Консультация для педагогов
консультация на тему

Leonova Irina Alecsandrovna

"Речевое развитие в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_razvitiyu_rechi.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Речевое развитие дошкольников из опыта моей работы

Актуальность этой темы в том, что говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека.

Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.  

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ РАЗДЕЛОВ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И НАПРАВЛЕНО НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

ЧЕМ ЛУЧШЕ БУДЕТ ОРГАНИЗОВАНА ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, ТЕМ ВЫШЕ ГАРАНТИИ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

“РЕЧЬ – УДИВИТЕЛЬНОЕ СИЛЬНОЕ СРЕДСТВО, НО НУЖНО ИМЕТЬ МНОГО УМА, ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ” Г. ГЕГЕЛЬ

ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 ЗАДАЧИ :

  • СОЗДАТЬ В ГРУППЕ РАЗВИВАЮЩУЮ РЕЧЕВУЮ СРЕДУ;
  • РАЗВИВАТЬ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНУЮ И СВЯЗНУЮ СТОРОНУ РЕЧИ;
  • АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРЬ ДЕТЕЙ;
  • ФОРМИРОВАТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ;
  •  РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУКИ

Существует много методов для развития речи дошкольников и все педагоги их используют в своей работе:

Наглядные

Рассматривание и рассказывание по игрушкам и картинкам, экскурсии, смотры,

Словесные

Чтение произведений, заучивание стихов, пересказы, беседы,

Практические

Дидактические игры, игры драматизации, дидактические упражнения, хороводные игры.

Но для того, чтобы полноценно ребенок развивался в ДОУ, нам как педагогам необходимо в первую очередь создать в группе предметно-развивающую среду.

«В ПУСТЫХ СТЕНАХ РЕБЁНОК НЕ ЗАГОВОРИТ»… Е. И. ТИХЕЕВА

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.

 РЕЧЕВАЯ СРЕДА - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.

ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Это говорит о том, что каждый уголок группы должен быть правильно оснащен, в группе должны быть разные интересные, доступные уголки и игровые зоны.

Это такие уголки, где ребенок самостоятельно может играть и развиваться, где ему не потребуется помощь взрослого, он сам должен выбирать для себя зону в которой ему интересно и комфортно.

Свою работу по речевому развитию  я строю через разные формы работы с детьми:

  • СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНкам  И СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК.

ЦЕЛЬ:

  1. Формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам;
  2. Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками

Это тематические папки в каждой группе, где ребенок самостоятельно может знакомиться с понятиями групп: фрукты, овощи, животные, насекомые, времена года и тд.

  • Уголок «Речевечок»

Так как мое направление по которому я работаю , это развитие речи, в группе есть небольшой уголок , который оснащен картинками, сюж.картинками, игра настроение, игра в которой ребенок подбирает действие и признак предмета и т.д. Этот уголок я использую , как для индивидуальной работы с детьми, также дети могут самостоятельно там заниматься.

  • Дидактические игры

1.        ПОПОЛНЯЕТ И АКТИВИЗИРУЕТ СЛОВАРЬ,

2.        ФОРМИРУЕТ ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ, РАЗВИВАЕТ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ,

  1. УМЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ.

Дидактические игры я применяю довольно часто, это такие игры как: скажи наоборот, четвертый лишний, что бывает зеленым и т.д.

"Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке,на лице и т.д.

2."Что бывает?".  Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе,падеже существительное.

Зеленый - ... дом, помидор.  Зимняя - ... одежда, рыбалка.

Домашнее - ... печенье, задание.

3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона вороненка.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

4."Общие слова".

1)Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...

2)Ребенку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, береза, клен - это...

5."Четвертый лишний".

Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика

6."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока,четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока...пять красных яблок и т.д.

7. "Скажи наоборот".

Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".

Существительные: смех - ..., лето - ..., день - ..., холод - ..., север - ... и т.п.

Глаголы: пришел - ..., нырнул - ...

Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... и т.п.

Наречия: далеко - ..., высоко - ...

8. "Подбери слово".

Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом -по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звука А" (апельсин,абрикос, ананас...)

9."Большой - маленький".

Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка - ложечка,  стул - стульчик и т.д.

10."Отгадай загадку".

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н-р: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка)

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета,сладкий на вкус, его кладут в салат. (помидор)

11. "Назови, какой...".

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок -яблочное и т.д.

12. "Подбери слово". Птица - перья. Рыба - ... Огурец - овощ, ромашка - …

13. "Расскажи стихотворение".

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

14. "Расскажи сказку". Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию,разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам

  • СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ОКАЗЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ. В ХОДЕ ИГРЫ РЕБЕНОК ВСЛУХ РАЗГОВАРИВАЕТ С ИГРУШКОЙ, ГОВОРИТ И ЗА СЕБЯ, И ЗА НЕЕ, ПОДРАЖАЕТ ГУДЕНИЮ САМОЛЕТА, ГОЛОСАМ ЗВЕРЕЙ И Т. Д. РАЗВИВАЕТСЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. В ГРУППЕ ИМЕЮТСЯ ТАКИЕ ИГР КАК: СЕМЬЯ,    МАГАЗИН, ШОФЕРЫ , ПОГРАНИЧНИКИ ПАРИКМАХЕРСКАЯ, БИБЛИОТЕКА, ТЕАТ, домик

  • ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЛАЕТ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСНОЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ, именно в этой форме дети учатся разговаривать жестами и мимикой, обучаются подражанию, речь становится эмоциональной и выразительной, НАПОЛНЕННОЙ ЯРКИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, РАДОСТЬЮ ТВОРЧЕСТВА, ЗНАКОМИТ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ВО ВСЕМ ЕГО МНОГООБРАЗИИ ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ, КРАСКИ, ЗВУКИ, СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ, ЕЕ ИНТОНАЦИОННЫЙ СТРОЙ. ИСПОЛНЯЕМАЯ РОЛЬ, ОСОБЕННО ВСТУПЛЕНИЕ В ДИАЛОГ С ДРУГИМ ПЕРСОНАЖЕМ СТАВИТ РЕБЕНКА ПЕРЕД НЕОБХОДИМОСТЬЮ ЯСНО, ЧЕТКО И ПОНЯТНО ИЗЪЯСНЯТЬСЯ. У ДЕТЕЙ УЛУЧШАЕТСЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, ЕЕ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. МИМИКА И ЖЕСТЫ СТАНОВЯТСЯ АРТИСТИЧНЫМИ, У ДЕТЕЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, СПОСОБНОСТЬ УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С СЮЖЕТОМ СПЕКТАКЛЯ;

  • Пальчиковая гимнастика

Каждый педагог в своей работе я думаю широко использует пальчиковые гимнастики,

-Способствует овладению навыками мелкой моторики; -Помогает развивать речь ребенка;

 -Повышает работоспособность коры головного мозга;

-Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

-Снимает тревожность.

  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВАМ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

МЕЛКАЯ МОТОРИКА – это когда дети занимаются играми с мелкими предметами (конструктор, мозайки, пирамидки, шнуровки), все что выполняется пальчиками.

  • ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ «ЧТО Я СЛЫШУ — ЗАБЫВАЮ. ЧТО Я ВИЖУ — Я ПОМНЮ. ЧТО Я ДЕЛАЮ — Я ПОНИМАЮ».

 КОНФУЦИЙ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО - УНИКАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧИ В ИХ ЕДИНСТВЕ И ВЗАИМОСВЯЗИ. ЧЕМ БОЛЬШЕ РЕБЕНОК УМЕЕТ, ХОЧЕТ И СТРЕМИТСЯ ДЕЛАТЬ РУКАМИ, ТЕМ ОН УМНЕЕ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЕЕ. ПО МЕРЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ИДЕТ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ. ФУНКЦИЯ РУКИ И РЕЧЬ РАЗВИВАЮТСЯ ПАРАЛЛЕЛЬНО. В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТИ УЧАТСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ФОРМЫ, НАБЛЮДАТЬ, СРАВНИВАТЬ, ВЫДЕЛЯТЬ ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ.

  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ПРОГУЛКЕ

ПРОГУЛКА - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень, падает снег, висят сосульки. В тёплое и холодное время года, можно наблюдать, рассуждать, описывать, анализировать, экспериментировать. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

  • ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА НАПРАВЛЕНА НА ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ. ВО ВРЕМЯ ИГРЫ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К ПОБУЖДЕНИЮ У ДЕТЕЙ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАСШИРЕНИЮ ОБЪЕМА ПОНИМАНИЯ РЕЧИ И СЛОВАРНОГО ЗАПАСА. ЭТО ДОСТИГАЕТСЯ ПУТЕМ ПРОГОВАРИВАНИЯ ВМЕСТЕ С ПЕДАГОГОМ ПОТЕШЕК, СТИХОТВОРЕНИЙ, СЛОВЕСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

  • РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 

Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц , потешек , считалок , скороговорок , чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.

  • ПРАВИЛА ДЛЯ СМЕЛЫХ И УПОРНЫХ ПЕДАГОГОВ
  1. ЕСЛИ ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ТО ПЛАНИРУЙТЕ ЭТОТ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ ИНОГДА, НЕ ЧАСТО, А ОЧЕНЬ ЧАСТО. ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ СТАНЕТ ЛЕГЧЕ.
  2. НИКОГДА НЕ ОТВЕЧАЙТЕ САМИ НА СВОЙ ЖЕ ВОПРОС. ТЕРПИТЕ, И ВЫ ДОЖДЕТЕСЬ ТОГО, ЧТО НА НЕГО СТАНУТ ОТВЕЧАТЬ ВАШИ ДЕТИ. ПОМОГАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЕЩЁ ОДНИМ ВОПРОСОМ, ИЛИ ДВУМЯ, ИЛИ ДЕСЯТЬЮ… НО ЗНАЙТЕ: КОЛИЧЕСТВО ВОПРОСОВ ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО УРОВНЮ МАСТЕРСТВА.
  3. НИКОГДА НЕ ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОС, НА КОТОРЫЙ МОЖНО ОТВЕТИТЬ «ДА», ИЛИ «НЕТ». ЭТО НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА.

ПЕРЕФРАЗИРУЯ ПОСЛОВИЦУ, МОЖНО СКАЗАТЬ: «ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ, А ПРОВОЖАЮТ ПО УМУ, О КОТОРОМ СУДЯТ ПО РЕЧИ ЧЕЛОВЕКА”.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...