индивидуальный план по самообразованию
рабочая программа по теме
Индивидуальный план работы по теме:"Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_raboty.docx | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Старо- Уруссинский детский сад “Карлыгач”
Индивидуальный план работы по самообразованию по теме:
«Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр»
Воспитателя I категории
младшей группы
Мухаметовой Рамзии Асгатовны
На 2018 – 2019 учебный год
Актуальность
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т. п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка младшего возраста является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
- повысить свою профессиональную компетентность путем изучения методической литературы по данной теме;
- разработать перспективный план работы с детьми;
- Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
- провести консультации с педагогами и родителями по данной проблеме, поделиться опытом;
- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
Направления моей работы:
- формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
- обучение способам обследования предметов
- развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом (центр сенсорного развития).
Каждая дидактическая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
В своей работе использовала следующие технологии: информационно коммуникативные, здоровье сберегающие, игровые, личностно — ориентированные, исследовательские.
Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.
Особый акцент я делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей. Обучаю новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.
С родителями воспитанников были проведены консультации, беседы, родительское собрание «Что такое сенсорное развитие≤», анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании, практикум по созданию игр по сенсорному развитию из бросового материала.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 3 – 4лет.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Перспективный план самообразования
«Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр»
Месяц | Формы работы | С детьми | С родителями |
Сентябрь | Организацион- но – ознакоми-тельный | Изучение научно – методической литературы. Создание предметно – развивающей среды для сенсорного развития детей. | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала |
Октябрь | Д/игры Рисование | Закреплять знание основных цветов; (красный, желтый); учить классифицировать предметы по цвету; Закреплять понятия «большой-маленький»; учить классифицировать предметы по размеру; Знакомить с геометрической фигурой- «круг»; учить соотносить круг с предметами круглой формы; Учить различать звуки по громкости; учить употреблять в речи слова «громко-тихо»; Знакомить с качествами предметов «теплый-холодный»; формировать навыки безопасного поведения (не трогать руками горячие предметы); «Собери листочки» «Геометрическая мозаика» «Громко-тихо»
«Листопад» | Информация на стенд Сенсорное развитие детей 3-4 лет |
Ноябрь | Д/игры Рисование | Закреплять знание цветов («зеленый-синий»); учить классифицировать предметы по цвету; Знакомить с понятиями «длинный-короткий»; учить сравнивать предметы по длине способом наложения; Знакомить с геометрической формой-«квадрат»; учить находить в ближайшем окружении предметы квадратной формы; Знакомить с музыкальным инструментом-«ложки»; учить повторять ритм музыки; формировать умение определять на слух характер музыки – «грустная-веселая»; Знакомить с качествами предметов «мягкий-твердый» ; учить употреблять в речи слова «мягкий-твердый»; «Цветные рукавички» «Назови квадратные предметы» «Сравни предметы» «Угадай, что звучит» «Мягкий-твердый» Подводный мир (зеленый, синий цвета) | Консульттация Сенсорное развитие в домашних условиях |
Декабрь | Д/ игры и упражнения Рисование | Закреплять знание цветов «белый-черный»; учить находить в ближайшем окружении предметы данного цвета; Познакомить с понятиями «высокий-низкий»; учить использовать в речи эти понятия; сравнивать с помощью способа «приложения»; Познакомить с геометрической фигурой -треугольник; учить соотносить предметы с данной геометрической формой; Учить различать на слух разные звуки; знакомить с музыкальным инструментом «бубен»; «Назови предметы этого цвета» «Назови предметы треугольной формы» «Высокий-низкий» «Быстро-медленно» «Мешочек с секретом» Белые снежинки в темном окне | Консультация: Дидактические игры для развития сенсорных способностей |
Январь | Эксперименти-рование Д/игра Речевая игра | Знакомить со смешанным цветом-оранжевым; учить экспериментировать с красками, получать оранжевый цвет из двух основных; Знакомить с понятиями-«широкий-узкий»; учить употреблять в речи ; Познакомить с геометрической фигурой-овал; учить находить в ближайшем окружении предметы овальной формы; Упражнять в умении повторять заданный ритм с помощью хлопков в ладоши; Развивать умение называть предмет, исходя из тактильных ощущений (по форме, поверхности, размеру); знакомить с понятиями «тяжелый-легкий»; учить сравнивать предметы по весу, употреблять в речи слова «легче», «тяжелее»; «Волшебные краски» (смешение 2-х цветов) «Что бывает оранжевого цвета» «Что похоже на овал»
«Скажи наоборот» | «Рисуем вместе с мамами и папами» |
Февраль | Эксперименти-рование Д/игра Д/игра на ориентирова-ние в пространстве Эксперименти-рование | Продолжать знакомить со смешанными цветами (голубой, розовый, серый); учить получать данные цвета с помощью смешения с белой краской; Учить сравнивать предметы по размеру на глаз и с помощью условной меры; Учить классифицировать предметы по одному заданному признаку; упражнять в определении формы предмета с помощью осязания; Продолжать знакомить с музыкальными инструментами- металлофон; учить определять высокие и низкие звуки Знакомить со свойствами бумаги (мнется, рвется, мокнет в воде, шелестит и т. д.) «Волшебные краски» (получение цвета: серый, голубой, розовый) «Геометрическая мозаика» «Иди, куда скажу» «Свойства бумаги» | Оформление папки-передвижки по сенсорике |
Март | Д/игры | Знакомить с оттенками одного цвета; учить употреблять в речи слова: темный, светлый, яркий, тусклый, темнее, светлее и т. д. Учить раскладывать предметы по возрастанию или убыванию; Познакомить с геометрической фигурой-шар, его свойствами; учить различать круг и шар; Упражнять в регулировании силы голоса (тише-громче); учить согласовывать движения с силой голоса; Познакомить с материалами: дерево, пластмасса, их свойствами; «Разложи от светлого к темному» (наоборот) «Разложи игрушки по росту» «Громко - тихо» «Шарики и кружки» «Поставь игрушку, куда скажу» | |
Апрель | Д/игра Эксперименти-рование | Учить составлять узор из геометрических фигур на полосе, учитывая цвет элементов узора; Закреплять умение сравнивать предметы по размеру, высоте, ширине; употреблять в речи слова: шире-уже, выше-ниже, короче-длиннее, больше- меньше; Познакомить с геометрической фигурой-куб, его свойствами; учить различать куб и квадрат; Учить распознавать звуки на слух, называть их источник; Закреплять умение различать материалы с помощью тактильных ощущений; «Кубики и квадраты» «Составь узор по образцу» «Деревянные и пластмассовые игрушки» | |
Май | Закреплять знание основных и смешанных цветов; учить сочетать 2-3 цвета в узоре; Закреплять умение раскладывать предметы по убыванию и возрастанию; классифицировать предметы по размеру, употреблять в речи слова, обозначающие размер; Закреплять знание геометрических фигур и их свойств; Развивать умение давать характеристику звукам; Закреплять умение определять на ощупь качество поверхности, употреблять в речи слова называющие данное качество; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию педагога дополнительного образования
Тема: Танцы народов мира....
Индивидуальный план по самообразованию «Использование компетентностного подхода в художественно- эстетическом развитии детей через музыкальное воспитание» 2017-2018г..
Повышение профессиональной компетентности педагога через обогащение эстетической, музыкальной культуры как часть всей духовной культуры....
Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год. Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна.
Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год.Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна....
Индивидуальный план по самообразованию педагога
Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога на 2013-2018г....
Индивидуальный план по самообразованию
План работы на 2013-2018 уч.годы...
Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию
Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию...
Индивидуальный план по самообразованию на тему:« Совершенствование работы в обучении дошкольников игре на духовых музыкальных инструментах»
Обучая игре на музыкальных инструментах, для детей открывается мир музыкальных звуков. Они различают красоту звучания инструмента, развивают качество слуха, ритма....