Программа «Лоскутная пластика»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Торопова Наталья Геннадьевна

Программа  « Лоскутная пластика»   рассчитана в основном на детей дошкольного возраста (4- 5 лет). В этом возрасте значительное развитие получает изобразительная деятельность, дети могут вырезать ножницами, наклеивать изображение на бумагу. Также происходят позитивные изменения мелкой моторики. Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения.  Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

 Дети  готовы к совместному  творческому конструированию из разных материалов. Это дает огромный простор для детской выдумки и фантазии, развивает инициативу детей, побуждает их к самостоятельным действиям, поэтому содержание занятий кружка довольно разнообразно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_loskutok_2018-19.docx392.85 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ I.   ЦЕЛЕВОЙ

Пояснительная записка---------------------------------------------------------------------------------- 3

Цель реализации рабочей Программы-----------------------------------------------------------------3

Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей Программы-------------  4

Планируемые  результаты освоения рабочей Программы--------------------------------------- 5

Контингент детей-------------------------------------------------------------------------------------------5

-

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса--------------------------------5

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Материально – техническое обеспечение рабочей Программы----------------------------------6

Развивающая предметно – пространственная среда------------------------------------------------6

Литература --------------------------------------------------------------------------------------------------6

Дополнительный раздел:

Оценка индивидуального развития детей---------------------------------------------------7

Список дидактических игр по лоскутной пластике---------------------------------------7

Образцы лоскутной пластики------------------------------------------------------------------8

 

  «Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Пояснительная записка

Проблема развития детского творчества в настоящее время является   наиболее актуальной.      Народное декоративно–прикладное искусство – это неиссякаемый источник радости, творчества и вдохновения. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые

 (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов,

 Р.Н. Смирнова). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. 

       Лоскутное шитьё известно на Руси, как один из интереснейших видов домашнего рукоделия, очень давно. Из экономии, чтобы ни одна тряпица не пропала, придумали наши бабушки мастерить лоскутные одеяла, подушки, различные игрушки. Сегодня лоскутное шитьё широко известный вид декоративных работ.  Изделия из лоскутков  очень популярны. Дизайн и изготовление таких изделий  - полезное и приятное занятие. Из самых простых фигур  - треугольников, квадратов, полос – составляется много различных по построению композиций узора. Путем сочетания разных фигур создаются аппликации с изображением насекомых, птиц, цветов, животных, различных предметов.

    Занятие рукоделием имеет большое воспитательное значение - это одна из форм художественно-эстетического воспитания.

 Работа в этой технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства,  приобщиться к народному творчеству, возможность выразиться самому.

Лоскутная пластика отличается от лоскутного шитья тем, что детали не сшиваются, а раскладываются и приклеиваются на основу или фон.

     Программа  « Лоскутная пластика» разработана  с учётом требований общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы.  и предназначена для обучения детей навыкам работы с тканью, нитками и дополнительными материалами (пуговицы, пайетки, тесьма, ленты). Она  нацелена на развитие у детей любви к прекрасному, эстетического отношения к окружающей действительности и является частью работы дошкольного учреждения, дающей детям некоторые сведения о народной культуре, промыслах, традициях.  В процессе кружковой работы дети способны активизировать свой творческий потенциал. Кружковые занятия ставят своей целью расширение кругозора детей, повышение познавательного интереса, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Данная программа является авторской (разработана индивидуально на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта), кружковой (по форме реализации), одногодичной (по срокам реализации).

 Цель и задачи программы  

Цель. Создание социальной ситуации развития художественно - творческих способностей детей,  используя методы лоскутной пластики.

Задачи:

Способствовать развитию творческого воображения и познавательных способностей, используя возможности лоскутной пластики.

Создать интерес к данному направлению народного декоративно-прикладного искусства.

Создать условия:

-для знакомства с различными материалами (фетр, фоамиран), их свойствами;

-развития мелкой моторики, художественного вкуса, наблюдательности;

-формирования навыков работы с шаблонами геометрических фигур, элементов растений, фигур животных;

-освоения разных способов и приёмов работы с  нитками, шнурами, пуговицами.

Воспитывать у ребенка художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление (посредством развития способностей сочетать цвета, работать с формой, составлять композиции, комбинировать детали).

 Воспитывать аккуратность, бережное отношение к материалу

 Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей Программы.

Программа  « Лоскутная пластика»   рассчитана в основном на детей дошкольного возраста (4- 5 лет). В этом возрасте значительное развитие получает изобразительная деятельность, дети могут вырезать ножницами, наклеивать изображение на бумагу. Также происходят позитивные изменения мелкой моторики. Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения.  Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

 Дети  готовы к совместному  творческому конструированию из разных материалов. Это дает огромный простор для детской выдумки и фантазии, развивает инициативу детей, побуждает их к самостоятельным действиям, поэтому содержание занятий кружка довольно разнообразно.
      Программа строится на основе следующих принципов обучения и воспитания:

-гуманистическая направленность, уважение уникальности  каждого ребёнка;

- связь теории с практикой;
 - единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития;
 - дифференцированный подход;
 - системность и непрерывность работы;
 - сотрудничество педагога и ребёнка;
 -  многообразие видов и форм деятельности;
 -  принцип свободы выбора;

- безопасность при работе с оборудованием.

Интеграция образовательных областей

«Физическое развитие» - формирование правильной осанки в процессе детской деятельности; использование динамических пауз.

 «Художественно – эстетическое развитие» - использование  изделий в оформлении
к праздникам, развлечениям.        

 «Социально – коммуникативное развитие»: использование художественного слова,   иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании   собственных работ и работ своих товарищей.

«Познавательное развитие -  расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, а также знакомства со строением предметов, объектов, качествами материалов.

«Речевое развитие» - обогащение словарного запаса;  развитие связной речи: активное участие в беседе,  сопровождение речью своей деятельности.

 Планируемые результаты освоения программы

 Ребенок  проявляет устойчивый  интерес  к народному декоративно-прикладному искусству.  Правильно называет виды материалов, используемые в лоскутной пластике, знает их характерные свойства. Правильно передает форму, строение и пропорциональное соотношение предметов.   Использует цвет, как средство выразительности образа.  Самостоятельно выбирает  для работы материал, способы работы.    Умеет самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении.     Адекватно оценивает результаты своей деятельности.

Контингент детей.

В группе 26 детей – 13 девочек, 13 мальчиков.

8 детей 2015 г. рождения, 18 детей 2016 г. рождения.

Календарно – тематическое планирование.

Сроки

Тема

Содержание деятельности

Количество часов

Сентябрь

Грибная поляна

Домики

 

Составление изображения с помощью готовых деталей.

Закрепление  навыков    составления изображения из лоскутков.

Формирование  умения располагать элементы композиции.

 

1

1

1

1

Октябрь

  Лодка с парусом

Цыплята

Составление целого из готовых деталей.

  Работа  с шаблонами

 

1

1

2

Ноябрь

   Цветные флажки

Подарок ко Дню Матери

 Вырезание деталей по рисунку

Составление изображения с использованием шаблонов и дополнительных материалов.

2

2

Декабрь

 Новогодняя ёлка

Снегурочка

Формирование умения  подбирать цветовую гамму

Составление изображения из фетра; создание сказочного образа.

2

2

Январь

  Любимое животное

Зимняя картинка (коллективная работа)

Умение подбирать расцветку материала для раскрытия характера животного. Использовать дополнительные материалы.

Комбинирование деталей и материалов  для создания коллективной композиции.  

2

2

Февраль

 Медвежонок

Открытка для папы   .    

Создание изображения из готовых деталей.

Использование дополнительных материалов для создания орнаментов (тесьма, ленты, пайетки)

2

2

Март

Красивый цветок для мамы

 

  Сказочная птица

Составление изображения из фоамирана  с использованием дополнительных материалов

Составление декоративной композиции, развитие чувства ритма и цвета.

2

2

Апрель

  Весна пришла»

  (коллективная работа)

 Закрепление навыков объединения в работе различных материалов и способов аппликации; развитие фантазии.

2

2

Май

 Выставка детских работ

Совместная работа по размещению изделий на стенде; воспитание чувства гордости за выполненную работу.

2

Режим работы кружка

Занятия  в кружке проходят в совместной деятельности 1 раз в неделю

по  15 – 20  минут во второй половине дня.

 

Материально-техническое обеспечение  программы  «Лоскутная пластика»

Материал для работы: Цветной фетр, фоамиран, лоскуты ткани  разного размера и расцветки, специально подготовленные для работы в технике текстильного коллажа, ножницы для работы с тканью, клей ПВА, салфетки, подкладные листы, линейки, карандаши цветные и графитные, калька, шаблоны, цветной картон, цветные ленты,  тесьма, пайетки, бумага разной фактуры.

Развивающая предметно – пространственная среда.

Уголок детского творчества.

Стенд для демонстрации детских работ.

Дидактический материал: дидактические игры, эскизы узоров, образцы изделий, образцы выполнения сборок, инструкционные карты, методические рекомендации, тренировочные упражнения, иллюстрации к сказкам и литературным произведениям.

Список литературы.

А.Анистратова, Н.Гришина. «Поделки из ткани, ниток и пуговиц»- Москва. «Оникс» – 2008г.

Ред. Т.С. Комаровой «Народное искусство в воспитании детей» - Москва, 1997.

К. Митителло. «Аппликация. Техника и искусство» - Москва «Эксмо» – 2005г.

О.Е. Огнева  «Детское творчество и лоскутная пластика» – «Дошкольная педагогика» №6(27) 2005г.

 Пантелеева А.В. "Художественный труд в детском саду и семье"–  М.Просвещение, 2005г.

С.С. Пискулина. «Художественно – творческая деятельность. Аппликация из ткани» г. Волгоград, «Учитель»  2011г.

 О.А.Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» - Москва, 2005.

Дополнительный раздел

Оценка индивидуального развития детей

Реализация программы «Лоскутная пластика» предполагает оценку индивидуального развития детей.   Педагогический  мониторинг  проводится в ходе наблюдений за активностью детей в   организованной деятельности.  Инструментарий для педагогического мониторинга -  карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику   развития каждого ребенка в ходе  художественной деятельности.

Карта наблюдения за развитием у детей навыков работы в лоскутной технике

Критерии

Имеет представление о лоскутной пластике

Называет материал, из которого сделано изделие

Знает о  характерных особенностях работы  с фетроми фоамираном

Умеет составлять изображения,   используя дополнительные материалы.

Владеет навыками работы с инструментом  (ножницы, кисти для клея)

Итоговые результаты

Период

 н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Фамилия, имя ребенка

Список  используемых дидактических игр по лоскутной пластике.

Название игры

Цель

Оборудование

1

«Разноцветные лоскутки»

Научить детей собирать часть изображения из мелких деталей

Карты – схемы для выкладывания изображения.

2

«Сложи узор»

Учить составлять узоры и орнаменты , соблюдая чередование и последовательность

Блоки с незаконченными узорами и орнаментами

3

«Волшебный треугольник»

 Учить составлять композицию из треугольников, подбирать контрастные ткани

Карты – схемы с композициями (вертушка, цветок, одеяло)

4

«Разноцветные пуговицы»

Учить строить сериационные ряды от светлого к тёмному.

Фланелеграф, блоки круглой формы из разноцветной фланели

5

«Собери круг»

 Учить детей собирать цветовой круг

Поле в форме круга, разделённого на сектора, карточки разных цветов и оттенков  

6

 « Собери целое» 

  Упражнять в составлении  целого из частей.

Разрезные картинки

Образцы лоскутной пластикиC:\Users\401\Documents\фото дети\IMG_2978.JPG

C:\Users\401\Documents\фото дети\IMG_3335.JPG

C:\Users\401\Documents\фото дети\IMG_2977.JPGIMG_2981.JPG

C:\Users\401\Documents\фото дети\IMG_3343.JPG

C:\Users\401\Documents\фото дети\IMG_2976.JPG

IMG_3342.JPG

                

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья яблоня, ель

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья  (яблоня, ель). Совершенствуем умение детей резать ножницами ткань. Мы...

Перспективный план дополнительной программы «Лоскутная мозаика»

Программа дополнительного образования «Лоскутная мозаика» составлена с учетом ФГОС и основана на интеграции художественно – изобразительной, познавательной, коммуникативной деятельности с внедрением с...

Лоскутная пластика (кружковая работа)

В данной презентации представлен опыт кружковой работы по лоскутной пластике на примере средней группы. Изделия из лоскутков сегодня очень популярны. Дизайн и изготовление таких изделий приятное и пол...

Рабочая программа дополнительного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста "Лоскутная техника"

В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Лоскутная техника"...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Основная направленность программы - психологи­ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази­тельного ("музыкального") инструмента.По содержанию прог...

Программа "Мелкая пластика"

На сегодняшний день существует большое количество образовательных программ по лепке из глины и других материалов, но не из теста. Современный книжный рынок наводнен популярной литературой по лепке из ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Бумажная пластика" (адаптированная)

Данная программа кружковой работы «Бумажная пластика» (далее Программа) раскрывает творческие способности ребенка с ОВЗ (заикание) 5-6 лет, развивает художественный вкус, фантазию, трудолю...