Семинар-практикум "Совершенствование профессионального уровня педагога"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное место занимают не соджержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование профессионального уровня педагога
Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении деятельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка - значимая фигура, на него возлагается ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги.
Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетенции может быть достигнут при условии непрерывного образования.
В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартом и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма, необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трёх критериев:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности;
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи;
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а так же использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, одного образования хватало на всю жизнь, подходит новый жизненный стандарт: образование для всех, образование через всю жизнь. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Воспитатель XXI века это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- специалист способный отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач:
- умеет организовать рефлексивную деятельность;
- обладает высокой степенью профессиональной компетентности.
Педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой - вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства. Особое значение это имеет на переходных этапах, в частности при переходе воспитанников с дошкольной ступени образования на начальную.
В совершенных условиях педагог- это прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого - педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, развитая педагогическая интуиция, потребность в профессиональном самосовершенствовании и разумном использовании передового педагогического опыта, т. е. обладающий сформированным инновационным потенциалом. Инновационный потенциал педагога - это совокупность характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.
Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях и творческих группах
- исследовательская, экспериментальная деятельность
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
- различные формы педагогической поддержки
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах
- обобщение собственного педагогического опыта
Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности необходимо создать определенные условия. Педагог должен иметь возможность:
- систематически проходить курсы повышения квалификации
- изучать современную методическую, педагогическую литературу
- посещение обучающие семинары, практикумы и т.д.
- участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами
- участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности
- изучать информационно-компьютерные технологии
- участвовать в конкурсах профессионального мастерства
- иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок
- осуществлять работу по самообразованию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Повышение профессионального уровня педагога как залог успешной деятельности ДОУ»
Презентация подготовлена для круглого стола руководителей ДОУ кольчугинского района Владимирской области, апрель, 2011 год....
Использование мультимедийных презентация в процессе повышения профессионального уровня педагогов ДОУ
В данной статье представлен интересный и познавательный материал, который можно использовать в работе с различными категориями кадров, в том числе в плане повышения их профессионального уровня....
Активные формы методической работы как средство повышения качества профессионального уровня педагогов ДОУ
В слайд-презентации представлен опыт работы по использованию активных форм методической работы с педагогами дошкольного учреждения при изучении ФГТ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ...
Совершенствование профессионального уровня педагогов в условиях введения ФГОС.
Основой для модернизации дошкольной образовательной системы стали вступивший в силу с 1 января 2013 года Федеральный закон «Об образовании» и вышедшие ранее Федеральные государственные требования к ст...
«Использование проектного метода как условие повышения профессионального уровня педагогов» (из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад №86» Грабаренко А.В.)
Актуальность.В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации де...
Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.
Формы и методы обогащения педагогического опыта родителей в условиях дошкольного учреждения....