Мастер-класс для педагогов ДОУ. Тема: Современные подходы к формированию навыков безопасного поведения у детей младшей группы
статья (младшая группа) на тему
Цель: Совершенствование работы детского сада и семьи в формировании осознанного безопасного поведения дошкольников.
Задачи:
1. Обеспечить освоение педагогами приемов рефлексивного подхода при обучении детей младшего возраста безопасному поведению.
2. Активизировать работу педагогов в работе с семьёй по внедрению рефлексивных подходов в практическом обучении детей правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klas_po_bezapastnosti.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Тема: Современные подходы к формированию навыков безопасного поведения у детей младшей группы
Цель: Совершенствование работы детского сада и семьи в формировании осознанного безопасного поведения дошкольников.
Задачи:
1. Обеспечить освоение педагогами приемов рефлексивного подхода при обучении детей младшего возраста безопасному поведению.
2. Активизировать работу педагогов в работе с семьёй по внедрению рефлексивных подходов в практическом обучении детей правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Ход:
Добрый день, уважаемые коллеги!
На экране и у вас на карточках обозначены важные проблемы в воспитании дошкольников.
Как воспитать здорового ребенка?
Воспитание патриотизма у детей младшего возраста.
Как приучить детей к труду?
Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего возраста
- Вы согласны с указанными проблемами? (ответы)
- Хотите что-то заменить, добавить? (дать время подумать и дописать)
- А теперь расположите эти проблемы по степени важности, с вашей точки зрения. Отметьте цифрами. (выполнения задания).
- Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто первый желает поделиться? (спросить у 1-3. Перечислить в порядке убывания).
-Что по вашему мнению является проблемой номер один в воспитании дошкольников? (ответ) Почему Вы так считаете? (патриотическое воспитание) Да я с Вами согласна. Патриотическое воспитание актуальна для всех звеньев образования. Мы с вами должны помнить о том, что патриотизм, как и все нравственные чувства, зарождаются в младшем возрасте. И если не посеять семена своевременно, то не вырастет высокое чувство любви к РОДИНЕ. Вы согласны?
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Наши родители отдают нам своих детей в надежде, что мы не только сохраним, но и укрепим здоровье их детей. Я согласна, с тем что воспитание здорового ребенка так же не менее актуальна.
(ответы)
- Я с вами согласна. Все обозначенные проблемы важны для полноценного, своевременного развития ребенка и решаются комплексно. Но каждый из нас определяет для себя приоритеты.
Тема нашего мастер-класса «Современные подходы к формированию навыков безопасного поведения у детей младшей группы
- Предлагаю обсудить проблему формирование навыков безопасного поведения у младших дошкольников. И разобраться где же граница между безопасным поведением и бесконечными запретами.
- Для начала ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь?» Какие методы и приемы вы используете (ответы).
- Это все традиционные формы обучения и могут применяться лишь частично, а больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Мы, взрослые, постоянно испытываем тревогу за маленьких детей. Ведь ребенок, попав в различные жизненные ситуации, может растеряться. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые, любящие и опекающие своих детей, порой не замечают, как часто они повторяют слова: "не трогай", "отойди", "нельзя". Почему? ответы)
-Мы вырастим запуганное создание с большим багажом комплексов. А если запретов будет слишком много, ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать.
Итак, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности.
ЧТО НУЖНО, по вашему мнению: (дать время подумать)
- При обучении детей навыкам безопасного поведения необходимо придерживаться принципов.
- не заучивать с детьми правила дорожного движения, пожарной безопасности, а обучать их правилам безопасного поведения на улицах, проводя тренинги;
- чаще использовать наблюдения в реальной обстановке;
-применять разные формы работы (викторины, конкурсы, использовать театральную деятельность метод проекта);
- работа должна проводиться во взаимодействии с семьями, так как именно родители являются авторитетом для ребёнка.
Новые задачи, которые формулирует ФГОС в современном образовании, требуют новых подходов к моделированию системы безопасности и жизнедеятельности дошкольников. Давайте вспомним эти задачи. (ответы)
Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе.
Защита детей от форм физического и психического насилия.
На этапе завершения ДО
Ребенок должен уметь подчиняться правилам и социальным нормам.)
Сегодня я предлагаю познакомиться с рефлексивным подходом в обучении дошкольников безопасности, который я успешно использую в своей работе.
- Что такое рефлексия? (ответы) самоанализ.
-Рефлексивность - это свойство практического мышления, необходимое для реализации безопасного поведения в реальной жизни. Для безопасного взаимодействия с окружающим миром, адекватного реагирования на опасные и непредвиденные ситуации ребёнок нуждается в рефлексивных умениях и навыках. Предпосылки их развития складываются в дошкольном детстве. В развитии рефлексии ребёнка ключевую роль играет взрослый, который владеет рефлексивными навыками. Организуя деятельность с ребёнком в зоне ближайшего развития, воспитатели и родители становятся образцом для организации рефлексивного поведения. В результате обучения ребёнок начинает демонстрировать образцы активности взрослого. Затем, уже без помощи со стороны, он может научиться корректировать свою деятельность, если многократно наблюдал, как это делают его родители.
На совершенствование этих умений направлены приёмы, стимулирующие к проявлению активности, осознанию цели и смысла деятельности.
"Схематизация"
"Моделирование"
Приём "Рассказ в рассказе"
"Демонстрация"
"Прогнозирование"
"Пролонгация"
Пословицы и поговорки
Предлагаю рассмотреть более подробно несколько приемов.
Приёмы, направленные на развитие рефлексивных умений и навыков
при обучении дошкольников безопасному поведению.
Приём " Схематизация"
Заключается в следующем: взрослый рассказывает детям сказку, предлагает схематизировать её, то есть нарисовать максимально просто ту или иную ситуацию. Затем изобразить на схеме, что происходило в сказке, обозначив условными знаками героев, результата сказки. После этого рассказать, что нарисовано на схеме, обсудить результат.
-Предлагаю вам рассмотреть данный прием на примере сказки "Красная Шапочка". Я приготовила схему. Изобразила на схеме, что происходило в сказке, обозначив условными знаками девочку, бабушку, волка, охотников, их продвижение. Что нужно было сделать Красной шапочке, чтобы ее и бабушку не съел волк. (После этого рассказать, что нарисовано на схеме, обсудить результат).
прием "Моделирование"
Основная цель моделирования - вызвать у ребёнка эмоциональный отклик, помочь войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого. Выделяют 2 способа моделирования.
1. Анализ конкретной ситуации. Задаётся реальная ситуация, которая имела те или иные последствия (положительные или отрицательные). Дети должны вычленить проблему, сформулировать её, определить каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы. В данном случае анализируются уже свершившиеся действия.
2. Решение ситуаций. Моделируется нерешённая ситуация. Дети должны не только сформулировать проблему, но и разобрать варианты её решения.
Рассмотрим первый способ моделирования.
Примеры: Ситуация 1. На крыльце дачного домика стояла бутылка, на которой был нарисован Буратино и написано "Лимонад". Вова очень любил этот напиток и подумал, что бабушка оставила его здесь для того, чтобы обрадовать внука. Сделав один глоток, мальчик понял, что это не лимонад: неприятный запах и вкус бензина ему совсем не понравились. Он громко заревел и побежал к бабушке. Почему так произошло? Что нужно было сделать Вове? В ходе моделирования этой ситуации играем в игры "Что так пахнет?", "Съедобное-несъедобное".
Приём "Демонстрация" Во время общения педагог и родители сами должны демонстрировать рефлексию своей деятельности. Каждый человек, задавался вопросом «Что бы я делал, если бы оказался на необитаемом острове?» "Мы на необитаемом острове. И смогли выжить, потому что всё хорошо продумали и предусмотрели все возможные трудности. Ваши действия. Давайте создадим список полезных советов для людей, оказавшихся на необитаемом острове".
Изготавливаем рекомендации, наклеивая на бумагу схематические картинки в той последовательности, в какой произведены действия на острове.
Мы с вами познакомились с некоторыми приемами направленных на развитие рефлексивных умений и навыков при обучении дошкольников безопасному поведению. Уважаемые коллеги, если кого-то заинтересовала данная тема предлагаю буклеты, где раскрыты и другие приемы.
В заключении хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их вместе с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!
Я прошу оценить нашу совместную работу: На экране два вопроса
«Что я унесу домой с этого мастер-класса?»
Ваша задача за 1-2 мин коротко ответить на эти вопросы.
Помните: «Краткость-сестра таланта»
А пока участники отвечают предлагаю размяться залу.
-уважаемые педагоги вы знаете немало сказок. Но сейчас надо вспомнить сказки, где нарушено ОБЖ привело к печальным последствиям.
Какое правило нарушили герои сказок?
«Колобок»
«Приключение Буратино»
«Волк и семеро козлят» - не открывать дверь чужим
«Гуси-лебеди» - слушай старших
«Снежная Королева» нельзя цепляться за транспорт.
«Красна Шапочка» чрезмерное доверие незнакомцам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ТЕМА: «Я не попаду в беду!»
КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ....
Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности.
Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности....
Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности.
Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности....
Перспективный план по формированию навыков безопасного поведения у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
В материале представлена система работы по формированию навыков безопасного поведения у детей младшего и среднего дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов МДОУ «Дидактические игры направленные на формирование навыков безопасного поведения дошкольника в быту и социуме»
laquo;Игра - это огромное светлое окно,через которое, в духовный мир ребёнкавливается, живительны поток представлений,понятий об окружающем мире.»В. А. Сухомлинский...
План по самообразованию в младшей группе по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»
План по самообразованию младшая группа...
Самообразование по теме «Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»
В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом,...