«Старые сказки на новый лад»
методическая разработка (средняя группа) по теме

Третьякова Анна Алексеевна

В моей работе рассказывается о значении пескотерапии, знании русских народных сказок, какую роль они оказывают  в развити ребенка в процессе познания ими окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx364.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Старые сказки на новый лад»

C:\Documents and Settings\Психолог\Рабочий стол\питер\конкурс\SDC10929.JPG

Актуальность.

Развитие ребенка происходит в процессе познания им окружающей действительности. Это знание о себе, своей семье, окружающих предметах, людях, растительном и животном мире. В каждый возрастной период ребёнок обогащается новыми сведениями. Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; размышляет о своем ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ, исследуя собственные способности и возможности. Задача взрослых - научить детей воспринимать предметы и явления в многообразных связях, размышлять, делать выводы. Для выполнения этой задачи я использую сказко- и пескотерапию.  Наши сказочные герои увлекают детей в мир фантазий и увлечений, тем самым повышается уверенность и самостоятельность малыша, формируются навыки общения со сверстниками и взрослыми.

                                          Значение пескотерапии

Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как:

  • существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
  • в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Активизация мелкой моторики способствует стимулированию речевых зон коры головного мозга.
  • совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
  1. Значение русских народных сказок.

   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый педагог, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.

В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Поэтому в процессе своей работы я использую моделирование сказок на песке.

Цель: обеспечить эффективное детско-родительское взаимодействие для эмоционального и творческого развития, активизация речевой деятельности,  приобретение коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Повышение уверенности и самостоятельности малыша.
  • Формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми.
  • Развитие творческих способностей и интеллектуального потенциала.
  • Развитие мелкой и крупной моторики;
  • Расширение психологической компетентности родителей.

«Метод моделирования

сказок как средство развития речи детей»

В процессе работы с детьми обогащается и активизируется предметный, глагольный словарь и словарь признаков. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это моделирование русской народной сказки на песке.

Работа со сказкой включает в себя 3 основных направления работы.

  1. Знакомство со сказкой.
  2. Активизация речевой деятельности, наращивание словаря.
  3. Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления  и воображения.

Практическая часть

Цели занятий:

 -         развитие речи детей;

-         развитие эмоциональной и моторной адекватности;

-         развитие коммуникативных навыков;

-         развитие  пространственной ориентации;

-         укрепление союза с родителями.  

Материалы и оборудование для занятий:

1.Песочница с песком.

2.Деревянные модели сказочных героев («Курочка – ряба», «Репка», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три поросёнка», «Лиса и журавль»).

3. Разноцветный рубчик.

4.Разноцветные бусинки.

5.Детские наборы в песочницу.

Каждое занятие строится в определённой последовательности:

1.Ритуал приветствия сказки.

Создать настрой на совместную работу, «войти» в сказку.

«Лиса по лесу ходила

Звонки песни выводила

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела…» это еще присказка, а сказка дальше пойдет!

2.Рассказывание сказки.

Ведущий начинает рассказывать сказку, а ребёнок выбирает нужных сказочных персонажей.

Например:

Сказка «Курочка-Ряба».

Жили-были дед и баба, и была у них Курочка-Ряба. Снесла курочка яичко, не простое, а золотое. Дед бил, бил, не разбил. Баба била, била, не разбила.

И дальше ребёнку задаётся проблемный вопрос: «Что же делать? Кого бы ты хотел позвать в гости, чтобы помочь деду и бабе?»

Ребёнок выбирает любого персонажа для дальнейшего импровизированного сказочного сюжета.

Далее создаётся ещё одна проблемная ситуация:

-Мышка (медведь, волк, колобок и т.д.) не могут попасть в сказку, пока ты не проложишь им в песке дорожку. И ребёнок начинает прокладывать дорожку с помощью материала для развития мелкой моторики (разноцветные рубчики, бисер).

3.Концовка сказки.

Окончание сказки может быть совсем разным – ребёнок сам должен найти выход из создавшегося положения, придумывая её на новый лад.

4.Ритуал выхода из сказки.

Мы в ладошки хлоп-хлоп

Ножками мы топ-топ

Со сказочкой прощаемся

К маме возвращаемся!

Заключение

Впечатления от такой сказки у ребёнка не имеет границ! Как правило, наши сказки имеют хороший конец и не вызывают у ребёнка тревогу. Тем самым развивает у него не только воображение, но и стимулирует речевое развитие, коммуникативные качества.

Чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов это арттерапия - лечение искусством, которым и является один из методов - сказкотерапия.

           Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или переписывались. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение про ПДД. Сказка «Теремок» (старая сказка на новый лад для примерных дошколят)

Сказка «Теремок»(старая сказка на новый лад для примерных дошколят) Цель: пропаганда здорового образа жизни.  Воспитывать положительное отношение к соблюдению правил дорожного движения...

Сценарий сказки-инсценировки «Репка» (старая сказка на новый лад)

Сценарий сказки-инсценировки «Репка» (старая сказка на новый лад) с  детьми группы компенсирующей направленности «Почемучки»Действующие лица: хоровод:  Репка,  Дед,  Бабка, Жучка,...

Сценарий сказки-инсценировки «Заюшкина избушка» (старая сказка на новый лад)

Сценарий сказки-инсценировки «Заюшкина избушка» (старая сказка на новый лад) Постановщик: воспитатель Иванова И.С.Действующие лица: Заяц, белочка, лиса, медвежонок, волчок, ведущий.  Основные раб...

Развлечение Сказка «Теремок» (старая сказка на новый лад для примерных дошколят)

Цель: пропаганда здорового образа жизни.  Воспитывать положительное отношение к соблюдению правил дорожного движения. Задачи:1.Продолжать развивать умение разыгрывать сценки по знакомым сказ...

Сказка «Теремок» (старая сказка на новый лад для примерных дошколят)

Цель: пропаганда здорового образа жизни.  Воспитывать положительное отношение к соблюдению правил дорожного движения....