Перспективный план (старшая группа)
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Перспективное планирование на учебный год в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНТЯБРЬ
ТЕМА | П О З Н А ВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | ||
ФЭМП | Ознакомление с предметным окружением/ Ознакомление с социальным миром | Познавательно-исследовательская деятельность/ Ознакомление с миром природы | |
До свидания лето, здравствуй детский сад. | Тема: Занятие № 1. Помораева И.А., стр. 12. Цель: закрепляем навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5. | Тема: Мой любимый детский сад. Волочкова № 4, стр. 12. Дыбина О.В. «Зан. по озн. с окр.», стр. 17 Цель: закрепить с детьми признаки лета; дать понятие о начале учебного года; прививать любовь к детскому саду; использовать в речи фразу: «детский сад – вторая семья»; формировать бережное отношение к предметам, окружающим нас в группе. | Тема: Волшебные стеклышки. Тугушева Г.П., стр. 6, 51. Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем, объяснить, для чего они нужны человеку. |
Признаки осени. Деревья, грибы. | Тема: Занятие № 2. Помораева И.А., стр. 14. Цель: упражняем в счете и отсчитывании предметов в пределах 5, с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух). | Тема: Осенний лес. Горькова, стр. 67, Вахрушева, стр. 107. Цель: познакомить детей с признаками осени; закрепить название деревьев; расширять познавательный интерес к жизни леса и его растительности. | Тема: Почему осенью листья желтеют. Исакова Н.В., стр. 24. Цель: показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и изменением погоды (осенью холоднее, чем летом). |
Огород – овощи. Сад – фрукты, ягоды. | Тема: Занятие № 3. Помораева И.А., стр. 16. Цель: совершенствовать навыки счета в пределах 5, понимать независимость результата счета от качественных признаков предмета (цвета, формы, величины). | Тема: Фрукты и овощи на прилавках магазина. Вахрушева, стр. 129. Д/и.: «Чудесный мешочек». Цель: уточнить представление, что растет на огороде и в садах. Развивать речь с помощью мнемосхем, развивать умение готовить салат. | Тема: Овощной (фруктовый) салат. Исакова Н.В., стр. 23. Цель: познакомить детей с процессом приготовления салата; формировать умение определять на вкус фрукты и овощи. |
Сельскохозяйственные работы, профессии. Хлеб всему голова. | Тема: Занятие № 4. Помораева И.А., стр. 17. Цель: составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и числом. | Тема: Хлеб всему голова. Как хлеб на стол пришел. Горькова, стр. 43. Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, слаженность людей в работе, воспитывать бережное отношение к хлебу. | Тема: В тепле и холоде. Исакова Н.В., стр. 9, 24. Цель: помочь детям выделить благоприятные условия для роста и развития растений. |
ОКТЯБРЬ
ТЕМА | П О З Н А В А Т Е Л Ь Н О Е Р А З В И Т И Е
| ||
ФЭМП | Ознакомление с предметным окружением/ Ознакомление с социальным миром | Познавательно-исследовательская деятельность Ознакомление с миром природы | |
Я расту здоровым. Образ Я. (продукты питания). | Тема: Занятие № 1. Помораева И.А., стр. 18. Цель: считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6. | Тема: Могут ли овощи принести вред нашему организму. Игра-классификация «Полезное, не полезное». Горькова № 4, стр. 52. Цель: закрепление знаний о продуктах питания, о вреде и пользе; сформировать представление о нитратах, развивать логическое мышление, расширять словарный запас. | Тема: Вода – растворитель. Тугушева Г.П., стр. 3, 46. Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрование, закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. |
Я и моя семья. Адрес, профессии родителей. | Тема: Занятие № 2. Помораева И.А., стр. 20. Цель: считать в пределах 6, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7. | Тема: Моя семья. Волочкова, стр. 10, Дыбина О.В. «Зан. по озн. с окр.», стр. 11. Цель: сформировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. Называть членов семьи, воспитывать желание заботиться о близких, уважительно относиться к старшим. Вызвать чувство гордости за свою семью. Активизировать словарь на основе углубления знаний о семье. | Тема: Вкусный опыт. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 107. Цель: выявить использование в быту изменения агрегатного состояния твердых веществ. |
Я и дом. Квартира, мебель. | Тема: Занятие № 3. Помораева И.А., стр. 21. Цель: продолжаем считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету, на котором месте. | Тема: Какие вещи окружают нас. Волочкова, стр. 89. Цель: сформировать представление о том, как делают мебель, уточнить знания о бытовой технике. Обратить внимание детей на то, что техника служит человеку и он должен бережно к ней относиться. | Тема: Электричество. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 98-99. Цель: установить причину возникновения статического электричества и возможность снять его с предметов. |
Город, транспорт, улица. | Тема: Занятие № 4. Помораева И.А., стр. 23. Цель: считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 7 и 8. | Тема: Наш город Новосибирск. Улица полна неожиданностей. Цель: познакомить детей с родным городом, с его историческим прошлым и настоящим. Воспитывать чувство уважения к далеким предкам. Сформировать представление о разных видах транспорта, расширять представление о ПДД, закрепить правила поведения на дорогах, развивать умение составлять небольшие рассказы по картине. | Тема: Вес, притяжение. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 101. Цель: понять, что Земля обладает силой притяжения. Выяснить, как действует сила притяжения. |
НОЯБРЬ
ТЕМА | П О З Н А В А Т Е Л Ь Н О Е Р А З В И Т И Е
| ||
ФЭМП | Ознакомление с предметным окружением/ Ознакомление с социальным миром | Познавательно-исследовательская деятельность Ознакомление с миром природы | |
Моя страна. Флаг, гимн, национальности. | Тема: Занятие № 1. Помораева И.А., стр. 24. Цель: считать в пределах 9, показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. | Тема: Россия – огромная страна. Дыбина О.В., стр. 34, «Знак. по озн. с окр.», стр. 34, 45, Волочкова, стр. 120. Цель: воспитывать любовь к родной отчизне, чувство гордости за свою страну, познакомить детей с российским флагом, гербом и гимном. Развивать интерес к историческому прошлому России, формировать представление о том, что наша огромная страна называется РФ, в ней много городов и сел. | Тема: Как появляются горы. Тугушева Г.П., стр. 20, 89. Цель: познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор, научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. |
Бытовая техника, посуда. | Тема: Занятие № 2. Помораева И.А., стр. 24. Цель: закрепить представление о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы. | Тема: Предметы, облегчающие труд человека в быту. Дыбина О.В., стр. 9. Цель: формировать представление детей о предметах, облегчающих труд человека в быту, обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться, закрепить представление о том, что предметы имеют разное назначение. | Тема: Магниты, магнетизм. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 96-97. Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться, выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Показать магнитное поле вокруг магнитов. |
Животный и растительный мир родного края. | Тема: Занятие № 3. Помораева И.А., стр. 26. Цель: познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, правильно отвечать на вопросы сколько, который по счету, на котором месте. | Тема: Дикие животные, подготовка к зиме. Д/и.: «Где кто живет?». Горькова, стр. 74, Вахрушева, стр. 147. Цель: уточнить и расширить представления детей об образе жизни животных, об растительности, где они проживают. Формировать представление об основных признаках и повадках, о подготовке их к зиме, упражнять в составлении рассказов по картине. | Тема: Мир дерева. Исакова Н.В., стр. 27. Цель: познакомить детей с вещами из древесины, качествами древесины (твердость, структура поверхности – гладкая, или шершавая, степень прочности, толщина) и свойствами (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). |
Знакомство с севером. Животные севера. | Тема: Занятие № 4. Помораева И.А., стр. 27. Цель: познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, правильно отвечать на вопрос сколько. | Тема: Путешествие на северный полюс. Вахрушева, стр. 209. Цель: познакомить детей с особенностями природных условий крайнего севера, формировать элементарные представления о взаимодействиях живых организмов со средой обитания, развивать способности наблюдать, описывать, строить предложения. | Тема: Твердая вода. Тугушева Г.П., стр. 17, 78. Цель: уточнить представления детей о свойствах льда (прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду), дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. |
ДЕКАБРЬ
ТЕМА | П О З Н А В А Т Е Л Ь Н О Е Р А З В И Т И Е | ||
ФЭМП | Ознакомление с предметным окружением/ Ознакомление с социальным миром | Познавательно-исследовательская деятельность Ознакомление с миром природы | |
Приметы зимы. | Тема: Занятие № 1. Помораева И.А., стр. 28. Цель: совершенствовать навыки счета по образцу в пределах 10, закрепить умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладыванию их в убывающей и возрастающей последовательности. | Тема: Зима в городе. Вахрушев, стр. 17, 142. Цель: обогащать словарный запас детей, познакомить со средой обитания, углублять представление о многообразии живых существ. | Тема: Путешествие капельки. Тугушева Г.П., стр. 14, 70. Цель: познакомить детей с круговоротов воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега. Расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. |
Зимующие птицы. | Тема: Занятие № 2. Помораева И.А., стр. 30. Цель: закрепить представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними. Счет в пределах 10. | Тема: Жизнь птиц зимой. Д/и.: «Где чей клюв». Горькова, стр. 84. Цель: уточнить представление детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им, показать взаимодействие живой и не живой природы. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать мышление. | Тема: У кого какие клювы. Исакова Н.В., стр. 32. Цель: научить детей устанавливать зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц. |
Зимние виды спорта. | Тема: Занятие № 3. Помораева И.А., стр. 31 Цель: закрепить представление детей о треугольнике и четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. | Тема: Спорт – это здоровье. Волочкова, стр. 8, 81. Цель: закрепление знаний о различных видах спорта, об олимпиаде. Научить изображать пантомимой знакомые виды спорта, развивать у детей желание заниматься спортом. | Тема: Человек рукотворный. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 120. Цель: закрепить умение работать с пластилином, бумагой, ножницами, реализовывать свои творческие возможности. |
Новогодний праздник. | Тема: Занятие № 4. Помораева И.А., стр. 32. Цель: сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, понимать отношения между ними. | Тема: Новый год у ворот. Цель: формировать понятие о традициях и обычаях празднования нового года на Руси, закрепить умение составлять рассказы по картинкам. | Тема: Человек рукотворный. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 118. Цель: реализовывать свои представления о свойствах воды. |
ЯНВАРЬ
ТЕМА | П О З Н А В А Т Е Л Ь Н О Е Р А З В И Т И Е
| ||
ФЭМП | Ознакомление с предметным окружением/ Ознакомление с социальным миром | Познавательно-исследовательская деятельность Ознакомление с миром природы | |
«СКАЗКИ» | Тема: Занятие № 1. Помораева И.А., стр. 34. Цель: продолжать сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы: сколько, какое число больше/меньше. | Тема: Эти мудрые сказки. Волочкова, стр. 45. Цель: развивать интерес к русским сказкам, воспитывать желание читать их, знать наизусть. | Тема: Как происходит извержение вулкана. Тугушева Г.П., стр. 19, 87. Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. |
Зима в стихах русских поэтов художников. | Тема: Занятие № 2. Помораева И.А., стр. 36. Цель: продолжать понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10, продолжать развивать глазомер. Закреплять пространственные представления. | Тема: Поет зима, аукает. Мохнатый лес баюкает. Вахрушев, стр. 18, 144. Цель: уточнить характерные признаки зимы, упражнять в умении различать деревья по веткам и стволу, познакомить с художниками, написавшими зимние пейзажи. Развивать умение составлять описательные рассказы по наводящим вопросам. | Тема: В гостях у художника. Дыбина О.В. «Зан. по озн. с окр.», стр. 30. Цель: формировать представление об общественной значимости труда художника, его необходимости. Показать, что продукты труда художника отражают его чувства. |
Виды транспорта и профессии на них. | Тема: Занятие № 3. Помораева И.А., стр. 37. Цель: продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом. | Тема: Профессии. Волочкова, стр. 37, Кислова, стр. 117. Цель: закрепить знание детей о различных видах транспорта, познакомить со службами спасения (01,02,03). Развивать умение составлять рассказы по предметным картинкам, вызвать желание помогать людям в беде. | Тема: Воздух. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 85, 87,88. Цель: выявить, как образуется ветер, определить, что воздух занимает место, обнаружить атмосферное давление. |
ФЕВРАЛЬ
ТЕМА | П О З Н А В А Т Е Л Ь Н О Е Р А З В И Т И Е
| ||
ФЭМП | Ознакомление с предметным окружением/ Ознакомление с социальным миром | Познавательно-исследовательская деятельность Ознакомление с миром природы | |
Правила дорожного движения. | Тема: Занятие № 1. Помораева И.А., стр. 39. Цель: познакомить детей с количественным составом числа 3 из единиц. Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник). | Тема: Безопасность на дорогах. Д/и.: «Как можно и нельзя», п/и.: «Светофор». Волочкова, стр. 182. Цель: закрепить знания детей об опасности, которые ждут на дорогах, повторить ПДД, закрепить знания сигнала светофора и обозначение дорожных знаков, воспитывать внимание. | Тема: Виды движения. Исакова Н.В., стр. 39. Цель: познакомить детей с видами движения (прямолинейное, вращательное, по наклонной поверхности), развивать умение определять и называть вид движения по изображению на картинке, ввести понятие: скорость, расширять кругозор детей, пополнять их словарный запас. |
День защитника Отечества. Мужские профессии, военная техника. | Тема: Занятие № 2. Помораева И.А., стр. 40. Цель: познакомить детей с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. Продолжаем ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. | Тема: Широка страна моя большая. Д/и.: «Военная техника». Дыбина О.В. «Зан. по озн. с окр.», стр. 26. Цель: познакомить детей с мужскими профессиями, дать представление о том, что они защитники нашей страны, познакомить с военной техникой. | Тема: Откуда взялись отсрова. Тугушева Г.П., стр. 18, 85. Цель: познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования, движением земной коры, повышением уровня моря. |
День защитника Отечества. | Тема: Занятие № 3. Помораева И.А., стр. 41. Цель: познакомить детей с количественным составом числа 5 из единиц. Совершенствовать представление о треугольнике и четырехугольнике. | Тема: Наша Армия родная. Цель: уточнить представления о нашей армии, закрепить профессии военных, развивать внимание, мышление, навыки контекстной речи. | Тема: Почему в космос летают на ракете. Тугушева Г.П., стр., 26, 102. Цель: уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. |
Знакомство с библиотекой и профессией библиотекаря. | Тема: Занятие № 4. Помораева И.А., стр. 42. Цель: закреплять представление о количественном составе числа 5 из единиц. Формировать представление о том, что предмет можно разделить на 2 равные части, называть части, сравнивать целое и часть. | Тема: Библиотека. Цель: сформировать понятие о библиотеке, о профессии библиотекаря, вызвать желание читать книги, рассматривать иллюстрации, составлять рассказы по картинкам. | Тема: Проверка зрения. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 115-116. Цель: выявить зависимость видения объекта от расстояния от него. Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами (пальцами). |
МАРТ
ТЕМА | П О З Н А В А Т Е Л Ь Н О Е Р А З В И Т И Е
| ||
ФЭМП | Ознакомление с предметным окружением/ Ознакомление с социальным миром | Познавательно-исследовательская деятельность Ознакомление с миром природы | |
8 МАРТА. Мамин праздник. | Тема: Занятие № 1. Помораева И.А., стр. 44. Цель: совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу. Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на 2 равные части, называть части и сравнивать целое и часть. | Тема: Мамы разные нужны, мамы всякие важны. Вахрушев, стр. 107. Цель: воспитывать доброе отношение к своим мамам, развивать умение помогать старшим, обучать ласково говорить о своей маме. | Тема: Хитрости инерции. Тугушева Г.П., стр. 8, 55. Цель: познакомить детей с фокусом, основанном, на физическом явлении – инерции. Показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. |
Знакомство с народной культурой и традициями. и традициями. | Тема: Занятие № 2. Помораева И.А., стр. 46. Цель: закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица (слева, справа, спереди, сзади). | Тема: Русские игрушки. Волочкова, стр. 44. Цель: познакомить с разнообразием русских, народных игрушек, обучать детей различать различные виды игрушек, знать особенности различных промыслов, воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству. | Тема: Как сделать звук громче. Тугушева Г.П., стр. 23, 95. Цель: обобщить представления детей о физическом явлении – звуке. |
Тема: Занятие № 3. Помораева И.А., стр. 47. Цель: продолжать делить круг на 2 равные части, называть части и сравнивать целое и часть. Продолжать сравнивать 2 предмета по ширине, с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. | Тема: русские народные традиции. Волочкова, стр. 50. Цель: познакомить с русскими народными праздниками, развивать умение делиться впечатлениями с окружающими, уметь восхищаться прекрасным, прививать любовь к традициям и праздникам русского народа. | Тема: Почему поет пластинка. Тугушева Г.П., стр. 24, 98. Цель: развивать у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник, развивать познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки – флейты. | |
Комнатные цветы. | Тема: Занятие № 4. Помораева И.А., стр. 48. Цель: делить квадрат на 2 равные части и сравнивать целое и часть. Считать в пределах 10. | Тема: Комнатные растения. Горькова, стр. 93. Цель: обогащать представление детей об уходе за комнатными растениями. | Тема: Какая бывает вода. Тугушева Г.П., стр. 2, 43. Цель: уточнить у детей представление о свойствах воды. |
АПРЕЛЬ
ТЕМА | П О З Н А В А Т Е Л Ь Н О Е Р А З В И Т И Е
| ||
ФЭМП | Ознакомление с предметным окружением/ Ознакомление с социальным миром | Познавательно-исследовательская деятельность Ознакомление с миром природы | |
Весенние изменения в природе, прилет птиц. | Тема: Занятие № 1. Помораева И.А., стр. 49. Цель: продолжить знакомить с делением круга на 4 равные части, называть части и сравнивать целое и часть. Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. | Тема: В окно повеяло весной. Вахрушев, стр. 167. Цель: расширять представление о характерных признаках весны, уметь находить их самостоятельно, развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. | Тема: Почему говорят: «Как с гуся вода», как устроены перья птиц. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 79. Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. |
Весна, космос. | Тема: Занятие № 2. Помораева И.А., стр. 51. Цель: познакомить детей с делением квадрата на 4 равные части, называть части и сравнивать целое и часть. Продолжать сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. | Тема: Земля – наш дом родной. Игра: «Обитатели космоса». Горькова, стр. 100, Волочкова, стр. 162. Цель: познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о космосе. | Тема: Земля, космос. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 109,111. Цель: установить, что удерживает спутники на орбите, узнать, почему в космосе темно, представить, как Земля вращается вокруг своей оси. |
Весна. Огород на окне. | Тема: Занятие № 3. Помораева И.А., стр. 53. Цель: совершенствовать навыки счета в пределах 10, понимать отношение между рядом стоящими 6-7, 7-8, 8-9, 9-10. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. | Тема: Кто живет на подоконнике. Веракса Н.Е., стр. 216. Цель: познакомить детей с комнатными растениями, обсудить вопрос о значении комнатных растений в жизни человека, познакомить с правилами ухода за ними. | Тема: Забавные фокусы. Тугушева Г.П., стр. 32, 116. Цель: развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. |
Рыбы рек и озер. | Тема: Занятие № 4. Помораева И.А., стр. 54. Цель: продолжать понимать отношения между числами в пределах 10. | Тема: Обитатели воды – рыбы. Вахрушев, стр. 162. Цель: уточнить и расширить представление детей о рыбах, развивать умение наблюдать, делать выводы, выражать их в речи. | Тема: Озеро. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом». Цель: участвовать в коллективном преобразовании объекта, закрепить умение работать с различными материалами и инструментами. |
МАЙ
ТЕМА | П О З Н А В А Т Е Л Ь Н О Е Р А З В И Т И Е | ||
ФЭМП | Ознакомление с предметным окружением/ Ознакомление с социальным миром | Познавательно-исследовательская деятельность Ознакомление с миром природы | |
День Победы. | Тема: Занятие № 1. Помораева И.А., стр. 56. Цель: совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Закреплять умение называть последовательно дни недели. | Тема: Они защищали Родину. Алешина, стр. 209. Цель: воспитывать любовь к Родине, вызвать желание узнать дома о своих предках, которые защищали наши земли. | Тема: Воздух. Тугушева Г.П., стр. 10, 59. Цель: расширить представление детей о свойствах воздуха, познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. |
Весенние цветы. | Тема: Повторение пройденного материала. Помораева И.А. | Тема: Путешествие в царство весенних запахов. Горькова, стр. 107. Цель: воспитывать бережное отношение к цветам, закрепить знание о строении одуванчика, развивать наблюдательность, уточнить представление о последовательности роста и развития растения. | Тема: Где цветы. Как пчелки переносят пыльцу. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом». Цель: установить особенности опыления растений с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках. Выявить, как происходит процесс опыления у растений. |
Насекомые. | Тема: Повторение пройденного материала. Помораева И.А. | Тема: Насекомые весной. Горькова, стр. 105. Цель: расширить знания детей об особенностях внешнего вида и жизни насекомых, развивать умение отвечать на вопросы, активизировать память и внимание, обогащать словарный запас, развивать связную речь и логическое мышление. | Тема: Могут ли животные жить в земле. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 89, Тугушева Г.П., стр. 22, 94. Цель: выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов, познакомить детей с понятием «звук». |
Приметы лета. | Тема: Повторение пройденного материала. Помораева И.А. | Тема: Солнечные лучики. Витамины укрепляют организм. Д/и.: «Скажи ласково о лете». Горькова, стр. 223. Цель: дать детям представление о роли солнца на растения, животных и человека, закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека. | Тема: Радуга в небе. Защитим себя от солнца. Дыбина О.В., стр. 123, Тугушева Г.П., стр. 115. Цель: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр, расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет, развивать внимание. |
СЕНТЯБРЬ
ТЕМА | ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
РИСОВАНИЕ | ЛЕПКА/АППЛИКАЦИЯ | |
До свидания лето, здравствуй детский сад. | Тема: Картинка про лето. Комарова Т.С., стр. 12.2. Цель: развитие умения детей отражать в рисунке впечатления, полученные летом. Тема: Рисование по желанию. Комарова Т.С., стр. 25.73. Цель: развитие умения детей задумывать содержание рисунка на основе полученных впечатлений. | Аппликация, Малышева в д/с стр.96. Тема: Во поле березка стояла. Цель: повторяем и закрепляем все изученные приемы вырезания, развиваем чувство цвета и композиции. |
Признаки осени. Деревья, грибы. | Тема: Кленовые листья. Аверьянова А.П., стр. 33.1. Цель: закрепить обводить предметы по контуру, дополнять рисунки элементами. Тема: Осенний лес (степь). Комарова Т.С., стр. 14, 11. Цель: развитие умения детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья. | Лепка. Комарова Т.С. стр.12. Тема: Грибы. Цель: развивать восприятие, закреплять умение лепить предметы или их части – круг, овал дискообразной формы. |
Огород – овощи. Сад – фрукты, ягоды. | Тема: Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду. Комарова Т.С., стр. 13.8. Цель: развитие умения детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья. Тема: Натюрморт. Овощи и фрукты. Аверьянова А.П., стр. 32.3. Цель: рисовать гуашью не сложные композиции из 3-4 предметов. Передавать в рисунке форму, цвет, размер. | Аппликация. Комарова Т.С., стр. 15.15 Тема: Блюдо с фруктами и ягодами (коллективная работа). Цель: продолжаем отрабатывать приемы вырезания предметов круглой и овальной формы. Развиваем чувство композиции. |
Сельскохозяйственные работы, профессии. Хлеб всему голова. | Тема: Машины нашего села. Трактор. Давыдова Г.Н., стр. 28.52. Цель: развитие умения детей изображать разные автомобили, сельскохозяйственные машины. Тема: Создание дидактической игры. «Что нам осень принесла». Комарова Т.С., стр. 16.25. Цель: развитие умения детей закреплять образные представления о дарах осени. | Лепка. Комарова Т.С., стр. 25, 72. Тема: Хлебобулочные изделия. Цель: развиваем умение детей передавать форму хлебобулочных изделий. |
ОКТЯБРЬ
ТЕМА | ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
РИСОВАНИЕ | ЛЕПКА/АППЛИКАЦИЯ | |
Я расту здоровым. Образ Я. (продукты питания). | Тема: Праздничный стол. Волочкова В.Н., стр. 17.8. Цель: знакомство детей с сюжетным натюрмортом, отображать в своих рисунках. Тема: Декоративное рисование: Городецкая роспись деревянной доски. Комарова Т.С., стр. 20.42. Цель: развитие умения детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. | Лепка. Комарова Т.С., стр. 31. Тема: Красная шапочка несет бабушке гостинцы. Цель: развитие умения детей создавать в лепке образы сказочных героев. |
Я и моя семья. Адрес, профессии родителей. | Тема: Автопортрет. Волочкова В.Н., стр. 69.6. Цель: продолжаем знакомить с жанром портрета, подмечать сходство с собой. Тема: Моя семья. Волочкова В.Н., стр. 70.7. Цель: продолжаем знакомить детей с жанром портрета, групповым. | Аппликация. Малышева А.Н., стр. 54. Тема: Чайный сервиз. Цель: показать детям, как вырезать предметы по округлым и ломаным линиям, вырезание мелких деталей. |
Я и дом. Квартира, мебель. | Тема: Сказочные домики. Комарова Т.С., стр. 17.29. Цель: создаем образ сказочного дома, передаем в рисунке его форму, строение, части. Закрепляем умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию, упражняем в закрашивании рисунка, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цветов. Тема: Девочка в нарядном платье. Комарова Т.С., стр. 16.21. Цель: рисуем фигуру человека, передавая форму платья, расположение частей, соотношение их более точно, рисуем крупно, во весь лист. Закрепляем приемы рисования и закрашивания карандашами. | Лепка. Комарова Т.С., стр. 15.17. Тема: Как маленький Мишутка увидел, что их его мисочки все съедено. Цель: учить детей создавать в лепке сказочный образ, лепить фигуру медвежонка, передавая форму частей тела, их относительную величину, расположение по отношению друг к другу. |
Город, транспорт, улица. | Тема: Вот эта улица, вот этот дом. Волочкова В.Н., стр. 28.1. Цель: передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, закреплять знания об основных частях здания (стена, крыша, окно, дверь, балкон), Тема: Это он, это он, ленинградский почтальон». Комарова Т.С., стр. 28.86. Цель: развитие умения детей создавать образ героя литературного произведения. | Аппликация. Малышева А.Н., стр. 68.4. Тема: Дом на нашей улице (коллективная работа). Цель: развиваем умение детей работать с трафаретом. |
НОЯБРЬ
ТЕМА | ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
РИСОВАНИЕ | ЛЕПКА/АППЛИКАЦИЯ | |
Моя страна. Флаг, гимн, национальности. | Тема: Спасская башня Кремля. Комарова Т.С., стр. 30.94. Цель: развитие умения детей передавать конструкцию башни, форму и пропорции. Тема: Пейзаж родного края. Аверьянова А.П., стр. 41.4. Цель: закрепление знаний детей о пейзаже и его особенностях. | Лепка по замыслу. Комарова Т.С., стр. 25.72. Цель: развитие умения детей самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца. |
Бытовая техника, посуда. | Тема: Роспись кувшинчиков. Комарова Т.С., стр. 26.77. Цель: развитие умения детей расписывать глиняные изделия, используя для этого цветовую гамму. Тема: Роспись силуэтов гжельской посуды. Комарова Т.С., стр. 31.102. Цель: развитие умения детей расписывать посуду, располагая узор по форме. | Аппликация. Комарова Т.С., стр. 20.43. Тема: Большой и маленький бокальчики. Цель: вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, срезая расширяющуюся к низу полоску. Закреплять умение аккуратно наклеивать, вызывать желание дополнять композицию соответствующими предметами, деталями. |
Животный и растительный мир родного края. | Тема: Большие и маленькие ели. Комарова Т.С., стр. 19.40. Цель: развитие умения детей располагать изображения на широкой полосе. Тема: Роспись олешка. Комарова Т.С., стр. 19.36. Цель: развитие умения детей расписывать объемные изделия по мотивам народных декоративных узоров. | Аппликация. Малышева А.Н., стр. 65.311. Тема: Царство диких зверей (коллективная работа). Цель: вырезать сложные фигурки животных, с помощью трафарета. Развивать мелкую моторику, глазомер. |
Знакомство с севером. Животные севера. | Тема: Нарисуй своих любимых животных. Комарова Т.С., стр. 23.61. Цель: развивать умение детей и детское изобразительное искусство. Тема: Пингвины в Антарктиде. Аверьянова А.П., стр. 51.2. Цель: закрепление знаний о холодных и теплых цветах, рисовать пингвинов красками, использовать холодные цвета. | Лепка. Комарова Т.С., стр. 31.99. Тема: Животные севера. Цель: передавать форму основных частей и деталей, сглаживать поверхность, смачивая в воде пальцами, лепить из целого куска по частям. |
ДЕКАБРЬ
ТЕМА | ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
РИСОВАНИЕ | ЛЕПКА/АППЛИКАЦИЯ | |
Приметы зимы. | Тема: Зима. Комарова Т.С., стр. 19.38. Цель: развиваем умение детей передавать в рисунке зиму в поле, в лесу, в поселке. Тема: Дети гуляют зимой на участке. Комарова Т.С., стр. 22.53. Цель: развиваем умение детей передавать в рисунке несложный сюжет. | Аппликация. Малышева А.Н., стр. 75.16. Цель: вырезаем снежинку из бумаги, сложенную в несколько раз. |
Зимующие птицы. | Тема: Филин. Казакова Р.Г., стр. 5 (нетрад. рисование). Цель: развитие умения рисовать полусухой, жесткой кистью. Тема: Синие и красные птицы. Комарова Т.С., стр. 20.41. Цель: развиваем умение детей передавать в рисунке поэтические образы. | Лепка. Комарова Т.С., стр. 27.80. Тема: Птицы на кормушке. Цель: развиваем умение детей выделять разнообразные средства для лепки птиц, сравниваем птиц. |
Зимние виды спорта. | Тема: Дети делают зарядку. Комарова Т.С., стр. 26.74. Цель: определять и передавать величину тела, изменение положения во время физических упражнений, рисовать карандашами. Тема: Дети катаются зимой на лыжах. Комарова Т.С., стр. 22. Цель: развиваем умение детей передавать в рисунке не сложный сюжет, рисовать человека в движении. | Лепка. Волочкова В.Н., стр. 38.2. Тема: Спортивные развлечения. Цель: воспитывать любовь к спорту, передавать в лепке сюжетные спорт развлечения (хоккей, фигурное катание, бег на лыжах). |
Новогодний праздник. | Тема: Наша нарядная елка. Комарова Т.С., стр. 21.48. Цель: развиваем умение детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника. Тема: Снегурочка. Аверьянова А.П., стр. 35.3. Цель: рисовать Снегурочку в шубке, кистью, красками, развивать творческую активность. | Аппликация. Комарова Т.С., стр. 20.47. Тема: Новогодняя открытка. Цель: развитие умения детей делать поздравительные открытки, создавать соответствующие празднику изображения. |
ЯНВАРЬ
ТЕМА | ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
РИСОВАНИЕ | ЛЕПКА/АППЛИКАЦИЯ | |
Сказки. | Тема: Домики трех поросят. Комарова Т.С., стр. 25.71. Цель: развитие умения детей рисовать картинки по сказке. Передавать характерные особенности. Тема: Моя любимая сказка. Комарова Т.С., стр. 18.33. Цель: развитие умения детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки. | Лепка. Комарова Т.С., стр. 21.50. Тема: Снегурочка. Цель: развитие умения детей передавать в лепке образ Снегурочки. |
Зима в стихах русских поэтов и художников. | Тема: Развесистое дерево зимой. Комарова Т.С., стр. 23.62. Цель: развитие умения детей создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение. Тема: Деревья в инее. Комарова Т.С., стр. 24.67. Цель: развивать эстетическое восприятие детей. | Аппликация. Колдина Д.Н. «Лепка и аппликация», стр. 31.16. Тема: Зеленая елочка. Цель: продолжаем развивать навык обводить контуры по шаблону, вырезать одинаковые силуэты из бумаги, сложенной гармошкой. |
Виды транспорта и профессии на них (водный, воздушный). | Тема: С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили. Волочкова В.Н., стр. 39.3. Цель: рисовать огонь, дым, фигуры людей в движении, пожарные машины. Тема: Городской транспорт. Давыдова Р.Н., стр. 49.16. Цель: передавать характерные особенности различных видов транспорта. | Аппликация. Комарова Т.С., стр. 24.68. Тема: Пароход. Цель: срезать углы с прямоугольника, вырезание частей корабля и деталей круглой и прямоугольной формы, красиво располагать на листе. |
ФЕВРАЛЬ
ТЕМА | ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
РИСОВАНИЕ | ЛЕПКА/АППЛИКАЦИЯ | |
Правила дорожного движения. | Тема: Вечерний город (отражение в воде). Волочкова В.Н., стр. 22, з. 4. Цель: закрепить умение передавать в рисунке изображение домов, разницу пропорций, применять метод «монотипия». Тема: Дорожные знаки. Комарова Т.С., стр. 20, з. 44. Цель: развивать умение детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги. | Лепка. Комарова Т.С., стр. 25. Тема: Светофор. Цель: развитие умения детей самостоятельно задумывать содержание своей работы. |
День защитника Отечества. Мужские профессии, военная техника. | Тема: Подводная лодка. Давыдова Г.Н., «Рисуем транспорт», стр. 62, з. 99. Цель: рисовать образ лодки в виде вытянутого овала, хвост, изобразить командный отсек, торпедный отсек. Тема: Танк. Давыдова Г.Н., стр. 63, з. 100. Цель: развитие умения детей рисовать по схеме, дорисовывая колеса внутри гусеницы, номерной знак танка. | Аппликация. Комарова Т.С., стр. 24. Тема: Матрос с сигнальными флажками. Цель: развитие умения детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма. |
День защитника Отечества. | Тема: Солдат на посту. Комарова Т.С., стр. 24, з. 66. Цель: развитие умения детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма. Тема: Пограничник с собакой. Комарова Т.С., стр. 25, з. 70. Цель: развитие умения детей изображать человека и животное. | Лепка. Комарова Т.С., стр. 25. Тема: Военная техника. Цель: развитие умения детей самостоятельно задумывать содержание своей работы. |
Знакомство с библиотекой и профессией библиотекаря. | Тема: Закладка для книг. Комарова Т.С., стр. 56, з. 31. Цель: развитие умения детей располагать узор на полосе, развиваем художественный вкус. Тема: Иллюстрация к любимой сказке. Аверьянова А.П., стр. 34, з. 1. Цель: передавать в рисунке эпизоды любимых сказок. | Аппликация. Швайко, стр. 153. Тема: Сделаем для малышей книжки – картинки. Цель: развиваем творческие способности у детей. |
МАРТ
ТЕМА | ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
РИСОВАНИЕ | ЛЕПКА/АППЛИКАЦИЯ | |
8 марта. Мамин праздник. | Тема: Картинка маме к 8 марта. Комарова Т.С., стр. 26.76. Цель: развитие умения детей рисовать картинку к 8 марта. Тема: Мамочка милая, мамочка моя. Волочкова В.Н., стр. 65.1. Цель: передавать в рисунке образ мамы доступными средствами, выразить цвет глаз, атрибут профессии. | Аппликация. Малышева А.Н., стр. 68.12. Тема: Нарядное платье. Цель: передавать форму одежды, самостоятельно подбирать бумагу для элементов украшения. |
ЗНАКОМСТВО С НАРОД. КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ. Гжель, хохлома. Народные песни, пляски, художественный промысел, произведения искусства. | Тема: Узор в полосе по мотивам городецкой росписи. Аверьянова А.П., стр. 37.3. Цель: создавать узор по мотивам росписи, используя ее элементы и колорит, рисовать кистью и красками, создавать оттенки цветов. Тема: Хохломская веточка. Аверьянова А.П., стр. 32.34. Цель: знакомить детей с хохломской росписью, ее цветовой гаммой, выделять основные элементы «травки», закрепить приемы их рисования, красиво располагать на стебле. | Аппликация. Малышева А.Н., стр. 68.12. Тема: Наша новая кукла. Цель: передавать форму одежды, самостоятельно подбирать бумагу для элементов украшения. |
Тема: Шиповник. Аверьянова А.П., стр. 74.1. Цель: познакомить детей с промыслом Полохов – Майдана, его историей, рисовать красивый розовый цветок на колючем стебле с зелеными листьями. Тема: Русская матрешка. Аверьянова А.П., стр. 38.2. Цель: познакомить детей с историей русской матрешки, расписывать ее красками, предварительно делая набросок простым карандашом. | Лепка. Комарова Т.С., стр. 15.19. Тема: Козлик. Цель: развитие умения детей лепить фигуру по народным дымковским мотивам. | |
Комнатные цветы. | Тема: Комнатный цветок. Комарова Т.С., стр. 105. Цель: закрепляем знания о разных видах комнатных растений. Тема: Рисование по замыслу. Красивые цветы. Комарова Т.С., стр. 30.97. Цель: закреплять представления детей о видах декоративно-прикладного искусства, учить задумывать необычный, красивый цветок, закреплять умения передавать цвета и их оттенки, смешивая цвета. | Лепка. Комарова Т.С., стр. 87.72. Тема: Лепка по замыслу. Цель: развивать умения детей самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы лепки, вызывать желание дополнять изображение деталями. |
АПРЕЛЬ
ТЕМА | ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
РИСОВАНИЕ | ЛЕПКА/АППЛИКАЦИЯ | |
Весна. Весенние изменения в природе, прилет птиц. | Тема: Идет дождь. Комарова Т.С., стр. 14.14. Цель: развитие умения детей отображать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Тема: Птица (кляксография). Казакова Р.П. «Нетрад. рисование», стр. 22. Цель: развиваем умение рисовать жидкой гуашью, выливая ее на бумагу, дорисовывать детали. | Аппликация. Малышева А.Н., стр. 88. Тема: Весенняя ветка в вазе. Цель: закреплять умение резать по прямой, упражнять детей в симметричном вырезании изображений по трафарету и без него, воспитывать художественный вкус. |
Весна. Космос. | Тема: Космический пейзаж. Аверьянова А.П., стр. 56.8. Цель: передавать в рисунке характерные особенности приемов (космических кораблей, инопланетян, звезд, роботов). Тема: На далекой планете. Аверьянова А.П., стр. 39.4. Цель: закрепляем навыки работы красками по цветному фону, умение рисовать ракету, планеты, космонавта. | Аппликация. Комарова Т.С., стр. 72. Тема: Космос (по замыслу). Цель: развитие умения детей изображать космос. |
Весна. Огород на окне. | Тема: Рисование с натуры. Растущий лук. Цель: развиваем умение передавать в рисунке образ с натуры. Тема: Рисование по замыслу. Комарова Т.С., стр. 27.82. Цель: развивать творчество, образные представления, воображение детей, учить задумывать содержание своей работы на основе воспоминаний и полученных знаний, доводить начатое до конца. | Лепка. Комарова Т.С., стр. 25. Тема: Лепка по замыслу. Цель: развитие умения детей самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца. |
Рыбы рек и озер. | Тема: Золотая рыбка. Аверьянова А.П., стр. 36.3. Цель: рисовать легкими округлыми движениями, с разной степенью нажима на кисть. Тема: Дельфины в море. Аверьянова А.П., стр. 56.5. Цель: рисовать дельфинов и других обитателей моря восковыми мелками, затем акварелью. | Аппликация. Комарова Т.С., стр. 23. Тема: Красивые рыбки в аквариуме. Цель: развитие умения детей подбирать оттенки разного цвета. |
МАЙ
ТЕМА | ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
РИСОВАНИЕ | ЛЕПКА/АППЛИКАЦИЯ | |
День Победы. | Тема: Салют над городом, в честь праздника Победы. Комарова Т.С., стр.31. Цель: передавать в рисунке впечатление от праздничного. Тема: Дети танцуют на празднике в детском саду. Комарова Т.С., стр. 30. Цель: развивать умение детей изображать фигуру человека в движении. | Аппликация. Комарова Т.С., стр. 102. Тема: Пригласительный билет победителям Дня Победы. Цель: закреплять умения детей задумывать содержание своей работы. |
Весенние цветы. | Тема: Красивые цветы. Комарова Т.С., стр. 30. Цель: закрепить знания и представления детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства. Тема: Цветут сады. Комарова Т.С., стр.32. Цель: развитие умения детей изображать картины природы. | Аппликация. Комарова Т.С., стр. 32. Тема: Весенний ковер (коллективная работа). Цель: развивать умение детей создавать части коллективной композиции. |
Насекомые. | Тема: Рисование по замыслу. Комарова Т.С., стр. 27. Цель: развивать творчество, образные представления, воображение детей. Тема: Бабочки летают над лугом. Комарова Т.С., стр. 32. Цель: развитие умения детей отражать в рисунке несложный сюжет. | Лепка. Комарова Т.С., стр. 25. Тема: Лепка по замыслу. Цель: развитие умения детей самостоятельно задумывать содержание своей работы. |
Приметы лета. | Тема: Рисование по замыслу. Комарова Т.С., стр. 13. Цель: развитие умения детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Тема: Панно. Красивые цветы. Комарова Т.С., стр. 26. Цель: развивать эстетическое восприятие, образные восприятия. | Аппликация. Малышева А.Н., стр. 91. Тема: Нарцисс. Цель: вырезать аппликацию с частичным наклеиванием деталей, придавая объемность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план (старшая группа)
планирование кружковой работы...
Перспективный план. Старшая группа.
Перспективный план. Старшая группа. Сентябрь месяц. Тема " Мой любимый детский сад"...

Перспективный план старшая группа ОНР
Вниманию педагогов представлен перспективный план работв с детьми с ОНР. Материал на года распределен по кварталам, и представлен по следующим разделам: Работа над слоговой структурой слова...

Перспективный план старшей группы "Физическая культура" на воздухе
Все давно уже знают, что в любое время года для детского организма полезно проводить время на чистом воздухе, заниматься физической культурой на воздухе для укрепления здоровья детей....