Мастер-класс для педагогов «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста»
материал
мастер-класс для педагогов "Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_poslovitsy.docx | 33.08 КБ |
poslovitsy.pptx | 210.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель высшей квалификационной категории
МКДОУ ДС КВ №15 «Березка»,
города Родники Ивановской области
Гусева Татьяна Германовна.
Сколько лет, сколько зим. Всем гостям по сто лет, хозяину двести, да всем бы вместе. На добрый привет добрый и ответ. Мир вам, и я к вам! Жить сто годов, нажить сто коров, меринов стаю, овец хлев, свиней подмостье, кошек шесток, собак подстолье. Будьте здоровы, как вода, плодовиты, как земля.
Наверное, вы догадались, о чем сегодня будет наш мастер-класс.
Правильно, речь пойдет о малом жанре устного народного творчества – поговорках и пословицах. Пословицы, как на крыльях перелетают из века в век, от одного поколения к другому.
Я считаю, что именно эта связь поколений, как никогда важна сейчас. Я хочу, чтобы мои воспитанники знали пословицы и поговорки, понимали их смысл, значение, как появилась та или иная народная мудрость. Поэтому этой теме я уделяю много внимания.
Вначале предлагаю вспомнить что такое «пословица» (короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл), и «поговорка» (устойчивое сочетание, выражающее какую-то мысль).
Пословица — это краткое изречение, воплощающее в себе поучительную мудрость народа. Пословица — заключает в себе законченную мысль.
• применяются к различным жизненным явлениям;
• имеют две части, рифмующиеся между собой;
• содержит нравоучение или предостережение;
• является предложением.
Поговорка – это просто фраза или словосочетание, полные красноречия, но не содержащие поучений. Они могут быть заменены любыми другими словами по смыслу. Поговорка, в большинстве своем, лишь часть суждения.
А чтобы нам было интереснее работать, попрошу Вас побыть в роли детей и приглашаю поиграть. Для начала небольшая разминка.
Игровое упражнение «Слова – приятели»
Я называю слово, а вы отдаете мяч обратно, называя синоним:
здание – дом; конь – скакун; приятель - друг; идти – шагать;
думать – размышлять; открыть – отворить; молчаливый – неразговорчивый; теплый – жаркий; веселый – радостный; быстрый – стремительный; красивый – нарядный.
По аналогии можно использовать также игровое упражнение «Говори наоборот».
Ну вот, уважаемые коллеги, мы немного поупражнялись в подборе слов, пополнили словарный запас. Теперь я предлагаю перейти к главному – к пословицам и поговоркам. Самое важное – это научить детей, улавливать суть пословиц и поговорок. Понять смысл высказывания – это для ребенка самый сложный момент. Поэтому с этого мы и начинаем работу. Внимательно читаем с детьми пословицу и выясняем лексическое значение непонятных и устаревших слов, затем подбираем слова, используемое в настоящее время. «Что посеешь, то и пожнешь» и на помощь опять приходит игра «Слова приятели» (подберите к словам «Сеять», «Жать» слова-приятели).
Спасибо, вы помогли мне разобрать незнакомые слова, и теперь мы переходим к смысловому содержанию изречения. Нам нужно выяснить смысл пословицы в целом, о чем она и чему она учит.
Берем все ту же пословицу «Что посеешь, то и пожнешь» другими словами можно сказать «Как поработаешь, такой и результат получишь». Сначала мы отрабатываем прямой смысл. Если бросить в землю семя, оно прорастёт, станет колосом, даст зерно. Если посадить дерево, оно со временем порадует плодами. Если ты отдаешь человеку добро, то получаешь взамен хорошее отношение к себе. Или, наоборот… У всего на свете есть последствия – как добрые, так и дурные. Именно поэтому каждое наше действие должно быть обдуманным.
Предлагаю еще раз послушать пословицу «Что посеешь, то и пожнешь» и найти картинки, которые можно с ней соотнести.
Для знакомства с пословицами и поговорками я часто использую прием мнемотехники. Использование опорных рисунков для запоминания пословиц и поговорок увлекает детей, позволяет лучше понять смысл народной мудрости и превращает занятие в интересную игру («любишь кататься, люби и саночки возить»).
Когда дети накопят определенный багаж знаний, предлагаю поиграть в игру «Продолжи пословицу»
- В гостях хорошо, - а дома лучше;
- Старый друг - лучше новых двух.
- Не имей сто рублей, - а имей сто друзей.
- Вся семья вместе, - так и душа на месте.
- Волков бояться – в лес не ходить.
- Делу время – потехе час;
- Глаза боятся, - а руки делают;
- Кто рано встает, - тому Бог подает.
- Посеешь привычку — вырастишь характер.
Работа с пословицами и поговорками относится к области речевого развития, но очень хорошо интегрируется с другими образовательными областями, например, с познавательной областью. Знакомя детей с пословицами и поговорками, мы закрепляем знания чисел.
Предлагаю поиграть в игру «Подумай и назови». Назови пословицы и поговорки, в которых есть числа: «1», «2», «2».»3», «4», «5», «7», «10», «100».
Число «1» - «Один поле не воин», «Одна пчела много меда не наносит», «Один за всех, и все за одного», «Одна голова хорошо, а две лучше», «Одна нога тут, другая — там»
Число «2» - «Старый друг лучше новых двух», «Два друга – мороз да вьюга», «Скупой платит дважды», « Как две капли воды», « Два сапога — пара», « Палка о двух концах», « От горшка два вершка», «Между двух огней», «Два лета в году не бывает», «Два медведя в одной берлоге не уживутся».
Число «3» - «Обещанного три года ждут», « Наговорил с три короба», «Заблудиться в трёх соснах», «Третий – лишний», «Согнуться в три погибели», « Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года», « Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – три дня».
Число «4» - «Как дважды два – четыре», « На все четыре стороны», «Жить в четырех стенах».
Число «5» - «Знать, как свои пять пальцев», « Пятое колесо в телеге», « Дерево погубить в пять минут, а вырастить его - года пройдут», «На пятак дружбы не купишь».
Число «7» - «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», «Один пашет, а семеро - руками машут».
Число «10» - «Не из робкого десятка», «Дело десятое», «Мудрый услышит раз, а догадается десять раз», «У медведя 10 песен и все про мёд».
Число «100» - «Трусливый сто раз умирает», «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Одна мудрая голова ста голов стоит».
Пословицы и поговорки – это возможность обогащения словарного запаса детей. Предлагаю новую игру. Послушайте пословицы и найдите в них слова с противоположным значением
«Добро помни, а зло забывай» - (добро – зло)
«Старый друг лучше новых двух»;
«Лето собирает, а зима съедает»;
«Ученье – свет, а не ученье – тьма»;
«И месяц светит, коль солнца нет»;
«Не хвались началом, а хвались концом»;
«Умеешь взять – умей и дать»
«Делу время – потехе час»;
«Как аукнется, так и откликнется»;
«Что посеешь, то и пожнешь» и другие.
Пословицы и поговорки это народное творчество и их тематика очень разнообразна. Структурировать их нам поможет игра «Бусы». Предлагаю вам выбрать бусинки, которые задают тематику пословиц и поговорок. Ваша задача подобрать к тематике пословицу.
(бусинки раздаются участникам, затем собираются бусы. Бусинка «дружба» - вспомните пословицу о дружбе и наденьте бусинку на ленту)
«Дружба»:
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
- Старый друг лучше новых двух.
«Ум»:
- Красна птица пером, а человек умом.
- Встречают по одежке, провожают по уму.
«Семья»:
- В дружной семье и в холод тепло;
- За общим семейным столом еда вкуснее;
- В своем доме и стены помогают.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
«Родина»:
- Своя земля и в горсти мила;
- Нет в мире краше Родины нашей;
- Родина – мать, чужбина – мачеха.
«Дом»:
- В гостях хорошо, а дома лучше;
- Коли изба крива – хозяйка плоха;
- Мой дом – моя крепость.
- В каждой избушке свои погремушки.
«Труд»
- Делу время – потехе час;
- Глаза боятся, а руки делают;
- Кто рано встает, тому Бог подает.
Пословицы и поговорки помогают прививать детям нравственные нормы поведения, показывать им моральные эталоны. Когда я беседую с детьми о правилах поведения, я часто вставляю в речь подходящую пословицу о вежливости, уважении к окружающим, о том, почему нельзя злословить и браниться, а слова нужно обязательно доказывать делом. Давайте попробуем поимпровизировать. Я зачитываю правило. А вы подбираете подходящую пословицу.
- Помоги, если у товарища что-то не получается. (Друг познается в беде.)
- Не делай зла другому. (Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.)
- Будь всегда вежливым. (Вежливость на базаре не купишь.)
Дети очень любят отгадывать загадки. Я решила, почему бы в игре не совместить отгадывание загадок и знакомство с пословицами. Давайте попробуем.
«Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками»
Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Сколько его не корми, а он все в лес смотрит. Его ноги кормят. | (Волк) |
Лапки мягки, да когти остры. Чует она, чье мясо съела. Доброе слово и ей приятно. | (Кошка) |
И она помнит, кто ее кормит. Не бойся брехливой, а бойся молчаливой. Она на сене, сама не ест и другим не дает. | (Собака) |
Он неуклюж, да дюж. С ним дружись, да за топор держись. Они вдвоем в одной берлоге не уживутся. | (Медведь) |
Близ норы на промысел не ходит. Она семерых волков проведет. Ей хвост не для красы нужен. Она и во сне кур считает. | (Лиса) |
Не гони его кнутом, гони овсом. Дареному ему в зубы не смотрят. | (Конь) |
Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. За двумя погонишься, ни одного не поймаешь. | (Заяц) |
Много его – не губи. Мало его – береги. Нет его – посади. Волков бояться – в него не ходить. Чем дальше в него, тем больше дров. | (Лес) |
На слайд
Мудрость и польза поговорок и пословиц для детей:
• приобщают к красоте и богатству родного языка;
• прививают нравственно-эстетические взгляды;
• формируют жизненный опыт;
• учат четко и кратко формулировать мысль;
• развивают творческое мышление;
• помогают вырабатывать четкую дикцию;
• помогают усваивать разнообразную интонацию высказываний: ласку, огорчение, удивление и т.д.;
• развивают звуковую культуру речи;
• развивают память;
• вырабатывают чувство ритма, рифмы.
И закончить мастер-класс хочу стихотворением Михаила Пястолова
О РУССКИХ ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ
Порой жилось в России горько,
Порою весело жилось.
Повсюду с нами поговорка
Так прижилась – так повелось.
И бьёт не просто, а с прицелом! –
Не в бровь, а, скажем, прямо в глаз!
По делу, да и между делом
На путь настраивая нас.
В ней сгусток мысли так отточен.
В том есть и смысл, и есть секрет.
На все сомненья прямо, точно
Одною фразой даст ответ.
А с поговоркой – как сестра –
Идёт пословица-краса.
Не менее умна, остра
И спутнице под стать она.
И тот, кто их не понимает,
Считай, России тот не знает!
И в заключении:
Дружно хлопнули в ладоши
Вместе топнули ногой
Все во что мы здесь играли
Забираем мы с собой
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пословица — это краткое изречение, воплощающее в себе поучительную мудрость народа. Пословица — заключает в себе законченную мысль Поговорка – это просто фраза или словосочетание, полные красноречия, но не содержащие поучений.
передают народную мудрость; приобщают к красоте и богатству родного языка; прививают нравственно-эстетические нормы поведения; побуждают к действию; учат четко и кратко формулировать мысль; развивают творческое мышление; помогают вырабатывать четкую дикцию; помогают усваивать разнообразную интонацию высказываний: ласку, огорчение, удивление и т.д.; развивают звуковую культуру речи; развивают память; вырабатывают чувство ритма, рифмы. Пословицы и поговорки:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.
Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....
Мастер – класс на тему: «Применение технологии В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».
Мастер – класс на тему: «Применение технологии В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».Разработали: Воспитатели: Сидорова Яна Николаевна...
Мастер-класс. Тема:" Рисование крупой. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Крупа – прекрасный материал для поделок, подходит даже для совсем маленьких деток, ведь здесь не нужно ничего вырезать. Крупа хорошо помогает в развитии у детей моторики, координации...
Мастер-класс "Су-Джок-терапия как один из методов оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс знакомит со здоровьесберегающей технологией, основанной на использовании шариков и пружинок Су-Джок в работе с дошкольниками....
Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»...
Мастер-класс для родителей «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер - класса: знакомство родителей с технологией «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.Задачи:познакомить родителей с развивающими играми ...
Мастер- класс "Мандала, как один из методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Суть арт-терапии состоит в использовании различных видов искусства и творчества для психологического анализа и коррекции. Методы арт-терапии отлично помогают в преодолении последствий стресса, в выявл...