Тема : «Развитие восприятия цвета через создание специальной предметной среды».
методическая разработка (младшая группа) по теме
Тема: «Развитие восприятия цвета через создание специальной предметной среды».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dlya_vospitannikov_yaselnyh_grupp.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для воспитанников ясельных групп.
Тема статьи: «Развитие восприятия цвета через создание специальной предметной среды».
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического восприятия зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому работая с детьми второго года жизни, я выбрала данную тему. Основной задачей моей работы предполагается формирование у детей, начиная с раннего возраста, широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только ознакомление с цветом в процессе игры-занятия, но и формой, величиной предметов, формирование слуха, развитие мышечного чувства.
Главная цель при проведении игр-занятий с детьми раннего возраста состоит в том, чтобы дети в дальнейшем, уже за порогом раннего детства могли усвоить общепринятые сходства и различия свойств, предметов. Дети второго года жизни знакомятся с величиной, формой, цветом предметов, выполняя разнообразные практические действия. Это еще примитивное манипулирование, но очень быстро при целенаправленном обучении действия ребенка начинают носить более осмысленный характер.
Правильно подобранный дидактический материал, игрушки, привлекают внимание малыша к свойствам предмета.
Умелое руководство воспитателя действиями малыша помогает ребенку перейти от примитивного манипулирования к выполнению разнообразных практических действий. Первоначально ребенок выполняет действие случайно, подолгу манипулирует предметами. Постепенно от многократно хаотических действий он переходит к определенным упорядоченным действиям. Он начинает сопоставлять предметы зрительно, многократно переводя взгляд с одного предмета на другой. Большим достижение детей второго года жизни является выполнение заданий на соответствие предметов по цвету. Многократное, чисто зрительное сравнение, проводимое во время игровых занятий, позволяет ребенку выполнять задания правильно. Более сложными становятся движения рук детей, координация движений становится более упорядоченной. Дети запоминают, что они должны не только брать предметы двух типов и раскладывать их в разные места, но при этом учитывать их цвет.
Очень важно, чтобы различие цветовых тонов было значимо для самого ребенка. Поэтому знакомство с цветом я связываю с активными действиями детей и привлекательными для них предметами. В игре создается ситуация когда восприятие и различение цвета становится важным для ребенка: на этом строится его общение с детьми, успех его действий. Игра-занятие строится с учетом различных умений и навыков детей. Предусматривается также последовательное ознакомление детей с резко различными свойствами предметов (круглой-квадратной формой, красным-синим цветом), а затем более близкими признаками. При проведении занятий основную роль уделяю показу предметов, который сопровождается кратким объяснением, т.к. маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действия с ними и речевую инструкцию; каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение игр-занятий. На этапе раннего детства усвоение знаний должно происходить систематически. Обучение на занятиях по сенсорному восприятию с детьми от одного года трех месяцев проводится 1-2 раза в неделю. Период раннего развития характеризуется необычайными темпами развития. Поэтому при повторяемости игр-занятий необходимо подходить дифференцированно, т.е. каждый раз добавлять новые элементы - усложнять или изменять их воспитатель должен заинтересовать малыша и вызвать у него желание поиграть с дидактическим материалом.
Развитие сенсорики у детей способствует более быстрому формированию навыков мелкой моторики, более быстрому речевому развитию, интеллекта в целом.
В группе я стараюсь создавать обстановку и развивающую среду так, чтобы она наталкивала ребенка на проявление элементарной деятельности по ознакомлением с цветом. Приобретаются книги с цветными картинками для совместного рассматривания и чтения, пирамидки, конструктор с четко выраженными цветами, т.е. развивающая среда наполняется предметами разного цвета и размера.
Одновременно с этим проводится работа с родителями по организации помощи в создании развивающей среды и разъяснение возможности дополнительного сенсорного развития в домашних условиях.
Родителям разъясняется, каких успехов достиг малыш, и как помочь преодолеть трудности в освоении сенсорных представлений. Также родителям показываются варианты игр развивающие сенсорику детей, рекомендуется методическая литература по этому вопросу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Развитие восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста"
Цвет является одним из самых доступных средств выразительности для ребенка дошкольного возраста. Данная методическая разработка поможет построить работу по данной теме....
«Создание специальной предметно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и разные возможности дошкольного образования».
В создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Специальным...
Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»
Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...
Статья "Создание условий для развития речи дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды"
Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.На главную страницу Статьи...
Презентация проекта «Создание условий для развития экологического эмоционально-чувственного восприятия дошкольников через взаимодействие с социокультурной средой»
Долгосрочный проект «Sensory garden» ( «Сенсорный сад»). Структура данного проекта представлена в виде модуля - паутинки, состоящего из сегм...
План по самообразованию воспитателя на тему :Развитие восприятия цвета у детей 2-3 лет посредством дидактический игр. 2020-2021.
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждениеЦентр Развития Ребенка детский сад № 48Красносельского района Санкт-Петербурга. План по самообразованию воспитателяЮрчен...