Консультация для родителей «Толерантное отношение к детям с ОВЗ»
консультация (старшая группа) на тему
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
Подготовила: Сертакова Н.М. воспитатель МБДОУ «Детский сад «Умка»
Образование для всех означает образование для каждого. Эта простая формулировка несет под собой глубокий смысл: если для государства все граждане одинаково важны, оно должно обеспечить им эффективный доступ к образованию как к социальному благу.
Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились и стали активно развиваться в конце 60-х годов XX века.
Одним из стратегических приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации с полным правом может считаться инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в детском саду, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум.
Основное различие концепций интегрированного и инклюзивного образования заключается в том, что интеграция предполагает создание специальных условий для детей с ОВЗ в рамках уже существующей образовательной системы, без изменения самой системы, то есть адаптацию детей с ОВЗ к требованиям детского сада и к требованиям уже существующего педагогического коллектива. А инклюзивное образование предполагает реструктуризацию образовательного пространства и образовательной среды сада в соответствии с потребностями детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников. Кроме того, инклюзия предполагает профессиональную деятельность специально подготовленных для системы инклюзивного образования специалистов (психологов, педагогов, социальных работников и т.д.). Если в данном учреждении не имеет таких специалистов ответственность ложится на педагога.
Конечно, не вызывает сомнения тот факт, что в системе инклюзивного образования могут обучаться только дети с сохранным интеллектом, имеющие нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Вопрос об инклюзии детей с синдромом Дауна, аутизмом и задержкой психического развития должен решаться строго индивидуально.
Однако необходимо учитывать, что первичные ограничения возможностей здоровья детей провоцируют возникновение вторичных отклонений, связанных с психическим развитием, адаптацией, социализацией и взаимодействием с окружающим миром. Именно поэтому особая роль в инклюзивном образовании должна отводиться специально подготовленным к работе с такими детьми специалистам.
Учитывая различный уровень психического развития детей, возникает необходимость в разработке вариативных наборов моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ: от полного и постоянного включения в учебный процесс до минимального и эпизодического.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для того чтобы ребенок с ОВЗ мог комфортно чувствовать и реализовывать себя в социуме, требуется приложение больших усилий со стороны окружающих его взрослых. Детские годы — самые важные годы в жизни человека. И то как они пройдут, зависит от взрослых — в первую очередь родителей. Главным институтом воспитания является семья. В Законе “ Об образовании РФ” подчеркивается, главенствующая роль семьи, и говорится о том, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определенными трудностями. В первую очередь необходимо изменить настороженное, местами даже негативное отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению. Родители здоровых детей к данной идее относятся негативно, что было выявлено при проведении консультаций и бесед с ними. Многие опасаются что это скажется на развитии их детей, поэтому они стремятся ограничить общение, часто выражают протест против пребывания в их группе “особых” детей и прививают подобные установки своим детям. Родители считают, что это общение снизит уровень знаний и ухудшится дисциплина, так как ребенок с особенностями развития будет мешать и отвлекать детей от процесса обучения. С другой стороны, родители детей с ОВЗ боятся, что их дети будут не приняты обществом, в результате чего последует негативное отношение к ним. Или считают, что к детям с ограниченными возможностями, должен быть особый подход, и общество должно принимать их такими какие они есть в ущерб остальным участникам образовательного процесса.
Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Детям с ОВЗ вовсе не обязательно находиться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться в группах комбинированного вида. Это способствует социализации каждого ребенка для успешного взаимодействия с окружающем его миром. У здоровых детей появляется возможность развить толерантность и ответственность, качества необходимые на сегодняшний день. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно по нескольким причинам. В социальном аспекте роль дошкольной организации очень высока. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений. Поэтому изоляция детей с особенностями развития может привести к еще большей отчужденности их от общества. А совместное обучение дает возможность адаптироваться и успешно социализироваться. С другой стороны, формирование способности здоровых детей сопереживать и оказывать поддержку положительно скажется на будущих отношениях. Исходя из этого, мы можем считать мнение родителей ошибочным, как с одной так и с другой стороны. Большинство здоровых детей принимают в свой коллектив и помогают детям с ОВЗ. Зачастую они не считают их особенными, и относятся также как к другим. Значит проблема не в детях, а в родителях, которые не готовы к принятию дошкольников с ОВЗ, и не готовы принимать другое мнение отличное от своего.
Одним из принципов ФГОС является сотрудничество ДОУ с семьей, которое обеспечит консультативную поддержку родителей, а также позволит создать условия для участия родителей в образовательной деятельности. Взаимодействие ДОУ с семьей на современном этапе развития общества требует таких форм работы с родителями, которые позволят им придти к пониманию того что для успешной социализации ребенка, взрослым необходимо начать прежде всего с себя, с собственного самоизменения и самовоспитания. Только создание единого образовательного пространства, поможет понять взрослым свою взаимообусловленность и признать в лице другого не конкурента, а партнера. В этом содружестве родителей будет объединять одна цель — помочь детям приобрести полноценный жизненный опыт, научиться быть чуткими, любящими, ответственными друзьями.
Конспект ОД «Цветик - семицветик. Сказка о добре и настоящей дружбе» для детей 5-6 летнего возраста.
Подготовила: Сертакова Н.М. , воспитатель МДОУ «Детский сад «Умка»
Цель: формирование у учащихся нравственных качеств личности, таких как: доброжелательность, отзывчивость, дружелюбность, милосердие и др.
Задачи:
1.Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками. Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации.
2. Расширить знания дошкольников о правилах хорошего тона, добрых словах и их применении в повседневной жизни, побуждать к оказанию помощи, развивать эстетический вкус, мимику, жесты.
3. Воспитывать желание поддерживать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Предварительная работа:
знакомство с произведением В. Катаева "Цветик – семицветик", просмотр мультфильма «Цветик – семицветик», написание рассказа на тему: «Мои добрые поступки»
Оборудование: Цветик – семицветик, вазочка, в которой лежат листики для дерева, плакат с деревом, сундучок с загадками, раздаточный разрезной материал (смайлик).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и вспомним, кого мы сегодня обидели, сказали грубое слово и мысленно попросим прощения. Откроем глазки, улыбнемся. Мы сегодня в зале не одни, у нас хорошие настроение, радостное, давайте и нашим гостям подарим лучик радости и добра и улыбнемся им.
Я подготовила вам маленький подарок. Интересно какой?
Дети: Да!
У.: (Достаю из-под стола цветик - семицветик без лепестков) Вот! Это цветик - семицветик! Но где же его яркие лепестки?
(Звук смс, читаю сообщение про себя)
У.: У нас просит помощи Царь Сказок, послушайте его письмо.
Дорогие дети 22 группы!
Мне известно, что вы очень любите сказки. В моей Империи сказок случилась страшная беда. Утром у нас в Царстве был сильный ураган, который разбросал все лепестки цветика – семицветика. Помогите, пожалуйста, мне их найти. Если вы согласны помочь, то вам нужно вспомнить содержание сказки и пройти 7 станций. Ваша карта - это последовательные эпизоды из сказки. Если вы пройдете все испытания и
все сделаете правильно, то соберете все 7 лепестков и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик – семицветик.
С уважение и надеждой на помощь, Царь Сказок
В.: Ну что, ребята, поможем Царству Сказок?
Д.: Конечно!
В.: Кто напомнит мне, с чего начинается сказка? Куда мы с вами пойдем в первую очередь?
Д.: Женя покупала в магазине баранки. Значит и нам нужно направиться в магазин.
В.: Правильно, ребята! Здесь мы с вами выполним задание "Раз словечко, два словечко". Я буду читать вам предложения, а вы должны будете их закончить.
• Друг другу на прощание мы скажем… … (до свидания)
• Говорить друзьям не лень, улыбаясь … (добрый день)
•Когда виноваты, сказать спешите: "Прошу вас, пожалуйста,… (извините)
• До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо)
Я прошу вас давайте чаще говорить друг другу теплые и добрые слова, ведь это вам совсем ничего не стоит. А люди вокруг станут счастливее и радостнее, и мир станет ярче, вот увидите. Как говорится: "Доброе слово даже кошке приятно".
(На доску прикрепляю лепесток с буквой «Д»)
У.: Где же мы должны очутиться теперь?
Д.: Теперь мы должны быть с баранками дома у Жени.
У.: Здорово! Здесь мы с вами создадим «Дерево Добра». Каждый из детей возьмет себе листок из вазы, и расскажет о своем добром поступке, а потом, мы прикрепим свои листочки на дерево.
(после прикрепляю лепесток с буквой «О»)
В.: А что же произошло дальше? Куда отправилась Женя?
Д.: Мальчишки во дворе не хотели играть с Женей, говоря о том, что девчонок с собой на Северный полюс они не берут. Поэтому Женя сама решила отправиться на Север, благодаря Цветику - Семицветику. Значит и нам на Северный Полюс?
В.: Да, ребята, и мы с вами отправимся на Северный полюс. Каждый из нас знает, что от похвалы и ласковых слов на душе становится тепло и радостно. Предлагаю вам сыграть в игру "Доброе слово". Я буду называть слова, например: "Солнце", а вы должны будете назвать это слово ласково "Солнышко". Слова: мама, цветок, вода, волосы, кошка, река, человек, мир
Нравится ли вам, когда вас называют ласковыми словами? А как ласково называют вас ваши близкие?
(Еще один лепесток с буквой «Б»)
В.: Ой, смотрите это белый мишка, мне кажется, что нам к нему.
В.: Точно, а вот и задание от мишки "Догадайся, что изображено на рисунке". Вам нужно создать графическое изображение, соединив все
точки на листке. А потом назвать кто же или что же изображено на этой картинке.
Здорово, у вас все замечательно получается.
(На доску лепесток с буквой «Р»)
В.: А что произошло в сказке дальше? Как вы думаете куда мы отправимся?
Д.: Девочки во дворе не хотели делиться с Женей игрушками. И она загадала себе много-много игрушек, что девчонкам на зависть. Может быть нам нужно в магазин игрушек?
В.: Да, вы совершенно правы. Мы с вами в магазине игрушек. Ой, какой красивый сундучок, давайте, скорее поглядим, что в нем. Смотрите, это загадки, давайте отгадаем их, чтобы получить еще одну букву. (Отгадывание загадок, потом на доску лепесток с буквой «О»).
С ним всегда легко болтать.
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг)
За одним столом
Целый год сидит со мной.
Карандаш мне, ручку даст,
Никогда скучать не даст.
И его надежней нет,
Он по группе мой... (сосед)
В.: Помните, что произошло дальше? Правда, Женя захотела вернуть все игрушки на место. Сейчас мы с вами напомним друг другу, что все наши поступки должны быть хорошо обдуманными, добрыми и не вредить ни нам, ни нашим близким. Расскажите, какие добрые поступки вы делаете дома.
(Дети рассказывают рассказы, на доске лепесток с буквой «Т»)
В.: А дальше наша героиня оказалась в парке. Кого она увидела там сидящим на скамейке?
Д: Женя увидела мальчика Витю, он не мог с ней бегать, потому, что был хромой. Женя решила ему помочь, даже ценой последнего лепестка. Ей не было его жалко. Ведь, теперь мальчик мог с ней бегать и играть.
В: Дети, смотрите, здесь какой -то конверт. Давайте, посмотрим, что в нем?
(У детей получается веселая рожица)
В: Как вы думаете, мы справились с заданиями? А почему нам это удалось?
Д: Мы прошли все испытания, потому что помогали друг другу, работали в команде, сообща.
В: У нас получилось слово ДОБРОТА.
Итог: По какой сказке мы с вами сегодня путешествовали? Какие поступки мы совершали? Какое слово у нас получилось? Чему научила вас сказка «Цветик-семицветик»? Что такое добро?
Царь сказок приготовил вам сюрприз(добрые солнышки, одно нужно оставить себе, а другое подарить другу)
Игровой тренинг для воспитателей ДОУ
«Толерантность к детям с ограниченными возможностями»
Подготовила: Сертакова Н.М. воспитатель МБДОУ «Детский сад «Умка»
Цель: воспитание гуманного отношения к детям с ограниченными возможностями.
Задачи:
- содействовать формированию нравственных установок по отношению к детям с ограниченными возможностями,
- повышать эмпатийность к «нетипичным» детям через «проживание» подобного опыта,
- познакомить с понятием «толерантность» и его «плодами», ввести его в словарный запас,
- стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.
Оборудование: ватман, маркер (яркого цвета), листы А3, цветные карандаши – 2 упаковки, веревочки 30 см – 20 шт, список клиентов на операцию для упражнения «Пересадка сердца», шаблон дерева и «плоды» для упражнения «Чудо-дерево», ручки – 20 шт, листы А7 – 20 шт.
1.Приветствие
Время: 5 минут
Добрый день, уважаемые коллеги!
В связи с декадой инвалидов, мы много слышим и говорим о таких понятиях как толерантность, терпимость, уважение, особые дети, дети с ОВЗ и т.д. И мне хотелось бы прежде рассказать вам одну притчу.
Притча «Я – инвалид. Как мне быть?»
Однажды, в дверь одинокой женщины кто-то настойчиво постучал. Женщина подошла к двери и открыла ее. На пороге стоял мужчина.
- Добрый день! Не дадите ли вы мне немного денег?
- Почему я должна давать вам деньги? – спросила женщина.
- Хотя бы потому, что у меня нет одной руки.
- Хорошо, я вам дам денег, только вы перенесите кирпичи со двора в дом.
- И как я это сделаю? У меня ведь нет одной руки!
Женщина демонстративно завела одну руку за спину, подошла к кирпичам, лежащим на улице, взяла один и занесла его домой.
Показав на собственном примере как это сделать. Мужик носил кирпичи в дом весь день, а когда выполнил работу и все кирпичи были перенесены, женщина расплатилась с ним.
Прошли годы и в дверь женщины вновь постучали. Когда она открыла дверь, увидела стоящего на пороге незнакомца, в дорогой одежде и сопровождении слуг, позади которых стояли дорогие автомобили. Незнакомец протянул женщине толстую пачку денег и сказал:
- Вот, возьмите, это ваши деньги!
- И за что такое вознаграждение? – спросила женщина.
- Несколько лет назад, именно вы подарили мне веру в себя и свои силы.
Женщина присмотрелась и увидела, что у богатого незнакомца нет одной руки. Она посмотрела ему в глаза, задумчиво улыбнулась и сказала:
- Возьмите эти деньги и отдайте тому, у кого вообще нет рук.
Обсуждение: О чем эта притча?
Итог: Притча, в первую очередь, о том, что к особым людям, детям нужно относиться так же, как и к нормально-развивающимся, чтобы они не чувствовали себя особыми, не такими как все. Именно такой подход позволит им проще адаптироваться к окружающему миру, научит самостоятельности, заложит веру в себя и в свои силы, что особенно важно для дальнейшего развития.
- Мозговой штурм «Что такое толерантность?»
Время: 5 минут
Материал: ватман, яркий маркер
Содержание: Еще в 18 в. понятие толерантности было достаточно новым. На сегодняшний день это вполне известное понятие, однако, имеет не однозначную трактовку.
Уважаемые коллеги, подумайте и озвучьте ваше понимание определения «толерантность». Какой смысл вы вкладываете в данное понятие?
*Выслушиваем и записываем на ватман определения участников.
Толерантность – способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения; готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь; уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов; позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении к другим, сострадание, терпение.
- Упражнение «Чудо-дерево»
Время: 7 минут
Оборудование: 2 шаблона дерева, чистые «листочки-плоды» толерантности
Содержание: Наверняка всем с детства знакомо стихотворение К.И.Чуковского «Чудо-дерево».
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
На этом дереве росло много всякой всячины. А мы с вами вырастим дерево, на котором будут расти «плоды» толерантности.
А выращивать плоды мы будем с вами по подгруппам.
*Считаемся на первый-второй, первая команда садится с левой стороны, вторая – с правой стороны.
На плодах, которые я вам сейчас раздам, необходимо будет написать критерии, качества толерантности.
*Направить участников на следующие критерии:
- равноправие (равный доступ к социальным благам, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе),
- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и т.д.),
- свобода вероисповедания, если оно не ущемляет права и возможности других членов общества,
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем,
- дух партнерства,
- готовность мириться с чужим мнением,
- уважение прав других,
- принятие другого таким, какой он есть,
- способность поставить себя на место других,
- отказ от причинения вреда другим группам.
Вот мы и вырастили с вами роскошное «Чудо-дерево» толерантности.
- Эмблема «Толерантность»
Время: 5-7 минут
Оборудование листы А3 – 2 шт, цветные карандаши – 2 упаковки
Содержание: Мы сейчас много проговорили о понятии «толерантность», о ее качествах и критериях. Вам нужно в подгруппах обсудить и изобразить понятие «толерантность» в виде эмблемы, далее презентовать всем вашу групповую эмблему. По завершении работы поднимите, пожалуйста, руки.
Обсуждение: Казалось бы, такое обширное понятие, но как вам креативно удалось изобразить «толерантность» в одной эмблеме, включив все его качества.
- Групповая дискуссия
Время: 7-10 минут
Реквизиты: -
Содержание:
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление: «Продаются котята». В магазин вошёл мальчик и робко спросил о цене котят.
— От 30 до 50 рублей, — ответил продавец.
Ребёнок, вздохнув, полез в карман, достал кошелёк и стал пересчитывать мелочь.
— Но у меня сейчас только 2 рубля, — грустно сказал он. — Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них?
Продавец вынул котят из большого короба. Те, оказавшись на свободе, побежали кто куда. Но один из них явно отставал от всех, странно подтягивая заднюю лапку.
— Скажите, а что с этим котёнком? — поинтересовался мальчик.
— Врождённый дефект лапки. Ветеринар сказал, что это на всю жизнь, — ответил мужчина.
Ребёнок разволновался:
— Вот его-то я и хотел бы приобрести!
— Это же неполноценное животное, — удивился продавец. — Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром.
— Нет, я не хочу брать его даром, — твёрдо сказал ребёнок. — Этот котёнок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить вам полную цену. Я принесу вам деньги.
Сердце продавца дрогнуло:
— Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.
Мальчик, молча, стал заворачивать штанину своей левой ноги. Поражённый продавец увидел, что нога ребёнка искривлена и поддерживается металлическими обручами.
Мальчик дрожащим голосом произнёс:
— Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котёнку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал.
В глазах продавца появились слёзы:
— Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные и сердечные хозяева, как ты.
Уважаемые участники, скажите, пожалуйста:
- Кто такие люди-инвалиды?
- Обращаете ли вы внимание на то, как другие люди ведут себя, когда видят инвалидов на улице?
- Отличается ли поведение взрослых-инвалидов от детей-инвалидов? Чем? Как?
- Часто ли вы встречаете детей с ОВЗ?
- Есть ли в ваших группах дети с ОВЗ? Чем они отличаются от нормально-развивающихся детей?
- Как важно вести себя с такими детьми в группе?
- Как вы думаете, что чувствуют дети-инвалиды, когда на них обращают внимание? Когда не обращают внимание?
- Упражнение «Поводырь-слепец»
Цель: предоставить возможность участникам пережить опыт зрительной депривации, формирование доверия в группе
Время: 5-6 минут
Реквизиты: завязки для глаз – 10 штук
Содержание: Сейчас мы с вами немного поиграем. Это всего лишь игра, но в ней вы поймете, что чувствует человек, лишенный способности видеть. Формируются пары участников, один из которых «Слепец», ему завязывают глаза, другой – «Поводырь». Он водит «слепца», стараясь избегать препятствий. (2 минуты – одна роль, далее меняются ролями и снова 2 минуты).
Обсуждение: Какие чувства вызывает эта игра?
Итог: Насколько все-таки важно поддерживать окружающих и доверять друг другу!
- Психотехническая игра «Связанные руки»
Цель: создать возможность пережить ограничение движение рук
Время: 7 минут
Реквизиты: веревочки 30 см – 20 штук, 2 модуля (с застежками, замками, пуговицами и т.д.), две маленькие бутылки с водой, 2 стакана, листы А4 – 20 штук, цветные карандаши на каждого участника
Содержание: Снова рассаживаемся по подгруппам. В данной игре вам будет предоставлена возможность пережить то, что чувствует человек, имеющий ограничения движения рук (среди детей с ОВЗ это частое явление). Сейчас я вам каждому свяжу руки, и именно в таком положении вам нужно будет выполнять задания. Участникам связываются руки, а затем их просят:
- застегнуть-расстегнуть пуговицы на модуле,
- открыть бутылку и налить воду в стакан,
- нарисовать цветок.
Обсуждение: Какие чувства вызывает эта игра?
Итог: Имея подобных детей в группе, теперь вы имеете представление, как им сложно и насколько они нуждаются в вашей помощи и, конечно же, терпении.
- Упражнение «Пересадка сердца»
Цель: умение работать в команде, высказывать свою точку зрения
Время: 13-15 минут
Содержание:
Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут, чтобы принять решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.
Список кандидатов на операцию:
1) Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
2) Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
3) Священник, 27 лет.
4) Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
5) Девочка с ОВЗ, 5 лет, задержка психического развития.
6) Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
7) Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
8) Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ - инфицирована.
9) Женщина, 30 лет, танцовщица.
10) Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болеет диабетом.
Обсуждение:
- Легко ли было принимать решение?
- Что повлияло на принятие решения?
- В чем вы видите смысл упражнения?
Итог:
При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно вы поставили «оценку» каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.
Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках.
Также бывает и в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям – агрессивным и спокойным, с ОВЗ и нормально-развивающимся, общительным и замкнутым.
- Рефлексия
Самое большое счастье для родителей – когда здоров ребенок. К сожалению, так бывает не всегда. И как приговор звучит заключение врачей: «Ваш ребенок - инвалид».
Рождения больного ребенка не ждет никто. Беда приходит неожиданно. Окружающие люди не всегда знают, как вести себя, если видишь на улице семью с ребенком-инвалидом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost.docx | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Толерантное отношение к детям с ОВЗ»
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
Подготовила: Сертакова Н.М. воспитатель МБДОУ «Детский сад «Умка»
Образование для всех означает образование для каждого. Эта простая формулировка несет под собой глубокий смысл: если для государства все граждане одинаково важны, оно должно обеспечить им эффективный доступ к образованию как к социальному благу.
Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились и стали активно развиваться в конце 60-х годов XX века.
Одним из стратегических приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации с полным правом может считаться инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в детском саду, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум.
Основное различие концепций интегрированного и инклюзивного образования заключается в том, что интеграция предполагает создание специальных условий для детей с ОВЗ в рамках уже существующей образовательной системы, без изменения самой системы, то есть адаптацию детей с ОВЗ к требованиям детского сада и к требованиям уже существующего педагогического коллектива. А инклюзивное образование предполагает реструктуризацию образовательного пространства и образовательной среды сада в соответствии с потребностями детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников. Кроме того, инклюзия предполагает профессиональную деятельность специально подготовленных для системы инклюзивного образования специалистов (психологов, педагогов, социальных работников и т.д.). Если в данном учреждении не имеет таких специалистов ответственность ложится на педагога.
Конечно, не вызывает сомнения тот факт, что в системе инклюзивного образования могут обучаться только дети с сохранным интеллектом, имеющие нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Вопрос об инклюзии детей с синдромом Дауна, аутизмом и задержкой психического развития должен решаться строго индивидуально.
Однако необходимо учитывать, что первичные ограничения возможностей здоровья детей провоцируют возникновение вторичных отклонений, связанных с психическим развитием, адаптацией, социализацией и взаимодействием с окружающим миром. Именно поэтому особая роль в инклюзивном образовании должна отводиться специально подготовленным к работе с такими детьми специалистам.
Учитывая различный уровень психического развития детей, возникает необходимость в разработке вариативных наборов моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ: от полного и постоянного включения в учебный процесс до минимального и эпизодического.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для того чтобы ребенок с ОВЗ мог комфортно чувствовать и реализовывать себя в социуме, требуется приложение больших усилий со стороны окружающих его взрослых. Детские годы — самые важные годы в жизни человека. И то как они пройдут, зависит от взрослых — в первую очередь родителей. Главным институтом воспитания является семья. В Законе “ Об образовании РФ” подчеркивается, главенствующая роль семьи, и говорится о том, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определенными трудностями. В первую очередь необходимо изменить настороженное, местами даже негативное отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению. Родители здоровых детей к данной идее относятся негативно, что было выявлено при проведении консультаций и бесед с ними. Многие опасаются что это скажется на развитии их детей, поэтому они стремятся ограничить общение, часто выражают протест против пребывания в их группе “особых” детей и прививают подобные установки своим детям. Родители считают, что это общение снизит уровень знаний и ухудшится дисциплина, так как ребенок с особенностями развития будет мешать и отвлекать детей от процесса обучения. С другой стороны, родители детей с ОВЗ боятся, что их дети будут не приняты обществом, в результате чего последует негативное отношение к ним. Или считают, что к детям с ограниченными возможностями, должен быть особый подход, и общество должно принимать их такими какие они есть в ущерб остальным участникам образовательного процесса.
Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Детям с ОВЗ вовсе не обязательно находиться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться в группах комбинированного вида. Это способствует социализации каждого ребенка для успешного взаимодействия с окружающем его миром. У здоровых детей появляется возможность развить толерантность и ответственность, качества необходимые на сегодняшний день. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно по нескольким причинам. В социальном аспекте роль дошкольной организации очень высока. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений. Поэтому изоляция детей с особенностями развития может привести к еще большей отчужденности их от общества. А совместное обучение дает возможность адаптироваться и успешно социализироваться. С другой стороны, формирование способности здоровых детей сопереживать и оказывать поддержку положительно скажется на будущих отношениях. Исходя из этого, мы можем считать мнение родителей ошибочным, как с одной так и с другой стороны. Большинство здоровых детей принимают в свой коллектив и помогают детям с ОВЗ. Зачастую они не считают их особенными, и относятся также как к другим. Значит проблема не в детях, а в родителях, которые не готовы к принятию дошкольников с ОВЗ, и не готовы принимать другое мнение отличное от своего.
Одним из принципов ФГОС является сотрудничество ДОУ с семьей, которое обеспечит консультативную поддержку родителей, а также позволит создать условия для участия родителей в образовательной деятельности. Взаимодействие ДОУ с семьей на современном этапе развития общества требует таких форм работы с родителями, которые позволят им придти к пониманию того что для успешной социализации ребенка, взрослым необходимо начать прежде всего с себя, с собственного самоизменения и самовоспитания. Только создание единого образовательного пространства, поможет понять взрослым свою взаимообусловленность и признать в лице другого не конкурента, а партнера. В этом содружестве родителей будет объединять одна цель — помочь детям приобрести полноценный жизненный опыт, научиться быть чуткими, любящими, ответственными друзьями.
Конспект ОД «Цветик - семицветик. Сказка о добре и настоящей дружбе» для детей 5-6 летнего возраста.
Подготовила: Сертакова Н.М. , воспитатель МДОУ «Детский сад «Умка»
Цель: формирование у учащихся нравственных качеств личности, таких как: доброжелательность, отзывчивость, дружелюбность, милосердие и др.
Задачи:
1.Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками. Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации.
2. Расширить знания дошкольников о правилах хорошего тона, добрых словах и их применении в повседневной жизни, побуждать к оказанию помощи, развивать эстетический вкус, мимику, жесты.
3. Воспитывать желание поддерживать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Предварительная работа:
знакомство с произведением В. Катаева "Цветик – семицветик", просмотр мультфильма «Цветик – семицветик», написание рассказа на тему: «Мои добрые поступки»
Оборудование: Цветик – семицветик, вазочка, в которой лежат листики для дерева, плакат с деревом, сундучок с загадками, раздаточный разрезной материал (смайлик).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и вспомним, кого мы сегодня обидели, сказали грубое слово и мысленно попросим прощения. Откроем глазки, улыбнемся. Мы сегодня в зале не одни, у нас хорошие настроение, радостное, давайте и нашим гостям подарим лучик радости и добра и улыбнемся им.
Я подготовила вам маленький подарок. Интересно какой?
Дети: Да!
У.: (Достаю из-под стола цветик - семицветик без лепестков) Вот! Это цветик - семицветик! Но где же его яркие лепестки?
(Звук смс, читаю сообщение про себя)
У.: У нас просит помощи Царь Сказок, послушайте его письмо.
Дорогие дети 22 группы!
Мне известно, что вы очень любите сказки. В моей Империи сказок случилась страшная беда. Утром у нас в Царстве был сильный ураган, который разбросал все лепестки цветика – семицветика. Помогите, пожалуйста, мне их найти. Если вы согласны помочь, то вам нужно вспомнить содержание сказки и пройти 7 станций. Ваша карта - это последовательные эпизоды из сказки. Если вы пройдете все испытания и
все сделаете правильно, то соберете все 7 лепестков и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик – семицветик.
С уважение и надеждой на помощь, Царь Сказок
В.: Ну что, ребята, поможем Царству Сказок?
Д.: Конечно!
В.: Кто напомнит мне, с чего начинается сказка? Куда мы с вами пойдем в первую очередь?
Д.: Женя покупала в магазине баранки. Значит и нам нужно направиться в магазин.
В.: Правильно, ребята! Здесь мы с вами выполним задание "Раз словечко, два словечко". Я буду читать вам предложения, а вы должны будете их закончить.
• Друг другу на прощание мы скажем… … (до свидания)
• Говорить друзьям не лень, улыбаясь … (добрый день)
•Когда виноваты, сказать спешите: "Прошу вас, пожалуйста,… (извините)
• До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо)
Я прошу вас давайте чаще говорить друг другу теплые и добрые слова, ведь это вам совсем ничего не стоит. А люди вокруг станут счастливее и радостнее, и мир станет ярче, вот увидите. Как говорится: "Доброе слово даже кошке приятно".
(На доску прикрепляю лепесток с буквой «Д»)
У.: Где же мы должны очутиться теперь?
Д.: Теперь мы должны быть с баранками дома у Жени.
У.: Здорово! Здесь мы с вами создадим «Дерево Добра». Каждый из детей возьмет себе листок из вазы, и расскажет о своем добром поступке, а потом, мы прикрепим свои листочки на дерево.
(после прикрепляю лепесток с буквой «О»)
В.: А что же произошло дальше? Куда отправилась Женя?
Д.: Мальчишки во дворе не хотели играть с Женей, говоря о том, что девчонок с собой на Северный полюс они не берут. Поэтому Женя сама решила отправиться на Север, благодаря Цветику - Семицветику. Значит и нам на Северный Полюс?
В.: Да, ребята, и мы с вами отправимся на Северный полюс. Каждый из нас знает, что от похвалы и ласковых слов на душе становится тепло и радостно. Предлагаю вам сыграть в игру "Доброе слово". Я буду называть слова, например: "Солнце", а вы должны будете назвать это слово ласково "Солнышко". Слова: мама, цветок, вода, волосы, кошка, река, человек, мир
Нравится ли вам, когда вас называют ласковыми словами? А как ласково называют вас ваши близкие?
(Еще один лепесток с буквой «Б»)
В.: Ой, смотрите это белый мишка, мне кажется, что нам к нему.
В.: Точно, а вот и задание от мишки "Догадайся, что изображено на рисунке". Вам нужно создать графическое изображение, соединив все
точки на листке. А потом назвать кто же или что же изображено на этой картинке.
Здорово, у вас все замечательно получается.
(На доску лепесток с буквой «Р»)
В.: А что произошло в сказке дальше? Как вы думаете куда мы отправимся?
Д.: Девочки во дворе не хотели делиться с Женей игрушками. И она загадала себе много-много игрушек, что девчонкам на зависть. Может быть нам нужно в магазин игрушек?
В.: Да, вы совершенно правы. Мы с вами в магазине игрушек. Ой, какой красивый сундучок, давайте, скорее поглядим, что в нем. Смотрите, это загадки, давайте отгадаем их, чтобы получить еще одну букву. (Отгадывание загадок, потом на доску лепесток с буквой «О»).
С ним всегда легко болтать.
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг)
За одним столом
Целый год сидит со мной.
Карандаш мне, ручку даст,
Никогда скучать не даст.
И его надежней нет,
Он по группе мой... (сосед)
В.: Помните, что произошло дальше? Правда, Женя захотела вернуть все игрушки на место. Сейчас мы с вами напомним друг другу, что все наши поступки должны быть хорошо обдуманными, добрыми и не вредить ни нам, ни нашим близким. Расскажите, какие добрые поступки вы делаете дома.
(Дети рассказывают рассказы, на доске лепесток с буквой «Т»)
В.: А дальше наша героиня оказалась в парке. Кого она увидела там сидящим на скамейке?
Д: Женя увидела мальчика Витю, он не мог с ней бегать, потому, что был хромой. Женя решила ему помочь, даже ценой последнего лепестка. Ей не было его жалко. Ведь, теперь мальчик мог с ней бегать и играть.
В: Дети, смотрите, здесь какой -то конверт. Давайте, посмотрим, что в нем?
(У детей получается веселая рожица)
В: Как вы думаете, мы справились с заданиями? А почему нам это удалось?
Д: Мы прошли все испытания, потому что помогали друг другу, работали в команде, сообща.
В: У нас получилось слово ДОБРОТА.
Итог: По какой сказке мы с вами сегодня путешествовали? Какие поступки мы совершали? Какое слово у нас получилось? Чему научила вас сказка «Цветик-семицветик»? Что такое добро?
Царь сказок приготовил вам сюрприз(добрые солнышки, одно нужно оставить себе, а другое подарить другу)
Игровой тренинг для воспитателей ДОУ
«Толерантность к детям с ограниченными возможностями»
Подготовила: Сертакова Н.М. воспитатель МБДОУ «Детский сад «Умка»
Цель: воспитание гуманного отношения к детям с ограниченными возможностями.
Задачи:
- содействовать формированию нравственных установок по отношению к детям с ограниченными возможностями,
- повышать эмпатийность к «нетипичным» детям через «проживание» подобного опыта,
- познакомить с понятием «толерантность» и его «плодами», ввести его в словарный запас,
- стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.
Оборудование: ватман, маркер (яркого цвета), листы А3, цветные карандаши – 2 упаковки, веревочки 30 см – 20 шт, список клиентов на операцию для упражнения «Пересадка сердца», шаблон дерева и «плоды» для упражнения «Чудо-дерево», ручки – 20 шт, листы А7 – 20 шт.
1.Приветствие
Время: 5 минут
Добрый день, уважаемые коллеги!
В связи с декадой инвалидов, мы много слышим и говорим о таких понятиях как толерантность, терпимость, уважение, особые дети, дети с ОВЗ и т.д. И мне хотелось бы прежде рассказать вам одну притчу.
Притча «Я – инвалид. Как мне быть?»
Однажды, в дверь одинокой женщины кто-то настойчиво постучал. Женщина подошла к двери и открыла ее. На пороге стоял мужчина.
- Добрый день! Не дадите ли вы мне немного денег?
- Почему я должна давать вам деньги? – спросила женщина.
- Хотя бы потому, что у меня нет одной руки.
- Хорошо, я вам дам денег, только вы перенесите кирпичи со двора в дом.
- И как я это сделаю? У меня ведь нет одной руки!
Женщина демонстративно завела одну руку за спину, подошла к кирпичам, лежащим на улице, взяла один и занесла его домой.
Показав на собственном примере как это сделать. Мужик носил кирпичи в дом весь день, а когда выполнил работу и все кирпичи были перенесены, женщина расплатилась с ним.
Прошли годы и в дверь женщины вновь постучали. Когда она открыла дверь, увидела стоящего на пороге незнакомца, в дорогой одежде и сопровождении слуг, позади которых стояли дорогие автомобили. Незнакомец протянул женщине толстую пачку денег и сказал:
- Вот, возьмите, это ваши деньги!
- И за что такое вознаграждение? – спросила женщина.
- Несколько лет назад, именно вы подарили мне веру в себя и свои силы.
Женщина присмотрелась и увидела, что у богатого незнакомца нет одной руки. Она посмотрела ему в глаза, задумчиво улыбнулась и сказала:
- Возьмите эти деньги и отдайте тому, у кого вообще нет рук.
Обсуждение: О чем эта притча?
Итог: Притча, в первую очередь, о том, что к особым людям, детям нужно относиться так же, как и к нормально-развивающимся, чтобы они не чувствовали себя особыми, не такими как все. Именно такой подход позволит им проще адаптироваться к окружающему миру, научит самостоятельности, заложит веру в себя и в свои силы, что особенно важно для дальнейшего развития.
- Мозговой штурм «Что такое толерантность?»
Время: 5 минут
Материал: ватман, яркий маркер
Содержание: Еще в 18 в. понятие толерантности было достаточно новым. На сегодняшний день это вполне известное понятие, однако, имеет не однозначную трактовку.
Уважаемые коллеги, подумайте и озвучьте ваше понимание определения «толерантность». Какой смысл вы вкладываете в данное понятие?
*Выслушиваем и записываем на ватман определения участников.
Толерантность – способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения; готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь; уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов; позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении к другим, сострадание, терпение.
- Упражнение «Чудо-дерево»
Время: 7 минут
Оборудование: 2 шаблона дерева, чистые «листочки-плоды» толерантности
Содержание: Наверняка всем с детства знакомо стихотворение К.И.Чуковского «Чудо-дерево».
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
На этом дереве росло много всякой всячины. А мы с вами вырастим дерево, на котором будут расти «плоды» толерантности.
А выращивать плоды мы будем с вами по подгруппам.
*Считаемся на первый-второй, первая команда садится с левой стороны, вторая – с правой стороны.
На плодах, которые я вам сейчас раздам, необходимо будет написать критерии, качества толерантности.
*Направить участников на следующие критерии:
- равноправие (равный доступ к социальным благам, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе),
- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и т.д.),
- свобода вероисповедания, если оно не ущемляет права и возможности других членов общества,
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем,
- дух партнерства,
- готовность мириться с чужим мнением,
- уважение прав других,
- принятие другого таким, какой он есть,
- способность поставить себя на место других,
- отказ от причинения вреда другим группам.
Вот мы и вырастили с вами роскошное «Чудо-дерево» толерантности.
- Эмблема «Толерантность»
Время: 5-7 минут
Оборудование листы А3 – 2 шт, цветные карандаши – 2 упаковки
Содержание: Мы сейчас много проговорили о понятии «толерантность», о ее качествах и критериях. Вам нужно в подгруппах обсудить и изобразить понятие «толерантность» в виде эмблемы, далее презентовать всем вашу групповую эмблему. По завершении работы поднимите, пожалуйста, руки.
Обсуждение: Казалось бы, такое обширное понятие, но как вам креативно удалось изобразить «толерантность» в одной эмблеме, включив все его качества.
- Групповая дискуссия
Время: 7-10 минут
Реквизиты: -
Содержание:
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление: «Продаются котята». В магазин вошёл мальчик и робко спросил о цене котят.
— От 30 до 50 рублей, — ответил продавец.
Ребёнок, вздохнув, полез в карман, достал кошелёк и стал пересчитывать мелочь.
— Но у меня сейчас только 2 рубля, — грустно сказал он. — Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них?
Продавец вынул котят из большого короба. Те, оказавшись на свободе, побежали кто куда. Но один из них явно отставал от всех, странно подтягивая заднюю лапку.
— Скажите, а что с этим котёнком? — поинтересовался мальчик.
— Врождённый дефект лапки. Ветеринар сказал, что это на всю жизнь, — ответил мужчина.
Ребёнок разволновался:
— Вот его-то я и хотел бы приобрести!
— Это же неполноценное животное, — удивился продавец. — Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром.
— Нет, я не хочу брать его даром, — твёрдо сказал ребёнок. — Этот котёнок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить вам полную цену. Я принесу вам деньги.
Сердце продавца дрогнуло:
— Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята.
Мальчик, молча, стал заворачивать штанину своей левой ноги. Поражённый продавец увидел, что нога ребёнка искривлена и поддерживается металлическими обручами.
Мальчик дрожащим голосом произнёс:
— Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котёнку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал.
В глазах продавца появились слёзы:
— Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные и сердечные хозяева, как ты.
Уважаемые участники, скажите, пожалуйста:
- Кто такие люди-инвалиды?
- Обращаете ли вы внимание на то, как другие люди ведут себя, когда видят инвалидов на улице?
- Отличается ли поведение взрослых-инвалидов от детей-инвалидов? Чем? Как?
- Часто ли вы встречаете детей с ОВЗ?
- Есть ли в ваших группах дети с ОВЗ? Чем они отличаются от нормально-развивающихся детей?
- Как важно вести себя с такими детьми в группе?
- Как вы думаете, что чувствуют дети-инвалиды, когда на них обращают внимание? Когда не обращают внимание?
- Упражнение «Поводырь-слепец»
Цель: предоставить возможность участникам пережить опыт зрительной депривации, формирование доверия в группе
Время: 5-6 минут
Реквизиты: завязки для глаз – 10 штук
Содержание: Сейчас мы с вами немного поиграем. Это всего лишь игра, но в ней вы поймете, что чувствует человек, лишенный способности видеть. Формируются пары участников, один из которых «Слепец», ему завязывают глаза, другой – «Поводырь». Он водит «слепца», стараясь избегать препятствий. (2 минуты – одна роль, далее меняются ролями и снова 2 минуты).
Обсуждение: Какие чувства вызывает эта игра?
Итог: Насколько все-таки важно поддерживать окружающих и доверять друг другу!
- Психотехническая игра «Связанные руки»
Цель: создать возможность пережить ограничение движение рук
Время: 7 минут
Реквизиты: веревочки 30 см – 20 штук, 2 модуля (с застежками, замками, пуговицами и т.д.), две маленькие бутылки с водой, 2 стакана, листы А4 – 20 штук, цветные карандаши на каждого участника
Содержание: Снова рассаживаемся по подгруппам. В данной игре вам будет предоставлена возможность пережить то, что чувствует человек, имеющий ограничения движения рук (среди детей с ОВЗ это частое явление). Сейчас я вам каждому свяжу руки, и именно в таком положении вам нужно будет выполнять задания. Участникам связываются руки, а затем их просят:
- застегнуть-расстегнуть пуговицы на модуле,
- открыть бутылку и налить воду в стакан,
- нарисовать цветок.
Обсуждение: Какие чувства вызывает эта игра?
Итог: Имея подобных детей в группе, теперь вы имеете представление, как им сложно и насколько они нуждаются в вашей помощи и, конечно же, терпении.
- Упражнение «Пересадка сердца»
Цель: умение работать в команде, высказывать свою точку зрения
Время: 13-15 минут
Содержание:
Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут, чтобы принять решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.
Список кандидатов на операцию:
1) Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
2) Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
3) Священник, 27 лет.
4) Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
5) Девочка с ОВЗ, 5 лет, задержка психического развития.
6) Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
7) Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
8) Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ - инфицирована.
9) Женщина, 30 лет, танцовщица.
10) Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болеет диабетом.
Обсуждение:
- Легко ли было принимать решение?
- Что повлияло на принятие решения?
- В чем вы видите смысл упражнения?
Итог:
При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно вы поставили «оценку» каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.
Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках.
Также бывает и в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям – агрессивным и спокойным, с ОВЗ и нормально-развивающимся, общительным и замкнутым.
- Рефлексия
Самое большое счастье для родителей – когда здоров ребенок. К сожалению, так бывает не всегда. И как приговор звучит заключение врачей: «Ваш ребенок - инвалид».
Рождения больного ребенка не ждет никто. Беда приходит неожиданно. Окружающие люди не всегда знают, как вести себя, если видишь на улице семью с ребенком-инвалидом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар практикум для родителей "Толерантное отношение детей к сверстникам"
семинар практикум...
Консультации для педагогов. Воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ в детском саду
Воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ в детском саду....
Рекомендации родителям о толерантном отношении к детям с ОВЗ.
Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья.К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологичес...
Консультация для родителей «Толерантное отношение к детям с ОВЗ»
laquo;Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».Антуан де Сент-Экзюпери...
Практикум для родителей с элементами тренинга «Толерантное отношение к детям с ОВЗ»
Цель:воспитание гуманного отношения к детям с ограниченными возможностями.Задачи:- содействовать формированию нравственных установок по отношению к детям с ограниченными возможностями,- повышать эмпат...
Тренинг для родителей "Открытые сердца: толерантное отношение к детям с ОВЗ и инвалидам".
Для родителей детей дошкольного и школьного возраста, а также всех, кто интересуется вопросами воспитания и толерантности. С целью развития у родителей навыков толерантного восприятия и взаимодей...
Формирование толерантного отношения к детям с ЗПР в ДОУ. Консультация
Проблема формирования толерантного отношения к детям с ЗПР в условиях детского сада заслуживает особого внимания. Она ставит перед педагогическим коллективом сложную задачу переосмысления подходов и о...