Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах в ДОУ
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
социально-коммуникативное развитие в режимных моментах в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-kommunikativnoe_razvitie_v_rezhimnyh_momentah_v_dou. | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в режимных моментах
Воспитатель Хакимова З.Р. г. Туймазы 2018 г.
Общение – сложный многосторонний процесс, включающий эмоциональный, познавательный и оценочный компоненты (А. А. Леонтьев).
Эмоциональный компонент – это обеспечение психологического комфорта, чувства защищенности; познавательный – удовлетворение потребности в получении знаний и их применении на практике; оценочный – развитие самооценки и адекватной оценки действий сверстников, взрослого.
Актуальность темы
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
Цель
Развитие у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.
Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:
Социальные навыки:
- вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы);
- умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от
ситуации;
- невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к
собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику,
регулировать громкость и тембр голоса).
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Социально – коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений:
- понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;
- получать необходимую информацию в общении;
- выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
- вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
- отстаивать свое мнение;
- соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
- принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.);
- уважительно относиться к окружающим людям;
- принимать и оказывать помощь;
- не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Старший дошкольный возраст — важный и ответственный период в жизни ребёнка. Скоро в школу, в новый мир, где у него будут новые друзья, учителя, уроки и обязанности. Социально-коммуникативное развитие призвано вооружить будущего ученика знаниями, умениями и навыками, которые облегчат ему вхождение в школьную жизнь и сделают процесс
учения радостным.
Главной его целью является формирование у детей важнейших жизненных компетенций, которые призваны облегчить адаптацию ребёнка в обществе, приобщить его к социальным и культурным ценностям своего народа, воспитать активного, думающего, уважающего окружающих, но и умеющего отстоять свои интересы гражданина. Компетенция — совокупность знаний, умений и навыков ребёнка в определённой области, которыми он овладел в достаточной мере, чтобы применить на практике. Компетентность — способность применить комплекс усвоенного, пользоваться знаниями, навыками, когда это необходимо.
В старшем дошкольном возрасте происходит не столько формирование, сколько закрепление и углубление знаний, совершенствование навыков и умений. На первый план здесь выходит работа педагога, который, учитывая особенности психического и физического развития детей, усложняет и обогащает содержание их деятельности, тем самым решая и конкретные для данного возраста задачи: развитие дружеских, доброжелательных отношений между одногруппниками; обогащение словаря «вежливых» слов, культурного обращения к сверстникам или старшим, закрепление знаний о ситуациях, когда их следует применять; формирование умения оценивать события, поступки, выражать своё отношение к ним, желание следовать положительным моральным эталонам и моделям поведения, осуждать негативные действия окружающих; воспитание уважительного отношения к окружающим, доброжелательности, отзывчивости, умения приходить на помощь и быть благодарным оказавшим помощь людям.
Зачастую гиперопека в семье вызывает у ребёнка нежелание взрослеть, уходить из уютного мирка, созданного родителями («Наши сын, дочь ещё маленькие, не будем нагружать его поручениями, требованиями»). Дети из таких семей заметны в коллективе: они отказываются от трудовой деятельности, не могут самостоятельно выполнять задания, теряются при решении простых, казалось бы, задач, в недостаточной степени владеют навыками самообслуживания. Вести воспитательную работу в таком случае необходимо как с детьми, так и с родителями: индивидуальные консультации, беседы, можно порекомендовать специальную литературу о развитии детей старшего дошкольного возраста, пригласить родителей на открытое занятие, спортивный праздник, где они увидят своего ребёнка и других детей, убедятся в их способностях, возможностях.
Социально-коммуникативное развитие в детском саду происходит не только в организованной образовательной деятельности, в трудовом, нравственном и патриотическом воспитании, но и в режимных моментах. Я хочу подробнее остановиться на социально-коммуникативном развитии в режимных моментах и рассказать, как проходит эта работа в нашей группе.
Культурно-гигиенические навыки самообслуживания у детей подготовительной группы в целом сформированы и нуждаются лишь в ежедневном закреплении, выработке привыкания к режиму и необходимости вести здоровый образ жизни (делать гимнастику, мыть руки перед едой, гулять на свежем воздухе, не сидеть долго за компьютером и т. д.). Всё это пригодится детям и в школе. Очень важно в вопросе режима единство требований семьи и ДОУ, для чего пропаганду здорового образа жизни ведут и с семьями воспитанников, пополняя и своевременно обновляя информацию
в уголке для родителей.
Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в
дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.
Способность детей общаться, находить общий язык с окружающими особенно важна для будущих школьников.
Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведу несколько примеров, которые я использую в своей работе.
- Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому: я звоню колокольчиком перед началом каждого занятия; дежурный стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку; устойчивая фраза любого ребёнка, сообщающего о том, что начинается интересная игра: «Я ребят своих зову в интересную игру», привлечение внимания детей на занятии потешку «Дедушка Молчок», символика группы - речёвка, отличающая нашу группу от других групп детского сада.
- Социальные знаки: форма у дежурных по столовой, по занятиям; руль у того, кто ведёт строй на физкультуру, на прогулку; флажок у того, кто замыкает строй.
- Ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят; (традиционные круги: приветствия, радостных событий) утро радостных встреч, когда принято здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное; читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читаем ее и обсуждаем; день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам; как я провёл выходные. Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.
Выводы
Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Постоянная, непрерывная работа способствует социально –коммуни-
кативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно – ролевая игра.Сетка совместной образовательной деятельности по ОО «Социально – коммуникативное развитие» в режимных моментах во 2-й младшей группе.
Сетка совместной образовательной деятельности по...
ОО «Социально - коммуникативное развитие в режимных моментах.
Сетка совместной образовательной деятельности по ОО «Социально - коммуникативное развитие в режимных моментах.Старшая группа Сюжетно – ролеваяМесяц Этапы...
Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах
Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют прие...
Художественное слово, как фактор речевого развития в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста
Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуаци...
«Художественное слово, как фактор речевого развития в режимных моментах у детей 4-5 лет»
Развитие речи важно для развития мыслительной способностиребёнка,а долг воспитателя – научить его логически мыслитьи связно выражать свои мысли»К.Д. УшинскийРечь, во всем ее многообразии, ...
консультация для педагогов " Социально - коммуникативное развитие в режимных моментах"
консультация для воспитателей "Социально - коммуникативное развитие в режимных моментах"...