Доклад на тему: «Сказкотерапия в работе с дошкольниками»
консультация (средняя группа)
Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_kursy.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Доклад на тему:
«Сказкотерапия
в работе с дошкольниками»
Выполнила воспитатель:
Лазаренко Наталья Юрьевна.
2023-2024 учебный год
Сказкотерапия
в работе с дошкольниками
Работая с детьми, мы часто задаёмся вопросом, на что нужно направить наши усилия, чтобы обеспечить не только физическое, но и психологическое здоровье ребёнка? Как воспитать в нём веру в себя и свои возможности, научить его не боятся делать ошибки и исправлять их, вселить в него уважение и чуткость по отношению к окружающим?
Но как научить ребёнка верить в себя, в свои силы…
Существует ли что-то, что способно связать воедино язык взрослого и ребёнка? Конечно же, это сказка, потому что она понятна и большим и маленьким.
Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.
Слушая сказку, дети «проживают» её, следуя в ней за своими героями. Переживают вместе горе, страх и радость победы.
Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Ведь он сам найдет выход из нужной ситуации благодаря сказке. И это будет намного эффективнее поучительного разговора.
У детей очень часто происходит процесс эмоционального объединения себя с персонажами. Как правило, ребенок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет ему усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Сказкотерапия :
- Закладывает нравственные ориентиры;
- Развивает творческое мышление, фантазию, воображение;
- Развивает способности к глубокому образному мышлению, устанавливанию причинно-следственных связей;
- Развивает умение слушать других;
Как же использовать сказкотерапию?
Чтение сказок. Самое простое, но в то же время очень важное занятие. Ребенку важно постоянно слушать сказки, проживать вместе с героями их истории.
Инсценировка сказки. Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку — устраивать кукольные спектакли, рисовать, лепить. За счет этих средств малыш больше погружается в сюжет,
Сочинение сказок. Еще один очень важный и полезный урок — сочинять сказки вместе. Благодаря этому приему можно узнать, чего же конкретно боится малыш, какая проблема сейчас его тревожит. А в ходе сказки помочь ему выбраться из этой проблемы. Не нужно всю сказку придумывать за ребенка, взрослый должен помогать и делать незаметные толчки в сторону выхода из ситуации.
Правила организации сказкотерапии для дошкольников.
Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка. Детям до трех лет нужны максимально простые сказки с повторяющимся сюжетом. После 3 лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки.
Жизненные уроки и поиск параллелей с реальными явлениями происходит в тот момент, когда взрослый обсуждает с ребёнком сказочные истории.
Следующим этапом работы могут быть терапевтические задания, игры, релаксационные упражнения. Так как, например, рисунки могут отражать реальные проблемы ребёнка, где конфликт разрешается в адекватной форме выражения и проигрывания травмирующих событий в различных вариантах (заштриховывание персонажей, вызывающих страх у ребёнка).
Заключительный этап может содержать проигрывание трудных ситуаций и способов их разрешения, а также прослушивание сказок с позитивно окрашенным прогнозом на будущее.
Виды сказок, используемые в качестве материалов для терапии.
- Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста), овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры.
- Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
- Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка. То можно предположить, что ребенок достаточно застенчивый, спокойный и, возможно, боязливый.
- Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе.
- Медиативные сказки. Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет этой группе сказок создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.
Комбинируя различные приёмы сказкотерапии, можно помочь ребёнку прожить многие ситуации, с которыми он может столкнуться во взрослой жизни.
Таким образом, сказкотерапия – наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.
(По А.Бердниковой).
Уважаемые родители, помните!
Вы можете сделать сказки своими лучшими помощниками, используя достоинства сказок, как воспитательный инструмент. Это так легко и просто! Воспитание через сказку предоставляет прекрасную возможность поддерживать близкие и доверительные отношения со своими детьми.
Думаю, что этот материал вам пригодиться и поможет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: « Воспитание норм поведения у дошкольников с помощью «сказкотерапии»
Доклад представлен в форме презентации...
Доклад на тему: "Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании"
Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании...
Презентация к докладу "Технология сказкотерапии в работе с дошкольниками"
Презентация к докладу "Технология сказкотерапии в работе с дошкольниками"...
Доклад на тему "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
Доклад на тему "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста"...
Статья на тему «Метод сказкотерапии в работе с дошкольниками »
В данной статье рассматриваются некоторые особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками....
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...
Статья на тему «Сказкотерапия в работе с дошкольниками».
Сказкотерапия - самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему ска...