Результаты использования новых образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
ФГОС ДО внёс изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя: музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытий и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир в преломлении музыкального содержания воспитания и образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezultaty_eor.docx | 44.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты использования
новых образовательных ресурсов (ЭОР)
в образовательном процессе.
Я работаю в ГБОУ СОШ №3 структурном подразделении «детский сад «Колосок» п.г.т. Безенчук Самарской области. Стаж моей работы в должности музыкального руководителя — 29 лет.
Современные дети дошкольного возраста подвижны, активны, динамичны и свободны. Они умудряются сочетать сразу несколько видов деятельности, обращая их в игру и организуя таким образом свою жизнь. Склонность и интерес дошкольников к полидеятельности заставляет педагогов использовать новые формы организации и внедрять новые образовательные технологии в педагогический процесс в детском саду. Не становится исключением и музыкальная деятельность дошкольников.
ФГОС ДО внёс изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя: музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытий и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир в преломлении музыкального содержания воспитания и образования.
В своей работе я руководствуюсь образовательной программой ДО и примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Г.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, которая соответствует требованиям ФГОС ДО, где учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Стандартом допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Я использую парциальные программы «Ладушки» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, «Золотая нотка» Л.В.Суворовой (и др).
Основными задачами музыкального воспитания детей являются:
-развитие музыкальных и творческих способностей с помощью различных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребенка;
-формирование начал музыкальной культуры, способствование формированию общей духовной культуры.
В современном обществе ребёнок находится под влиянием музыкального информационного потока, и границы его положительного и негативного воздействия не всегда определены. В этой связи возникает острая необходимость осмысленно определять и отбирать полезную музыкальную информацию для детей, имеющую положительное воспитательное воздействие на личность растущего человека.
В своей работе я стараюсь использовать репертуар с ярко выраженной изобразительностью. Это объясняется стремлением сделать музыку доступнее детям, приблизить её к знакомым им жизненным явлениям, развить их всесторонне, воспитывать средствами музыки. Отбирая репертуар для дошкольников я учитываю следующее: небольшой объем, разнообразие стилей и жанров, классика и современность, программный и непрограммный материал. Это помогает в формировании у детей основ музыкального вкуса, который формируется во всех видах музыкальной деятельности: слушании, исполнительской деятельности (вокально-хоровая), исполнении музыкальных произведений на различных музыкальных инструментах, хореографии, музыкально-дидактических и подвижных играх, музыкально-театральной деятельности.
Свой педагогический процесс я выстраиваю по принципу интеграции образовательных областей. Наличие взаимовлияния и взаимопроникновения содержания разных образовательных областей программы, различных видов деятельности, различных видов искусства, помогает намного глубже и разносторонне раскрыть в первую очередь идею или тему, какое-либо явление, образ. Интеграция даёт ребенку возможность выбирать средства выразительности художественного образа, его воплощения на бумаге или в движении, в слове или в музыкальных звуках, а выбор — всегда следствие инциативности и самостоятельности. Объединение разных видов художественной деятельности способствует отказу от излишней заорганизованности процесса обучения.
Результаты музыкального образования ориентированы на то, что дети умеют, воспринимая музыкальные произведения, осознанно выражать своё мнение, проявлять эстетические музыкально-оценочные представления и музыкально-вкусовые предпочтения. В процессе обучения, безусловно, закладываются основы культурно-эстетической компетентности и духовно-нравственного потенциала растущий личности.
Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе её собственной деятельности. А воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Для наибольшей эффективности этих процессов необходимо внедрение и использование новых образовательных технологий, основанных на деятельном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний. Я стараюсь использовать наряду с традиционными формами, методами и приёмами музыкального воспитания и обучения и вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников, которые многочисленны и многообразны. Особое внимание уделяю использованию игровых технологий — активно использую различные формы и игры.
- Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра).
Дети совместно со взрослыми и самостоятельно выполняют действия по сюжету, ориентируясь на содержание песен, сопровождающих игру. У них развиваются музыкальные способности, появляются представления о связи музыки и движения, о музыке разного характера. Всё чаще они выступают в роли учителя — обучают каким — либо действиям, связанными с музыкой, с которыми знакомы по своему опыту, перенося их в различные игровые ситуации. Детям нравятся такие музыкальные сюжетно-ролевые игры как «День рождения», «Весёлая компания» «Весёлые путешественники». Песни — игры «Санки» М.Красева, «Мишка с куклой» сл.и муз. М.Качурбиной, русский текст Н.Найдёновой;
- музыкальные игры-фантазирования.
С помощью таких игр я предлагаю детям выразить свои музыкальные впечатления через вокальные и музыкально-ритмические импровизации, оркестровку, рассказ. Такие игры помогают определить уровень восприятия ребёнком музыки и развития творческих навыков (игра «Музыкальная палитра») Игровые задания бывают разные — пофантазировать какой у куклы голос (обычный, фальцет, низкий, и т. д.);
- игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.
Использование таких ситуаций помогает систематизировать как можно большее количество знаний о композиторах, жанрах, музыкальных инструментах, истории их происхождения, характере музыкальных произведений, применяя метод «снежного кома». Обучение строится на основе игровой познавательно-поисковой деятельности. Перед детьми ставлю цель в виде проблемы. (Например: Незнайка получил приглашение побывать в гостях у друзей из города Весёлых Песен. Чтобы туда попасть, нужно выбрать одну из трех песен, ту которая будет сопровождать его и приведет в этот город, но беда в том, что он не знает, какую именно песню нужно выбрать и просит помочь.) Затем выстраиваю цепочку вопросов и заданий, подводящую детей к «открытию» новых знаний;
- усложняющиеся игры-эксперементы и игры-путешествия.
На своих занятиях мы с детьми отправляемся в музыкальные путешествия по разным странам мира. Играя, знакомлю детей с известными зарубежными композиторами и их музыкальными произведениями. Это способствует расширению музыкального кругозора дошкольников и формированию основ музыкальной культуры. Дети любят экспериментировать. (Например: игра-эксперимент «Как рождаются звуки» - заставляет детей находить различные приёмы звукоизвлечения во время игр с музыкальными инструментами: ударными, духовыми, струнными и т. д. Дети очень быстро запоминают название инструмента и способ игры на нём);
- музыкально-дидактические игры.
Они используются мной как наглядные средства музыкального воспитания, служат прежде всего учебным целям,развивают у детей представления о высоте и длительности музыкальных звуков, умение понимать характер музыкальных произведений и т. д. Дети используют их самостоятельно вне музыкальных занятий и в самостоятельной музыкальной деятельности. (Например: «Кого встретил колобок?», «Цирковые собачки», «Музыкальный домик» и т. д).;
- игры-этюды по мотивам музыкальных произведений.
Я использую этюды, т. к. они помогают детям освоить получаемые навыки и закрепить их в различных видах музыкальной деятельности.
(Например, предлагаю передать действия сказочного персонажа под звучащую музыку, определив её характер и настроение. («Танец Золушки» на балу (Дж. Россини «Золушка» музыка из оперы, «Танец Бабы Яги» М.П.Мусоргский «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки» и т. д.)).Такие задания и виды деятельности способствуют развитию детского творчества и музыкальных способностей;
- концерты — загадки.
В игровой форме закрепляю пройденный материал, предоставляю детям возможность вновь услышать полюбившиеся музыкальные произведения (Детям предлагаю отгадать фрагмент звучащего произведения, назвать его автора, а затем прослушать его полностью. Например: «Музыкальный зоопарк» по произведениям К.Сен-Санса из цикла «Карнавал животных»);
- беседа — концерт.
Я провожу беседы — концерты на различные темы. Они посвящены различным музыкальным жанрам, творчеству композиторов и т. д. Это одна из форм активного восприятия музыки, которая используется мною в повседневной жизни детского сада. Использую их для того, чтобы обогатить детей необычными впечатлениями, которые запомнятся надолго, кроме того, они способствуют формированию интересов, чувств, воображения, мышления, оценок, вкусов, ценностного отношения к музыке;
- проектная деятельность.
На основе совместной деятельности нашего дошкольного учреждения и детской музыкальной школы был реализован образовательный проект «Народная музыка в детском саду» Дети приобщались к народной музыке в живом высокохудожественном исполнении на различных народных музыкальных инструментах. Результат этой работы был нацелен на воспитание дошкольников как слушателей, воспринимающих красоту народной музыки, воспитание в них культуры слушания народной музыки. C другой стороны, этот проект полезен для учеников музыкальной школы: возможно, детский сад для них это концертная площадка, где начнётся их становление как музыкантов-исполнителей. Я использую проектный метод, т. к. он имеет большую педагогическую эффективность. Его основа — самостоятельная активность детей. Они охотно приобретают знания (т. к. деятельность организуется в форме привлекательной игры), учатся ими пользоваться для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исполнительские навыки. Внедряя в свою работу творческие проекты, я учитываю субъектные позиции своих воспитанников. Творческой группой нашего ДО был разработан проект «О том, что сердцу дорого, душою воспевать....». Цель проекта-воспитание духовно-нравственных качеств и патриотических чувств дошкольников. (Сценарий мероприятия получил диплом I степени в конкурсе «Лучшее мероприятия в ДОУ I полугодия 2014 календарного года»).;
- театрализованная деятельность.
Этот вид деятельности развивает у детей восприятие, исполнительство, творчество, необходимые для понимания музыкального содержания, несёт не только эмоциональную, но и смысловую нагрузку (наполняет знаниями, учит детей думать, анализировать).
Наряду с игровыми методами в музыкально-театральной деятельности я использую этюды, упражнения, краткие беседы-рассказы, «репетиции» будущего спектакля и др. Вариативность использования этих методов способствует развитию музыкальных и творческих способностей и самостоятельности детей. Дошкольникам нашего ДО доступны различные виды театра: кукольный, настольный театр, театр игрушки, пальчиковый театр, театр масок, театр на ложках и т.д. С целью формирования у детей потребности творчески проводить свободное время, в социально значимых целях, наши дошкольники занимаются в различных кружках (детская деятельность по интересам). Одним из таких кружков является театральный кружок «Волшебный мир театра».
(В рамках такой работы со старшими дошкольниками мною был реализован проект «Театр.Опера» Заключительный этап проекта «Театр.Опера.» - постановка оперы-сказки «Пых-пых» (по мотивам белорусской народной сказки) композитора С.И.Потапова, либретто-А.О.Краевой. На окружном фестивале-конкурсе «Радуга талантов 2013г» в номинации «Драматическая постановка» г.Чапаевске эта работа заняла 2 призовое место);
- хороводная игра.
Я использую хороводные игры для развития звукового взаимодействия между детьми, формирования интереса к пению, раскрытия двигательного потенциала детей, развития основных движений, мелкой моторики. Хороводная игра помогает организовать контакт со сверстниками, вызывает положительный интерес к другим детям. Мною используются как традиционные, так и современные хороводные игры («Весна — Красна», «Поздравляем мам и бабушек» муз. и сл. С.С.Коренблитта);
- музыкальные игры-импровизации.
Для развития творческого воображения и музыкальных способностей внедряю различные игры-импровизации.
(Например игра-импровизация «Прогулка» развивает чувство ритма: дети озвучивают рассказ согласно его содержанию при помощи ритмического рисунка на металлофоне).
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровый ребёнок есть эталон и практически достижимая норма детского развития. В настоящее время существует огромный арсенал педагогических технологий направленных на обучение и оздоровление дошкольников. В своей работе я использую разнообразные полезные упражнения с элементами перевоплощения, музыкально-ритмические упражнения, задания на развитие мимики и артикуляции, элементы психогимнастики, упражнения на развитие мелких мышц рук (пальчиковые гимнастики), дыхательные и звуковые упражнения, упражнения на релаксацию.
Большую поддержку в этом мне оказывают работы В.Т.Кудрявчева и Б.Б.Егорова «Развивающая педагогика оздоровления», «Гимнастика маленьких волшебников», С.В.Хрущева, «Дыхательная гимнастика» Стребелева, «Умные пальчики» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой, «Логоритмические распевки» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой, психогимнастика Чистяковой М.А. и др.
Используя в своей работе все вышеуказанное, я стараюсь предотвратить у детей состояние переутомления, гиподинамии, способствовать развитию различных сторон психики ребенка, как её познавательной, так и эмоционально-личностной, создать необходимый двигательный режим, развить мелкую моторику, укреплять здоровье ребенка. В феврале 2014г. мною совместно с инструктором по физическому воспитанию был проведен праздник «Салют-Олимпиада!». Мы приняли участие в интернет-конкурсе и получили II степень за педагогическое мастерство.
НОД проводятся преимущественно в игровой форме, продолжительность занятий не превышает допустимой нормы. Одежда детей соответствует температурному режиму. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линий каждого НОД и частой сменой видов деятельности в соответствии с равномерным распределением психофизической нагрузки с учетом ФГОС ДО. Перед НОД помещение проветривается и делается влажная уборка.
Внедрение в обыденную жизнь новых информационных технологий — это реальность нашего времени.
Включая в свою работу информационные технологии, мне удаётся решать массу педагогических и психологических задач:
- развитие у детей навыков музыкально-творческой деятельности;
- формирование мотивации к обращению с компьютерной техникой;
- повышение интереса к получению музыкального образования;
- углубление знаний о музыкальном искусстве, его истории, закономерностях развития и выразительных средствах музыки;
- музыкальные конкурсы, концерты;
- расширение кругозора, воспитание музыкального и художественного вкуса детей с помощью возможностей компьютера;
- включение дошкольников в общественную жизнь детского сада через выполнение ими общественно-полезных заданий по оформлению праздников, концертов и т. п.;
- формирование у детей в условиях целенаправленной практической деятельности психологических качеств личности, способствующих достижению поставленных целей.
В нашем детском саду широко используется в работе магнитофон, музыкальный центр, микрофоны, компьютер, цифровая камера, ноутбук. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Подобрать музыкальное сопровождение для самого сложного сценического действия тоже не составляет труда: фонотека в компьютере отличается от обычной двумя замечательными свойствами — гигантским объемом информации и молниеносным поиском. Огромное количество мультимедийных энциклопедий дают мне возможность получить исчерпывающую информацию по любому интересующему вопросу в области музыки. Некоторые музыкальные мультимедийные дидактические пособия созданы мной («Солнышко и тучка», «Кого встретил колобок»).
Информационные образовательные технологии способствуют интерактивности обучения, имеют возможность интеграции материалов различных категорий с помощью компьютерных технологий (внедрение фото – и видеоматериалов в презентационные программы, аудио-файлов в видеодорожку, наложение музыки на звуковой комментарий. Например: создание презентационной программы «С чего начинается Родина», которая, была использована на интегрированном занятии «О том, что сердцу дорого, душою воспевать...»
Есть также и возможность выхода в Интернет, что позволяет осуществлять:
- обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией, результатами детского творчества с другими ДОО, органами управления образования;
- обмен передовым опытом в области информации дошкольного воспитания, обмен информационными материалами;
- дистанционное обучение сотрудников, родителей и обратную связь с ними.
Интерактивные технологии — технологии взаимодействия педагога и ребёнка, ребёнка и ребёнка, взаимодействия с окружающей учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. В процесс познания вовлекаются все обучающиеся.
Совместную музыкальную деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОО я рассматриваю с позиций разнокомпетентного, равнокомпетентного и учебно-игрового партнерства, в разнообразии форм, методов и приёмов.
Позиция разнокомпетентного партнерства означает, что я выступаю в роли знающего и умеющего что-либо делать. Но моя задача не научить, а заинтересовать детей и поделиться с ними своим опытом. Ребёнок самостоятельно регулирует своё поведение — принимает или не принимает участие во взаимодействии. Я стараюсь учитывать предпочтения дошкольников в целях повышения познавательной, учебной, развивающей мотивации детей. Иногда, я предоставляю возможность в роли знающего и умеющего выступить ребёнку, а сама нахожусь в позиции недостаточно компетентного взрослого. Используя такую перевернутую позицию я могу отследить накопленный ребенком опыт, его самостоятельность в выборе средств осуществления деятельности, умение оценивать полученный результат.
Использование равнокомпетентной позиции взаимодействия с детьми направлено на получение общего результата формирования наиболее важных психических новообразований возраста и обеспечение эмоционального благополучия ребенка, его самореализацию в различных видах «культурных практик» (идущие от взрослого виды деятельности), где задаётся равноправие её участников. Такая позиция подразумевает взаимное уважение, открытость друг другу. Свобода помогает развитию активности и самостоятельности ребенка, способности принимать решения, опираясь на имеющееся знания и опыт. Положительный настрой ведёт к эмоциональному комфорту во время и после занятий. Дети во время деятельности легко могут разделиться на «кружки по интересам» каждый ребёнок вправе двигаться в своём темпе, завершить процесс тогда, когда посчитает нужным («открытый конец»), свободен в выборе средств и способов решения в случае попадания в проблемную ситуацию.
Я часто использую позицию учебно-игрового партнерства. Её особенность — появление на занятии игрового персонажа (Петрушки, Буратино, Незнайки и т. д.), попавшего в затруднительное положение. Дети становятся партнерами-помощниками в решении проблемы. Они активны, эмоционально вовлечены в деятельность, а значит созданы необходимые предпосылки для формирования музыкальной культуры, их компетентности и становления их как субъектов музыкальной деятельности. Соответственно циклограмме своей деятельности я провожу работу с педагогами нашего ДО. Мои консультации, рекомендации, советы по организации совместной и самостоятельной деятельности дошкольников помогают им успешно использовать музыкальный репертуар, применять знания полученные на музыкальных занятиях, активизировать общение детей, прививая им любовь к музыкальному искусству в повседневной жизни.
Сделаю акцент на психолого-педагогических технологиях, которые я использую в своей работе:
- личностно-ориентированные технологии — ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития;
- гуманно-личностные технологии — всестороннее уважение и любовь к ребенку, оптимистическая вера в его творческие силы, отвержение принуждения;
- технологии сотрудничества — реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка;
- технологии свободного воспитания — предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности, осуществляя выбор, ребенок заявляет свою позицию.
К основным формам организации музыкальной деятельности, где я внедряю все вышеизложенные методы, приёмы, новые образовательные технологии, характер педагогического взаимодействия являются: непосредственная образовательная деятельность, совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкальный руководитель и воспитатель) и детей, в течении всего дня, праздники и развлечения.
Мною проводятся индивидуальные музыкальные занятия, подгрупповые музыкальные занятия, фронтальные музыкальные занятия, которые классифицируются по своему содержанию: традиционные, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Традиционное музыкальное занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество).
Их структуру я варьирую.
Доминантное музыкальное занятие — преобладает один вид музыкальной деятельности, или направленно на развитие какой-либо одной музыкальной способности.
Тематическое музыкальное занятие — определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности («Природа в музыке», «Времена года в музыке»).
Сюжетные музыкальные занятия — объединены не только одной темой но и единой сюжетной линией («Сказка в музыке», «Зимние истории и небылицы»).
Комплексные музыкальные занятия основываются на взаимодействии различных видов искусства — музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и т. д.
Их цель — объединить разные виды художественной деятельности детей, обогатить представления детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств, о взаимосвязи искусств.
Они проводятся мною 1 раз в месяц начиная со средней группы.
Интегрированные занятия строятся на принципе взаимовлияния и взаимодействия содержания разных образовательных областей и различных видов деятельности, создают возможность целостного представления или создания художественного образа.
Развитию самостоятельности детей способствуют развлечения и праздники, вызывающие у детей яркий эмоциональный отклик и живой интерес. Учитывая впечатляющую силу таких мероприятий, я планирую их содержание, ориентируясь на активную деятельность детей, протекающую в различных многовариантных условиях. Смысл такой активности — в импровизационном характере её протекания, требующей незначительной предварительной подготовки. Важное условие подготовки праздничного мероприятия — режиссура его самими детьми: обдумывание оформления, места действия, подготовка атрибутов, декораций, распределение ролей и т. п. Привыкая действовать инициативно в организованных формах деятельности, дети непринужденнее действуют и в самостоятельной практике. Выдумать можно любой праздник, все зависит лишь от желания сделать жизнь детей веселей и счастливее. В этом случае помогает Календарь Необычных Праздников. Например, в первый день первого весеннего месяца по стихийно сложившейся традиции в России отмечается День кошек. Ко Дню кошек наши воспитанники рисуют своих домашних питомцев, рассказывают об их повадках, историю их появления в семье. На занятиях в группах воспитатели предлагают детям вспомнить произведения, мультфильмы, художественные фильмы, в которых коты или кошки были главными героями, а также дети исполняют знакомые песни о кошках, играют в игры от «лица кошек», пляшут под «кошачью» музыку, устраивают концерт для игрушек- «кошек», украшают виновниц торжества всем, что попадется под руку — бусы, кольца, платки, шнурки, отвечают на вопросы викторины о кошках.
- музыкальные конкурсы, концерты.
В своей практической деятельности я организовываю музыкальные конкурсы — своеобразные соревнования между детьми старшего дошкольного возраста. Ещё одной интересной формой совместной деятельности взрослых и детей считаю организацию детских концертов для родителей и воспитанников нашего детского сада. В конце каждого учебного года наши дети выступают перед сверстниками и родителями с отчетным концертом.
Детям предоставляются широкие возможности для творческого проявления своих способностей, идей и способов их воплощения. Организация концертов предполагает включенность детей наравне со взрослыми. Они выступают как сорежессёры мероприятия, развитие самостоятельности возрастает естественным образом;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Такая деятельность возникает по инициативе детей, без участия взрослого, или при незначительной помощи педагога. Моя задача — условия организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. Сюда я отношу:
- учёт в музыкальной деятельности детских музыкальных интересов и предпочтений, субъектных качеств ребёнка;
- недоминирующий характер взаимодействия с детьми, косвенное участие в деятельности детей.
- продуманную предметно-игровую среду (наличие музыкальных игрушек и инструментов, пособий, дидактических игр, атрибутов музыкальной и театральной деятельности) и её доступность детям.
Важно помочь ребёнку осознать поставленные перед ним задачи, вникнуть в суть предложенных заданий, поддержать стремление выполнить их, подобрать нужные способы и решения. В этом и заключается формирование самостоятельной деятельности дошкольников, освоение ими способов действий. От разнообразия форм организации самостоятельной музыкальной деятельности детей зависит её характер-воспроизводящая она или творческая. Все указанные выше формы направленны на развитие самостоятельной музыкальной творческой деятельности.
В числе условий, способствующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, отмечается предметно-игровая среда. Принципы её построения поддерживают музыкальные интересы детей, их инициативу и способности. При организации музыкальной предметно-игровой среды я учитываю уровень музыкального развития дошкольников, индивидуальные особенности, образный, музыкальный характер содержания, синкретичность и полифункциональность оборудования, предметов и материалов, а также доступность и безопасность её для детей.
Музыкальные уголки в группах оснащены музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми и пособиями. Наличие разных видов театра (кукольный театр, перчаточные куклы, настольный плоскостной театр, пальчиковый театр), элементов костюмов детских персонажей (Буратино, Мальвина), шапочек — масок животных, народных костюмов, атрибутов, современных технических средств способствует развитию интереса и любви к музыке, вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность, созданию ярких эмоциональных впечатлений. Интерьер, или пространство музыкальной предметно-игровой среды имеет привлекательный вид, художественно-образное решение, носит игровой, занимательный характер и удобен для каждого вида музыкальной деятельности. Музыкальная предметно-игровая среда в группах в течении времени обновляется и дополняется, что позволяет оптимизировать воспитательный и образовательный процессы и более эффективно проводить творческое время с детьми,осуществляя косвенное руководство их музыкально-игровой деятельностью. С помощью музыки я стараюсь обогатить весь образовательный процесс. Во время утреннего приема педагоги используют музыкальный репертуар, который способствует дружескому взаимоотношению, положительному эмоциональному настрою каждого ребенка и родителей (например: «От улыбки» В.Шаинского, «Песенка друзей» И.Ефремова, «Когда мои друзья со мной» В.Шаинского). На прогулке и при подготовке ко сну используется репертуар соответствующего характера (например: «Какой чудесный день» А.Флярковского, «Колыбельная медведицы» А.Флярковского, «Звуки природы» и др.)
Обогащая детскую игровую деятельность применяю также соответствующий музыкальный репертуар (например: «Заводные игрушки» Е.Крылатова, «Чебурашка» В.Шаинского и др.)
В музыкальных уголках у воспитателей подобраны диски, кассеты с репертуаром по временам года, песни о животных, классическая музыка.
При прочтении детских произведений, дети могут услышать музыку или песни про любимых героев книг (например: «Бу-ра-ти-но!» А.Рыбникова).
Музыкально-развивающая образовательная среда ГБОУ СОШ №3 «структурное подразделение «Колосок» выглядит следующим образом:
- музыкальный зал с видео-и аудио- техникой;
- фонотека;
- нотный и методический материал;
- театральные шапочки и костюмы, различные атрибуты;
- музыкальные инструменты;
- кабинет музыкального руководителя (компьютер, принтер);
- стенды и музыкальные папки с информацией для родителей;
- видеотехника и CD-диски для просмотра и прослушивания записей детских праздников и других мероприятий;
- методический кабинет (музыкально-методическая информация, литература для педагогов, архив по музыкальному воспитанию);
- музыкальные уголки и фонотеки (в каждой группе).
С целью обогащения способов самостоятельных музыкальных действий ребенка, согласования содержания, методов и форм организации семейного и общественного музыкального воспитания я использую разные формы работы с родителями.
Коллективные:
- родительские собрания с целью информирования по вопросам содержания, целей и задач, условий музыкально-эстетического воспитания ребенка в дошкольном учреждении и семье;
- анкетирование родителей с целью получения сведений об уровне развития ребенка, условиях семейного воспитания, прояснения педагогической позиции родителей в вопросах музыкального воспитания детей, изучения ценностных ориентаций родителей, установок на характер взаимодействия с дошкольным учреждением и др;
- семейные педагогические проекты («Семья ладом крепка») с целью обмена опытом семейного воспитания в вопросах проведения семейных праздников и досуга; («Радость моя»-фестиваль семейного творчества)
Индивидуальные:
- консультации с целью информирования родителей по вопросам индивидуального музыкального развития ребенка;
- анализ педагогических ситуаций с целью профилактики конфликтных ситуаций в вопросах организации взаимодействия педагогов и родителей, повышения педагогической культуры родителей, их самооценки в вопросах воспитания детей;
Наглядно-информационные:
- организация уголка краткой информации в виде стенда с целью обогащения знаний родителей о методике воспитания детей в семье.
- организация библиотеки для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания.
- выпуск газеты для родителей с рубриками «Наши праздники», «Это интересно», «Наши таланты», «Анонс», «Благодарность».
Анализируя свою практическую деятельность, я могу с уверенностью сказать, что для успешного музыкального развития и воспитания дошкольников созданы необходимые условия:
- характер музыкального репертуара;
-интегрирование всех видов искусств в художественно-творческой деятельности;
- применение вариативных методов и приемов обучения, новых образовательных технологий стимулирующих музыкально-игровую деятельность дошкольников;
- формирование опыта восприятия музыки, пения, музыкально-ритмических движений и игры на детских музыкальных инструментах;
- наличие запаса ярких, эстетически окрашенных музыкальных впечатлений, полученных детьми на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях;
- организация предметно-пространственной среды;
- косвенное руководство музыкально-игровой деятельностью дошкольников;
- содружество детского сада и семьи.
Принятый Стандарт существенно упрощает процесс мониторинга (педагогической диагностики) в деятельности музыкального руководителя. Мониторинг мне нужен лишь для того, чтобы решить образовательные задачи:
- индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка в музыкальной деятельности, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его музыкального развития);
- оптимизация работы с группой детей на музыкальных занятиях, в самостоятельной музыкальной деятельности.
Требования Стандарта к результатам основания Программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от дошкольников конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Они не подлежат непосредственной оценке в т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленными требованием образовательной деятельности и подготовки детей.
Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогает ребенку освоить заданные целевые ориентиры.
Я принимаю активное участие в методической работе нашей ДОО.
В 2014г. участвовала в авторской группе по разработке основной общеобразовательной программы ГБОУ СОШ №3 «структурное подразделение Колосок». Активно участвовала в педсоветах ДОО. Подготовила выступления на темы «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкальную деятельность»
«Театрализованная деятельность — универсальное средство воспитания дошкольников»
«Формирование социальной компетенции как фактор развития детской одаренности».
Являюсь руководителем творческой группы детского сада по разработке мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей. В апреле 2014г. на творческом объеденении музыкальных руководителей нашего района представила творческий проект «О том, что сердцу дорого, душою воспевать...». За разработку сценария этого мероприятия получила диплом I степени в конкурсе «Лучшее мероприятие в ДОУ I полугодия 2014 календарного года». Мною написаны сценарии «Как мы будили Деда Мороза», «Фруктовая история», «Что увидел ручеек», «Осенние встречи», «Веселые колпачки» и др. Мною разработан перспективный план по «Музыкальной деятельности» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», создана картотека музыкально-дидактических игр, упражнений, пособий, рекомендаций, консультаций. Я участвую в творческих объединениях педагогов-музыкантов нашего района. В 2013г мною представлен творческо-информационный проект «Театр.Опера». (Литература «Фольклор — музыка - театр» под редакцией С.И.Мерзляковой, опера-сказка (по мотивам белорусск.народной сказки) «Пых-пых» композ. С.И.Потапов, либретто А.О.Краевой)) Работала в составе жюри конкурса «Ярмарка народов Поволжья», который проводился осенью 2014г, вхожу в состав жюри различных конкурсов, проводимых на уровне нашего ДОУ (конкурс «Лучшая музыкальная предметно-развивающая среда в группе ДОУ)
Главным в своей работе считаю-обогащение детей музыкальными знаниями и представлениями в процессе веселой, насыщенной музыкальной игры, вводить ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронная учебно- методическая разработка "Стеклянные звуки" с использованием новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов для дошкольников.
АННОТАЦИЯК ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗРАБОТКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Наименование учебно- методической разработки «Стеклянные»...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе музыкального руководителя
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе музыкального руководителя.Освоение информационных тех...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе инструктора по физической культуре СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Дмитриевой Тамары Игнатьевны
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 4городского округа Отрадный Самарской областидетский сад № ...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе в соответствии с направленностью группы...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе в соответствии с направленностью группы...
Результаты использования новых образовательных технологий в образовательном процессе воспитателя
Результаты использования новых образовательных технологий в образовательном процессе воспитателя...