Презентация "Фольклорные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В педагогической науке нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Нравственное воспитание в системе дошкольного образования следует понимать как: -целенаправленный процесс формирования нравственных чувств и привычек; -процесс приобщения к моральным ценностям человечества и конкретного общества; -процесс усвоения нравственных норм; -процесс формирования нравственного сознания и нравственного поведения.
Решению проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста может содействовать приобщение воспитанников к культуре своего народа посредством проведения фольклорных праздников. Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах: -народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми; -народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.; -методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.
Главной целью нравственного воспитания дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений. Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно - просветительская, культурно - творческая) обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.
Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника. В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающий «не занятый», а «праздное время» - период, когда не нужно работать.
В любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений.
Бытовые народные праздники были приурочены к тем или иным достижениям человека, например, семейно- трудовым, воинским - у мужчин, домоводства - у женщин.
Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа. Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т.к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.
Народный праздник - это синтез практически всех видов искусств: литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Огромное воспитательное значение на ребенка дошкольного возраста оказывает и праздничная атмосфера народного праздника, в ходе которой дети получают представление о народном танце, русском костюме, народных промыслах, тем самым приобщаясь к истокам этнической культуры. В нашем детском саду стало доброй традицией отмечать Осенины , Рождественские колядки, Масленицу. Подготовка к развлечениям и сами праздничные обряды доставляют детям огромное удовольствие, что позволяет приобщить воспитанников к культуре народного праздника.
Осенины
Рождественские колядки
Масленица
Таким образом, народный праздник, как элемент народной культуры, позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями - формирование нравственной культуры, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт народа.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/14/picture-67344.jpg)
Социальный проект "Академия воспитания внуков" - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Третий областной образовательный Форум: открытость, качество, развитие. Киров, 2009г.
Проект посвящен вопросам обновления воспитательной работы через взаимодействие с ветеранми ЗАО "Омутнинский металлургический завод"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/18/picture-470349-1408377403.jpg)
"Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста."
Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного во...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/16/picture-317210-1381931321.jpg)
Доклад "Фольклорные праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
____...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-686671-1447223367.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Образовательная ситуация в педагогическом процессе дошкольного учреждения выступает как форма организации деятельности детей- как совместной со взрослым, так и самостоятельной. Образовательная ситуаци...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/20/picture-728128-1461153325.jpg)
Консультации для воспитателей «Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
«Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло». (Народная мудрость)....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/24/picture-799693-1466787421.jpg)
«Художественное произведение как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Проблема нравственного воспитания была и остается актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели.СОДЕРЖАНИЕВВЕ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-473846-1580918280.jpg)
Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями - формирование нравственной культуры. ...