Статья "Создание специальной предметно-развивающей среды для детей раннего возраста с ОВЗ: инновационный проект черно-белая комната"
проект

Ютанова Ольга Павловна

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ЧЕРНО-БЕЛАЯ КОМНАТА»

Ютанова О.П.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 99», Служба ранней помощи (ГКП) «Начало»

Существуют разные токи зрения на природу развития зрительного анализатора у детей. Для нас в этом смысле представляет особый интерес сфера влияния черно-белого цвета на эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ раннего возраста. Многие исследователи в области медицины, педагогики и психологии  придерживаются мнения о необходимости стимулирования зрения у ребенка раннего возраста, развития зрительного сосредоточения. Однако единого взгляда на то, какой спектр цветов способен воспринимать и различать ребенок и  на то, какие цвета имеют более эффективное влияние на развитие зрения, а значит и на развитие мозга ребенка, на сегодняшний день нет. 

Изучением влияния цвета на развитие ребенка занимались отечественные и  зарубежные ученые:  Н.М. Келованов, С.М. Кривина, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печора, Л.Г.Голубева и др. , Сисиль Лупан, Сара Брюэр.

По некоторым исследованиям для стимуляции зрения детей лучше всего подходят игрушки с максимальной контрастностью. Установлено, что при стимуляции сетчатки детей, в особенности младенческого возраста, черно-белыми игрушками в их мозг поступают максимально сильные сигналы, что способствует развитию зрительного нерва и зрительных отделов мозга. Также доказано, что ребенок, окружение которого визуально обогащено предметами черно-белого цвета, более спокоен и внимателен во время бодрствования, чем ребенок, лишенный такой зрительной стимуляции.  Желание ребенка познавать окружающую действительность напрямую связано с развитием зрительного анализатора. Сетчатка маленького ребенка развита недостаточно. Лучше всего работают клетки, которые чувствительны к слабому свету – «палочки», поэтому ребенок более восприимчив к монохромным цветам.  По некоторым научным свидетельствам установлено, что использование контрастных изображений черного и белого цвета стимулирует формирование связей между нейронами головного мозга, развивает внимание, успокаивает в период возбуждения. Другие же считают, что использовать черно-белые изображения и картинки нет никакого смысла: «Миф о том, что новорожденные не различают цвета – так же не имеет под собой никаких оснований. И таким образом, в рекомендациях давать новорожденному смотреть на черно-белые картинки нет никакого смысла».   

Давно доказан тот факт, что в развитии познавательной сферы у детей раннего возраста с ОВЗ в процессе непрерывной образовательной деятельности целесообразно применение разноцветных (сенсорных) пособий и игровых материалов. Однако в процессе работы с детьми раннего возраста, имеющих нарушения в развитии, нами были отмечены проявления, которые стали препятствием на пути реализации поставленных педагогических задач: дети часто отвлекаются и отказываются от предложенного задания, концентрация внимания непродолжительна, возникает поведенческая расторможенность. Было принято решение ввести в образовательный процесс отдельные монохромные игровые пособия. По результатам наблюдений за последующей игровой деятельностью воспитанников мы отметили, что дети стали более продолжительное время манипулировать игрушкой, более внимательно исследовать предмет монохромного цвета, дольше концентрировать внимание и соответственно  стали более усидчивы. Стоит выделять, на наш взгляд, две сферы влияния черно-белых игровых пособий:

  1. когнитивная сфера (восприятие и ощущения, внимание, память, мышление и др.);
  2. аффективно-волевая сфера (купирование поведенческой расторможенности, повышение эмоционального тонуса).

Следовательно, был разработан инновационный проект «Черно-белая комната».

Целью проекта стала организация дополнительной коррекционно-развивающей среды для детей, имеющих нарушения в развитии.

Были определены следующие задачи:

  1. Организовать специальное предметно-развивающее пространство.
  2. Разработать и создать базу коррекционно-развивающих пособий монохромной цветовой гаммы.
  3. Создать коррекционно-развивающую программу с использованием черно-белых пособий.
  4. Сформулировать целевые ориентиры при реализации специальной коррекционно-развивающей программы.

Отдельно остановим свое внимание на описании коррекционно-развивающей среды.  «Черно-белая комната» – это новый образовательный средовой ресурс, выполняющий свою коррекционно-развивающую функцию, оказывающий обучающее и воспитательное воздействие на ребенка с особыми образовательными потребностями. Комната представляет собой специально оборудованное отдельное помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим правилам и нормам. Общая площадь комнаты составляет 10.5 куб.м., высота потолка – 3 м. При оформлении интерьера соблюдено единство стиля. Стены помещения выкрашены в белый цвет. Мебель данного пространства соответствует антропометрическим данным детей и выдержана в белом цвете. Напольное покрытие выполнено в белой цветовой гамме. Такое оформление является фоновым и служит как поверхность для демонстрации наглядности. Например, на стенах размещаются черно-белые картинки, которые меняются в соответствии с изучением новой лексической темы. Также одним из условий оформления окон комнаты является наличие стилевого затемнения. Здесь может быть использовано двухслойное декорирование, например, плотно прилегающие к окну жалюзи черного цвета и прозрачные белые тканевые шторы. Комната зонирована.

Игровой и дидактический материал размещен согласно росту ребенка. [4] Предметно-развивающая среда «Черно-белой комнаты» максимально насыщена игровыми материалами по направлениям:

№ п./п.

Дидактическая направленность игрового материала

Примеры игрового материала

1

Материалы по развитию зрительного восприятия

Черно-белые тематические картинки, фотографии. Дидактические игры: «Пройди по дорожке», «Полянка», «Чудесные картинки»

2

Игровые материалы для развития речевого дыхания

Дыхательные тренажеры: «Медуза», «Бабочки», «Рыбки», «Самолетики».

3

Пособия для развития мелкой моторики

Различные шнуровки, слиногбусы, объемные планшеты.

4

Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия

Наборы мячей с различной фактурой поверхностей, тактильные коврики, наборы образных объемных игрушек в мешочках, тактильные мешочки с различными наполнителями, тактильные книжки, тактильные карточки.

5

Материалы для развития математических представлений

«Коробка форм», «Чудесный мешочек», «Мышиные шахматы», «Волшебные шарики», мягкие геометрические фигуры (плоские и объемные), наборы строительных материалов, пирамидки, математические рыбки,

Список литературы:

  1. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста / Учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 1983. – 96с.
  2. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша / Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 112 с.
  3. Иванова Л. В.  Я — мама. Здоровье и развитие ребенка от рождения до года. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2006. — 448 с. — (Серия «Мамина школа»)
  4. "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
    (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила        и        нормативы...")
    (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564)
     
  5. Статья «Детское зрение: как не потерять» В. Бондарь (http://letidor.ru/article/403_detskoe_zrenie_kak_ne_poteryat_24270/)
  6. Брюэр С. «Суперребенок. До рождения и после». Издательский дом «Попурри», 2003г.- 256с.
  7. Сирс У., Сирс.М. Ваш малыш от рождения до двух лет. – М. : Эксмо, 2010. – 912 с.
  8. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Книга для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Проект «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства»

Актуальность и инновационная значимость проекта вызвана необходимостью поиска, разработки и освоения инновационного пространства, являющегося территорией, внутри которой жизнь воспитанников содержател...

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...