Перспективный план наблюдений на прогулке с детьми 4 - 5 лет
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

В материале указаны названия и цели прогулок проводимых с детьми 4 - 5 лет на весь учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_progulok.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план наблюдений на прогулке с детьми 4 – 5 лет (средняя группа).

Тема

Месяц

Задачи

Цель: Формирование осознанно-правильного отношения к природе в процессе наблюдения за живой и неживой природой на прогулке.

«Наблюдение за цветником»

«Наблюдение за пауком»

«Наблюдение за деревьями и кустарниками»

«Солнце источник тепла и света»

Сентябрь

Уточнить и дополнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью, активизировать в речи и уточнить понятия, связанные со строением и развитием растений. Формировать представления детей о том, что цветы живые, они растут и изменяются. Формировать умение различать растения, находить в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы.

Расширять представления об особенностях внешнего вида пауков (голова, туловище-брюшко, четыре пары ног), их жизни. Формировать интерес к окружающему миру. Обратить внимание на блестящие ниточки на траве – паутинки.

Активизировать в речи и уточнить понятия «дерево», «кустарник», пояснить, чем они отличаются. Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно изменяется: береза желтеет, рябина краснеет, листья опадают; подвести детей к выводу о том, что деревья и кустарники готовятся к зиме.

Формировать представление о том, что Солнце является источником тепла и света; воспитывать бережное отношение к природе. Формировать умение давать характеристику погоды по наличию солнца на небе (ясный или пасмурный день)

«Береза в октябре»

«Травянистые растения осенью»

«Наблюдение за листопадом»

«Наблюдение за насекомыми»

«Наблюдение за собакой»

Октябрь

Расширять представления детей о многообразии деревьев, формировать умение различать деревья по внешнему виду. Предложить детям рассмотреть березу, рассказать об изменениях, которые произошли с ней осенью.

Расширять представления детей о многообразии растительного мира, формировать умение различать травянистые растения по внешнему виду. Обратить внимание детей на изменения, происходящие с растениями осенью под влиянием низких температур.

Продолжать закреплять и систематизировать знания о листопаде; показать детям, что природа прекрасна во все времена года; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида насекомых, их образа жизни; формировать интерес к окружающему миру. Активизировать в речи и уточнить названия насекомых, понятия, связанные с их строением. Формировать умение различать группы насекомых, выявлять черты сходства и различия.

Формировать у детей умение выделять и называть характерные признаки внешнего вида животного, познакомить с особенностями поведения собак. Уточнить, как называются их детеныши.

«Наблюдение за осенним дождем»

«Деревья поздней осенью»

«Наблюдение за перелетными птицами»

«Наблюдение за кошкой»

«Первый снег»

Ноябрь

Обратить внимание, что осенний дождь холодный, долго моросит, земля и лужи после такого дождя уже не просыхают; расширять знания о сезонных изменениях в природе.

Продолжать знакомство детей с различными видами деревьев, узнавать их по отличительным признакам. Уточнять представления детей о признаках осени, развивать наблюдательность, формировать умения видеть изменения, произошедшие в природе.

Расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах; вспомнить названия птиц.

Обратить внимание детей на поведение животного, его повадки; формировать умение выделять характерные особенности строения животного. Рассказать детям о том, чем питаются кошки, воспитывать интерес и любовь к животным.

Формировать у детей представление о снеге как одном из признаков зимы, помочь охарактеризовать его свойства (белый, легкий, холодный, быстро тает на земле). Формировать умение сравнивать снежинки и снежный покров с различными предметами (лебединый пух, белые мухи, покрывало, одеяло, накидка и др.), использовать в речи сравнения и образные выражения.

«Наблюдения за сезонными изменениями в природе»

«Наблюдение за синицей»

«Травы зимой»

«Природа зимой»

«Наблюдение за снегирями»

«Наблюдения за свойствами снега»

Декабрь

Продолжать знакомить с сезонными изменениями, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с наступлением зимы; формировать умение наблюдать за деревьями зимой; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Продолжать развивать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Продолжать знакомить детей с изменениями в природе, происходящими в разное время года. Предложить аккуратно раскопать снег, рассмотреть траву, обратить внимание на то, что трава высохла, она темно желтого или коричневого цвета. Рассказать, что корни травы перезимуют под снегом, и весной она снова начнет расти.

Продолжать знакомить детей с характерными особенностями природы зимой, формировать умение правильно называть природные объекты и явления. Обратить внимание детей на красоту зимней природы, отражать свои впечатления в речи.

Расширять знания и представления о внешнем виде и повадках снегирей, об изменении жизни птиц зимой, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.

Продолжать расширять представления детей о свойствах снега, выделять его основные характеристики (белый, холодный, сверкает на солнце, падает хлопьями или отдельными снежинками); предложить рассмотреть снежинки, отметить их разнообразие. Знакомить с понятием «снегопад».

«Наблюдение за погодой зимой»

«Наблюдение за деревьями под тяжестью снега»

«Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей»

«Зимний ветер»

Январь

Продолжать расширять представления о погоде зимой; формировать интерес к окружающему миру; познакомить с народными приметами.

Обратить внимание на то, что под тяжестью снега ломаются ветви деревьев; продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе.

Продолжать знакомить  с особенностями строения птиц, их образом жизни на примере сравнения воробья и синицы; развивать умение анализировать, выделять признаки; воспитывать доброжелательное отношение к «братьям нашим меньшим»; побуждать к природоохранной деятельности.

Предложить детям самостоятельно определить направление ветра. Формировать умение давать характеристику ветра (сильный, резкий, порывистый, холодный, морозный и т.д.). расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

«Метель и поземка»

«Наблюдение за вороной и сорокой»

«Наблюдение за насекомыми зимой»

«Наблюдение за цветником зимой»

«Наблюдение за собаками»

Февраль

Продолжать знакомить детей с сезонными явлениями, обратить внимание детей на то, как движется снег, как воет ветер. Предложить по результатам наблюдения рассказать, что такое метель, что называют поземкой.

Формировать умение сравнивать ворону и сороку, находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки); формировать умение проводить наблюдения. Воспитывать желание заботиться о птицах.

Продолжать развивать знания о мире насекомых; повторить названия насекомых родного края; уточнить, где зимуют насекомые; воспитывать любовь к природе; повторить правила поведения в природе.

Закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений; закрепить знания о том, что снег предохраняет растения от замерзания.

Формировать представление о безопасном общении при встрече с собаками; формировать умение проводить наблюдение за собаками. Воспитывать доброе отношение к животным. Закреплять знания о строении животного, его повадках.

«Первые признаки весны»

«Наблюдение за сосульками»

«Наблюдение за птицами на участке детского сада»

«Наблюдение за проталинами»

«Наблюдение за кустарниками и деревьями»

«Наблюдение за кошкой»

Март

Дополнить и обобщить знания о характерных признаках весны, об изменениях, связанных с солнцем, небом, почвой, растениями. Поддерживать познавательный интерес к миру природы.

Обобщать и углублять представления о весне по существенным признакам (неживая природа); формировать умения наблюдать за сезонными явлениями; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.

Продолжать формировать умение узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; воспитывать доброжелательное отношение к птицам; развивать наблюдательность, память.

Продолжать формировать умение вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе. Познакомить детей с новым понятием, предложить по звучанию слова «проталины» догадаться о его значении, найти на участке проталины, рассмотреть почву (растительности еще нет, но почва хорошо увлажнена, снег начал таять, вся влага уходит в землю).

Продолжать формировать умение различать деревья и кустарники по характерным признакам; формировать представления о корне как части растения, находящейся под землей.

Уточнить и расширить представления о кошке, о ее внешнем виде, повадках, питании; воспитывать интерес к животным

«Первая трава»

«Первые насекомые»

«Наблюдение за почками»

«Наблюдение за одуванчиками»

«Погода в апреле»

«Наблюдение за птицами»

Апрель

Предложить детям рассмотреть первую траву, описать ее внешний вид, предположить, какие условия необходимы для ее роста и развития. Помочь детям найти ответ на вопрос о том, каких изменений в природе «ждет» трава, что бы начать расти.

Предложить детям рассмотреть стволы деревьев, хорошо освещенные места на участке, обратить внимание на первых насекомых; формировать умение различать насекомых по внешнему виду.

Продолжать знакомить с деревьями на участке; формировать представления о том, что почка – «домик» для листочка; уточнить названия деревьев; показать отличительные признаки деревьев, развивать знания о сезонных изменениях; воспитывать любовь к природе.

Дать детям возможность полюбоваться цветущими одуванчиками, обратить внимание на то, что цветок одуванчика утром закрыт, а днем открывается и поворачивается за солнцем, вечером опять закрывается; вызвать чувство радости при виде растений, от узнавания, воспитывать бережное отношение к ним.

Предложить детям отметить характерные признаки весны, рассказать об изменениях,  произошедших с тех пор, как везде лежал снег, о причинах этих изменений. Формировать умение характеризовать погоду, активизировать в речи соответствующие понятия.

Познакомить детей с особенностями поведения птиц весной, формировать умение составлять краткие сравнительные описания поведения птиц весной и зимой, используя в речи слова:  поют, греются, щебечут, прыгают, оживленно каркают.

«Наблюдение за березой»

«Черемуха в мае»

«Наблюдение за божьей коровкой»

«Наблюдение за муравьями»

«Ягодные кустарники»

«Наблюдение за цветником»

Май

Продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева

Предложить детям рассмотреть черемуху, рассказать, какие изменения произошли с ней. Показать, ка на месте цветов образуются ягоды.

Уточнить знания детей о внешних особенностях божьей коровки, о том, как она перемещается. Развивать интерес к живой природе, наблюдательность, любознательность.

Знакомить детей с муравьями, их образом жизни, условиями для жизни, их пользой для других животных; продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида муравьев; формировать интерес к окружающему миру.

Предложить детям рассмотреть кустарники, формировать умение различать их, рассказать о том, как их выращивают, чем полезны ягоды. Активизировать в речи и уточнить название ягод, ягодных кустов.

Продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов; закреплять умение ухаживать за ними, поливать их, пропалывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ВРЕМЕНА ГОДА

Перспективный план наблюдений на прогулке в старшей группе...

Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе

Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....

Перспективный план наблюдений на прогулке.

В плане представлены темы наблюдений за живой и неживой природой на прогулке....

Перспективный план наблюдений на прогулках с речевыми заданиями для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале указаны основные цели и задачи прогулок с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста....

Перспективный план наблюдений на прогулке старшая группа

Перспективный план наблюдений на прогулкестаршая группа...

Перспективный план наблюдений на прогулке

Перспективный план наблюдений на прогулке...