«Старые сказки на новый лад»
методическая разработка (средняя группа) по теме
В моей работе рассказывается о значении пескотерапии, знании русских народных сказок, какую роль они оказывают в развити ребенка в процессе познания ими окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.docx | 364.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Старые сказки на новый лад»
Актуальность.
Развитие ребенка происходит в процессе познания им окружающей действительности. Это знание о себе, своей семье, окружающих предметах, людях, растительном и животном мире. В каждый возрастной период ребёнок обогащается новыми сведениями. Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; размышляет о своем ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ, исследуя собственные способности и возможности. Задача взрослых - научить детей воспринимать предметы и явления в многообразных связях, размышлять, делать выводы. Для выполнения этой задачи я использую сказко- и пескотерапию. Наши сказочные герои увлекают детей в мир фантазий и увлечений, тем самым повышается уверенность и самостоятельность малыша, формируются навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Значение пескотерапии
Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как:
- существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
- в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Активизация мелкой моторики способствует стимулированию речевых зон коры головного мозга.
- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
- песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
- Значение русских народных сказок.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый педагог, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.
В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Поэтому в процессе своей работы я использую моделирование сказок на песке.
Цель: обеспечить эффективное детско-родительское взаимодействие для эмоционального и творческого развития, активизация речевой деятельности, приобретение коммуникативных навыков.
Задачи:
- Повышение уверенности и самостоятельности малыша.
- Формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми.
- Развитие творческих способностей и интеллектуального потенциала.
- Развитие мелкой и крупной моторики;
- Расширение психологической компетентности родителей.
«Метод моделирования
сказок как средство развития речи детей»
В процессе работы с детьми обогащается и активизируется предметный, глагольный словарь и словарь признаков. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это моделирование русской народной сказки на песке.
Работа со сказкой включает в себя 3 основных направления работы.
- Знакомство со сказкой.
- Активизация речевой деятельности, наращивание словаря.
- Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения.
Практическая часть
Цели занятий:
- развитие речи детей;
- развитие эмоциональной и моторной адекватности;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие пространственной ориентации;
- укрепление союза с родителями.
Материалы и оборудование для занятий:
1.Песочница с песком.
2.Деревянные модели сказочных героев («Курочка – ряба», «Репка», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три поросёнка», «Лиса и журавль»).
3. Разноцветный рубчик.
4.Разноцветные бусинки.
5.Детские наборы в песочницу.
Каждое занятие строится в определённой последовательности:
1.Ритуал приветствия сказки.
Создать настрой на совместную работу, «войти» в сказку.
«Лиса по лесу ходила
Звонки песни выводила
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела…» это еще присказка, а сказка дальше пойдет!
2.Рассказывание сказки.
Ведущий начинает рассказывать сказку, а ребёнок выбирает нужных сказочных персонажей.
Например:
Сказка «Курочка-Ряба».
Жили-были дед и баба, и была у них Курочка-Ряба. Снесла курочка яичко, не простое, а золотое. Дед бил, бил, не разбил. Баба била, била, не разбила.
И дальше ребёнку задаётся проблемный вопрос: «Что же делать? Кого бы ты хотел позвать в гости, чтобы помочь деду и бабе?»
Ребёнок выбирает любого персонажа для дальнейшего импровизированного сказочного сюжета.
Далее создаётся ещё одна проблемная ситуация:
-Мышка (медведь, волк, колобок и т.д.) не могут попасть в сказку, пока ты не проложишь им в песке дорожку. И ребёнок начинает прокладывать дорожку с помощью материала для развития мелкой моторики (разноцветные рубчики, бисер).
3.Концовка сказки.
Окончание сказки может быть совсем разным – ребёнок сам должен найти выход из создавшегося положения, придумывая её на новый лад.
4.Ритуал выхода из сказки.
Мы в ладошки хлоп-хлоп
Ножками мы топ-топ
Со сказочкой прощаемся
К маме возвращаемся!
Заключение
Впечатления от такой сказки у ребёнка не имеет границ! Как правило, наши сказки имеют хороший конец и не вызывают у ребёнка тревогу. Тем самым развивает у него не только воображение, но и стимулирует речевое развитие, коммуникативные качества.
Чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов это арттерапия - лечение искусством, которым и является один из методов - сказкотерапия.
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или переписывались. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованное представление по ПДД Сказка "Теремок - старая сказка на новый лад для примерных дошколят
Воспитание примерных, умных пешеходов...
Развлечение про ПДД. Сказка «Теремок» (старая сказка на новый лад для примерных дошколят)
Сказка «Теремок»(старая сказка на новый лад для примерных дошколят) Цель: пропаганда здорового образа жизни. Воспитывать положительное отношение к соблюдению правил дорожного движения...
Сценарий сказки-инсценировки «Репка» (старая сказка на новый лад)
Сценарий сказки-инсценировки «Репка» (старая сказка на новый лад) с детьми группы компенсирующей направленности «Почемучки»Действующие лица: хоровод: Репка, Дед, Бабка, Жучка,...
Сценарий сказки-инсценировки «Заюшкина избушка» (старая сказка на новый лад)
Сценарий сказки-инсценировки «Заюшкина избушка» (старая сказка на новый лад) Постановщик: воспитатель Иванова И.С.Действующие лица: Заяц, белочка, лиса, медвежонок, волчок, ведущий. Основные раб...
Развлечение Сказка «Теремок» (старая сказка на новый лад для примерных дошколят)
Цель: пропаганда здорового образа жизни. Воспитывать положительное отношение к соблюдению правил дорожного движения. Задачи:1.Продолжать развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказ...
Сказка «Теремок» (старая сказка на новый лад для примерных дошколят)
Цель: пропаганда здорового образа жизни. Воспитывать положительное отношение к соблюдению правил дорожного движения....