Развитие речи детей вне занятий.
консультация на тему

Баскакова Наталья Николаевна

Что значит развивать речь ребёнка? Это учить его разговаривать, владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним, уметь общаться со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_vne_zanyatiy.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей вне занятий.

      Что значит развивать речь ребёнка? Это учить его разговаривать, владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним, уметь общаться со сверстниками.

      Развитие речи ребёнка происходит, как только он переступает порог детского сада. Ребёнок сразу же вступает в речевое общение со сверстниками и взрослыми.  

     Беседа воспитателя с детьми- основной методический приём развития активной речи.

Чаще всего оживлённые диалоги между детьми возникают при совместном выполнении какого- либо задания: лепке, рисовании, конструировании. Ребёнку очень трудно выполнять работу молча, он непременно должен сопровождать свои действия словами.

Дети с формированными навыками речи охотно вступают в речевое общение, могут поддержать разговор, много говорят.  Дети с несформированными навыками речевого общения это, как правило, дети молчаливые, стеснительные, замкнутые. Таких детей необходимо вовлекать в общение. Проводить с ними познавательные беседы, индивидуальное общение. Спросить, как провел выходные дни, что видел по дороге в детский сад, какие есть игрушки и как в них играл? Предложить рассказать какой-нибудь факт из его жизни, дать описание любимой игрушки, составить рассказ по картинке.

      Развитие внимания и памяти теснейшим образом связаны с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то возникает недоразвитие речи. Для развития внимания проводят игры: «Чего нет?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Съедобное – несъедобное», «Разложи предметы, как я скажу» и др.

      Мышление и речь тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, развивая друг друга. Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, сравнивать предметы, находя различия и общее.

  • Почему зимой люди теплее одеваются?
  • Почему зайца трудно увидеть на снегу?
  • Как, не выходя на улицу, узнать, дует ли ветер?
  • Чем отличаются куст и дерево?
  • Что общего у дома и муравейника?
  • Почему семеро козлят открыли волку дверь? И

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание  загадок, игры : «Кто я?, «Я загадаю, а ты отгадай».

     Более сложными для детей  являются пословицы и поговорки. Во время одевания можно сказать «Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь». На прогулке  при уборке участка уместна будет пословица «Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок», «Клади по ягодке – наберёшь кузовок. Если ребёнок поторопился и испортил свою работу можно сказать «Семь раз отмерь – один раз отрежь».

      Артикуляционная гимнастика развивает речь и речевой аппарат. Упражнения  проводятся 3-5 минут каждый день со всей группой утром, перед обедом и ужином, вечером.

     Развитие моторики пальцев рук влияет на речевое развитие ребёнка. Ежедневно проводится пальчиковая гимнастика, игры с мозаикой, конструктором, застёгивание – расстёгивание пуговиц, собирание мелких предметов и др.

      Проведение подвижных игр на основе художественно- поэтического текста, физкультминутки развивают память, мышление, совершенствуют речь детей: «Два Мороза», «Мышеловка», «Вышли мышки как-то раз…», «Гуси-гуси», «Лохматый пёс» и др. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, ритмичностью, настраивает на игру. В ритме стихотворной речи детям легче преодолеть трудности произношения звуко-слоговых сочетаний.

     Сюжетно-ролевые игры, когда воспитатель не руководит, а участвует в игре, увлекает детей- способствует развитию речи. В с\р игре «Магазин» воспитатель встаёт с детьми в очередь в магазин, вежливо говорит с продавцом при полном внимании всех детей. Играя в с\р игру «Больница», дети с удовольствием лечат заболевшего воспитателя или причёсывают в игре «Парикмахерская». Диалог между воспитателем и играющим ребёнком непроизвольно вызывает у детей повышенный интерес.

Включаясь в игру, воспитателю необходимо помнить, что желательно максимально повышать умственную и речевую активность детей, задавая вопросы типа:

  • Доктор, зачем вы бинтуете мне руку?
  • Что вы мне посоветуете дома делать?
  • Для чего мажете мазью?

Они заставляют ребёнка думать, чтобы правильно ответить, а всем остальным подражать беседующим во время игры.

     Составление описательных рассказов о явлениях природы, животных, игрушках так же развивают речь детей. Предварительно необходимо осознано, самостоятельно  обследовать предмет ( внимательно рассмотреть, ощупать, понюхать, подуть, надавить руками, оценить величину, цвет, форму, а затем назвать объект, описать его особенности, выразительно передать своё эмоциональное отношение к объекту).

      Для формирования правильного звукопроизношения используют чистоговорки и скороговорки. Этот материал построен из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Детям предлагают задания с теми звуками, которые они не произносят, или произносят неправильно. Например, скороговорки со свистящими и шипящими:

  • «Саша сушила шубу на солнышке». (с-ш)

Скороговорки с твёрдыми и мягкими согласными:

  • «Морская волна сильна и вольна». (л-л’)

Скороговорки со звонкими и глухими согласными:

  • «Бублик, баранку, батон и буханку
  • Пекарь из теста испёк спозаранку» (б- п)

Чистоговорки и скороговорки способствуют формированию четкого и правильного произношения звуков, а так же упражняют артикуляционный аппарат детей и способствует выработке быстрой переключаемости мышц языка и губ с одного движения на другое.

Скороговорки –незаменимый речевой материал для совершенствования дикции детей, для тренировке в смене громкости голоса ( тихо, громко, вполголоса), в смене скорости речевого высказывания (быстро, умеренно, медленно), в правильной постановке логического ударения, вопросительных и утвердительных интонаций.

     В игры детей вводят считалки со связным текстом на определённый звук и следят за правильным произношением звуков.

  • На сосне сидит сова,

Под сосной сидит лиса.

На сосне сова осталась,

 Под сосной лисы не стало.

Постепенно считалки усложняют, вводят в речь детей замысловатые сочетания звуков и слов:

  • Строки-струки-стрики-стречик,

Стрекотал в траве кузнечик.

Стрекотал он, стрекотал,

Вдруг пропал и замолчал.

     Для обогащения словаря детей используют  дидактические игры: «В саду, в огороде», «Летает – не летает», «Где что покупаем?», «Кому, что нужно для работы?» и др.

       Воспитателю необходимо следить за высказываниями детей на протяжении всех режимных моментов и исправлять речевые ошибки доброжелательно, корректно, лучше с помощью д\игры или упражнений. А так же:

  • Активизировать употребление слов, указывающих части, детали предметов ( у машин есть колёса, кабина, кузов и др.);
  • Побуждать подбирать антонимы (игра «Скажи наоборот»);
  • Употреблять слова, обозначающие цвет, качество, свойство , величину предметов (д\игра «Из чего сделано?»);
  • Употреблять слова, обозначающие действия, совершаемые человеком, животным или действия, которые можно совершить предметом (д\и «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «Что делает рыбак?» и др.);
  • Употреблять в речи наречия, обозначающие признак действия («Как бежит мальчик?», «Как говорит девочка?»;
  • Употреблять слова, обозначающие пространственные отношения, определение и называние местонахождения предмета, игрушки (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади и др. Д\и «Кто за кем?», «Кто где стоит?»;
  • Употреблять слова, обозначающие временные отношения ( Когда приходить в сад? Когда идём гулять? Когда мы спим?);
  • Правильно употреблять несклоняемые имена существительные: метро, пальто, пианино и др.;
  • Правильно употреблять окончания существительных множественного числа Родительного падежа ( нет чулок, полотенец, простынь, блюдец и др. Д\и «Чего не стало?»);
  • Правильно согласовывать существительные среднего рода с прилагательными (небо голубое, солнце лучистое и др.);
  • Правильно употреблять разноспрягаемые глаголы, (игра «Закончи предложение»- Я хочу петь, Миша и Таня хотят петь. Мальчик бежит, а дети бегут.
  •  Образовывать слова при помощи суффиксов(д\и «Из чего салат?» -из огурцов- огуречный; д\и«С чем пекут пироги?» -с вишней-вишнёвый; д\и«Куда что кладут?-хлеб в хлебницу; д\и «Чей хвост»-заячий, беличий; д\и «Назови ласково»-чайник- чайничек и др.
  •  Образовывать слова при помощи приставок : «Мальчик подходит к дому»(входит, выходит); «Гриб под берёзой –подберёзовик» и др.
  • Образовывать слова путём словосложения : голубые глаза- голубоглазая, светлые волосы – светловолосая и др.
  • Учить выражать одну и туже мысль разными словами: «Девочка играет с куклой, сидя на стуле».- «Девочка сидит на стуле и играет с куклой».

      Работа с наглядным материалом, дидактические игры, драматизации, инсценировки, заучивание стихов, считалок, песенок, потешек, чтение сказок, рассказов, загадывание загадок, проговаривание пословиц, поговорок, скороговорок способствует развитию речи, усвоению слов, закреплению правильного произношения.

Литература:

  1. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.
  2. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66.
  3. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c.
  4. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей на занятиях и в режимных моментах»

Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Поэтому дошкольные учреждения в нашей стране включены в с...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей на занятиях и в повседневной жизни"

Приёмы развития речи детей на занятиях и в повседневной жизни....

Развитие речи детей на занятиях физкультурой

Использование речевого материала на занятиях физической культурой...

Развитие речи детей вне занятия

Речевая работа вне занятий главным образом должна быть направлена на закрепление навыков речи, активизацию словаря. Этому способствует чтение произведений художественной литературы, проведению театрал...

« Развитие речи детей на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности»

в продуктивной деятельности дошкольников наиболее действенны приемы развития речи детей с использованием различных объектов – конструкторов, особенно с детьми младшего возраста на занятиях по изобрази...

Планирование коррекционной работы по развитию речи детей вне занятий

Понедельный план работы по развитию речи детей вне занятий в старшем дошкольном возрасте...