Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Печенкина Тамара Михайловна

Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у детей с нарушением речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_shkole_detey_s_rechevymi_narusheniyami.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №17

 «Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»

 «Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»

Подготовил:

Печенкина Т.М. воспитатель МБДОУ №17 д/сад «Пчелка»

2017г.

Содержание

1.Введение

2.Решение коррекционных задач с помощью игр и упражнений.

3.Заключение.

4.Используемая литература.

1.Введение

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них-овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения-одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

   Стойкие специфический ошибки при письме (дисграфии) и чтении (дислексии) нередко учителя объясняют неумением или нежеланием ребёнка сосредоточиться, недостаточным вниманием. Однако в основе возникновения стойких и «нелепых» ошибок лежат не личностные особенности ребёнка, а серьёзные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, нарушение звукопроизношения и т.д.

Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более 100 лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением ( Бельгия – 5 %, Британия – 4 %, Греция – 5 %, Финляндия – 10 %, Соединённые Штаты Америки – 8,5 %).

 Современные знания о дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения) в нашей стране связаны, главным образом, с идеями А.Р.Лурия, Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, В.Н.Винарской, Н.А.Никашиной, которые более чем полвека лежат в основе отечественной теории и практики изучения нарушений письма и чтения у детей и взрослых, сохраняя свое значение и теперь.

 В настоящее время проблемой преодоления нарушения чтения и письма занимаются Р.И.Лалаева, В.И.Городилова, М.З.Кудрявцева и другие, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определять причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.

 Некоторые исследователи и педагоги обращают внимание на возрастание роли профилактической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей: Ю.Ф.Гаркуша, Т.Н.Кроткова, Н.И.Шудьдешова “Некоторые аспекты логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста” (формирование представлений детей о звуко-буквенном и слоговом составе слов, грамматических отношениях слов, структуре предложения с использованием наглядных моделей и наглядного моделирования); М.Г.Милостивенко “Предупреждение нарушений чтения и письма” (система заданий по предупреждению нарушений на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста); Г.В.Бабина, Н.А.Грассе “Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи”.

2.Решение коррекционных задач с помощью игр и упражнений.

Поэтому, работая по вышеперечисленным направлениям развития речи у дошкольников, учитель-логопед должен особое внимание уделять профилактической работе по предупреждению ошибок чтения и письма.  Были сформулированы следующие коррекционные задачи по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения у детей с нарушениями речи:

-развитие конструктивного праксиса;

-совершенствование зрительно-пространственного восприятия;

-формирование навыков чтения;

-развитие тактильных ощущений.

  Каждую из этих задач в коррекционной работе реализуют с помощью игр и упражнений, которые хочу вам продемонстрировать на экране.

 1. Развитие конструктивного праксиса.

Лучше запомнить зрительный образ буквы, а значит избежать в дальнейшем определённых ошибок при письме и чтении, ребёнку помогает совершение действий с этой буквой. Осуществлять манипуляции с буквами позволяют такие игры, как:

-«Допиши букву»

-Моделирование букв из палочек, пуговиц, спичек

-На индивидуальных занятиях использую игру «Пазлы», в которой дети из отдельных частей составляют букву.

-Детям нравится игра «Волшебные резиночки», где дошкольники вначале по образцу, а затем по памяти должны составить буквы из резиночек.

-«Буквенные дорожки» (в этой игре дошкольники из разноцветных лент  составляют буквы, слова, а затем по этим буквам  совершают различные  действия под музыку(ходьба, бег, прыжки))

2. Совершенствование зрительно-пространственного восприятия.

Многие из этих игр также можно использовать для развития зрительно-пространственного восприятия. Ведь при выполнении манипуляций с буквами у ребёнка не может быть не задействовано зрительно-пространственное восприятие. То есть эти 2 задачи тесно связаны друг с другом. Способствуют развитию зрительно-пространственного восприятия так же такие игры, как:

- «Зашумлённые буквы»

-«Кто внимательнее» (назвать из предложенных букв те, которые смотрят вправо, влево, прямо;  перепечатать буквы, которые состоят из 1 элемента (о,с), 2-х (у,г,з), 3-х элементов.

-«Зачеркни неправильную букву»

 -«Найди и покажи» (выделение букв в геометрической фигуре)

 -«Дорисуй по точкам»

 - Часто при изучении новой буквы с дошкольниками  использую игру «Живая буква» (в которой с помощью поз и движений дети должны показать букву. Кроме того «живые» буквы могут объединятся в слова)

 -«Звуковая эстафета» (по первым звукам названия картинок надо прочитать слово, и составить это слово из букв)

 -«Изографы»

 3. Формирование навыков чтения.

Три последние игры можно использовать при формирования навыка чтения. Для реализации этой задачи я также использую следующие игры:

-«Отгадывание кроссвордов»

-«Слоговые часы»

-«Заколдованное слово» (от сказочного персонажа Буквоеда)

Отгадывание ребусов»

-«Буквенный экран»(по движению магнита по буквам, дети должны прочитать слово)

  4. Развитие тактильных ощущений.

При работе по профилактике дисграфии я стараюсь задействовать у ребёнка все анализаторные системы: зрительную, слуховую, тактильную. В этом мне помогают следующие игры:

-«Умные ручки» (дети на ощупь отгадывают и называют спрятанную в муфте букву)

-«Угадай подаренную букву» (ребёнок должен узнать, какую букву ему написал на спине товарищ)

 В результате целенаправленного и систематичного использования данных игр и упражнений у детей:

-повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

-развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

При обучении дошкольников чтению и письму родителям следует избегать распространенных ошибок, которые могут привести к нарушениям чтения и письма у дошколят, к дисграфии и дислексии.

Какие же упражнения необходимо делать  с ребенком, чтобы предупредить возникновение дисграфии?

Грамотное предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям:

Важно перед школой и в момент обучения чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении.

Важно, чтобы ребенок перед школой хорошо овладел понятиями «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», фонетическое лото«слог», «ударение», «слово», «предложение».

Дошкольник должен понимать различия между:

буквой и звуком;

гласным и согласным;

словом, слогом и звуком;

твердыми и мягкими согласными;

звонкими и глухими согласными;

Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.По дорожке слов

Упражнения на тренировку звукового анализа (фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками, чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза:

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [О] и топни ножкой, когда услышишь звук [У].

Разложи картинки  две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.

Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т.п).

Я назову твердый, а ты – парный мягкий ( С – СЬ, М – МЬ и т.п).

Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука [П] положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук [Б] клади в домик со звоночком.

У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове бОльшее количество слогов.

Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.

Найди слова с одинаковым слогом в конце слова.

Если у ребенка были нарушения звукопроизношения и он заменял один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начнете обучать ребенка письму и чтению. Но бывает и так, что звуки исправлены, а ребенок иногда все же продолжает их путать! Например, раньше малыш  вместо звука [Ш] произносил звук [С], но логопед поставил шипящий звук и вроде бы все нормально. Но в некоторых словах ребенок как бы по привычке возвращается к старому произношению, и говорит «малыс» вместо «малыш», или «космош» вместо «космос». Забавно, правда? Да, но и опасно! Ведь так он будет и писать. лото дифференциация звуков С-Ш

Различение звуков, которые ребенок неправильно произносил, путал и менял друг на друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии:

Если услышишь звук [Ш] подними его символ (картинка, символизирующая звук, например, шарик, из которого выходи воздух), а если прозвучит звук [С] – покажи его символ (например, насос).

Повтори за мной звуки, не перепутай:  [Ш] [С] [С], [C] [С] [Ш], [Ш] [С] [Ш] и т.д.

Подними символ звука [Ш], если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук [С] – подними символ звука звук [С].

Посели слова со звуками [Ш] и  [С] в разные домики.

3. При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом: [В] а не [ВЭ],  [Щ] а не  [ЩА] или [ЩЕ],   [Л] а не  [ЭЛ] или [ЛЭ]. Сразу же учите ребенка читать каждую букву только  одним звуком, который ее обозначает.  Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» — «вэаза», вместо «щука» — «щаука», вместо «лапа» — «лэапэа» (это примеры ошибок дошкольников из моей практики), потому что ребенок произносит название буквы как 2 звука. Возникнет путаница в восприятии букв и звуков нашей речи.

Если такая ошибка была допущена родителями или педагогом (бывает и такое), выполняйте упражнения по профилактике дисграфии:

Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук), ребенок пишет.

Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на доске или листе бумаги, ребенок пишет её и произносит (только один звук, обозначающий букву): буква [Ш], буква [Т] и т.д.

Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинаются с одного звука. Например: рыба, руль, рысь – все слова начинаются с буквы Р (буквы  [Р]). Ребенок называет букву ее звуковым аналогом.

 При обучении письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребенка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребенок запомнит образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме.Лепим буквы

Проводите с дошкольником упражнения по профилактике оптической дисграфии:

Обведи букву;

Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;

Дорисуй недостающие детали;

Зачеркни неправильно написанные буквы;

Выучи стихотворение про букву.

Какая буква получится, если добавить детали?

Какая буква получится, если убрать детали?

Нарисуй букву в воздухе.

Сравни 2 буквы, чем они похожи и чем отличаются?

3.Заключение.

Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с нарушениями речи состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей  комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях речевого детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактики дисграфий должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а так же с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с нарушениями речи по степени риска возникновения дисграфий.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей- залог успешного обучения детей в школе.

4.Литература

1. Аркин Е. А.: Дошкольный возраст. М., Учпедгиз, 1948 г.

2. Ананьев Б. Г.: Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. ”Известия" // АПН СССР - 1955г.

3. Бельтюков В. И.: Взаимодействие анализаторов в процессе усвоения устной речи (в норме и патологии)

5. Волкова Л. С.: Логопедия. Гл. ”Общее недоразвитие речи". “Владос" М., 1998г, стр.482-507

8. Гаркуша Ю. Ф.: Коррекция и развитие речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи. ж”Дефектология” №6, 1990г.

9. Глухов В. П.: Особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Автореф. днс…канд. пед. наук М, 1987г.

10. Ефименкова Л.Н., Садовникова И. Н.: Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М, 1972г.

11. Жаренкова Г. И.: Выявление недостатков речи у детей. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под редакцией Р.Е. Левиной, М., 1965г.

12. 12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б.: Преодоление

13. общего недоразвития речи у дошкольников. М, 1990г.

14. Каше Г. А.: Предупреждение нарушений письма и чтения у детей // 0сновы теории и практики логопедии. М, 1968г.

15. Корнев А. Н.: Методика раннего выявления дислексии у детей. С-Петербург 1991г.

16. Корнев А. Н.: Дислексия и дисграфия у детей. С-Петербург, 1995г.

17. Корнев А. Н.: Нарушение чтения и

   

 «Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»

 «Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»

Выполнил:

Печенкина Т.М. воспитатель МБДОУ №17 д/сад «Пчелка»

Содержание

1.Введение

2.Решение коррекционных задач с помощью игр и упражнений.

3.Заключение.

4.Используемая литература.

1.Введение

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них-овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения-одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

   Стойкие специфический ошибки при письме (дисграфии) и чтении (дислексии) нередко учителя объясняют неумением или нежеланием ребёнка сосредоточиться, недостаточным вниманием. Однако в основе возникновения стойких и «нелепых» ошибок лежат не личностные особенности ребёнка, а серьёзные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, нарушение звукопроизношения и т.д.

Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более 100 лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением ( Бельгия – 5 %, Британия – 4 %, Греция – 5 %, Финляндия – 10 %, Соединённые Штаты Америки – 8,5 %).

 Современные знания о дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения) в нашей стране связаны, главным образом, с идеями А.Р.Лурия, Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, В.Н.Винарской, Н.А.Никашиной, которые более чем полвека лежат в основе отечественной теории и практики изучения нарушений письма и чтения у детей и взрослых, сохраняя свое значение и теперь.

 В настоящее время проблемой преодоления нарушения чтения и письма занимаются Р.И.Лалаева, В.И.Городилова, М.З.Кудрявцева и другие, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определять причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.

 Некоторые исследователи и педагоги обращают внимание на возрастание роли профилактической работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей: Ю.Ф.Гаркуша, Т.Н.Кроткова, Н.И.Шудьдешова “Некоторые аспекты логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста” (формирование представлений детей о звуко-буквенном и слоговом составе слов, грамматических отношениях слов, структуре предложения с использованием наглядных моделей и наглядного моделирования); М.Г.Милостивенко “Предупреждение нарушений чтения и письма” (система заданий по предупреждению нарушений на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста); Г.В.Бабина, Н.А.Грассе “Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи”.

2.Решение коррекционных задач с помощью игр и упражнений.

Поэтому, работая по вышеперечисленным направлениям развития речи у дошкольников, учитель-логопед должен особое внимание уделять профилактической работе по предупреждению ошибок чтения и письма.  Были сформулированы следующие коррекционные задачи по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения у детей с нарушениями речи:

-развитие конструктивного праксиса;

-совершенствование зрительно-пространственного восприятия;

-формирование навыков чтения;

-развитие тактильных ощущений.

  Каждую из этих задач в коррекционной работе реализуют с помощью игр и упражнений, которые хочу вам продемонстрировать на экране.

 1. Развитие конструктивного праксиса.

Лучше запомнить зрительный образ буквы, а значит избежать в дальнейшем определённых ошибок при письме и чтении, ребёнку помогает совершение действий с этой буквой. Осуществлять манипуляции с буквами позволяют такие игры, как:

-«Допиши букву»

-Моделирование букв из палочек, пуговиц, спичек

-На индивидуальных занятиях использую игру «Пазлы», в которой дети из отдельных частей составляют букву.

-Детям нравится игра «Волшебные резиночки», где дошкольники вначале по образцу, а затем по памяти должны составить буквы из резиночек.

-«Буквенные дорожки» (в этой игре дошкольники из разноцветных лент  составляют буквы, слова, а затем по этим буквам  совершают различные  действия под музыку(ходьба, бег, прыжки))

2. Совершенствование зрительно-пространственного восприятия.

Многие из этих игр также можно использовать для развития зрительно-пространственного восприятия. Ведь при выполнении манипуляций с буквами у ребёнка не может быть не задействовано зрительно-пространственное восприятие. То есть эти 2 задачи тесно связаны друг с другом. Способствуют развитию зрительно-пространственного восприятия так же такие игры, как:

- «Зашумлённые буквы»

-«Кто внимательнее» (назвать из предложенных букв те, которые смотрят вправо, влево, прямо;  перепечатать буквы, которые состоят из 1 элемента (о,с), 2-х (у,г,з), 3-х элементов.

-«Зачеркни неправильную букву»

 -«Найди и покажи» (выделение букв в геометрической фигуре)

 -«Дорисуй по точкам»

 - Часто при изучении новой буквы с дошкольниками  использую игру «Живая буква» (в которой с помощью поз и движений дети должны показать букву. Кроме того «живые» буквы могут объединятся в слова)

 -«Звуковая эстафета» (по первым звукам названия картинок надо прочитать слово, и составить это слово из букв)

 -«Изографы»

 3. Формирование навыков чтения.

Три последние игры можно использовать при формирования навыка чтения. Для реализации этой задачи я также использую следующие игры:

-«Отгадывание кроссвордов»

-«Слоговые часы»

-«Заколдованное слово» (от сказочного персонажа Буквоеда)

Отгадывание ребусов»

-«Буквенный экран»(по движению магнита по буквам, дети должны прочитать слово)

  4. Развитие тактильных ощущений.

При работе по профилактике дисграфии я стараюсь задействовать у ребёнка все анализаторные системы: зрительную, слуховую, тактильную. В этом мне помогают следующие игры:

-«Умные ручки» (дети на ощупь отгадывают и называют спрятанную в муфте букву)

-«Угадай подаренную букву» (ребёнок должен узнать, какую букву ему написал на спине товарищ)

 В результате целенаправленного и систематичного использования данных игр и упражнений у детей:

-повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

-развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

При обучении дошкольников чтению и письму родителям следует избегать распространенных ошибок, которые могут привести к нарушениям чтения и письма у дошколят, к дисграфии и дислексии.

Какие же упражнения необходимо делать  с ребенком, чтобы предупредить возникновение дисграфии?

Грамотное предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям:

Важно перед школой и в момент обучения чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении.

Важно, чтобы ребенок перед школой хорошо овладел понятиями «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», фонетическое лото«слог», «ударение», «слово», «предложение».

Дошкольник должен понимать различия между:

буквой и звуком;

гласным и согласным;

словом, слогом и звуком;

твердыми и мягкими согласными;

звонкими и глухими согласными;

Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.По дорожке слов

Упражнения на тренировку звукового анализа (фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками, чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза:

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [О] и топни ножкой, когда услышишь звук [У].

Разложи картинки  две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.

Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т.п).

Я назову твердый, а ты – парный мягкий ( С – СЬ, М – МЬ и т.п).

Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука [П] положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук [Б] клади в домик со звоночком.

У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове бОльшее количество слогов.

Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.

Найди слова с одинаковым слогом в конце слова.

Если у ребенка были нарушения звукопроизношения и он заменял один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начнете обучать ребенка письму и чтению. Но бывает и так, что звуки исправлены, а ребенок иногда все же продолжает их путать! Например, раньше малыш  вместо звука [Ш] произносил звук [С], но логопед поставил шипящий звук и вроде бы все нормально. Но в некоторых словах ребенок как бы по привычке возвращается к старому произношению, и говорит «малыс» вместо «малыш», или «космош» вместо «космос». Забавно, правда? Да, но и опасно! Ведь так он будет и писать. лото дифференциация звуков С-Ш

Различение звуков, которые ребенок неправильно произносил, путал и менял друг на друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии:

Если услышишь звук [Ш] подними его символ (картинка, символизирующая звук, например, шарик, из которого выходи воздух), а если прозвучит звук [С] – покажи его символ (например, насос).

Повтори за мной звуки, не перепутай:  [Ш] [С] [С], [C] [С] [Ш], [Ш] [С] [Ш] и т.д.

Подними символ звука [Ш], если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук [С] – подними символ звука звук [С].

Посели слова со звуками [Ш] и  [С] в разные домики.

3. При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом: [В] а не [ВЭ],  [Щ] а не  [ЩА] или [ЩЕ],   [Л] а не  [ЭЛ] или [ЛЭ]. Сразу же учите ребенка читать каждую букву только  одним звуком, который ее обозначает.  Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» — «вэаза», вместо «щука» — «щаука», вместо «лапа» — «лэапэа» (это примеры ошибок дошкольников из моей практики), потому что ребенок произносит название буквы как 2 звука. Возникнет путаница в восприятии букв и звуков нашей речи.

Если такая ошибка была допущена родителями или педагогом (бывает и такое), выполняйте упражнения по профилактике дисграфии:

Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук), ребенок пишет.

Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на доске или листе бумаги, ребенок пишет её и произносит (только один звук, обозначающий букву): буква [Ш], буква [Т] и т.д.

Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинаются с одного звука. Например: рыба, руль, рысь – все слова начинаются с буквы Р (буквы  [Р]). Ребенок называет букву ее звуковым аналогом.

 При обучении письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребенка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребенок запомнит образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме.Лепим буквы

Проводите с дошкольником упражнения по профилактике оптической дисграфии:

Обведи букву;

Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;

Дорисуй недостающие детали;

Зачеркни неправильно написанные буквы;

Выучи стихотворение про букву.

Какая буква получится, если добавить детали?

Какая буква получится, если убрать детали?

Нарисуй букву в воздухе.

Сравни 2 буквы, чем они похожи и чем отличаются?

3.Заключение.

Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с нарушениями речи состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей  комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированностью монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях речевого детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактики дисграфий должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а так же с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с нарушениями речи по степени риска возникновения дисграфий.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей- залог успешного обучения детей в школе.

Список используемой литературы

1. Аркин Е. А.: Дошкольный возраст. М., Учпедгиз, 1948 г.

2. Ананьев Б. Г.: Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. ”Известия" // АПН СССР - 1955г.

3. Бельтюков В. И.: Взаимодействие анализаторов в процессе усвоения устной речи (в норме и патологии)

5. Волкова Л. С.: Логопедия. Гл. ”Общее недоразвитие речи". “Владос" М., 1998г, стр.482-507

8. Гаркуша Ю. Ф.: Коррекция и развитие речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи. ж”Дефектология” №6, 1990г.

9. Глухов В. П.: Особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Автореф. днс…канд. пед. наук М, 1987г.

10. Ефименкова Л.Н., Садовникова И. Н.: Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М, 1972г.

11. Жаренкова Г. И.: Выявление недостатков речи у детей. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под редакцией Р.Е. Левиной, М., 1965г.

12. 12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б.: Преодоление

13. общего недоразвития речи у дошкольников. М, 1990г.

14. Каше Г. А.: Предупреждение нарушений письма и чтения у детей // 0сновы теории и практики логопедии. М, 1968г.

15. Корнев А. Н.: Методика раннего выявления дислексии у детей. С-Петербург 1991г.

16. Корнев А. Н.: Дислексия и дисграфия у детей. С-Петербург, 1995г.

17. Корнев А. Н.: Нарушение чтения и письма у детей. С-Петербург 1997г.

19. Лурия А. Р.: Высшие корковые функции человека. М., 1969г.

20. Лурия А. Р.: Очерки психофизиологии письма М., изд АНН РСФСР, 1950г

21. Лалаева Р. М.: Нарушение процесса овладения чтением у школьников М, Просвещение 1983 г.

22. Левина Р. Е.: Недостатки чтения и письма у детей М, Учпедгиз 1940г

письма у детей. С-Петербург 1997г.

19. Лурия А. Р.: Высшие корковые функции человека. М., 1969г.

20. Лурия А. Р.: Очерки психофизиологии письма М., изд АНН РСФСР, 1950г

21. Лалаева Р. М.: Нарушение процесса овладения чтением у школьников М, Просвещение 1983 г.

22. Левина Р. Е.: Недостатки чтения и письма у детей М, Учпедгиз 1940г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация как средство развития мелкой моторики и подготовки к школе детей с речевой патологией.

Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам а...

«Содержание коррекционной работы по подготовке к школе детей с речевыми нарушениями»

Поступление ребенка в школу  важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1ом классе ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7 летнего возраста владел...

Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями. Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа).

laquo;Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»Конспект разработан для проведения занятия с детьми, имеющими ОНР 3 ур. в возрасте 6-7 лет, воспитывающихся в условиях специальной гр...

Доклад "Подготовка к школе детей с интеллектуальными нарушениями"

Данный материал раскрывает направления коррекционно-развивающей работы с умственноотсталыми дошкольниками....