ООД "Моя малая Родина"
методическая разработка на тему

Шулепова Елена Георгиевна

Закрепить знания детей о Калининградской области, ее   географическим расположением. Упражнять в ориентировке на карте.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_moya_malaya_rodina.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект

образовательной деятельности

по  «Познавательному развитию»

На тему: «Моя родина»

для детей подготовительной группы

воспитатель Шулепова Е.Г.

Неман

2016

   Цель. Закрепить знания детей о Калининградской области, ее   географическим расположением. Упражнять в ориентировке на карте.        

  Задачи.

Образовательные задачи:

1. Систематизировать представления о Родине, активизировать и актуализировать словарь по теме: "Моя малая Родина - Калининградская область", знания о полезных ископаемых – нефти, газе, соли, янтаре.

 2. Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие задачи:

1. Развивать диалогическую речь, фонетические представления.

2. Развивать зрительное восприятие, мышление, внимание.

3. Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать гордость за родную страну.

2.Формировать навыки сотрудничества при изготовлении совместной работы, создавать положительный эмоциональный фон.

Предварительная работа.  Рассматривание альбомов, фотографий, знакомство с географическим положением Калининградской области, беседы о природных ископаемых, чтение стихотворений.

Оборудование. Карта, слайды с изображением леса, моря, животных, городов.

                                              Ход занятия.

   Воспитатель. Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Как называется наша страна.

   Дети. Россия.

   Воспитатель. Правильно наша страна называется Россия. Это наша Родина. У каждого человека есть своя маленькая родина, город или село, где он родился, живет. Как называется наша маленькая родина.

  Дети. Калининградская область, г. Неман.

  Воспитатель. Где бы человек ни жил, он всегда вспоминает свою малую родину, потому что это место остается в его сердце навсегда как самое лучшее и любимое.

Дети. Вот он – край,

           Где тебе посчастливилось

           Жить и родится,-

           Самый западный берег

           Огромной Российской земли.

           Здесь под грохот прибоя

           Летят перелетные птицы,

           И на свет маяка

           Возвращаются в порт корабли.

           Ты узнай этот край –

           Здесь, с лихой непогодою споря,

           Цепко держатся дюны

           За корни балтийской сосны,

           Здесь прозрачное солнце

           Встает, как янтарик, из моря

           И ледник нам на память

           Оставил свои валуны.

           Ты люби этот край –

           Здесь живут настоящие люди,

           Что умеют трудиться,

           И землю, и море любя.

           Ты храни этот край –

           Пусть цветущим и мирным он будет,

           Навсегда пусть останется

           Домом родным для тебя.

   Воспитатель. Представьте, что к нам приехали гости, которые никогда раньше не были в Калининградской области. Они ничего о ней не знают. Мы сегодня им поможем и познакомим с нашим краем.

- Где расположена Калининградская область?

Дети. На самом западе нашей страны.

Воспитатель. Покажите на карте Калининградскую область.

- Что означает красная полоса на карте?

Дети. Это граница.

Воспитатель. – Назовите наших соседей.

Дети. Литва и Польша.

Воспитатель. Недалеко от нас расположены государства Латвия, Белоруссия, но они не имеют общей с нами границы.

 - Что означает синий цвет на карте?

Дети. Это вода, реки, озера, море.

Воспитатель. В нашей области очень много рек. Назовите их.

Дети. Неман, Шушупе, Дейма, Преголя.

Воспитатель. Какая самая большая река?

Дети. Река Неман.

Воспитатель. – Какое самое большое озеро?

Дети. Виштынецкое.

Воспитатель. Как называется наше море?

Дети. Балтийское море.

Воспитатель. Назовите города Калининградской области.

Дети. Неман, Советск, Балтийск, Зеленоградск, Гусев, Черняховск.

   (воспитатель предлагает детям по фотографиям узнать города).

Воспитатель. Ребята, сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и представить, что сейчас лето и мы с вами оказались на море, предлагаю вам покупаться, походить по горячему песку, полежать на песке, понежиться на солнышке. В лесу можно послушать пение птиц, собирать ягоды, понаблюдать за деревьями, как ветер качает их ветки. Отдохнули. Продолжим нашу беседу. Ребята, расскажите, чем богата наша Калининградская область.

Дети. У нас есть нефть. Нефть находится в земле. Нефтяники выкачивают нефть с помощью буровых установок из скважин. А потом из нее делают бензин, солярку, которые нужны для машин, тепловозов, в работе заводов.

   - Есть в нашей области природный газ.

   - Богата наша область песком, глиной, гравием. Это строительный материал. Из песка и гравия, скрепляя их цементом, получают строительный материал – бетон. Его используют при строительстве дорог, домов на заводах. Глину, песок используют при производстве кирпича.

   - На болотах добывают торф. Торф используют, как топливо, удобрение и подстилку для скота.

 Воспитатель. Богата наша Калининградская область лесами. Какие деревья растут в наших лесах?

Дети. Дуб, клен, береза, сосны, ели, липы, осины.

Воспитатель. Какие животные живут в наших лесах.

Дети. Лоси, косули, медведи, лисы, волки, белки, зайцы.

Воспитатель. Дети, наши водоемы богаты рыбой. Рыбы, которые водятся в реках, озерах называют пресноводными. Назовите их.

Дети. Лещ, судак, окунь, ерш, плотва, карась, щука, налим.

Воспитатель. Какую рыбу ловят в Балтийском море?

Дети. Салаку, кильку, треску, камбалу.

Воспитатель. Ребята, а еще геологи в нашей области обнаружили соленый пласт, а это значит что у нас огромные запасы соли. Она находится на большой глубине. Запасы огромные, но пока они не разрабатываются. Ученые уже научились получать соль с большой глубины. Так со временем будут добывать соль и у нас.

Воспитатель. Почему нашу область называют янтарным краем?

Дети. Потому что в Калининградской области самое большое количество янтаря.

Воспитатель.   Если в соснах гуляет ветер

                            И качает морской песок,

                            Выйди на берег на рассвете

                            Золотой искать янтарек.

                            Он затеплится, загорится,

                            Вспыхнет весело, как огонь,

                            Будто ветер перо жар-птицы

                            Уронил тебе на ладонь.

С давних, очень давних времен человек знаком с янтарем. Удивляясь и радуясь ему, он пытался понять, откуда взялся этот самоцвет, почему он так разнообразен по рисунку и цвету и каким чудом попали внутрь некоторых камешков частички растений и насекомых.

   Каждый из вас, ребята, наверное, не раз бывал на берегу нашего Балтийского моря, купался, загорал и, уж конечно, собирал янтарь на песчаном пляже. Чаще всего встречаются золотисто-желтые кусочки. А бывает янтарь красновато-коричневый, и зеленоватый, и лимонно-желтый, и совсем белый, и даже голубой. Одни кусочки прозрачные, а другие тусклые, как бы наполнены дымом. Под увеличительным стеклом можно рассмотреть крохотные пузырьки. Они же образуют самые фантастические узоры в янтаре, иногда целые картины. А еще можно увидеть внутри янтарика муху, паука, комарика, кусочек древесной коры или травинку. Сейчас люди знают, что янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев, а частички растений и насекомых попали в него, когда смола была еще жидкой.

Когда-то, много миллионов лет назад, не было Балтийского моря, а вместо него была суша. Климат тогда  был жаркий и влажный, и росли в этой местности чудесные леса. Не все растения хорошо чувствовали себя в жаркой, почто тропической обстановке. Так, многие сосны болели и даже вымирали. Они-то и подарили  миру замечательный солнечный камень – янтарь. Частые ветры и грозы ломали и рушили больные деревья. Из ран и изломов обильно сочилась прозрачная, пахнущая хвоей смола. Она повисала на ветках, а потом падала на землю большими каплями, застывала в трещинах и разломах, образовывала натеки и наплывы на стволах. Насыщаясь пузырьками воздуха и пара, смола становилась непрозрачной. Но эти натеки вновь осветлялись, когда палящие лучи солнца нагревали их и влага испарялась. Появлялись прозрачные участки, прожилки, завитки, и янтарь, образовавшийся из такой осветленной смолы, отличался особенно  красивым рисунком. Привлеченные ярким цветом и блеском смолы, насекомые часто увязали в ней, а новые смоляные натеки замуровывали и обволакивали их на веки. Проходили тысячелетия, миллионы лет. Менялся климат и на той части суши, где некогда была прекрасная «янтарная страна», образовалось Балтийское море. Многие ручьи и реки несли свои воды в море, а вместе с ними и янтарь, вымывая его из почвы. В некоторых местах его откладывалось очень много. Так образовывались большие скопления –залежи. Вот и возник янтарный промысел. Сначала янтарь собирали на пляже. Потом научились вылавливать его из морских вод. Со временем люди научились добывать янтарь на суше.

Динамическая пауза. Ребята, давайте «покажем» как смола начинала свой путь. Она сначала повисла на ветках, потом упала на землю и застыла. Прилетели насекомые (дети изображают как  прилетают насекомые), увязли в смоле.

Давайте посмотрим на янтарь, подержим его в руках. Из янтаря делают различные украшения, шкатулки, картины. Сегодня я вам предлагаю сделать картинку из янтаря.

Педагог предлагает оживить осенний лес. Ребята приклеивают янтарь.

                      (Дети выполняют коллективную работу.)

Анализ. Дети, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали на занятии? Что больше всего понравилось?

   Вы сегодня молодцы, показали свои знания, хорошо все занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...