Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем"
статья (подготовительная группа)

Богданова Гельфия Равиловна

Цель: формирование системы взаимодействия с социальными партнерами, направленной на приобщение дошкольников к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание любви к родному краю, к людям, строившим и прославлявшим его, уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации на краеведческую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

 в  которых  воплощается Родина».

В. А. Сухомлинский.

Опыт работы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем в условиях взаимодействия с социальными партнерами».

Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру? Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для духовно-нравственного воспитания. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. Ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В связи с этим  перед нами - педагогами была поставлена  цель: формирование системы взаимодействия с социальными партнерами, направленной на приобщение дошкольников к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание любви к родному краю, к людям, строившим и прославлявшим его, уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации на краеведческую деятельность.

Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

  1. Способствовать формированию патриотического отношения к России, своему краю, любви к родному поселку; общественной активности ребенка, гражданской позиции, культуре поведения и общения в социуме; укреплению семейных связей.
  2. Формировать у детей представления об историческом прошлом и настоящем нашего поселка и области, о личностях, оставивших заметный след в истории страны и родного края.
  3. Способствовать  пробуждению  интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям малой родины.
  4. Развивать познавательный интерес к изучению природы, истории, культуре родного края.
  5. Развивать память, творческое воображение, внимание, мышление, способность к поисково-исследовательской, творческой деятельности.
  6. Обогащать словарь детей, развивать связную речь, речевую активность.
  7. Воспитывать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности, своеобразный «родительский сундучок».  Это - наследство, которое  оставили нам предки, это обычаи и традиции родного края, его вековая культура, это — живая легенда и бабушкины рассказы, ратные подвиги прадедов,  дедов и  отцов, это — то самое наследство,  которое  мы должны не только  использовать  по назначению в жизни, но  и беречь, как зеницу ока, развивая  и  распространяя  ее среди  потомков.

Нашими социальными партнерами по духовно-нравственному воспитанию дошкольников являются:

  • Районная библиотека
  • Районный краеведческий музей
  • МБОУ «Радищевская СШ №1 им Героя Советского Союза Д.П.Полынкина»
  • Музей  «Правохранительных    органов,   вооруженных   сил,
  •  государственной и гражданской службы» при РОВД
  • Родители

Для успешной реализации системы патриотического воспитания детей в ДОУ, развития их познавательного интереса и активности необходимо грамотно организовать РППС. В подготовительной группе, организовали мини-музей боевой славы  «Помним –Гордимся»  «Россия – моя Родина» -

          

       Групповой уголок патриотического воспитания содержит государственные  символы  страны, области, поселка, карту России, подборки  стихотворений, загадок,  пословиц  и поговорок  о Родине, альбомы для рассматривания, собранные при участии  детей и родителей «Достопримечательности поселка »   «Они  прославили нашу Родину», «Герои  рядом с нами», изделия  народного прикладного искусства и другие материалы  для  знакомства  детей  с  малой  родиной и приобщения к истокам русской  народной  культуры.

Регулярно устраиваются групповые тематические выставки: «Защитники Отечества», «Мы помним и гордимся!»  Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем, является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой родине, т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.

Однако малую родину ребенка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые  находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. Малая родина ребенка – это и природа,  которая его окружает каждый день, и памятные места поселка, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в поселке, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.

Изучив педагогическую литературу, мы  пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:

- вызвать интерес к жизни наших земляков, дать элементарное представление об истории родного поселка;

- дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах; вызвать интерес к жизни родного края;

- познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного поселка, дать представление о защитниках Отечества;

- познакомить с бытом и традициями народов, народными праздниками.

Наиболее эффективными, являются следующие формы работы:

- Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания.

В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей малой Родины, страны проводятся  в районном краеведческом  музее, библиотеке.

- Беседы - используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная  форма работы с детьми на разные темы: «Что я знаю о своем поселке?», «Как узнать, что человек любит свой поселок?», «Что бы ты сделал, если был бы Главой поселка?» и др.

- Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием поселка.

- Продуктивная деятельность: изготовление поздравительных открыток,  подарков   руками  для  близких  людей;  конструирование макетов  военной техники;  вечного  огня, совместное  украшение  групповых  комнат  к праздникам; участие в районных  творческих  конкурсах  и акциях, «Рассказ о моем отце», «Мир начинается с мамы», «Живи, елочка!»,  конкурс  на лучшую  масленичную  куклу и др.).

-  Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки.

- Прогулки, путешествия, походы - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир, поэтому ознакомление наших воспитанников с растительным миром родного края осуществляем во время экскурсий в парк или, например, к пруду.

- Краеведческие игры используются как форма проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях.

Проектная деятельность. В 2020-2022 учебном году реализованы проекты «Живут в России разные народы», «Герои рядом с нами», «Наш родной поселок – Радищево»  Формирование патриотических чувств проходит  эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Совместное детско-родительское участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Наша задача вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.

Работу с родителями по направлению можно разделить на 3 блока:

Информационно-аналитический — направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.

Практический — предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).

Контрольно-оценочный — предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада — для этого используем  опросы, книги  отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика.

Для организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, мы использовали  такие формы как:

Анкетирование «Семейные традиции»

Консультации в родительских уголках «Семейный поход выходного дня», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Что я знаю об истории  родного поселка»».

Родительские собрания «Растить детей патриотами», «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения»

Совместная деятельность детей и родителей: оформление рисунков «Мой любимый поселок», экскурсии по поселку в рамках клуба выходного дня, изготовление макетов с родителями, Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории поселка, экскурсии с фотокамерой с дальнейшим оформлением фотовыставок или мультимедийных презентаций.

Акцент во взаимодействии с родителями стараемся ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Совместные детско-родительские встречи организуем в различных формах: спортивные мероприятия («Богатыри земли Русской»), вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки», посиделки «Чаепитие в русских  традициях», праздник «Секреты бабушкиного сундучка» посиделки «Аулак эй». и т.п.

Информационно-коммуникативные технологии используем для создания, передачи и распространения информации, это позволяет сделать наглядные материалы для родителей информационно емкими, зрелищными, комфортными. Выпуск газеты для родителей. Показ на родительском собрании, мультимедийной презентации  стало хорошим примером для родителей, как можно эффективно использовать ресурсы интернет для обогащения знаний детей, о природе и истории родного края. Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными. Просмотр видео- и фотоматериалов, иллюстрирующих образовательную деятельность детей по ознакомлению с родным краем, является положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей.

Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнут только в том случае, если мы педагоги будем  знать историю своего поселка, области, своей страны; будем уметь использовать систему краеведческой работы с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, а так же природное окружение: «зеленая зона» детского сада, лесная зона, памятники природы регионального значения, которые располагаются на территории района.

И прежде чем учить детей, необходимо  воспитателю научиться самому, уметь преподнести  материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чемоданчик «Знайки» Патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с родным краем.

Чемоданчик «Знайки» Патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с родным краем....

«Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родным краем».

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....

Из опыта работы «Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родным краем».

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...

Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем"

За последнее время в нашей стране происходят большие перемены - Россия переживает один из не простых исторических периодов. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее...