Доклад к презентации Сказкотерапия
статья на тему

Григорьева Ирина Васильевна

В данном докладе прописаны цели и задачи, актуальной данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_prezentatsii_skazkoterapiya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

(1 слайд, картинка).

        (2 слайд, картинка) Сказкотерапия – это лечение сказкой, суть его в особом воздействии на подсознание ребёнка при помощи сказки.

        (3 слайд, картинка) Цели и задачи сказкотерапии для дошкольников:  

- Развитие речи ребенка.
- Развитие и формирование творческих способностей.
- Адаптация в коллективе.
- Умение преодолевать трудности.
- Добиваться поставленной цели.
- Расширение знаний об окружающем мире.
- Укрепление взаимосвязи родителей с детьми.

        (4 слайд, без картинки) Сказкотерапия.

Сказкотерапия - процесс активизации потенциала личности.

Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия - это процесс образования связи сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия - это и процесс объективизации проблемных ситуации.

Сказкотерапия - процесс всестороннего образования и воспитания.

Сказка - волшебство, а волшебство - это еще и превращение.

Сказкотерапия - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой.                      

        (5 слайд, картинка) В сказкотерапевтическом процессе выделяют 5 видов сказок:

1) художественные

2) дидактические

3) медитативные

4) психотерапевтические

5) психокоррекционные    

         Художественные сказки делятся на народные и авторские. Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

         Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно - познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным. 

         Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжения и возбуждения. Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост: несколько секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...» или «в волшебный лес…» 

         Психотерапевтические сказки — это чаще всего притчи и библейские сказания, хотя они могут быть разработаны и психотерапевтом (в рамках индивидуальной работы). Психотерапевтические сказки помогают решать такие сложные личностные проблемы, как поиск смысла жизни, внутренние конфликты, поиск своего места в жизни и т.д., кроме того, они эффективны в работе с различными психосоматическими заболеваниями. В сказках этого типа выделяют само повествование и то, что мы читаем «между строк». 

        (6 слайд, картинка) У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

        (7 слайд, картинка) Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет. Зинкевич – Евстигнеева считает, что сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

        Цель чтения сказки - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:  О чём сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки?

(8 слайд, картинка) Приёмы работы со сказкой.

Рассказывание сказок.

  • Рассказывание сказки от первого или третьего лица.

Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».

  •  Групповое рассказывание сказки.

Каждый из группы детей по очереди рассказывает маленький кусочек известной всем сказки. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

  •  Групповое придумывание сказки. Первый ребенок говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.
  • Проигрывание эпизодов сказки, драматизация. 

Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Постановка сказок с помощью кукол. 

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

 Рисование по мотивам сказки - рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; - любимого сказочного героя, - сказочной страны - Рисуя или работая с различными материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

(9 слайд) Структура сказкотерапевтического занятия содержит:

  • Ритуал «входа в сказку»

 (настрой на совместную работу).

  • Основную часть.
  • Резюмирование .
  • Ритуал «выхода из сказки».

(10 слайд, картинка) Начало сказки.

        Народная мудрость гласит: «Сказка для доброго дня закваска». Конечно, мы с вами понимаем, что сказка – это духовная пища. Образы  Золушки и Красной Шапочки, Хромой уточки и Принцессы, доброго молодца и рыцаря побуждают детскую душу «трудиться» и способствуют тому, что она наполняется добром и мечтой. То есть практическая сказка имеет терапевтическое воздействие на детей.

(11 слайд Сказкотерапия)

        Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.

        Сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.

         Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, нужно помнить - результатов от лечения сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены. Попробуйте!

        Однако мир вокруг нас меняется. И современное искусство, и компьютерные игры, и напряжённое общество людей – всё заряжено агрессией. Тем более сказки должны усиливать и увеличивать в ребёнке радостные, счастливые чувства и эмоции. А также развивать речь, воображение и творчество. На это и направлены комплексные занятия: «Воспитываем сказкой» Фесюковой Л. Б. Универсальная методика работы, со сказкой разработанная педагогом Фесюковой Л.Б. развивает образное и логическое мышление ребёнка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе.

(12 слайд, без картинки) Методические материалы, представленные на диске:

  • Теория сказкотерапии для детей дошкольного возраста.
  •  Каталог дидактических игр по сказкотерапии.
  •  Видеосюжет дидактической игры (с описанием).
  •  Конспект НОД «Сказки народов Севера».
  • Л. Б. Фесюкова. Сказки, но по – новому.
  •  Презентация  по сказкотерапии.

(13 слайд, картинка) Попробуйте!

Эта технология понравится вашим воспитанникам и поможет Вам в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Доклад к презентации и технологическая ситуация

Уважаемые коллеги, этот материал вы сможете использовать для проведения педсовета, методического объединения....

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Доклад к презентации и технологическая ситуация

Уважаемые коллеги, этот материал вы сможете использовать для проведения педсовета....

Доклад на тему: "Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании"

Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании...

Доклад к презентации "Использование интерактивных игр-презентаций в образовательном процессе ДОУ"

Доклад к презентации  "Использование интерактивных игр-презентаций в образовательном процессе ДОУ"...

Доклад на тему "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

Доклад на тему "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста"...

Доклад для презентации на конференции по проекту на 2022г. по теме - Эти удивительные головные уборы. Презентация доступна по ссылке в облаке: https://cloud.mail.ru/public/VGsH/yWGiK7hKq

Доклад для презентации по проекту адаптации детей инофонов на 2022г. по теме - Эти удивительные головные уборы.Цель: продолжить опыт в организации проекта по адаптации детей мигрантов в нашем детском ...

Доклад на тему: «Сказкотерапия в работе с дошкольниками»

Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций....