Доклад "Подготовка к школе детей с интеллектуальными нарушениями"
консультация по коррекционной педагогике

Курганова Екатерина Алексеевна

Данный материал раскрывает направления коррекционно-развивающей работы с умственноотсталыми дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_shkole_detey.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ

С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Учитель – дефектолог

МДОУ «Детский сад №5 СЕРПАНТИН»

Курганова Екатерина Алексеевна

Интеллектуальные нарушения - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у умственно отсталых детей формируется только предметно-манипулятивная  деятельность. Игровая деятельность не становится ведущей, либо не сформирована вовсе. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно не формируется. Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, т.к. он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников.

Такой ребенок испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, конструированию. Если ребенок не получил в дошкольном возрасте специальной (коррекционной) помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению. Попадая в массовую школу, дети с интеллектуальными нарушениями сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении основных учебных дисциплин.  И даже дублирование программного материала в течение еще одного года не помогает им усвоить программный материал.

Раннее начало коррекционной работы с ребенком с интеллектуальной недостаточностью позволяет максимально снивелировать нарушение и предотвратить формирование вторичных дефектов. Система коррекционно-развивающей деятельности,  направленная на развитие всех сторон личности ребенка помогает  ему освоить первичные умения социализироваться.

Для того чтобы ребенок включился в коррекционно-развивающий процесс, важной предпосылкой является организация и темп деятельности: старший дошкольник должен уметь вовремя включиться в работу, уметь переключиться с одного задания на другое. Все это формируется в процессе непосредственной образовательной деятельности с учителем-дефектологом.

Другой необходимой предпосылкой к развитию интеллектуальной сферы является наличие у ребенка с нарушениями интеллекта элементарных познавательных интересов и познавательной активности.

Формирование познавательных интересов не сводится к тому, чтобы дать детям определенные знания, умения и навыки.

Речь, прежде всего, должна идти о том, чтобы воспитать у них потребность в знаниях и по возможности сформировать способы их приобретения.

Развитие интереса к окружающему, к познанию происходит, как правило, в разных видах детской деятельности.

Каждый вид детской деятельности вносит свой особый вклад в развитие ребенка.

Первая самостоятельная деятельность - предметная - вводит в мир вещей, созданных руками человека, знакомит его с их ролью в жизни человеческого общества.

Следом за предметной деятельностью развивается игровая, которая сначала тоже протекает как действия с предметами. Но по мере своего развития игра ведет ребенка к отражению и осмыслению человеческих отношений, к развитию новых сторон мышления и воображения, к развитию знаково-символической функции. Сначала ребенок замещает недостающие предметы другими, похожими, затем любыми, которым он придает соответствующую функцию, и наконец, просто словами.

Если ребенка с нарушениями интеллекта систематически обучают игре, постепенно подводят его к использованию предметов-заместителей, то к старшему дошкольному возрасту отмечаются уже элементы знаково-символической функции, необходимой для овладения языком, элементарными математическими представлениями, географическими и другими знаниями. Позднее на этом фундаменте строится познавательная деятельность.

Изобразительная и конструктивная деятельность - первые виды продуктивной деятельности. Задачи создания своими руками нового продукта - будь то рисунок, лепная поделка, постройка - заставляют ребенка стремиться получить правильное отражение воспринятого и тем самым способствуют дальнейшему развитию восприятия, представлений, знаний о предмете, закрепленных в речи, т.е. активизируют всю его познавательную и речевую деятельность.

Воспитание детей с нарушением интеллекта отличается своеобразием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционной деятельности с формированием практических навыков и умений.

Общими причинами, задерживающими формирование ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ  у умственно отсталых детей, являются:

  • инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий, снижению интереса к окружающему;
  • низкий уровень ориентировочной деятельности;
  • недоразвитие моторики, с чем связано ограничение практического чувственного опыта;
  • недостаточная деятельность, несовершенство взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта;
  • позднее и нарушенное развитие речи (бедность словаря, трудности в формулировании собственных высказываний, непонимание обращенной речи).

Часто начало коррекционной работы с ребенком откладывается родителями по многим причинам до достижения школьного возраста.

Однако самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей - это возраст от 3 до 8 лет, поэтому упускать это время, благоприятное для развития ребенка, нельзя.

Обучать ребенка - это не значит посадить его за стол и в течение определенного достаточно длительного времени проводить те или иные упражнения. Коррекционно-развивающая работа в первую очередь предполагает правильную, рациональную организацию деятельности ребенка. Способности ребенка развиваются в деятельности. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, обязательно взрослыми должна создаваться для ребенка ситуация успеха.

Положительное отношение к занятиям должно быть сформировано на ранних этапах обучения. Необходимо заинтересовать ребенка занятиями, и постоянно его поощрять, хвалить и не ругать за неудачу. Важно научить ребенка преодолевать трудности, радоваться своим победам. Наряду с новыми заданиями целесообразно предлагать и упражнения, уже хорошо знакомые ребенку, выполнение которых не вызывает затруднений и доставляет удовольствие. Это поддерживает у ребенка интерес к занятиям, развивает его активность и уверенность в своих силах.

Для того, чтобы ребенок не огорчался при неудачах, необходимы своевременные и разумные меры помощи. Необходимо правильно регулировать дозу помощи.

Всегда отмечайте даже самые незначительные успехи ребенка. Только в таком случае можно добиться серьезных сдвигов в положительную сторону в интеллектуальном развитии. Обязательно поддерживайте высокий уровень интереса и познавательной активности у детей.

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С УМСТВЕННООТСТАЛЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ.


Развитие ВНИМАНИЯ

Коррекционно-развивающие занятия с детьми лучше начинать с формирования ВНИМАНИЯ, т.к. от способности ребенка к произвольной деятельности зависят результаты всей его работы.

Внимание - это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, т.к. оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями.

Уровень внимания у умственно отсталого ребенка весьма низок.

Умственно отсталые дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие этого они не улавливают многое из того, о чем им сообщает педагог.

Важно научить детей сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т.п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой работе.

Примерные упражнения на развитие внимания

1. Найди отличия между двумя на первый взгляд одинаковыми картинками.

2. Посмотри внимательно и скажи, что перепутал художник.

3. Определи, что на каждой картинке не дорисовано.

4. Найди среди игрушек две одинаковые.

5. корректурные пробы

Какие еще упражнения можно применить для развития внимания, Вы узнаете из следующей рекомендуемой литературы:

1. Развитие ребенка в ваших руках. /С.Д.Забрамная, О.В.Боровик-М.: Новая школа, 2000 г.

2. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. -М.: 1993 г.

3. Развиваем внимание. - М.: Розовый слон, 2001 г.


Развитие ВОСПРИЯТИЯ

Одной из важных предпосылок обучения является сформированное у ребенка ВОСПРИЯТИЕ. Понятие величины и формы предметов, как правило, бывают сформированы уже к школе. Значительно сложнее формируется цветовое восприятие, особенно - оттенков, пространственные отношения, временные представления. Этому надо уделить большое внимание в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми.

У нормального ребенка этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей с поражениями интеллектуальной сферы восприятие формируется замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков:

1) замедленность и сужение объема зрительных восприятий;

2) замедленность темпа восприятий сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала;

3) умственно отсталые дети не различают выражения лиц людей, изображенных на картинках;

4) понимание сюжетных картин и пейзажей представляет значительную трудность.

Все указанные недостатки и особенности восприятия сглаживаются и компенсируются в процессе специального обучения и воспитания и при активном участии родителей.

Примерные упражнения на развитие восприятия

1. Догадайся, фрагменты, каких предметов нарисованы и дорисуй их.

2. Под каждым предметом нарисуй геометрическую фигуру, на которую он похож.

3. Собери картинку, разрезанную на части.

Много других упражнений для развития процесса восприятия, Вы найдете в следующей литературе:

1. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. -М.: 1993.

2. Парамонова Л.Т., Головнева Н.Я. Подготовка к школе. -Санкт-Петербург: 1999.

3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: 1997.

4. Русскова Г.А. Учимся пространственной ориентации. -М.: 1998.

5. Цвет. - М.: 1999 (Серия «Готовимся к школе»),

6. Форма. - М.: 1999 (Серия «Готовимся к школе»).

7. Развиваем восприятие. - М.: Розовый слон, 2001.

8. Детям о времени./Сост. Гаврина С.Е. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.

9. Подружись с природой. /Сост. Гаврина С.Е. - Ярославль: Академия развития, 1997


Развитие ПАМЯТИ

Важную роль для ориентировки человека в жизни играет ПАМЯТЬ.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью самостоятельное нахождение и использование приемов запоминания является сложным видом интеллектуальной деятельности. Им необходимо показать наиболее целесообразные приемы заучивания и припоминания учебного материала, помочь сформировать эти сложные навыки. Формировать память необходимо с раннего возраста. В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроизвольная память. К началу систематического обучения дети уже запоминают стихи. Достаточно высокого уровня развития достигает механическая память. Она является преобладающей и в самом начале обучения. Однако, в задачи обучения входит и формирование осмысленной логической памяти, которая значительно улучшается с помощью использования различных вспомогательных средств, приемов и способов запоминания.

При работе надо учитывать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, моторная, тактильная). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном материале в различных жизненных ситуациях.

Примерные упражнения на развитие памяти:

1. Назови предметы, нарисованные на картинке. Закрой ее. Постарайся перечислить все запомнившиеся предметы.

2. Постарайся запомнить следующие пары слов:

РЫБА -ВОДА

САПОГ - НОГА

ПИСЬМО - ПОЧТА

СТОЛ ПИРОГ

СНЕГ-ЗИМА

БУКВЫ - КНИГА

А теперь послушай только первые слова и постарайся назвать к ним их парные слова.

Какие еще упражнения используются для развития памяти, Вы узнаете из следующей литературы:

1. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.-М.: 1993 г.

2. Занков Л.В. Развитие памяти умственно отсталого ребенка -М.: 1935г.

3. Гаврипа С.Е. Учимся запоминать. - Ярославль: Академия развития, 1998 г.

4. Развиваем память. - М.: Розовый слон, 2001 г.


Развитие ВООБРАЖЕНИЯ

ВООБРАЖЕНИЕ является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. Будучи самостоятельным психическим процессом, воображение вплетается во все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей, интересов личности, эмоций и характера.

У умственно отсталых детей воображение отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

Воображение возникает и развивается в процессе деятельности (игровой, учебной, изобразительной, трудовой и т.д.).

С раннего возраста жизнь требует достаточно сформированного уровня развития воображения. К школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и при рисовании, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Важным условием раскрытия творческих способностей является создание общей атмосферы комфортности и увлеченности, а также оказание при необходимости разного вида помощи.

Примерные упражнения на развитие воображения

1. Закончи рассказ.

2. Подумай, на что похожи эти линии. Дорисуй их.

Подобные и многие другие упражнения на развитие процесса воображения Вы найдете в следующей литературе

1. Боровик О.В. Развитие воображения -М.: 2000 г.

2. Гаврина С.Е. Учимся фантазировать. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.

3. Город невидимок (развитие воображения)/Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль; Академия развития, 1997 г.

4. Субботина Л.Ю.. Развитие воображения у детей. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.

5. Развиваем воображение. - М.: Розовый слон, 2001 г.


Развитие МЫШЛЕНИЯ

МЫШЛЕНИЕ - это одна из высших форм деятельности человека.

Мышление выходит за пределы чувственно познания, продолжает, расширяет и обобщает ощущения, восприятия, представления. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью.

Мышление - наиболее высокая ступень познания. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Анализ и синтез - основные мыслительные операции, без которых невозможна никакая умственная деятельность. В се обучение грамоте, счету идет с помощью аналитико-синтетического метода. Во всех видах учебной деятельности имеет место разделение целого на части, вычисление части из целого и соединение частей в целое.

Все эти операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты:

- анализ предметов они проводят бессистемно, пропускает ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части;

- затруднения в установлении связи между частями предмета;

- при анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки;

- затруднен синтез предметов; выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом;

- не умеявыделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся.

Большое место должно быть уделено обучению операции сравнения, с помощью которой устанавливаются сходства и различия предметов и явлений окружающего мира.

Обучая умению сравнивать предметы, мы учим выделять основные свойства, признаки предметов (величина, цвет и т.д.). Затем учим сравнивать один предмет с другим, непохожим, а после этого - с похожими объектами. Детей необходимо учить выделять в предметах и явлениях главные существенные признаки, устанавливать причинно-следственные зависимости. Необходим постепенный переход от практической деятельности с предметами и наглядных опор к становлению внутреннего плана действия.

Примерные упражнения на развитие мышления:

1. Чем похожи или чем отличаются животные или предметы в каждой паре?

2. Найди как можно больше сходства или отличий.

3. Назови все предметы, нарисованные на картинке. Как их можно назвать одним словом?

4. Зачеркни (убери) лишний предмет и объясни, почему он не подходит к остальным.

Другие упражнения по развитию мышления Вы найдете в следующей литературе:

1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. -М.: Новая школа, 2000 г.

2. Учимся думать./Сост. Гаврина С.Е. -Ярославль: Академия развития, 2000 г.

3. Я готовлюсь к школе./Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль: Академия развития, 2000 г.

4. Догадки (развитие мышления)/Сост. Гаврина С.Е. и др, -Ярославль: Академия развития, 1997 г.

5. Колпак мудреца (развитие мышления)/Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.

6. Логическое мышлсние./Сост. Дорофеева А. - М.: 1997 г. (Серия подготовим ребенка к школе).

7. Развиваем мышление. - М.: Розовый слон, 2001 г.


Развитие РЕЧИ

РЕЧЬ - орудие мышления и средство общения.

У умственно отсталого ребенка, как слуховое различие, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже. Речь его скудна и неправильна. Ребенок долго не дифференцирует звуки речи окружающих людей, долго не усваивает новых слов и словосочетаний. Умственно отсталые дети плохо различают сходные звуки, особенно согласные. Слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими. Кроме того, оно затрудняет звуковой анализ слова. Грамматический строй речи умственно отсталых детей несовершенен. Их фразы односложны. Они затрудняются в подборе слов для выражения мысли.

Только систематическая работа педагогов и родителей помогает скорригировать недостатки речевого развития умственно отсталого ребенка. Упражнения, используемые для развития связной речи:

1. Расскажи, что ты видишь на картинке.

2. Послушай сказку. А теперь повтори.

3. Закончи рассказ (сказку).

Как развивать речь ребенка, и какие упражнения можно использовать в работе с ним, Вы найдете в следующей литературе:

1. Развиваем речь. - М.: Розовый слон, 2001 г.

2. Готовимся к чтению - М.: Розовый слон, 2001 г.

3. Учимся читагь. - М.: Розовый слон, 2001 г.

4. Играем в слова. /Сост. Гаврипа С.Е. и др. - Ярославль: Академия развития, 1997г.

5. На дворе трава (развитие речи). /Сост. Гаврина С.Е. и др. -Ярославль: Академия развития, 1997 г.

6. Считалки (развитие речи) /Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль: Академия развития, 1997г.


Подготовка к ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ у детей с интеллектуальными нарушениями.

Подготовка к обучению грамоте включает в себя два разных направления: развитие ручной моторики, подготовка руки к письму и обучение элементарной грамоте. На первых этапах коррекции проводят работу по развитию ручной моторики, и далее переходят к обучению детей к письму. Обучение элементарной грамоте начинают с формирования у детей умения выполнять звукобуквенный анализ. Эту работу проводят в старшем дошкольном возрасте, когда у детей должны быть сформированы интеллектуальные и речевые возможности овладевать знаково-символическими средствами. 

Развитие МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

В ходе работы над формированием различных психических процессов обязательно должно уделяться внимание совершенствованию как МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, так и общей координации движений ребенка. Поэтому на любых занятиях нужно использовать упражнения, которые будут способствовать общему двигательному развитию ребенка. (СЛАЙД 24)

1. Соедини точки. Что получилось?

2. Обведи по шаблону. Как называется эта фигура? Заштрихуй.

3. Упражнения по обводке, штриховке, раскрашиванию.

4. Лепка из пластилина, глины.

5. Игры с конструктором, мозаикой.

Обучение ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ГРАМОТЕ дошкольников с нарушением интеллекта

Начинается с 6-7 лет с дошкольниками, начиная с подготовительной к школе группе, когда у детей имеются интеллектуальные и речевые возможности овладевать знаково-символическими средствами.

В настоящее время существует достаточно много методических разработок по данной теме для детей с речевой патологией. Но использовать этот материал целиком не всегда удобно, он нуждается в существенной переработке, адаптации.

Показатели успешной подготовки детей с нарушениями интеллекта к обучению грамоте:

  • Ребенок знаком с понятием «предложение», «слово», «слог», «звук»
  • Ребенок умеет составлять предложения по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам, готовой схеме
  • Может проанализировать предложение из 2-4 слов без предлога (определять количество, последовательность слов в предложении)
  • Умеет делить слова на слоги (части), определять количество слогов в слове
  • Ребенок знает звуки (и буквы) а, у, и, о; м, к, (п, т),с, р, ш
  • Умеет выделять заданные звуки среди других; соотносить звуки с буквами; находить изучаемые буквы среди других, сходных по написанию
  • Умеет выделять на слух слова с определенным звуком; находить на картинках предметы, названия которых начинаются на определенный звук
  • Может определять первый гласный, первый и последний согласный звук в слове
  • умеет определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце)
  • возможно ребенок начал сливать звуки в слоги, начиная с закрытых слогов.

Какие еще приемы и методы подготовки детей к обучению грамоте можно использовать  Вы узнаете из следующей литературы:

  1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Мастюкова Е. М., Певзнер М. С., Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития. - Иркутск, 1992.
  3. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968.
  4. Речь и мышление детей с отклонениями в развитии: сб. науч. тр. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т., 1992. - Вып.2.
  5. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1980.
  6. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 2000.
  7. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.


ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.

Математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом развития восприятия, овладения речью и развитием наглядных форм мышления.

Занятия по обучению счету направлены на:

  • формирование у детей способов усвоения общественного опыта (подражания, действий по образцу, выполнения заданий по словесной инструкции);
  • сенсорное развитие (развитие умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу предметы, множества предметов; группировать их по определенному качественному или количественному признаку, отвлекаясь от других свойств предметов и их функционального назначения, и др.);
  • познавательное развитие (развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные отношения и зависимости и др.);
  • развитие речи (накопление словарного запаса, обозначающего качественные и количественные признаки предметов, количественные отношения, действия с множествами и др.; формированию грамматического строя речи).

Работа по формированию количественных представлений начинается с заданий на подбор и объединение предметов по определенному признаку — с самого начального этапа развития представлений о множестве. Далее, идет обучение детей сравнивать множества по количеству: больше, меньше, поровну; преобразовывать множества, уменьшая, увеличивая или уравнивая их количество; учат пересчету предметов. К моменту поступления ребенка с нарушениями интеллекта в школу он должен уметь считать (в прямом и обратном порядке, от заданного и до заданного числа) и пересчитывать предметы в пределах семи, знать цифры в пределах пяти, составлять и решать простейшие арифметические задачи на нахождение суммы и остатка на наглядном материале и отвлеченно в пределах пяти, измерять и сравнивать протяженные, жидкие и сыпучие тела, используя условную мерку.

Показатели успешного формирования математических навыков в дошкольном возрасте:

  • осуществлять количественный счёт в прямом и обратном порядке, счет от средних членов ряда, порядковый счет в пределах семи;
  • пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках, расположенных в ряд, при разном их расположении; предметы и изображения предметов, имеющих различную величину, цвет, форму;
  • осуществлять преобразования множеств, предварительно проговаривая действие;
  • определять место числа в числовом ряду и отношения между смежными числами; решать задачи по представлению и отвлеченно в пределах пяти;
  • измерять, отмеривать непрерывные множества, используя условную мерку; уметь использовать составные мерки.
  • дети должны усвоить представление о сохранении количества; знать цифры от нуля до пяти, соотносить их с числом предметов. 

Тем не менее, в процессе всей коррекционно-развивающей деятельности с ребенком с ОВЗ нельзя забывать и о правильном формировании ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ детей, умения управлять своим поведением. Важно развивать у ребенка правильную самооценку, адекватный его возможностям уровень притязаний. Эта работа может проводиться на любом материале. Реальная самооценка и уровень притязаний предотвратят возможные на этой почве обиды и переживания ребенка.

Необходимо в процессе занятий с ребенком учить его критически оценивать результаты своей работы. Нужно учить детей и управлению своим поведением, формировать навыки взаимоотношений со сверстниками, взрослыми. Вся эта деятельность будет оказывать влияние на формирование личности ребенка и позволит ему более успешно осуществлять учебную и трудовую деятельность, а также, более успешно адаптироваться к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие двигательной памяти детей с интеллектуальными нарушениями на занятиях по физическому развитию

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Важность этого вида памяти в том, что она служит основой для форматирования практических и т...

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Данный презентационный материал является консультацией для воспитателей о роли пальчиковых игр в развитии детей с ОВЗ....

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с интеллектуальными нарушениями (Синдромом Дауна)

Представляю для ознакомления, часть АООП для детей с УО (Синдромом Дауна), разработанной творческой группой, в состав которой я входила, нашей ОО - ГБОУ Школа №1015.Со всей программой вы можете ознако...

Социализация детей с интеллектуальными нарушениями

Социализация детей с интеллектуальными нарушениями...