Современные аспекты воспитания у ребенка чувства уважения к себе и окружающим в процессе ознакомления с родным краем.
статья на тему

Еремеева Раиса Евгеньевна

Современные аспекты воспитания у ребенка чувства уважения к себе и окружающим в процессе ознакомления с родным краем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Еремеева Раиса Евгеньевна

воспитатель первой  квалификационной

категории (МБДОУ №35 г. Нижнекамск).

Современные аспекты воспитания у ребенка чувства уважения к себе и окружающим в процессе ознакомления с родным краем.

Лесок веселый, родные нивы,

Реки извивы, цветущий склон,

Холмы и села, простор привольный

И колокольный певучий звон.

С твоей улыбкой, с твоим дыханьем

Сливаюсь я.

Необозримый, Христом хранимый,

Мой край родимый, любовь моя.

                             Мария Пожарова.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим – окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом должна принадлежать нам – педагогам и родителям. Организуя воспитательное пространство, мы отдаем предпочтение педагогике поликультурности и толерантности. Основным достоинством мы считаем не столько создание условий для овладения родным языком и приобщения ребенка к культуре своего народа, сколько формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие.

Для введения национального регионального компонента в воспитательно-образовательную работу с детьми мы руководствуемся Законом Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках Республики Татарстан». Реализуем программы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности, в процессе ознакомления их с культурой народов, проживающих на территории родного края, приобщение к фольклору, народному декоративно - прикладному искусству, родной литературе.

Основываясь на данные программы, мы составили и успешно применяем в учебном процессе перспективный план познавательных занятий и мероприятий по ознакомлению детей разных возрастов с традициями, культурой, искусством своего края и других регионов. Эти мероприятия проводятся еженедельно совместно с музыкальными руководителями. На каждом занятии мы знакомим детей с окружающим миром с целью воспитания у детей любви и интереса к родному краю, способствуем развитию у детей чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим.

В процессе воспитания дошкольников важную роль играет целенаправленность и систематичность, детям необходимо последовательное введение понятий «мой город», «моя улица», «моя семья». Полученные ребенком знания должны вызвать эмоции, чувства. Поэтому мы работу с детьми начинаем с информационного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту. Мы считаем, что путь к миру, согласию видится в диалоге с детьми, в приобщении их к культуре другого народа. Каждый народ имеет свою богатую культуру. Исходя именно из этого понятия, мы определяем структуру занятий национальной культурой, основные методы и приемы преподавания. С башкирами мы знакомим детей через легенды, с удмуртами – слушаем их песни, с чувашами – рассматриваем предметы декоративно – прикладного искусства, с марийцами – читаем и слушаем сказки. Таким образом, мы расширяем возможности приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, делаем их более доступными, более эмоционально окрашенными.

Готовя молодое поколение к жизни, защите Родины, мы стремимся пробудить в сегодняшних мальчишках и девочках желание и готовность идти ногу со временем. Большое внимание уделяем нравственным проблемам, воспитанию в своих воспитанниках таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие.

Безусловно, приобщение детей к истории края и своего народа, принятие чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим, воспитание любви к родным местам, и гордость за свой народ, любовь к Родине усиливают ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром и дает возможность сохранить и приумножить богатства своей Родины.

Литература.

  1. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – М., 2009.
  2. Бабынина Т.Р. Традиции национальных культур – Казань, 2006.
  3. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей – М., 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем»

Чувство любви к родному краю, городу, посёлку, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. ...

Чемоданчик «Знайки» Патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с родным краем.

Чемоданчик «Знайки» Патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с родным краем....

«Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родным краем».

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников и школьников в процессе ознакомления с родным краем»

Патриотизм не может проявиться в ребенке сразу. Он формируется в человеке постепенно, благодаря воспитанию любви к маме, папе, к своим близким, к детскому саду, к родным местам, к родной стране.Ребено...