Доклад на тему: «Сказкотерапия в работе с дошкольниками»
консультация (средняя группа)

Лазаренко Наталья Юрьевна

Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_kursy.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Доклад на тему:  

«Сказкотерапия

в работе с дошкольниками»

Выполнила  воспитатель:

Лазаренко Наталья Юрьевна.

2023-2024 учебный год

Сказкотерапия

в работе с дошкольниками

Работая с детьми, мы часто задаёмся вопросом, на что нужно направить наши усилия, чтобы обеспечить не только физическое, но и психологическое здоровье ребёнка? Как воспитать в нём веру в себя и свои возможности, научить его не боятся делать ошибки и исправлять их, вселить в него уважение и чуткость по отношению к окружающим?

Но как научить ребёнка верить в себя, в свои силы…

Существует ли что-то, что способно связать воедино язык взрослого и ребёнка?    Конечно же, это сказка, потому что она понятна и большим и маленьким.

Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.

Слушая сказку, дети  «проживают» её, следуя в ней за своими героями. Переживают вместе  горе, страх и радость победы.

Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Ведь он сам найдет выход из нужной ситуации благодаря сказке. И это будет намного эффективнее поучительного разговора.  

У детей очень часто происходит процесс эмоционального объединения себя с персонажами. Как правило, ребенок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет ему усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. 

Сказкотерапия :

  • Закладывает нравственные ориентиры;
  • Развивает творческое мышление, фантазию, воображение;
  • Развивает способности к глубокому образному мышлению, устанавливанию причинно-следственных связей;
  • Развивает  умение слушать других;

                               

Как же использовать сказкотерапию?

Чтение сказок. Самое простое, но в то же время очень важное занятие. Ребенку важно постоянно слушать сказки, проживать вместе с героями их истории.

 Инсценировка сказки. Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку — устраивать кукольные спектакли, рисовать, лепить. За счет этих средств малыш больше погружается в сюжет,

 Сочинение сказок. Еще один очень важный и полезный урок — сочинять сказки вместе. Благодаря этому приему можно узнать, чего же конкретно боится малыш, какая проблема сейчас его тревожит. А в ходе сказки помочь ему выбраться из этой проблемы. Не нужно всю сказку придумывать за ребенка, взрослый должен помогать и делать незаметные толчки в сторону выхода из ситуации.

Правила организации сказкотерапии для дошкольников.

Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка. Детям до трех лет нужны максимально простые сказки с повторяющимся сюжетом. После 3 лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки.

Жизненные уроки и поиск параллелей с реальными явлениями происходит в тот момент, когда взрослый обсуждает с ребёнком сказочные истории.

Следующим этапом работы могут быть терапевтические задания, игры, релаксационные упражнения. Так как, например, рисунки могут отражать реальные проблемы ребёнка, где конфликт разрешается в адекватной форме выражения и проигрывания травмирующих событий в различных вариантах (заштриховывание персонажей, вызывающих страх у ребёнка).

Заключительный этап может содержать проигрывание трудных ситуаций и способов их разрешения, а также прослушивание сказок с позитивно окрашенным прогнозом на будущее.

Виды сказок, используемые в качестве материалов для терапии.

  • Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста), овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры.

  • Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

  • Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка. То можно предположить, что ребенок достаточно застенчивый, спокойный и, возможно, боязливый.

  • Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе.

  • Медиативные сказки. Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет этой группе сказок создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.

Комбинируя различные приёмы сказкотерапии, можно помочь  ребёнку прожить многие ситуации, с которыми  он может столкнуться во взрослой жизни.

Таким образом, сказкотерапия – наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

(По А.Бердниковой).                                                                                    

Уважаемые родители, помните!

Вы можете сделать сказки своими лучшими помощниками, используя достоинства сказок, как воспитательный инструмент. Это так легко и просто!   Воспитание через сказку предоставляет прекрасную возможность поддерживать близкие и доверительные отношения со своими детьми.

Думаю, что этот материал вам пригодиться и поможет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании"

Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании...

Презентация к докладу "Технология сказкотерапии в работе с дошкольниками"

Презентация к докладу "Технология сказкотерапии в работе с дошкольниками"...

Доклад на тему "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

Доклад на тему "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста"...

Статья на тему «Метод сказкотерапии в работе с дошкольниками »

В данной статье рассматриваются некоторые особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками....

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...

Статья на тему «Сказкотерапия в работе с дошкольниками».

Сказкотерапия - самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему ска...