ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ИГРА
статья (подготовительная группа) на тему

Смолякова Юлия Валерьевна

В данной статье описан пример создания условий для развития сюжетно-ролевой игры, как средство социализации детей. Только при соблюдении таких условий, при тактичном руководстве со стороны взрослого игра ребенка станет средством развития полноценной, гармоничной личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ee_velichestvo_igra.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ИГРА

Смолякова Юлия Валерьевна

воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 14 Комбинированного вида, Московская область, городской округ Люберцы

Аннотация.

В данной статье описан пример создания условий для развития сюжетно-ролевой игры, как средство социализации детей. Только при соблюдении таких условий, при тактичном руководстве со стороны взрослого игра ребенка станет средством развития полноценной, гармоничной личности.

В повседневной жизни, услышав слово «игра», мы подразумеваем что-то несерьезное, веселое, развлекательное. Но для на, специалистов, педагогов, слово «игра» имеет огромное значение, несет в себе глубокий смысл.

Ученые давным-давно заняты изучением детских игр, их классификацией, перечнем, влиянием на детское развитие. Бесспорно, доказанным является тот факт, что только в игре появляются важнейшие психические новообразования (развивается речь, мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, преодолевает страхи и многое другое).

Ребенок и игра - это единое целое, нераздельный многоликий мир, со своими особенностями. Ребенок произносить слово «как будто бы» и погружается в мир фантазий, живет в нем [1]. В детских игах все «не по, настоящему», поэтому ребенок может преодолевать психологические барьеры, страхи, может реализовать свои потребности, раскрепоститься. Он начинает творить, воображать, фантазировать, создавая свой мир, в котором нет стереотипов, условностей и назиданий.

Детских игр много, их классификации известны. Нам бы хотелось остановиться на сюжетной игре – как носителе наибольшего развивающего эффекта.

Но хотелось бы подчеркнуть важнейший факт: игра не возникает сама по себе. Кто-то должен деликатно «руководить» ею, ввести ребенка в мир игры, увлечь игрой [2].

В детских садах, для возможности развития сюжетной игры, педагог создает определенные условия, оснащает предметную среду [3]. К сожалению, современным детям самостоятельно трудно организовать игру. В данной статье хочется поделиться собственным опытом проведения сюжетно-ролевой игры «Поликлиника».

Ставятся цели и задачи:

Учить детей организовывать массовые сюжетно-ролевые игры, совместно развертывать игру, согласовывать замысел.

Ознакомить с работой врачей-специалистов способом передачи опыта старших дошкольников младшим, обогащение словаря детей, ознакомление с социальными явлениями.

Закреплять умения выполнять различные роли, используя атрибуты по сюжету. Побуждать самостоятельно изготавливать атрибуты для игры, оборудовать игровое пространство с учетом замысла, использовать в игре знания об окружающей действительности, поощрять творчество и использование предметов - заместителей, воображаемых предметов. Развивать коммуникативные навыки детей, умения вести ролевые диалоги и полилоги.

Воспитывать положительные чувства, нравственные качества - забота о младших, доброжелательность; формировать взаимоотношения взаимопомощи и сотрудничества, уважение к труду взрослых.

Для проведении игры необходимы материалы и оборудование.

В поликлинике:

- стойка-регистратура. Карточки медицинские, для всех играющих с выделенными и обозначенными цветом и символом страничками для каждого специалиста;

- кабинеты (по количеству врачей) стол, 2 - 3 стула; таблички с названием врача, символическим изображением, определенного цвета для каждого специалиста. Медицинские халаты или шапочки, наборы специальных атрибутов (в том числе предметы-заместители), специально для каждого врача, печать, ручка, бланки направлений и рецептов;

- кушетка, массажеры и массажные коврики - для массажного кабинета;

- коробочки-лекарства, предметы-заместители лекарств, порошков, мазей для аптеки.

В ветеринарной лечебнице:

- стойка-регистратура, бланки ветпаспортов;

- рабочие места ветеринаров с набором атрибутов;

- процедурный кабинет с набором атрибутов.

Предварительная работа с детьми:

1. Беседы воспитателя с детьми о профессиях врача педиатра (терапевта), врачей-специалистов, чтение книг, рассматривание картин и фотографий врачей за работой, беседы по ОБЖ и валеологии. Обсуждение темы: зачем в поликлинике нужна регистратура, зачем здоровым людям идти в поликлинику (диспансеризация, проверить свое здоровье, взять справку, что здоров и т.п,).

2. Беседа: Что такое ветеринарная клиника.

3. Беседа врача детского сада с детьми о простейших инструментах врачей и о содержании работы таких специалистов, как: лор, окулист, педиатр, кардиолог и др. Игра детей с врачом детского сада - на приеме у врача.

4. Беседы медсестры с детьми о работе процедурного кабинета массаж (с показом и объяснением), прививки, витамины, коктейли.

5. Приглашение в группу родителей - медицинских работников с целью рассказать детям о своей профессии, показать инструменты, поиграть с детьми.

6. Наблюдение за работой логопеда. Игра в группе во врача-логопеда, чтобы полнее ознакомиться с содержанием работы этого специалиста.

7. Обыгрывание с детьми работы различных врачей-специалистов, подбор возможных тем диалогов «врач-пациент», поощрение и стимулирование творчества детей. Обсуждение с детьми, что понравилось в такой игре, что нет.

8. Обсуждение с детьми старшей и подготовительной группы сюжета и вариантов ролей для совместной игры с младшими детьми. Учитываются мнения и желания детей.

9. Воспитатели вместе с детьми:

Подготовка медицинских карт:

- карты каждой группы отличаются по цвету полоски на сгибе;

- для каждого врача-специалиста есть своя страничка, обозначенная надписью - названием врача, символом - рисунком (окулист - глаз, педиатр - градусник, невропатолог - молоточек и коленка, лор - ухо и нос, кардиолог - сердце, логопед - губы и т.д.).

Подготовка бланков направлений, рецептов.

Склеивание коробочек для лекарств для аптеки, изготовление из картона имитаций лекарств, таблеток, наполнение баночек пластилином - мазь, водой - капли, горчичники - бархатная бумага, подбор предметов-заместителей и т.п.

10. Медсестра готовит кислородный аппарат для коктейля или воду с детским бальзамом для процедурного кабинета (кислород, воду с бальзамом будет выдавать взрослый-медсестра сада согласно направлениям врачей-детей, учитывая кому из играющих что выдано).

Участники игры:

- организаторы игры - воспитатели и дети старшей и подготовительной групп;

- дети младшей, средней группы и остальные дети старшей и подготовительной группы приходят в поликлинику на диспансеризацию.

Роли врачей.

В поликлинике:

Регистратор в регистратуре - 1 человек:

- выдает медицинские карты;

- принимает карты по окончанию медосмотра, проверяет прохождение всех специалистов;

- выдает в обмен на сданную медицинскую карту справку «Здоров. Может посещать детский сад» с печатью;

- принимает звонки и записывает вызовы врача на дом;

- объясняет посетителям, какие сегодня принимают врачи и в каком «кабинете».

Педиатр (детский врач) и медсестра - 2 человека:

- медсестра измеряет рост и вес, врач записывает данные;

- врач осматривает кожу, горло, выслушивает сердце, легкие;

- врач дает советы по профилактике простудных заболеваний в осеннее-зимний период, дает направление в процедурный кабинет на прививку от гриппа, кислородный коктейль, витамины или сироп-бальзам.

Кардиолог - 1 человек:

- слушает сердце, проверяет пульс, измеряет давление, если нужно делает электрокардиограмму (ЭКГ) /рисует на миллиметровой бумаге и вклеивает в карту.

Окулист - 1 человек:

- проверяет остроту зрения по таблице;

- дает советы как сохранить хорошее зрение.

Логопед - 1 человек:

- проверяет звукопроизношение путем показа картинок на такие звуки (л, р, с, ш, з, ж);

- проверяет состояние словаря, просит подобрать 2-5 слов на темы «Фрукты», «Овощи», «Птицы»;

- записывает в карту результаты, обозначив их знаками «+» и «-».

Массажист - 1 человек:

- выполняет элементарный массаж спины руками, а также с использованием массажных валиков, массажных мячей;

- предлагает посетителям, сидящим в очереди пройти по массажным коврикам, сделать массаж рук и ног массажерами, массажными мячами или валиками;

- делает отметки в направлениях о проведении сеанса массажа.

Процедурный кабинет - медсестра 2 человека:

- (взрослый-медсестра детского сада) выдает кислородные коктейли или воду с сиропом-бальзамом.

- (медсестра-ребенок) согласно направлениям врачей, делает прививки или помогает взрослому выдавать воду с бальзамом, кислородные коктейли;

- (взрослый-медсестра детского сада) выдает витамины и отмечает в карте процедур, все проведенные мероприятия (чтоб не получалось повторов у одного ребенка).

Лор-1 человек

- осматривает горло, нос, уши с помощью имитации зеркала;

- дает советы, как уберечься от отита, ангины и ринита (насморка).

Фармацевт в аптеке - 1 человек:

- выдает по рецептам, выписанным врачами нужные лекарства;

- готовит мази (из пластилина) и порошки (резаная бумага) на заказ;

- готовит мази (из пластилина) и порошки (резаная бумага) на заказ;

Дежурный врач - администратор - роль играет взрослый (воспитатель группы):

- координирует по необходимости игровые действия детей, сопровождает игру детей.

В ветклинике.

Регистратор - 1 человек:

- заполняет ветпаспорта для животных, выдает талоны к ветеринарам.

Ветеринары - 2 человека:

- оказывают помощь домашним животным (посетители могут принести своего питомца (любую игрушку-зверушку) на прививку или осмотр, перевязку;

- дают направление на различные прививки;

- дают консультации по уходу за животными.

Медсестра - 1 человек:

- делает прививки согласно направлению ветеринара;

- ставит отметку о прививке в ветпаспорт животного.

Предлагается выбирать место проведения - спортивный зал - поликлиника, в помещении рядом - ветклиника.

Ход ИГРЫ.

1. Подготовительный этап, (в группах).

Дети договариваются о развертывании сюжета. В старшей группе воспитатель предлагает детям организовать игру «Поликлиника» и провести диспансеризацию для детей подготовительной группы и остальных детей своей группы, а позже и для детей младшей группы.

В подготовительной группе воспитатель предлагает детям на выбор: организовать игру «Ветеринарная лечебница» или пойти в поликлинику на диспансеризацию. Распределяют роли. Ветеринары приглашают детей младшей группы полечить в ветклинике любимых зверюшек - игрушек. Остальные дети отправляются на диспансеризацию в поликлинику сами.

По мере развертывания сюжета все дети детского сада посетят и поликлинику и ветклинику.

Дети распределяют роли, готовят игровое пространство, набирают нужные атрибуты или предметы-заместители. (Также приветствуется использование воображаемых атрибутов.)

Работу Поликлиники и Ветклиники координируют администраторы - воспитатели групп.

2. Дети старшей группы (врачи) приглашают остальных детей своей группы и детей подготовительной группы посетить поликлинику и пройти диспансеризацию для того, чтобы получить справку о здоровье и возможности посещать детский сад. Врачи занимают свои «рабочие» места в заранее подготовленных «кабинетах».

3. Дети-посетители приходят в поликлинику и, получив карточку в регистратуре, проходят обследование у всех врачей-специалистов по отмеченному в медкарте списку (каждый врач имеет свой цвет, рисунок - символ, которым обозначен и кабинет, и страничка в медкарте), врачи по окончании приема делают отметки на соответствующих страничках медицинских карт.

Малышам младшей группы помогают воспитатели или старшие дети (по желанию) вести диалоги и ориентироваться в сюжете.

Взрослые-гости также приглашаются на диспансеризацию и проходят обследование у врачей-детей. Здесь особо важно игровое творчество со стороны взрослого, умение вести ролевые диалоги, введение проблемных ситуаций.

4. Параллельно начинает работу в соседнем помещении ветеринарная клиника. Регистратор ветклиники предлагает детям младшей группы принести из группы любимые игрушки (зверюшек) и посетить врача-ветеринара, чтобы полечить зверюшек, заполнить для них ветпаспорта и сделать профилактические прививки.

5. Когда пройдены все врачи в поликлинике - посетители поликлиники сдают карту обратно в регистратуру и получают взамен справку «Здоров. Детский сад посещать может». Далее администратор поликлиники напоминает, что рядом есть ветеринарная лечебница и можно прийти на осмотр или прививку вместе со своими питомцами.

6. Можно также объявить в поликлинике пересменок. Дети-посетители уходят в группу. Администратор предлагает всем врачам сделать производственную зарядку, потом предлагает им вместо обеда кислородный коктейль или воду с сиропом - вкусно, легко и полезно! Далее на роль врачей выбирают других детей старшей группы. Администратор предлагает выбрать карточки с нарисованными цветными ключами - какой цвет ключа - роль такого врача досталась, т.к. у каждого врача свой цвет кабинета и странички в медкартах.

Игра продолжается далее с детьми другой группы.

Заключительный этап.

Подводится итог игры. Все желают друг другу здоровья. Дети убирают игровое пространство, складывают атрибуты, костюмы.

Таким образом, ребенок погружается в мир сюжетно ролевой игры. В понятной и приемлемой для себя форме знакомиться с социальной действительностью. Взрослый тактично и опосредованно направляет ребенка в нужное русло.

Список литературы:

1. Чурилова Э.Г. Методика театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова // Программа и репертуар. – М.: изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

2. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова // Пособие – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.

3. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова // Разработка занятий для возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная пресса – 2000. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ее величество Игра"

Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности...

Презентация "Деловая игра "Её величество - игра"

Презентация "Её величество - игра"...

Ее величество игра

В данной статье представлено описание одного из средств социализации детей, а именно сюжетно-ролевая игра.В повседневной жизни слово игра ассоциируется с весельем и развлечением, но в сфере педагогики...

Деловая игра для педагогов "Ее величество- игра"

Цель: Трансляция опыта педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами».Задачи:1. Совершенствовать педагогич...

Деловая игра Ее величество игра

Цель: Трансляция опыта педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами».Задачи:1. Совершенствовать педагогич...

Её Величество игра!

Теоретическая физика - это детские игрушки по сравнению с игрой.Л. Эйнштейн.Ее Величество игра!Как она прекрасна, удивительна, непостижима … ....