ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ИГРА
статья (подготовительная группа) на тему
В данной статье описан пример создания условий для развития сюжетно-ролевой игры, как средство социализации детей. Только при соблюдении таких условий, при тактичном руководстве со стороны взрослого игра ребенка станет средством развития полноценной, гармоничной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ee_velichestvo_igra.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ИГРА
Смолякова Юлия Валерьевна
воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 14 Комбинированного вида, Московская область, городской округ Люберцы
Аннотация.
В данной статье описан пример создания условий для развития сюжетно-ролевой игры, как средство социализации детей. Только при соблюдении таких условий, при тактичном руководстве со стороны взрослого игра ребенка станет средством развития полноценной, гармоничной личности.
В повседневной жизни, услышав слово «игра», мы подразумеваем что-то несерьезное, веселое, развлекательное. Но для на, специалистов, педагогов, слово «игра» имеет огромное значение, несет в себе глубокий смысл.
Ученые давным-давно заняты изучением детских игр, их классификацией, перечнем, влиянием на детское развитие. Бесспорно, доказанным является тот факт, что только в игре появляются важнейшие психические новообразования (развивается речь, мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, преодолевает страхи и многое другое).
Ребенок и игра - это единое целое, нераздельный многоликий мир, со своими особенностями. Ребенок произносить слово «как будто бы» и погружается в мир фантазий, живет в нем [1]. В детских игах все «не по, настоящему», поэтому ребенок может преодолевать психологические барьеры, страхи, может реализовать свои потребности, раскрепоститься. Он начинает творить, воображать, фантазировать, создавая свой мир, в котором нет стереотипов, условностей и назиданий.
Детских игр много, их классификации известны. Нам бы хотелось остановиться на сюжетной игре – как носителе наибольшего развивающего эффекта.
Но хотелось бы подчеркнуть важнейший факт: игра не возникает сама по себе. Кто-то должен деликатно «руководить» ею, ввести ребенка в мир игры, увлечь игрой [2].
В детских садах, для возможности развития сюжетной игры, педагог создает определенные условия, оснащает предметную среду [3]. К сожалению, современным детям самостоятельно трудно организовать игру. В данной статье хочется поделиться собственным опытом проведения сюжетно-ролевой игры «Поликлиника».
Ставятся цели и задачи:
Учить детей организовывать массовые сюжетно-ролевые игры, совместно развертывать игру, согласовывать замысел.
Ознакомить с работой врачей-специалистов способом передачи опыта старших дошкольников младшим, обогащение словаря детей, ознакомление с социальными явлениями.
Закреплять умения выполнять различные роли, используя атрибуты по сюжету. Побуждать самостоятельно изготавливать атрибуты для игры, оборудовать игровое пространство с учетом замысла, использовать в игре знания об окружающей действительности, поощрять творчество и использование предметов - заместителей, воображаемых предметов. Развивать коммуникативные навыки детей, умения вести ролевые диалоги и полилоги.
Воспитывать положительные чувства, нравственные качества - забота о младших, доброжелательность; формировать взаимоотношения взаимопомощи и сотрудничества, уважение к труду взрослых.
Для проведении игры необходимы материалы и оборудование.
В поликлинике:
- стойка-регистратура. Карточки медицинские, для всех играющих с выделенными и обозначенными цветом и символом страничками для каждого специалиста;
- кабинеты (по количеству врачей) стол, 2 - 3 стула; таблички с названием врача, символическим изображением, определенного цвета для каждого специалиста. Медицинские халаты или шапочки, наборы специальных атрибутов (в том числе предметы-заместители), специально для каждого врача, печать, ручка, бланки направлений и рецептов;
- кушетка, массажеры и массажные коврики - для массажного кабинета;
- коробочки-лекарства, предметы-заместители лекарств, порошков, мазей для аптеки.
В ветеринарной лечебнице:
- стойка-регистратура, бланки ветпаспортов;
- рабочие места ветеринаров с набором атрибутов;
- процедурный кабинет с набором атрибутов.
Предварительная работа с детьми:
1. Беседы воспитателя с детьми о профессиях врача педиатра (терапевта), врачей-специалистов, чтение книг, рассматривание картин и фотографий врачей за работой, беседы по ОБЖ и валеологии. Обсуждение темы: зачем в поликлинике нужна регистратура, зачем здоровым людям идти в поликлинику (диспансеризация, проверить свое здоровье, взять справку, что здоров и т.п,).
2. Беседа: Что такое ветеринарная клиника.
3. Беседа врача детского сада с детьми о простейших инструментах врачей и о содержании работы таких специалистов, как: лор, окулист, педиатр, кардиолог и др. Игра детей с врачом детского сада - на приеме у врача.
4. Беседы медсестры с детьми о работе процедурного кабинета массаж (с показом и объяснением), прививки, витамины, коктейли.
5. Приглашение в группу родителей - медицинских работников с целью рассказать детям о своей профессии, показать инструменты, поиграть с детьми.
6. Наблюдение за работой логопеда. Игра в группе во врача-логопеда, чтобы полнее ознакомиться с содержанием работы этого специалиста.
7. Обыгрывание с детьми работы различных врачей-специалистов, подбор возможных тем диалогов «врач-пациент», поощрение и стимулирование творчества детей. Обсуждение с детьми, что понравилось в такой игре, что нет.
8. Обсуждение с детьми старшей и подготовительной группы сюжета и вариантов ролей для совместной игры с младшими детьми. Учитываются мнения и желания детей.
9. Воспитатели вместе с детьми:
Подготовка медицинских карт:
- карты каждой группы отличаются по цвету полоски на сгибе;
- для каждого врача-специалиста есть своя страничка, обозначенная надписью - названием врача, символом - рисунком (окулист - глаз, педиатр - градусник, невропатолог - молоточек и коленка, лор - ухо и нос, кардиолог - сердце, логопед - губы и т.д.).
Подготовка бланков направлений, рецептов.
Склеивание коробочек для лекарств для аптеки, изготовление из картона имитаций лекарств, таблеток, наполнение баночек пластилином - мазь, водой - капли, горчичники - бархатная бумага, подбор предметов-заместителей и т.п.
10. Медсестра готовит кислородный аппарат для коктейля или воду с детским бальзамом для процедурного кабинета (кислород, воду с бальзамом будет выдавать взрослый-медсестра сада согласно направлениям врачей-детей, учитывая кому из играющих что выдано).
Участники игры:
- организаторы игры - воспитатели и дети старшей и подготовительной групп;
- дети младшей, средней группы и остальные дети старшей и подготовительной группы приходят в поликлинику на диспансеризацию.
Роли врачей.
В поликлинике:
Регистратор в регистратуре - 1 человек:
- выдает медицинские карты;
- принимает карты по окончанию медосмотра, проверяет прохождение всех специалистов;
- выдает в обмен на сданную медицинскую карту справку «Здоров. Может посещать детский сад» с печатью;
- принимает звонки и записывает вызовы врача на дом;
- объясняет посетителям, какие сегодня принимают врачи и в каком «кабинете».
Педиатр (детский врач) и медсестра - 2 человека:
- медсестра измеряет рост и вес, врач записывает данные;
- врач осматривает кожу, горло, выслушивает сердце, легкие;
- врач дает советы по профилактике простудных заболеваний в осеннее-зимний период, дает направление в процедурный кабинет на прививку от гриппа, кислородный коктейль, витамины или сироп-бальзам.
Кардиолог - 1 человек:
- слушает сердце, проверяет пульс, измеряет давление, если нужно делает электрокардиограмму (ЭКГ) /рисует на миллиметровой бумаге и вклеивает в карту.
Окулист - 1 человек:
- проверяет остроту зрения по таблице;
- дает советы как сохранить хорошее зрение.
Логопед - 1 человек:
- проверяет звукопроизношение путем показа картинок на такие звуки (л, р, с, ш, з, ж);
- проверяет состояние словаря, просит подобрать 2-5 слов на темы «Фрукты», «Овощи», «Птицы»;
- записывает в карту результаты, обозначив их знаками «+» и «-».
Массажист - 1 человек:
- выполняет элементарный массаж спины руками, а также с использованием массажных валиков, массажных мячей;
- предлагает посетителям, сидящим в очереди пройти по массажным коврикам, сделать массаж рук и ног массажерами, массажными мячами или валиками;
- делает отметки в направлениях о проведении сеанса массажа.
Процедурный кабинет - медсестра 2 человека:
- (взрослый-медсестра детского сада) выдает кислородные коктейли или воду с сиропом-бальзамом.
- (медсестра-ребенок) согласно направлениям врачей, делает прививки или помогает взрослому выдавать воду с бальзамом, кислородные коктейли;
- (взрослый-медсестра детского сада) выдает витамины и отмечает в карте процедур, все проведенные мероприятия (чтоб не получалось повторов у одного ребенка).
Лор-1 человек
- осматривает горло, нос, уши с помощью имитации зеркала;
- дает советы, как уберечься от отита, ангины и ринита (насморка).
Фармацевт в аптеке - 1 человек:
- выдает по рецептам, выписанным врачами нужные лекарства;
- готовит мази (из пластилина) и порошки (резаная бумага) на заказ;
- готовит мази (из пластилина) и порошки (резаная бумага) на заказ;
Дежурный врач - администратор - роль играет взрослый (воспитатель группы):
- координирует по необходимости игровые действия детей, сопровождает игру детей.
В ветклинике.
Регистратор - 1 человек:
- заполняет ветпаспорта для животных, выдает талоны к ветеринарам.
Ветеринары - 2 человека:
- оказывают помощь домашним животным (посетители могут принести своего питомца (любую игрушку-зверушку) на прививку или осмотр, перевязку;
- дают направление на различные прививки;
- дают консультации по уходу за животными.
Медсестра - 1 человек:
- делает прививки согласно направлению ветеринара;
- ставит отметку о прививке в ветпаспорт животного.
Предлагается выбирать место проведения - спортивный зал - поликлиника, в помещении рядом - ветклиника.
Ход ИГРЫ.
1. Подготовительный этап, (в группах).
Дети договариваются о развертывании сюжета. В старшей группе воспитатель предлагает детям организовать игру «Поликлиника» и провести диспансеризацию для детей подготовительной группы и остальных детей своей группы, а позже и для детей младшей группы.
В подготовительной группе воспитатель предлагает детям на выбор: организовать игру «Ветеринарная лечебница» или пойти в поликлинику на диспансеризацию. Распределяют роли. Ветеринары приглашают детей младшей группы полечить в ветклинике любимых зверюшек - игрушек. Остальные дети отправляются на диспансеризацию в поликлинику сами.
По мере развертывания сюжета все дети детского сада посетят и поликлинику и ветклинику.
Дети распределяют роли, готовят игровое пространство, набирают нужные атрибуты или предметы-заместители. (Также приветствуется использование воображаемых атрибутов.)
Работу Поликлиники и Ветклиники координируют администраторы - воспитатели групп.
2. Дети старшей группы (врачи) приглашают остальных детей своей группы и детей подготовительной группы посетить поликлинику и пройти диспансеризацию для того, чтобы получить справку о здоровье и возможности посещать детский сад. Врачи занимают свои «рабочие» места в заранее подготовленных «кабинетах».
3. Дети-посетители приходят в поликлинику и, получив карточку в регистратуре, проходят обследование у всех врачей-специалистов по отмеченному в медкарте списку (каждый врач имеет свой цвет, рисунок - символ, которым обозначен и кабинет, и страничка в медкарте), врачи по окончании приема делают отметки на соответствующих страничках медицинских карт.
Малышам младшей группы помогают воспитатели или старшие дети (по желанию) вести диалоги и ориентироваться в сюжете.
Взрослые-гости также приглашаются на диспансеризацию и проходят обследование у врачей-детей. Здесь особо важно игровое творчество со стороны взрослого, умение вести ролевые диалоги, введение проблемных ситуаций.
4. Параллельно начинает работу в соседнем помещении ветеринарная клиника. Регистратор ветклиники предлагает детям младшей группы принести из группы любимые игрушки (зверюшек) и посетить врача-ветеринара, чтобы полечить зверюшек, заполнить для них ветпаспорта и сделать профилактические прививки.
5. Когда пройдены все врачи в поликлинике - посетители поликлиники сдают карту обратно в регистратуру и получают взамен справку «Здоров. Детский сад посещать может». Далее администратор поликлиники напоминает, что рядом есть ветеринарная лечебница и можно прийти на осмотр или прививку вместе со своими питомцами.
6. Можно также объявить в поликлинике пересменок. Дети-посетители уходят в группу. Администратор предлагает всем врачам сделать производственную зарядку, потом предлагает им вместо обеда кислородный коктейль или воду с сиропом - вкусно, легко и полезно! Далее на роль врачей выбирают других детей старшей группы. Администратор предлагает выбрать карточки с нарисованными цветными ключами - какой цвет ключа - роль такого врача досталась, т.к. у каждого врача свой цвет кабинета и странички в медкартах.
Игра продолжается далее с детьми другой группы.
Заключительный этап.
Подводится итог игры. Все желают друг другу здоровья. Дети убирают игровое пространство, складывают атрибуты, костюмы.
Таким образом, ребенок погружается в мир сюжетно ролевой игры. В понятной и приемлемой для себя форме знакомиться с социальной действительностью. Взрослый тактично и опосредованно направляет ребенка в нужное русло.
Список литературы:
1. Чурилова Э.Г. Методика театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова // Программа и репертуар. – М.: изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
2. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова // Пособие – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
3. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова // Разработка занятий для возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная пресса – 2000. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ее величество Игра"
Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности...
Деловая игра для педагогов "Её величество - игра"
Деловая игра для педагогов...
Презентация "Деловая игра "Её величество - игра"
Презентация "Её величество - игра"...
Ее величество игра
В данной статье представлено описание одного из средств социализации детей, а именно сюжетно-ролевая игра.В повседневной жизни слово игра ассоциируется с весельем и развлечением, но в сфере педагогики...
Деловая игра для педагогов "Ее величество- игра"
Цель: Трансляция опыта педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами».Задачи:1. Совершенствовать педагогич...
Деловая игра Ее величество игра
Цель: Трансляция опыта педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами».Задачи:1. Совершенствовать педагогич...
Её Величество игра!
Теоретическая физика - это детские игрушки по сравнению с игрой.Л. Эйнштейн.Ее Величество игра!Как она прекрасна, удивительна, непостижима … ....