Индивидуальный образовательный маршрут
консультация на тему
Данный материал поможет педагогам составить индивидуальный образовательный маршрут для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_doshkolnika.docx | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника
по определению ФГОС
В реальной жизни образовательные программы по большей части направлены на средний уровень развития воспитанника, поэтому каждому ребёнку, в силу неповторимости и своеобразия, попытаться раскрыть свой внутренний потенциал и осуществить полноценное развитие личности в узких рамках усреднённых шаблонов нелегко. Возникшее противоречие ставит перед педагогами задачу по организации индивидуального маршрута обучения в рамках ФГОС для реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого дошкольника.
Индивидуальный подход к личности ребёнка — базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек. В реальной жизни на стороне ребёнка зачастую выступает только он сам. При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему.
В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования.
Указано в следующих пунктах:
п. 1. 6. — формулировка задач, которые концентрируются вокруг создания оптимальных условий для становления и развития личности ребёнка, а также раскрытия его творческого потенциала в соответствии с его возрастными, психоэмоциональными и физиологическими особенностями, индивидуальными способностями и наклонностями, спецификой социальной среды. Ребёнок рассматривается как самоценный субъект отношений с самим собой, окружающими людьми и внешним миром.
п. 1. 4. — содержит принципы ФГОС, ключевым из которых является положение о реализации индивидуального подхода к образовательным потребностям каждого ребёнка. п. 2. 10. 2. — уточняются способы организации и координации детской инициативности и спонтанной активности в духе созидательной деятельности.
п. 3. 2. 1. — профессиональный отбор форм и методов педагогической работы, актуальных для возраста и индивидуальных потребностей ребёнка.
п. 3. 2. 3. — покровительство ребёнку, разработка индивидуальной дорожной карты развития, педагогическая и психологическая коррекция выявленных проблем.
п. 3. 2. 5. — развивающая концепция образования, нацеленная на ближайшую перспективу развития воспитанника. Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни.
Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами.
Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения.
Цель — создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.
Критерии, определяющие задачи индивидуальной стратегии развития:
- актуальный уровень развития способностей ребёнка;
- степень его готовности к образовательной деятельности;
- индивидуальные образовательные цели и задачи на ближайшую перспективу.
Задачи ИОМ, процедура рассмотрения и утверждения:
Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:
-для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
- для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
-для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.
Ведущие задачи индивидуального образовательного маршрута:
- оказать поддержку и помощь в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования;
- сформировать у ребёнка начальный уровень умения учиться, т. е. научить его осознавать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, концентрировать внимание на выполнении упражнения, развивать самодисциплину и волевые качества;
- разработать и усовершенствовать навыки координации движения, развитие общей и мелкой моторики;
-сформировать и закрепить общекультурные, бытовые, гигиенические, коммуникативные основы поведения;
-приучить ребенка к манипулятивно-предметной, сенсорной, практической, игровой деятельности, развить умения в продуктивной области (рисование, лепка, аппликация);
-развить речь — эмоциональную интонацию, грамматические конструкции, речевые механизмы;
- сформировать знания о природной среде и мире социальных отношений;
-сформировать представления о пространственно-временных и количественных категориях.
Методический инструментарий, который применяется в прохождении индивидуальной траектории развития:
-ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации;
- психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки;
- упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти;
-использование методик арт-терапии (лечение искусством, сказкой, изготовлением кукол).
Разработка и принятие ИОМ Для создания индивидуального образовательного маршрута
В первую очередь необходимо провести диагностическое исследование, чтобы выяснить уровень психоэмоционального, интеллектуального, коммуникативно-социального и физического развития ребёнка.
Основные этапы, структура и содержание ИОМ
Коллектив воспитателей в сотрудничестве с узкими специалистами продумывает содержательный компонент плана. Заполняется календарный план с указанием элементов педагогической техники и перечнем методологических приёмов для реализации поставленных образовательных целей.
Опорные принципы проектирования индивидуального плана:
1.Развитие способностей ребёнка к обучению.
2.Непрерывность и согласованность. Команда специалистов сопровождает малыша на протяжении всего проекта индивидуального маршрута до момента разрешения проблемы.
3.Отказ от усреднённых шаблонов оценки, разработка индивидуальной оценочной шкалы для каждого ребёнка по результатам диагностики уровня его возможностей. В обычной жизни это означает, что педагог старается не применять практику прямолинейного «вынесения приговора» или «навешивания ярлыков», сопоставляя достижения малыша с общепринятой «нормой». Само понятие «норма» не воспринимается как соответствие обязательному для всех детей среднему или стандартному уровню, а интерпретируется как лучший уровень, который может показать конкретный ребёнок в конкретной ситуации. Результат, который для одного ребёнка будет расцениваться как успех, для другого, исходя из его личного уровня способностей, будет считаться поражением. Такой гуманный подход позволит «сохранить лицо» и чувство собственного достоинства, развить веру в свои силы.
4.Благоприятное влияние детской субкультуры, обогащение внутреннего мира ребёнка неформальными традициями детской среды, формирующими и укрепляющими собственный опыт полноценного детства. Важно создать атмосферу положительных эмоций, которые помогут преодолеть напряжение, беспокойство и настороженность.
Этапы образовательной деятельности согласно индивидуальному плану
1. Наблюдение, выявление уровня сформированности психологических, социальных и интеллектуальных качеств личности дошкольника, необходимых для его продуктивной деятельности в какой-либо образовательной области. Этап наблюдения предполагает безучастный подход педагога, позицию невмешательства при наблюдении за ребёнком.
2. Диагностика стартового объёма и качественных характеристик конкретных предметных знаний, умений и навыков. Специалисты проводят тестирования, в ходе которых определяются проблемные зоны и «зоны успеха».
3.Построение персонального плана коррекционной работы на ближайшую перспективу (до 1 года с обязательным промежуточным мониторингом каждые 3 месяца) с опорой на «зоны успеха», индивидуальный подбор эффективных методик и приёмов педагогической работы. Активная деятельность по осуществлению индивидуального маршрута: проведение занятий, беседы с родителями, домашние задания.
4. Аналитический этап — подведение итогов, оценка полученных результатов: демонстрация результатов работы воспитанника в форме презентации или выставки поделок, выступления перед детьми и взрослыми. Таким образом включается механизм обратной связи с окружающими, решается задача социализации воспитанников.
5. Достигнутые результаты, будь то репродуктивные знания или творческие проекты, сопоставляются с запланированными задачами, указанными в индивидуальном графике или общеобразовательных учебных программах.
Для развития гармоничных отношений с окружающими людьми, решения задач по социализации будут полезны такие методы:
- дидактические и ролевые игры, которые познакомят малыша с традициями других народов и будут способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности и культуры;
- чтение сказок народов мира, знакомство с фольклором (песни, танцы, игры, праздники) народов России;
- коллективные подвижные игры на свежем воздухе, праздники и концерты, выставки поделок;
- обсуждение в доверительной беседе ситуаций, которые происходят в реальной жизни и вызывают у малышей трудности в понимании или содержат морально-нравственный контекст;
-произвольное создание ситуаций, которые поставят перед малышом вопрос выбора и необходимости совершения поступка;
- проведение фотовыставок, в которых найдётся место фотографии каждого малыша.
Прогнозируемый результат:
-достижение социальной комфортности и осведомлённости; совершенствование коммуникативных навыков;
-понижение уровня эмоциональной нестабильности, агрессивности, усиление самоконтроля;
-развитие самосознания, ощущения значимости и ценности собственной личности;
- формирование самооценки, приближенной к адекватной.
Критерии, которые позволяют оценить степень успешности дошкольника в социально-личностном росте:
- формируется способность к самооценке, «маленький человек» пытается честно говорить о себе, признавать свои недостатки;
- выработаны представления о морально-этических ценностях, малыш разделяет и понимает, «что такое хорошо и что такое плохо»;
- окрепла осознанная потребность придерживаться нравственных норм поведения, у ребёнка проявлено желание «быть хорошим» и видеть положительную реакцию окружающих людей на своё поведение;
-ребёнок способен легко и непринуждённо общаться с другими детьми или взрослыми;
- пробуждается чувство эмпатии, сострадания, возникает искреннее желание помочь старшим, сверстникам или малышам;
-воспитанник выстраивает отношения с окружающими детьми на основе взаимопонимания и уважения, достойно разрешает конфликтные ситуации;
- сформированы представления о безопасном поведении в быту, на улице, в игре.
Содержательный компонент ИОМ(это то что должно быть в содержании)
1 .Вводная часть, в которой фиксируется информация общего характера о ребёнке и его семье, причины разработки индивидуального плана, цели и задачи образовательной работы, график и форма проведения занятий.
2. Регистрация данных диагностического исследования дошкольника, материалов планового мониторинга, которые позволяют провести глубокий анализ симптомов и причин нарушения развития, дать объективную оценку уровню развития малыша и спланировать коррекционные занятия для преодоления трудностей. (приложенная диагностика + рисунки, тесты, описание и т.д)
3. График лечебно-оздоровительных мероприятий, который включает распределение физической нагрузки, проведение процедур закаливания организма.(это если ФИЗО или развитие двигательной активности, или ноаборот работа с гиперактивными детьми)
4. План индивидуальных занятий, включающий обязательную интеграцию с общей для всех детей образовательной деятельностью.
5.Отчёт о реализации индивидуальной дорожной карты с указанием темы, содержательного наполнения, результата проведённого занятия и выводами о необходимой доработке.
6.Заполняется лист наблюдения, который отображает динамику образовательного процесса и помогает внести своевременные изменения в зависимости от результатов промежуточного контроля, а также определиться с выбором оптимальных форм педагогической работы для повышения эффективности образовательных действий малыша.
7.Оценка достижений ученика в реализации индивидуального маршрута. Рекомендуется проводить контрольные испытания по окончании каждого тематического блока, т. е. с регулярностью в три месяца.
8.Рекомендации и консультативная помощь родителям.
Разделы образовательного маршрута
Имеется несколько важных разделов для разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника, которые будут рассмотрены далее.
1 Общая информация о ребёнке и семье:
- Указывается, откуда поступил (семья или переведён из другого ДОО), постоянно ли посещал ДОО, если были длительные перерывы, то указать причину. Отметить уровень адаптации воспитанника в новых условиях по пятибалльной шкале.
Состав семьи: указать всех членов семьи, с которыми проживает воспитанник.
Охарактеризовать тип семьи:
-благополучная — стабильная, крепкая семья, имеющая достойный культурный уровень воспитания;
-неблагополучная — обладает низким уровнем педагогической осведомлённости, малыш обделён родительской заботой и вниманием, конфликтная эмоциональная атмосфера в семье травмирует ребёнка, порождает психологические комплексы, к ребёнку применяют физические методы воздействия.
Кто из взрослых воспитывает ребёнка.
Стиль отношений ребёнка со взрослыми членами семьи:
- авторитарный — жёсткий диктат и подавление свободы, унижение достоинства ребёнка;
контроль и опека — ограничение самостоятельности, ограждение от забот и проблем, «тепличные условия»;
- попустительство — потакание желаниям ребёнка, избалованность ребёнка при пассивности взрослых;
- уважение и сотрудничество — помощь и поддержка, совместное переживание трудностей.
Внешний вид.
Необходимо отметить манеры, жестикуляцию, описать особенности мимики, походки и осанки, степень аккуратности и ухоженности.
(в этом пункте можно приложить соц.паспорт семьи)
Образец для заполнения общих и диагностических данных в ИОМ
ФИО воспитанника | ||
Дата рождения | ||
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование | ||
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование | ||
Дата начала ИОМ | ||
Причина постановки на учёт (или создания индивидуального маршрута , это для детей с признаками одаренности)) | Стойкое неусвоение ООП ДОУ в связи с болезнью (пример) | |
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы | 4 года (пример) | |
Цели ИОМ | Открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребёнка как личности; помощь в адаптации к коллективу детей, развитие, поощрение и стимулирование в ребёнке индивидуальных возможностей; вовлечение родителей в творческий процесс | |
Задачи | Выявить особые образовательные потребности ребёнка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребёнку; способствовать усвоению ребёнком образовательной программы дошкольного образования; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребёнка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. | |
Количество занятий в неделю | 5 занятий | |
Формы проведения | Игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа. | |
Ожидаемый результат | ||
Форма работы с родителями | Консультации, практикум, собеседование, обмен опытом. | |
Диагностика развития ребёнка | ||
Цель педагогического мониторинга | Обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата | |
Виды, причины трудностей(педагогическая симптоматика) | Виды трудностей (педагогическая симптоматика): Причины трудностей: | |
Физическое развитие | ||
Соматическое развитие | ||
Речевое развитие | ||
Особенности развития познавательных процессов | Память: Внимание: Восприятие: Мышление: | |
Содержание коррекционной работы (деятельность воспитателя) |
После диагностики и определения целей и задач составленного маршрута воспитатель и специалисты определяют, какие именно игры, упражнения и другие виды деятельности будут применяться при работе с малышом. Это тоже находит своё отражение в тексте ИОМ
Пример подбора форм работы с дошкольником по индивидуальному маршруту — таблица
Периодичность | Рекомендации, формы работы с воспитанником | Результат работы |
Ежедневно | Чистоговорки. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные гимнастики по Стрельниковой. | Незначительно повысился общий уровень развития. |
Через день ежедневно | Дидактические игры по выбору. Рисование мелом на доске, пальчиками, поролоном. Лепка из глины, пластилина, пласт. массы. | Есть положительная динамика в развитии интегративного качества «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» |
2 раза в неделю | Игры для преодоления бронхо-легочных заболеваний «Поезд», «Куры». | Немного преодолел «барьер смущения». Улучшилось внимание и память. |
Продуктивная совместная деятельность воспитанника и педагога, направленная на успешную реализацию индивидуального образовательного маршрута, позволит добиться положительной динамики в личностном росте ребёнка. Такая работа потребует от воспитателя высокого уровня профессиональной компетентности и работоспособности, а также личной заинтересованности в получении хорошего результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...