. Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода: «Жизненная задача всякого познать содержание и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого — познать собственное место в роде и собственную задачу, не индивидуальную свою, поставленную — себе, а свою — как члена рода, как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества. Такое понимание проблемы изучения своего рода делает его инструментом самопознания».


Приложение 2

Консультация для родителей

С   чего   же   начать  составление  родословного   древа?

Сначала постарайтесь с помощью родных, друзей вспомнить имена тех представителей вашего рода, кто живет сейчас, и тех, кто жил раньше. Уточните, в каких родственных связях они находятся с вами.

Существует два основных способа ведения родословной – по восходящей и нисходящей линии. При составлении восходящей родословной главным объектом исследования является тот человек, о предках которого собираются сведения. Восходящая прямая линия родства идёт от данного лица к его предкам.

Нисходящую родословную начинают составлять с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Таблица нисходящего родства напоминает пирамиду, вершина которой – родоначальник, а основание – последнее поколение его потомков.

Оформлять родословную проще всего начать с самого себя. Вы представляете собой начальную веточку семейного древа и считаетесь первым поколением. Вписав себя, запишите информацию о родителях: ваши отец и мать - второе поколение. Далее поместите сведения о ваших бабушках и дедушках, а затем - о более ранних поколениях. Такая родословная называется смешанной восходящей. Она учитывает всех предков по мужской и женской линиям.

Чаше   всего   смешанную   родословную   изображают   в   виде   следующей схемы:

 

Линии снизу вверх или сверху вниз обозначают связи прямого родства. Линии между мужскими и женскими именами говорят о супружеских связях. Причем женские имена записываются в овалах (или кружках), а мужские в прямоугольниках (или в квадратах).

Информацию о людях, занесенных в родословную, помогут собрать и документы семейного архива, дневники, письма, записные книжки, вырезки из газет, альбомы с фотографиями. Изучение этих неофициальных документов, даже прослое знакомство с ними заставит вас по-новому взглянуть на своих родителей, бабушек и дедушек, откроет перед вами мир их чувств и отношений, неудач и успехов. Обращайте внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Они представляют собой ключевые моменты, важные для родословной семьи.

Используйте официальные документы.

•        Свидетельство о рождении даст знание, о времени и месте рождения, именах и отчествах родителей, их фамилиях.

•        Свидетельство о браке даст сведения о времени и месте заключения брака, девичьей фамилии матери, датах рождения супругов (это особенно важно при отсутствии свидетельства о рождении).

•        Свидетельство о расторжении брака даст сведения о дате расторжения брака, месте его регистрации, послебрачных фамилиях супругов.

•        Паспорт помимо некоторых указанных здесь сведений укажет места жительства владельца документа, сведения о супруге, детях. Еще паспорт имеет одну или несколько фотографий владельца, может содержать иные сведения (о группе крови, об обмене денег).

•        Трудовая книжка даст сведения обо всех местах работы и занимаемых должностях, образован и т.п.

Для сбора более подробных сведений не следует пренебрегать беседами с родственниками. Именно из устных воспоминаний можно узнать много примечательных фактов из жизни конкретных людей, мотивы и время переездов, смены работы, отношение к религии, сведения о материальном положении, физическом состоянии, внешности, привычках, а также семейные предания и легенды.

Для более четкой ориентировки в «уровнях» близости родственных связей пользуйтесь словарями и справочниками.

Не смущайтесь, если каких-либо данных у вас окажется недостаточно – это в порядке вещей. Найти их вы сможете во время дальнейшего поиска в книгах, архивах. А если не все отыщется, то это задача, которая может быть завещана детям или даже внукам. Картотека родословной росписи войдет в ваш домашний архив, который иной раз перерастает в домашний музей, где хранятся не только карточки-росписи и документы, но те или иные вещи, которые принадлежали вашим предкам.

Составление родословных таблиц и росписей — занятие долговременное. А значит, вам необходимо запастись терпением.

Как создать яркий образ родословной?

Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.

Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости  и печали.

О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, корабль.

Подумайте, какой образ подходит вашей семье.

Чтобы получился свой особенный, яркий и красивый образ семьи, нужно выразить её особенности и задать себе вопросы: "На что похожа наша семья? Какая она?".

Вряд ли ребёнка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы, необходим привлекательный образ. В качестве одного из вариантов может подойти рисунок семейного или родословного древа; или же гроздь винограда, как образ дружной, сплочённой семьи; или же радуга, как образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений. Семья может быть похожа на явление природы, растение, животное, здание. Даже на предмет, например на игрушку. Всё зависит от вашего творчества. Творите и получайте удовольствие от результата.


Приложение 3

Словарь терминов, определяющих степень родства между людьми

Терминология родства очень разнообразна и сложна. Многие термины в современном русском языке исчезли или употребляются редко, некоторые распространены лишь на определенных территориях, но беседуя со своими родственниками, пожилыми людьми, вы можете услышать незнакомые вам слова. Поэтому есть смысл подробнее ознакомиться с терминологией родства.

Различают три группы  терминов:

•        родства (отношения по крови);

•        свойства (по бракам);

•        близких (духовных) не родственных связей.

А) Терминология родства

Знакомясь с терминами родственных отношений, следует помнить, что термины кровного родства состоят из ключевых слов и определений степени родства. Ключевые слова

Бабка, бабушка — мать отца или матери, жена деда.

Братья — каждый из сыновей одних родителей.

Братан, браганик, брагеня, братеник, брательник — двоюродный брат. Братанна   - дочь брата, племянница по брату.

Брательнина    - родственница вообще, двоюродная или дальняя.

Братыч - сын брата, племянник по брату.

Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племянника или племянницы.

Внучка, внука    - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.

Дед — отец матери или отца.

Дедина, дедка - тетка по дяде.

Дедич — прямой наследник по деду.

Дочь — лицо женского пола по отношению к своим родителям.

Дщерич — племянник по тетке.

Дщерша -племянница по тетке.

Дядя -брат отца или матери.

Мать  - лицо женскою пола по отношению к своим детям.

Отец  — лицо мужского пола по отношению к своим детям.

Отценачальник — старший в поколении.

Отчинник, отчич — сын, наследник.

Племянник — сын брата или сестры,

Племянница - дочь брата или сестры.

Племяш — родич, родственник.

Прародители — первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

Пращур — родитель прапрадеда, прапрабабки.

Родоначальник — первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.

Сестра - каждая из дочерей одних родителей.

Сестренница -двоюродная сестра, дочь сестры матери или отца.

Сестренка, сестрина, сестричка — двоюродная сестра.

Сестрепич, сестрич -сын сестры матери или отца, племянник по сестре.

Сын — лицо мужского пола по отношению к своим родителям.

Тетка, тетя — сестра отца или матери.

Определение степеней родства

Великий дяди   - брат деда или бабки.

Великая тетка — сестра деда или бабки.

Внучатный, внучатый — о родстве, происходящем из третьего колена или еще далее.

Двоюродный — о родстве, происходящем из второго колена.

Кровный — о родстве в пределах одной семьи.

Малый дядя  -брат отца или матери.

Малая тетка — сестра отца или матери.

Однородный — о происхождении от одного отца.

Одноутробный — о происхождении от одной матери,

Полнородный — о происхождении от одних родителей.

Пра — приставка, означающая родство в дальнем восходящем или нисходящем порядке.

Привенчанный — о происхождении от одних родителей, но до брака рожденный, а затем признанный.

Родной -    о происхождении от одних родителей.

Сводный    - о происхождении от разных родителей.

Троюродный- см. внучатый.

Б) Термины свойства

Братаниха — жена двоюродного брата.

Братова — жена брата.

Вдова - женщина, не вступившая в другой брак после смерти мужа.

Вдовец — мужчина, не вступивший в брак после смерти жены.

Деверь — брат мужа.

Жена -   замужняя женщина по отношению к мужу.

Золовица, золовка, золова -   сестра мужа, иногда жена брата, невестка.

Зять — муж дочери, сестры, золовки.

Муж — женатый мужчина по отношению к жене.

Невестка — жена сына.

Сват, сватья — родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.

Свекор — отец мужа.

Свекровь - мать мужа.

Свойственник — лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.

Свояки — лица, женатые на двух сестрах.

Свояки двоюродные  - лица, женатые на двоюродных сестрах.

Сноха, сыноха — жена сына, невестка.

Сношенница - жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки.

Супруг — муж.

Супруга — жена.

Тесть — отец жены.

Теща — мать жены.

Шурин — родной брат жены.

В) Термины неродственных отношений

В жизни людей большое значение имеют близкие неродственные отношения, отразившиеся и на терминологии генеалогических поисков. Следует помнить о внешней близости этих терминов к терминам кровного родства и не путать их.

Брат крестный — сын крестного отца.

Браг крестовый, брат но кресту, брат названный — лица, обменявшиеся нательными крестами.

Дед крестный — отец крестного отца.

Дочь названная - приемыш, воспитанница.

Дядька - приставленный для ухода и надзора за ребенком.

Кум, кума — см. отец крестный, мать крестная.

Мать крестная, мать крестовая -  восприемница при обряде крещения.

Мать названная - мать приемышу, воспитаннику.

Мать молочная  -мамка, кормилица.

Мать посаженная  - женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха.

Мачеха — другая жена отца, неродная мать.

Отец крестный — воспреемник у купели.

Отец названный — отец приемышу, воспитаннику.

Отец прибеседный, отец посаженный, отец ряженный — лицо, выступающее вместо родного отца па свадьбе.

Отчим -    другой муж матери, неродной отец.

Падчерица — дочь от другого брака по отношению к неродному родителю.

Пасынок — сын неродной одному из супругов,

Сводные  - братья и сестры от разных родителей,

Сын крестный (крестник) — лицо мужского пола по отношению к приемнику.

Сын названный   -   приемыш, воспитанник.

Усыновленный - лицо мужского пола по отношению к усыновителям. Удочеренная – лицо женского пола по отношению к приемным родителям.


Приложение 4

Конспект занятия

«Что такое генеалогическое древо?»

Цель: закрепить представления о родственных отношениях сформировать элементарные представления о том, что такое род и  родословие, о происхождении фамилии, традициях и обычаях, воспитать любовь и уважение к членам семьи.

Задачи:

1.        Формировать представление о мире  семьи, как о людях живущих вместе.

2.        Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

3.        Воспитывать желание заботится о  близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Словарная работа: род, родословие, генеалогическое древо.

Материал: набор картинок по теме «Семья», примерное генеалогическое древо.

Ход занятия:

- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?

Папа, мама и я,

И сестренка моя -

Вот и вся у нас семья:

- Ну а как же бабушка?

- Ну а как же дедушка?

Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий

И сестренка моя

Вот и вся у нас семья.

- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?

- Правильно ребята семья.

- Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

    Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.

 Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

   В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

 Физминутка

"Семейная зарядка".

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку,

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо – влево,

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой,

И качаю головой.

Развитие лексико-грамматических категорий.

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто?

- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

- А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Дидактическая игра "Подбери признаки"

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.

Папа - строгий, умный, сильный.

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.

Дедушка - старый, мудрый, седой.

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек.

Корни, четыре мощных – это дедушки и бабушки родителей, мамы и папы (можно сделать глубокие корни прадедушки и прабабушки). Ствол – папа и мама, ветви – дети (столько, сколько детей в семье). Это дерево можно продолжать далее.

-  Каждый из вас дома с родителями вырастит свое дерево семьи, и мы посмотрим, что из этого получиться.


Приложение 5

«Тайна имени»

В настоящее время полное, паспортное имя имеет вид сочетания из трех компонентов, которое сложилось исторически: имя + отчество + фамилия. Причем порядок следования членов этой формулы может зависеть от ситуации и поэтому может быть разным, например, иногда на первое место ставится фамилия. Все это полное словосочетание выполняет официальную, социальную функцию. Одновременно каждый из компонентов полного, паспортного имени обладает своей спецификой и своей сферой функционирования.

Имя человека служит для различения лиц в каком-то небольшом коллективе знакомых людей или родственников в семье, в классе, в студенческой группе, иногда в трудовом коллективе.

Фамилия помогает нам отличать членов данной семьи от членов другой семьи.

Отчество — это именование по отцу, составная часть полного (или, как мы еще говорим, паспортного) имени человека.  

 Родителям всегда хочется, чтобы их ребёнок был лучше всех, чтобы он выделялся из толпы, был особенным, и имя выбирают для него красивое, непохожее на других.                

Имя - личное имя, даваемое при рождении, обычно одно, но в древности могло даваться и несколько имён. В древней Руси давали детям два имени. Под одним крестили и оставляли его втайне от посторонних, а в обращении к ребенку называли его другим именем, выбранным ими, различались канонические и неканонические имена.  В дореволюционное время вопрос об имени ребенка решался просто. Регистрация новорожденных детей проводилась только церковью, где осуществлялся обряд крещения. Таким образом, крещения не миновал ни один ребенок, даже если его родителя были неверующими. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен святых, которые значились в святцах на день рождения ребенка.

 Выбирая имя ребенку, следует задуматься о том, совместимо ли это имя с фамилией и отчеством, причем совместимость должна быть не только психологическая. Кроме всего прочего, сочетание имени, фамилии и отчества должно быть благозвучным.

В  наше время усилился приток иностранных имен — Роберт, Рудольф, Ричард, Жозефина, Эдуард, Жанна и т.д. Но увлекаясь иностранными именами, родителям  не стоит забывать, что нередко они звучат диссонансом с русским отчеством и фамилией носителя имени. Например, Диана Кривоногова, Роберт Овечкин, Рэд Алексеевич и т.д.

Существует  мода на имена. Однако стоит ли слепо следовать примеру других при таком их богатстве? При выборе имени нужно думать о самом ребенке - ведь ребенок будет с ним жить, учиться, взрослеть, возможно, давать отчество уже своим детям. С однажды данным именем ребенку придется жить  всю жизнь.

Слово «фамилия» латинское по своему происхождению, оно означает «семья». Это же значение имеет и английское family, и французское famille, и испанское familia. В России фамилия тоже сначала употреблялась в значении «семья». А собственно фамилию означало другое слово – прозвище. Только в XIX веке слово «фамилия» в русском языке стало употребляться и в другом значении: «наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени». Сейчас это значение вытеснило первоначальное.

Фамилия — наследуется из поколения в поколение по мужской линии, указывает на принадлежность человека к определенной семье. Фамилия, служила более чёткому осознанию родовой принадлежности, её выражением.  

Возникла фамилия у феодалов, поскольку она была символом наследственного владения. К феодалам присоединилась буржуазия. Были распространены наследственные фирмы, чтобы сохранить и расширить клиентуру, предпочитающую вести дела с известными домами, фамилия была товарным знаком. Позже фамилии стали распространяться в городской среде и среди крестьян.

Не всегда происхождение фамилии легко разгадать. Есть ученые, которые специально занимаются тем, что разгадывают происхождение имен и фамилий. Наука эта очень интересная, называется она ономастика. Изучение фамилии очень ценно для науки. Оно позволяет полнее представить исторические события последних столетий. Фамилия это живая история. Может быть,  вы заинтересуетесь и вместе  со своим ребенком захотите узнать как можно больше о фамилии своего рода. И всей семьей будете очень ею гордиться.

 Отчество – это особым образом оформленное имя отца данного человека, входящее в состав полной триединой формулы именования. При помощи отчества выражается в речи связь детей с отцом.

Отчество пришло к нам из Древней Греции. Там оно было отдельным элементом имени, но не было обязательным, оно употреблялось для того, чтобы подчеркнуть уважение к человеку.

Отчество – это характерная черта русской именной системы, поскольку здесь оно выделилось в отдельный обязательный элемент. Иностранцы, попавшие в нашу страну, удивляются, что у нас принято называть человека не только по имени и фамилии, но и по отчеству. Наши прадеды, интуитивно стремились получить отчество себе, и передать его дальше своему роду. Род через отчество укрепляется памятью о предках, о своих корнях, о подвигах и делах дедов и отцов, а значит, был непобедим.                                                    

Ваш ребенок, познавая окружающий мир, знакомится с названиями предметов и именами людей. Пожелаем же ему встреч с красивыми, добрыми и любящими людьми, имена, отчества, фамилии которых будут вызывать у него радость и благодарность! Пожелаем нашим детям так прожить свою жизнь, чтобы их имена вызывали в сердцах других людей тоже только радость и благодарность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в подготовительной группе " ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ"

занятие по развитию речи,знакомит с историей своей семьи её традициях, так же знакомим с бытом древних славян их бытом и жизненым укладом....

Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».

Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, п...

План-конспект интегрированного занятия по теме «Генеалогическое древо моей семьи» в подготовительной группе

План-конспект интегрированного занятия по теме «Генеалогическое древо моей семьи» в подготовительной группе...

Проект "Генеалогическое древо моей семьи"

Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям....

Конспект по социально-коммуникативному развитию " Древо моей семьи"

Занятие применяется в разделе поФГОС  " Преобщение к социо-культурным ценностям"....

НОД Моя семья и генеалогическое древо моей семьи

Формирование у детей представлений о семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам....

Конспект занятия "Моя семья. Древо моей семьи"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе: «Моя семья. Древо моей семьи»....