«Внедрение здоровьесберегающих технологий в систему оздоровительной работы детского сада»
методическая разработка (старшая группа) на тему
«Внедрение здоровьесберегающих технологий в систему оздоровительной работы детского сада»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zdorovesberegayushchiy.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №14 «Журавлик»
Тема: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в систему оздоровительной работы детского сада»
Выполнили воспитатели:
Ховрова У.И.
Румянцева М.Ю.
Гоголева И.Е.
Сидорова С.А.
Тартыева С.В.
Попова А.Н.
г. Якутск-2015
Тема: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в систему оздоровительной работы детского сада»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладываются и укрепляются фундамент здоровья и развитие физических качеств, необходимо для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие «технология».
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Что такое здоровьесберегающие технологии – Здорвьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
В нашем ДОУ внедряется «Технологии здоровьесбережения», которые реализуют следующие цели и задачи.
Цель: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитания валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности. Для решения этой проблемы детский сад в своей деятельности поставил следующие приоритетные задачи.
Задачи:
- Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
- Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
- Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
В осуществлении поставленных целей применяется комплексный подход, т.е. участвуют все сотрудники детского сада и родители.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
- Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды.
- Организация здоровьесберегающего образовательного пространства.
- Взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
- Анализ конечных результатов.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий в нашем детском саду
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | Особенности методики | Рекомендации | Ответственный |
Стретчинг | Не раньше чем через 30 мин. После приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин, начиная со среднего возраста, в физкультурном и музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы | Инструктор физического воспитания |
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин после приема пищи. 2 раза в неделю по 30 мин. Со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка | Физического воспитания, музыкальный руководитель. |
Динамические паузы во время занятий | 2-5 мин, по мере утомляемости детей в качестве профилактики утомления. | Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | На прогулке, в групповой комнате- малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. | Игры подбираются в соответствии возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Релаксация | В любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. | Можно использовать спокойную классическую музыку ( Чайковский, Рахманинов), звуки природы. | Воспитатели, руководитель физич воспитания, психолог |
Технологии эстетической направленности | На занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., | Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая. | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой отрезок времени | Воспитатели, руководитель физич воспитания |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели, руководитель физич воспитания |
Технологии обучения здоровому образу жизни | Особенности методики | Рекомендации | Ответственный |
Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Начиная с младшего дошкольного возраста, 10-30 мин. | Перед занятием необходимо хорошо проветривать помещение. | Воспитатели, руководитель физич воспитания |
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости задач, поставленных педагогом. | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. | Воспитатели, психолог |
Коммуникативные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин, со старшего возраста. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др., | Можно использовать спокойную музыку. | Воспитатели, психолог |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 30 мин, со ст. возраста | Включаются в сетку занятий в качестве познавательного развития | Воспитатели, руководитель физич воспитания |
Самомассаж, точечный массаж | В зависимости от поставленных целей в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физич воспитания |
Коррекционные технологии | Особенности методики | Рекомендации | Ответственный |
Арттерапия | Сеансами по 10-12 занятий по 30-35мин, со средней группы, занятия проводят по подгруппам 10-13 человек. | программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий | Воспитатели, психолог |
Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. Со старшего возраста, занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы | Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей | Воспитатели, психолог, музыкальный руководитель |
Лечебно-профилактические | Особенности методики | Рекомендации | Ответственный |
Витаминотерапия, фито-чай, йодамарин. | Дети принимают в первой половине дня, под чутким руководством ст. медсестры. | Учитывать детей с аллергией | Воспитатели, ст. медсестра |
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросом охраны и укрепления здоровья детей.
На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе имеются рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются мастер-классы и практические семинары по обучению комплексам упражнений для профилактики нарушений опорно - двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Такие формы работы проводят как воспитатели, так и инструкторы физвоспитания и медицинский персонал. Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения. Можно план работы с родителями по сезонам. Конкурс проектов «Один день здоровья в нашей семье», «Неболейка дома» или что-то еще….Родители делятся семейным опытом поддержания и крепления здоровья.
Анализ состояния здоровье детей МБДОУ №14
2014год | 2015год | |||||
всего | % | всего | % | |||
1.Количество воспитанников всего: | 75 | 75 | ||||
Из них подлежало осмотру | 75 | 75 | ||||
Из них осмотрено | 75 | 75 | ||||
2. Количество детей, имеющих отклонения: | - | - | - | - | ||
Зрение | 2 | 2,7 | 2 | 2,7 | ||
Осанка | 11 | 4 | 7 | 2,5 | ||
Сколиоз | - | - | - | - | ||
Хронические заболевания | 25 | 33,4 | 18 | 24 | ||
Сердечнососудистые | - | - | - | - | ||
Нервно-психические | - | - | - | - | ||
3. Индекс здоровья детей | 21 | 28 | ||||
54. Число часто болеющих детей | 14 | 18,7 | 7 | 9,4 | ||
5. Число ни разу не болеющих детей в течение года | 23 | 30,7 | 55 | 73,4 | ||
6. Общая заболеваемость | 68 | 90,6 | ||||
7.Заболеваемость в случаях | ||||||
Всего | 143 |
Результаты физической подготовленности детей старшей и подготовительной к школе группы
2014-2015 год
Возрастная группа | Количество детей | Уровни |
Старшая группа | 40 | Высокий-22 Средний-18 Низкий-0 |
Подготовительная группа | 35 | Высокий-27 Средний-8 Низкий-0 |
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением, в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. Ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. Успех, как известно, рождает успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно-оздоровительная работа детского сада (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Презентация, в которой отражена физкультурно-оздоровительная работа детского сада и ее результат....
ПЛАН летней оздоровительной работы детского сада "Тополёк"
План отражает летнюю оздоровительную работу с детьми 3-6 лет и формы оздоровительной работы в детском саду "ТОПОЛЁК"...
Внедрение инновационных технологий в систему оздоровительной работы в ДОУ.
Представленный опыт применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных форм работы с детьми позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры. Предлагаем...
Внедрение здоровьесберегающих технологий в систему оздоровительной работы детского сада
В статье описывается внедрение здоровьесберегающих технологий в систему оздоровительной работы детского сада...
Внедрение Су-Джок-терапии в физкультурно-оздоровительную работу детского сада
Доклад по опыту внедрения здоровьесберегающей технологии Су-Джок-терапия (аккупунктуры) в физкульурно-оздоровительную работу в ДОУ....
Презентация "Педсовет «Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе детского сада»
1. Вступительное слово заведующего ДОУ.2. Сообщение по теме педсовета старшего воспитателя.3. Презентация «Участие дошкольного учреждения в региональном спортивно-образовательном проекте ...
Презентация "Педсовет «Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе детского сада»
Презентация "Педсовет «Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе детского сада»...