Приобщение детей к чувашской национальной культуре через музыку.
консультация (старшая группа)

Музыкальная культура чувашского народа в детском саду

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou_6.docx32.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приобщение детей к чувашской национальной культуре через музыку.

На сегодняшний день очень актуальна проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, поэтому нами выбрано одно из центральных направлений работы с подрастающим поколением - это патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего, чувашского народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как семья и Родина.

Как мы знаем, основы ценностного отношения к окружающему миру, формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью своей Родины. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы воспитания. Поэтому, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине. В дошкольном возрасте у детей не совсем развито чувство патриотизма и это вызывает некую сложность. Все нравственные качества, такие как гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство собственного достоинства и т. д., берут свое начало именно в дошкольном возрасте. Любить Родину, значит любить родной дом. Воспитывая у детей чувство привязанности и чувство к родному дому, при соответствующей педагогической работе со временем дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. Считаем важным, что приобщая дошкольников к традициям и обычаям народа, страны, к искусству, мы выполняем важную часть работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Дети не только должны узнавать о традициях, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним. В результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Наша родина - Чувашская Республика, является той срединной российской землей, где издревле в мире и согласии сосуществовали славянские, тюркские и финно-угорские народы православного и мусульманского вероисповеданий. Первые люди на территории современной Чувашии появились около 80 тыс. лет назад, в межледниковый период. Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. В давние времена, чуваши жили в меленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озерами.

У каждого места на земле есть своя история. Чебоксары имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, микрорайоны и проспекты, появились новые памятники и парки, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Мы стремимся к тому, чтобы наши воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Положительного результата можно достичь только систематической работой, а не от случая к случаю, это сложный и длительный процесс.

В нашем дошкольном учреждении ознакомление дошкольников с музыкальной культурой и традициями чувашского народа осуществляется через игры, песни, пляски, исполнение мелодий на музыкальных инструментах, а также через творчество и фольклор.

Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.

Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения. В своей работе мы используем разнообразные игры, такие как: «Уйах е хевел», «Ал татмалла», «Лашалла», «Йеп, щип», «Вай ачисем» и т.д.

Фольклор чувашей основывается на песне. Молодежью исполнялись песни во время улах (посиделок) и уяв, вайа (вечерних хороводов), сере яни (гаданий на кольцах), саварни чупни масленичных катаний). Пели свадебные, трудовые, лирические, рекрутские, а также исторические песни. При разучивании чувашского песенного репертуара, мы обращаем внимание детей на национальный колорит мелодии, основанный на пентатонике. В отличие от многих соседних народов, у чувашей большое распространение получило коллективное (хоровое) пение. Использование народно- песенного материала позволяет развить творческие дарования всех участников музыкального действа: способность к активному культуротворчеству на основе не стандартных форм музицирования; познавательную активность в усвоении традиций народной культуры; исполнительские возможности природных ресурсов голосов музыкальноречевым способом. Всё это может дать чувашская народная песня.

Tанцы у чувашей не отличались большим разнообразием. Движения девушек (женщин) в танце плавные, пластичные, а мужчин - темпераментные, с подпрыгиваниями, приседаниями. В нем отражался характер труда, быта, культуры, истории народа, выражались его чувства и настроения. Особое внимание в процессе музыкального воспитания в ДОУ мы обращаем на самую яркую и доступную форму общения ребёнка с музыкой- ритмопластическую деятельность, дети с удовольствием исполняют чувашские народные танцы и хороводы.

Вот что пишет в своих воспоминаниях выдающийся просветитель чувашского народа И.Я. Яковлев: «В 80-х годах, когда мне было лет 30, около деревни Кищак Буинского уезда Симбирской губернии, в верстах 50 от Симбирска, летом, случайно проезжая ночью по делу, я видел чувашский хоровод, следя за ним незаметно, спрятавшись за ветрянку с 11 часов ночи до 3 часов утра. Молодежь, построившись в две колонны, одна побольше, другая поменьше, стройно, красиво, с одушевленными песнями шли колоннами одна на другую, проходили насквозь, потом возвращались и опять шли друг на друга. Пение было прекрасное, танцы изящные».

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре родного края позволяет сделать вывод, что использование народной музыки и музыки чувашских композиторов–классиков, имеет не только обучающий, но и огромный воспитательный потенциал, в плане патриотического, интернационального, нравственного, эстетического воспитания старших дошкольников.

Разучивая народные песни, стихи, танцы, активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа, узнают много нового о своей Родине, природе, о людях. Это расширяет их кругозор в области этнической культуры. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию, а также формированию навыков гостеприимства (чăваш тараватлăхĕ – чувашское гостеприимство) на основе чувашских традиций и обычаев.

Поэтому ведущую роль в содержании музыкального воспитания ребёнка в детском саду должен занимать фольклор, как способ эстетизации и гумманизации детской жизни, гармонически синтезирующий всесторонность развития личности и развивающий чувство патриотизма и гордости за свою Родину!

Мой личный опыт воспитания дошкольников в национальных традициях чувашской культуры состоит в двигательной деятельности детей через подвижные игры, которые не только укрепляют здоровье воспитанников, но также приобщают к традициям чувашского народа, способствуют усвоению духовного богатства народа, уважению национальной культуры.

ском языке, что делает процесс игры более интересным и увлекательным. Игры сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор. Мы включаем их в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, духовно-нравственных и эстетических качеств личности, готовят подрастающее поколение к практической трудовой деятельности.

В чувашских народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.

Почти все игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. Команда игроков формируются по ходу игры, завершающим этапом которой является борьба за перетягивание игроков из одной группы в другую. При этом перетянутый игрок борется уже не за свою команду, а за ту, которая его перетянула. Это такие игры, как «Луна и солнце» (Уйах е хевел), «Тилирам» (Ал татмалла). С помощью коллективных игр приучаю детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов. Игры содействуют возникновению в детской среде соревнования и, как результат, признанию достоинства или недостатков, поощряются те, кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл, что способствует повышению воспитательного значения детских игр. Поощрения складывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получает право ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему. Наказания в играх самое разнообразное: возить на спине, караулить вне очереди, станцевать или спеть в кругу участников.

Анализ и сравнения детских игр, произведений устного народного творчества показывает, что чуваши испытывали на себе влияние творчества соседних народов. Особенно чуваши дорожили дружбой русских, это дружба проникала и в детскую среду. Такие игры, как «Жмурки», «Прятки», а также песенки «Каравай» исполнялись наравне с исконно национальными.

Работа с детьми в этом направлении предполагает обязательное проведение традиционных национальныхкалендарно-обрядовых праздников. Например, такие праздники как «Сурхури» (рождество), где дети ходят из группы в группу и распевают специальные сатирические куплеты «Сурхури, Кĕркури», а воспитатели – хозяйки групп угощают ребят пирожками «кукăль», ватрушками «пÿремеч», печеньем «йăвача», конфетами, приговаривая добрые пожелания. Традиционным стал праздник Çăварни (масленица). Воспитатели и дети наряжаются в разноцветные сарафаны и яркие платки. Дети катаются на санках, соревнуются в ловкости и быстроте на спортивных эстафетах. В разгар празднества появляются «ряженые воспитатели» - масленичные баба с дедом (çăварни карчăкки). Они вместе с детьми играют в игры, водят хороводы и угощают детей блинами – «икерчĕ». Также традиционным у нас стала Пасха («Мăнкун»). Обязательно в любой из дней на пасхальной неделе дети вместе с взрослыми выходят на улицу приветствовать солнце. Сказочница в чувашском национальном костюме рассказывает древнюю легенду о борьбе солнца со злой колдуньей «Вупăр». Организуется выставка творческих работ родителей, детей и педагогов ДОУ на тему «Светлая Пасха» или «Пасхальный звон» и т.п. Все угощают друг друга сладостями, печеньем и непременно крашеными яйцами. В начале июня в поселке проводится праздник «Акатуй» - весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. После него в детском саду мы проводим детский «Акатуй», где дети в играх, песнях, соревнованиях, танцах отражают свои яркие впечатления (например, бег в мешках, перетягивание каната, ярмарка творческих детских работ, проба хуплу, на обед шаркку-жаркое), полученные на взрослом массовом гулянье. С детьми старшей группы проводили развлечение «Путешествие на «машине времени» к девушке Танслу».

Разучивая народные песни, стихи, танцы, активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа, узнают много нового о своей Родине, природе, о людях. Это расширяет их кругозор в области этнической культуры. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. В апреле традиционно в нашем детском саду проходит Неделя чувашской культуры (в соответствии с тематическим планированием ДОУ и рабочими учебными программами возрастных групп). Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию, а также формированию навыков гостеприимства (чăваш тараватлăхĕ – чувашское гостеприимство) на основе чувашских традиций и обыча

Думаю, что именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

С этой целью я провожу экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Родители должны рассказывать детям о городе, о своих любимых местах: показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Очень часто я провожу беседы о памятниках, театрах и т.д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес.

Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании. Можно изготовить подарки к праздникам.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, я подвожу их к пониманию, что их город — частица Родины

Средствами ознакомления дошкольников с родным городом являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Основной формой ознакомления детей с родным городом является организованная учебная деятельность. Важно, чтобы она повышала детскую мыслительную активность. Мне кажется, что этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Казахстана, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Таким образом, знакомя детей с родным городом и родной страной, я учитываю, чтобы вся информация вызывала в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т.д.

При знакомстве дошкольников с историей родного города, мне приходится использовать словесные методы. От того, как я это сделаю, зависит, воспримет ребенок новые представления или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет в них желание узнать что-то еще.

Считаю, что успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми - настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова: "Я - казахстанец! Я горжусь своей страной!».

Поэтому свою работу я строю в тесном содружестве с семьёй. Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Поэтому, мои родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах.

Очень хорошо, когда в детском саду работают семейные клубы. Встречи в таких клубах могут проводиться в разных формах. Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т. д.. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя и какие-либо работы фольклорного плана (разрисовки глиняных игрушек, народное плетение и т. д.), а также местные традиционные праздники и обряды. Все это приобщает детей к истории своего народа, своего родного города, своей родины.

Таким образом, проводимая мною работа поможет обогатить знания детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только сформирует любовь к традициям своего народа, но и будет способствовать развитию личности в духе патриотизма.

А совместная деятельность станет основой в формировании гражданина, Человека с большой буквы, патриота Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная площадка «Инновационные ресурсные образовательные технологии в приобщении дошкольников к чувашской национальной культуре»

Наше дошкольное учреждение  является экспериментальной площадкой  по теме «Инновационные ресурсные образовательные технологии в приобщении дошкольников к чувашской национальной культуре»...

"Приобщение детей к русской национальной культуре через организацию праздника Масленица"

Выступление на окружной зимней методической неделе (для работников ДОУ) музыкального руководителя структурного подразделения "детский сад" ГБОУ СОШ "Центр образования" пос. Варламово...

"Приобщение детей к истокам национальной культуры через традиции и обычаи татарского народа"

Данную тему выбрала не случайно, её считают очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произощли перемены к лучшему. Возрождаются забытые народные традиции и обычаи, знакомиться с которыми необ...

Приобщение детей к коми национальной культуре через музейную педагогику

Приобщение детей к коми национальной культуре через музейную педагогику...

Конспект организованной образовательной деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с чувашским фольклором «Путешествие в прошлое».

Аннотация к методической разработке. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традиция...