Доклад к презентации Сказкотерапия
статья на тему
В данном докладе прописаны цели и задачи, актуальной данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_prezentatsii_skazkoterapiya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказкотерапия в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
(1 слайд, картинка).
(2 слайд, картинка) Сказкотерапия – это лечение сказкой, суть его в особом воздействии на подсознание ребёнка при помощи сказки.
(3 слайд, картинка) Цели и задачи сказкотерапии для дошкольников:
- Развитие речи ребенка.
- Развитие и формирование творческих способностей.
- Адаптация в коллективе.
- Умение преодолевать трудности.
- Добиваться поставленной цели.
- Расширение знаний об окружающем мире.
- Укрепление взаимосвязи родителей с детьми.
(4 слайд, без картинки) Сказкотерапия.
Сказкотерапия - процесс активизации потенциала личности.
Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия - это процесс образования связи сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия - это и процесс объективизации проблемных ситуации.
Сказкотерапия - процесс всестороннего образования и воспитания.
Сказка - волшебство, а волшебство - это еще и превращение.
Сказкотерапия - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой.
(5 слайд, картинка) В сказкотерапевтическом процессе выделяют 5 видов сказок:
1) художественные
2) дидактические
3) медитативные
4) психотерапевтические
5) психокоррекционные
Художественные сказки делятся на народные и авторские. Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.
Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно - познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.
Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжения и возбуждения. Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост: несколько секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...» или «в волшебный лес…»
Психотерапевтические сказки — это чаще всего притчи и библейские сказания, хотя они могут быть разработаны и психотерапевтом (в рамках индивидуальной работы). Психотерапевтические сказки помогают решать такие сложные личностные проблемы, как поиск смысла жизни, внутренние конфликты, поиск своего места в жизни и т.д., кроме того, они эффективны в работе с различными психосоматическими заболеваниями. В сказках этого типа выделяют само повествование и то, что мы читаем «между строк».
(6 слайд, картинка) У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
(7 слайд, картинка) Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет. Зинкевич – Евстигнеева считает, что сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.
Цель чтения сказки - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов: О чём сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки?
(8 слайд, картинка) Приёмы работы со сказкой.
Рассказывание сказок.
- Рассказывание сказки от первого или третьего лица.
Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».
- Групповое рассказывание сказки.
Каждый из группы детей по очереди рассказывает маленький кусочек известной всем сказки. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
- Групповое придумывание сказки. Первый ребенок говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.
- Проигрывание эпизодов сказки, драматизация.
Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Постановка сказок с помощью кукол.
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
Рисование по мотивам сказки - рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; - любимого сказочного героя, - сказочной страны - Рисуя или работая с различными материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
(9 слайд) Структура сказкотерапевтического занятия содержит:
- Ритуал «входа в сказку»
(настрой на совместную работу).
- Основную часть.
- Резюмирование .
- Ритуал «выхода из сказки».
(10 слайд, картинка) Начало сказки.
Народная мудрость гласит: «Сказка для доброго дня закваска». Конечно, мы с вами понимаем, что сказка – это духовная пища. Образы Золушки и Красной Шапочки, Хромой уточки и Принцессы, доброго молодца и рыцаря побуждают детскую душу «трудиться» и способствуют тому, что она наполняется добром и мечтой. То есть практическая сказка имеет терапевтическое воздействие на детей.
(11 слайд Сказкотерапия)
Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.
Сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.
Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, нужно помнить - результатов от лечения сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены. Попробуйте!
Однако мир вокруг нас меняется. И современное искусство, и компьютерные игры, и напряжённое общество людей – всё заряжено агрессией. Тем более сказки должны усиливать и увеличивать в ребёнке радостные, счастливые чувства и эмоции. А также развивать речь, воображение и творчество. На это и направлены комплексные занятия: «Воспитываем сказкой» Фесюковой Л. Б. Универсальная методика работы, со сказкой разработанная педагогом Фесюковой Л.Б. развивает образное и логическое мышление ребёнка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе.
(12 слайд, без картинки) Методические материалы, представленные на диске:
- Теория сказкотерапии для детей дошкольного возраста.
- Каталог дидактических игр по сказкотерапии.
- Видеосюжет дидактической игры (с описанием).
- Конспект НОД «Сказки народов Севера».
- Л. Б. Фесюкова. Сказки, но по – новому.
- Презентация по сказкотерапии.
(13 слайд, картинка) Попробуйте!
Эта технология понравится вашим воспитанникам и поможет Вам в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Доклад к презентации и технологическая ситуация
Уважаемые коллеги, этот материал вы сможете использовать для проведения педсовета, методического объединения....
Презентация "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Доклад к презентации и технологическая ситуация
Уважаемые коллеги, этот материал вы сможете использовать для проведения педсовета....
Доклад на тему: "Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании"
Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании...
Доклад к презентации "Использование интерактивных игр-презентаций в образовательном процессе ДОУ"
Доклад к презентации "Использование интерактивных игр-презентаций в образовательном процессе ДОУ"...
Доклад на тему "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
Доклад на тему "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста"...
Доклад для презентации на конференции по проекту на 2022г. по теме - Эти удивительные головные уборы. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/VGsH/yWGiK7hKq
Доклад для презентации по проекту адаптации детей инофонов на 2022г. по теме - Эти удивительные головные уборы.Цель: продолжить опыт в организации проекта по адаптации детей мигрантов в нашем детском ...
Доклад на тему: «Сказкотерапия в работе с дошкольниками»
Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций....