Внедрение Су-Джок-терапии в физкультурно-оздоровительную работу детского сада
статья на тему
Доклад по опыту внедрения здоровьесберегающей технологии Су-Джок-терапия (аккупунктуры) в физкульурно-оздоровительную работу в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_su-dzhok-terapii.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение Су-Джок-терапии
в практику работы ДОУ
В рамках реализации образовательной программы НДОУ
« Детский сад № 25 ОАО « РЖД » и Концепции развития системы
дошкольного и общего образования ОАО « РЖД » (2010 – 2015 гг.)
на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта
дошкольного образования особую значимость приобрело внедрение в
практику работы ДОУ наиболее эффективных здоровьесберегающих
образовательных технологий.
Здоровьесберегающие технологии (ЗСТ) представляют собой
такую организацию образовательного процесса, при которой
качественное обучение, развитие и воспитание дошкольников
осуществляется без ущерба их здоровью, а наоборот, способствует
его сохранению и укреплению. А также ЗСТ - это система мер,
включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов
развивающей образовательной среды, направленных на охрану и
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия.
ЗСТ можно определить как качественные характеристики
любой образовательной технологии. Они представляют собой
совокупность приемов, принципов и методов, которые дополняют
традиционные технологии обучения и воспитания детей дошкольного
возраста.
В системе средств естественной профилактики ведущее место
принадлежит оздоровительной физической культуре, обеспечивающей
удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной
активности. Дозированные физические нагрузки обладают
общетонизирующим воздействием на растущий организм, что
приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем
и улучшению показателей физической подготовленности дошкольника.
Одним из видов ЗСТ, активно используемых в работе ДОУ, является метод
Су – Джок - акупунктуры.
Длительность использования данной технологии в нашем
НДОУ 4 года. Период реализации Су – Джок - терапии рассчитан
на 2 года, соответственно, в нее вовлечены воспитанники старшей
и подготовительной к школе групп.
Метод Су - Джок – аккупунктуры еще носит название Су – Джок-
терапия. Су – Джок – терапия является одной из новых
здоровьесберегающих технологий, которая относится к
технологиям сохранения и стимулирования здоровья. Корни
метода Су – Джок – аккупунктуры уходят во времена Древнего
Китая. Известно, что там был обычай перебирать в руках
грецкие орехи, так называемый самомассаж.
Основу метода составляет стимуляция высокоактивных
точек соответствия всем системам и органам, расположенных
на кистях рук и ступнях. Необходимо отметить, что любое
прикосновение к рукам ( их растирание, надавливание, разминание)
не только поверхностный массаж, но и воздействие на весь организм.
Надавливание на ногтевые фаланги стимулирует развитие головного
мозга, улучшает его кровообращение и обращение спинномозговой
жидкости. Это очень важно для детей с повышенным внутричерепным
давлением, перенесшим сотрясение головного мозга и менингит. В
то же время подобный массаж успокаивает детей, способствует
закаливанию, улучшает умственное и физическое развитие, особенно
развитие речи. Чрезвычайно важно воздействовать на большой
палец руки, т.к. он отвечает за головной мозг. При воздействии на
ступни увеличивается интенсивность деятельности всех групп мышц,
стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается
умственная деятельность.
Таким образом, Су – Джок - терапия является эффективной
здоровьесберегающей технологией, которая по праву внедрена в
практику оздоровительной работы НДОУ.
Особенности проведения данной технологии заключаются:
- в организации здоровьесберегающей среды
- в подборе специальных упражнений
- в создании материально- технической базы
- в определении места и времени в режиме дня
- в рациональном распределении нагрузок
- в подборе специальной литературы
- в применении ИКТ
Для воздействия на точки ступней используются:
- Ребристые доски
- Ребристые дорожки
- Коврики с пуговицами
- Неровные поверхности
- Ящички с морской галькой
- Колючие валики
- Массажные коврики
- Мелкие пластмассовые предметы
Стимуляция активных точек кистей рук осуществляется с помощью:
- Грецких орехов
- Каштанов
- Колючих валиков
- Мелких шариков
- Массажных мячей
- Драповых ковриков с пуговицами
- Волчков разного размера
- Мелких предметов разной формы
- Фасоли, гороха, бобов
- Еловых и сосновых шишек
- Пластмассовых крышек и пробок
Эффективен в дошкольном возрасте ручной массаж пальцев,
поэтому детям предлагаются следующие игровые упражнения с
использованием стихов:
1. « Хомка, хомка, хомячок … ».
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хочет хомка сильным стать.
2. « Семья ».
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы будем пальчики считать.
Мама, папа, брат, сестра.
А, мизинчик – это я!
3. « Репка ».
Тянут, тянут бабка с дедкой
Из земли большую репку.
Вот была бы наша внучка.
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка, мышка-крошка?
Хоть сидела крепко,
Вытянули репку!
4. « Пианист Бемоль »(имитация игры на пианино).
Пи – а – нист Бе – моль
В му – зы - ке Ко - роль.
Го – во – рит Бе – моль
Но – ты как па – роль.
До – ре – ми – фа – соль,
При – не – си – те соль.
До – ре – ми – фа – соль,
По – со – лить фа – соль.
5.« Птичка ».
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
И среди больших лугов,
Мух, слепней, червей, жуков.
6.«Цапля ».
Ходит цапля по болоту,
Очень нужно цапле там
Найти корм своим птенцам.
Упражнения данной ЗСТ рекомендуется проводить с детьми
старшего дошкольного возраста 1 - 2 раза в неделю в течение
дня:
- в 1 и 3 частях физкультурного занятия в зале
- в 3 части интегрированных занятий в группе
- в качестве физкультпауз и физкультминуток
- в работе с подгруппой детей вне занятий
- в индивидуальной работе
Упражнения Су – Джок – терапии включены в планирование
воспитательно-образовательного процесса в календарных
планах инструктора по физ.культуре и воспитателей старших
возрастных групп.
Внедрение здоровьесберегающей технологии в практику работы
нашего НДОУ позволило:
- Развить общую и мелкую моторику, координацию движений
- Повысить познавательную активность воспитанников
- Улучшить соматическое здоровье детей
- Активизировать связную речь
- Обеспечить смену видов деятельности
- Организовать здоровьесберегающую среду в НДОУ
Таким образом, в соответствии с Федеральным Государственным
Образовательным Стандартом осуществляется внедрение новых
здоровьесберегающих технологий в практику работы НДОУ на
основе положений фундаментальных исследований о закономерностях
развития ребенка дошкольного возраста, практических разработок и
методических рекомендаций в области современного дошкольного
образования.
Целью здоровьесберегающих технологий является:
- обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка;
- воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни;
- умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровье;
- формирование необходимых знаний, умений и навыков ЗОЖ.
В практике работы ДОУ могут быть использованы следующие
виды здоровьесберегающих технологий:
- медико – профилактические;
- физкультурно - оздоровительные;
- технологии социально – психологического благополучия;
- здоровьесберегающие технологии благополучия педагогических
кадров;
- технологии просвещения родителей.
Виды ЗСТ определяются задачами образовательной программы ДОУ.
Выбор применяемых ЗСТ в дошкольном учреждении зависит от:
- типа дошкольного учреждения
- конкретных условий ДОУ
- организации здоровьесберегающей среды
- программы, по которой работает педагогический коллектив
- продолжительности пребывания детей в ДОУ
- показателей здоровья детей
- профессиональной компетентности
Цель применения и использования ЗСТ в практике работы
нашего НДОУ - это сохранение, совершенствование и укрепление
здоровья всех воспитанников.
Педагогическая деятельность коллектива, направленная на
сбережение здоровья детей в условиях НДОУ, осуществляется на
основе следующих принципов:
- создание образовательной среды, которая обеспечивает снятие
стрессообразующих факторов участникам воспитательного
процесса;
- творческая организация образовательного процесса
- обеспечение мотивации образовательной деятельности
- построение учебно-воспитательного процесса с учетом
закономерностей становления психических функций
- учет строения высших психических функций у детей
дошкольного возраста
- создание ситуации успеха в любых видах деятельности
- рациональная организация двигательной активности в
течении всего дня, отраженная в режиме ДОУ
- обеспечение адекватного восстановления ( смена видов
деятельности и др.), предупреждение переутомления
Используемые в НДОУ здоровьесберегающие технологии
включают следующие направления:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- Технологии обучения здоровому образу жизни;
- Коррекционные технологии.
Решению задач по освоению нашими воспитанниками
образовательной области « Физическое развитие » способствуют
используемые в НДОУ ЗСТ:
- Интегрированные занятия - как вариант сохранения психического
здоровья детей. Благодаря смене видов деятельности, которая
препятствует перенапряжению и перегрузке, эти занятия по праву
считаются здоровьесберегающим компонентом.
- Элементы здоровьесберегающих технологий формирования
правильного дыхания по методу А.Н.Стрельниковой , которые
позволяют автоматизировать нижне-реберный диафрагмальный
тип дыхания, формировать навыки правильного дыхания для
развития речи, регулировать дыхательный ритм и др.
Суть метода заключается в осознанном управлении всеми актами
дыхания через тренировку дыхательных мышц.
- Элементы здоровьесберегающей технологии академика В.Ф. Базарного,
смысл которых заключается в режиме смены динамических поз
во время учебной деятельности. Часть занятия дети проводят стоя,
часть - сидя, тем самым укрепляется позвоночник, формируется
правильная осанка. В начале рекомендуется стоя проводить
3 – 5 минут, затем длительность увеличивается.
- Элементы пальминга ( автор У.Бейтс) - как разновидность
гимнастики для глаз, помогающие отдохнуть органу зрения.
Ключевой деталью пальминга являются ладони, которые
предварительно растираются до ощущения тепла. С их
помощью дети выполняют все упражнения.
- Аурикулотерапия - как система профилактического воздействия
на точки ушной раковины, которые проецируют все системные
органы организма человека. Воздействие осуществляется путем
массажа ушной раковины ( надавливание, растирание, разминание)
до легкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно
полезно воздействие на противокозелок, соответствующий
проекции головного мозга.
- Кинезеологические упражнения, которые направлены на развитие
точности движений пальцев и способность переключаться с
одного движения на другое. Например, упражнение типа « кулак-
ребро- ладонь». Как правило, такие упражнения очень нравятся
детям и они готовы повторять их самостоятельно в свободной
деятельности.
- Динамические паузы, включающие в себя разнообразные комплексы
физкультурных пауз и минуток. В НДОУ разработана картотека
физкультминуток в стихах для разных возрастных групп.
- Релаксация, помогающая снять психическое напряжение путем
глубокого мышечного расслабления. Широко используются
упражнения как для расслабления отдельных частей тела,
так и для всего организма. Релаксация позволяет детскому
организму сбрасывать излишки напряжения, сохраняя
психическое здоровье.
- Коммуникативные игры, строящиеся по определенной схеме
и состоящие из нескольких частей. В них входят беседы, этюды
и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой
и другие. Такие игры развивают коммуникативную компетентность
дошкольника, умение выражать собственные эмоции вербальными
и невербальными средствами.
- Метод ФБУ-ЭМГ, основанный на принципе БОС - технологии.
Представлен программой « Статус» и представляет собой обучение
управлению функцией мышц с помощью электронных устройств,
которые регистрируют биопотенциалы контролируемой мышцы,
усиливают их и преобразуют в различные сигналы обратной
связи. Основой метода являются физиологические закономерности
двигательной функции и электромиографии.
- Элементы точечного самомассажа по системе А,А,Уманской ,
позволяющие воздействовать на биозоны, создать оздоровительный
эффект, нормализовать вегетососудистый тонус, улучшить
кровообращение, снять боли в голове, ушах, шее.
- Метод Су - Джок – аккупунктуры еще носит название Су – Джок-
терапия. На этом методе остановимся подробнее.
Су – Джок – терапия является одной из новых
здоровьесберегающих технологий, которая относится к
технологиям сохранения и стимулирования здоровья. Корни
метода Су – Джок – аккупунктуры уходят во времена Древнего
Китая. Известно, что там был обычай перебирать в руках
грецкие орехи, так называемый самомассаж.
Длительность использования данной технологии в нашем
НДОУ 3 года. Период реализации Су – Джок - терапии рассчитан
на 2 года, соответственно, в нее вовлечены воспитанники старшей
и подготовительной к школе групп.
Основу метода составляет стимуляция высокоактивных
точек соответствия всем системам и органам, расположенных
на кистях рук и ступнях. Необходимо отметить, что любое
прикосновение к рукам ( их растирание, надавливание, разминание)
не только поверхностный массаж, но и воздействие на весь организм.
Надавливание на ногтевые фаланги стимулирует развитие головного
мозга, улучшает его кровообращение и обращение спинномозговой
жидкости. Это очень важно для детей с повышенным внутричерепным
давлением, перенесшим сотрясение головного мозга и менингит. В
то же время подобный массаж успокаивает детей, способствует
закаливанию, улучшает умственное и физическое развитие, особенно
развитие речи. Чрезвычайно важно воздействовать на большой
палец руки, т.к. он отвечает за головной мозг. При воздействии на
ступни увеличивается интенсивность деятельности всех групп мышц,
стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается
умственная деятельность.
Таким образом, Су – Джок - терапия является эффективной
здоровьесберегающей технологией, которая по праву внедрена в
практику оздоровительной работы нашего НДОУ.
Особенности проведения данной технологии заключаются:
- в организации здоровьесберегающей среды
- в подборе специальных упражнений
- в создании материально- технической базы
- в определении места и времени в режиме дня
- в рациональном распределении нагрузок
- в подборе специальной литературы
- в применении ИКТ
Для воздействия на точки ступней используются:
- Ребристые доски
- Ребристые дорожки
- Коврики с пуговицами
- Неровные поверхности
- Ящички с морской галькой
- Колючие валики
- Массажные коврики
- Мелкие пластмассовые предметы
Стимуляция активных точек кистей рук осуществляется с помощью:
- Грецких орехов
- Каштанов
- Колючих валиков
- Мелких шариков
- Массажных мячей
- Драповых ковриков с пуговицами
- Волчков разного размера
- Мелких предметов разной формы
- Фасоли, гороха, бобов
- Еловых и сосновых шишек
- Пластмассовых крышек и пробок
Эффективен в дошкольном возрасте ручной массаж пальцев,
поэтому детям предлагаются следующие игровые упражнения с
использованием стихов:
- « Хомка, хомка, хомячок … »
- « Семья »
- « Репка »
- « Пианист Бемоль »
- « Птичка »
- « Цапля »
Упражнения данной ЗСТ рекомендуется проводить с детьми
старшего дошкольного возраста 1 - 2 раза в неделю в течение
дня:
- в 1 и 3 частях физкультурного занятия в зале
- в 3 части интегрированных занятий в группе
- в качестве физкультпауз и физкультминуток
- в работе с подгруппой детей вне занятий
- в индивидуальной работе
Упражнения Су – Джок – терапии включены в планирование
воспитательно-образовательного процесса в календарных
планах инструктора по физ.культуре и воспитателей старших
возрастных групп.
Внедрение здоровьесберегающей технологии в практику работы
нашего НДОУ позволило:
- Развить общую и мелкую моторику, координацию движений
- Повысить познавательную активность воспитанников
- Улучшить соматическое здоровье детей
- Активизировать связную речь
- Обеспечить смену видов деятельности
- Организовать здоровьесберегающую среду в НДОУ
Таким образом, в соответствии с федеральными государственными
требованиями осуществляется внедрение новых здоровьесберегающих
технологий в практику работы НДОУ на основе положений
фундаментальных исследований о закономерностях развития ребенка
дошкольного возраста, практических разработок и методических
рекомендаций в области современного дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно-оздоровительный уголок группе детского сада, презентация
Консультация для воспитателей по правильному расположению и наполнению физкультурно-оздоровительного уголка в группе по всем возрастам....
Физкультурно-оздоровительный уголок группе детского сада
Это текст к презентации....
Прект «Модернизация физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду».
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важ...
Физкультурно - оздоровительная деятельность в детском саду "Лукоморье"
Физкультурно-оздоровительная деятельность в МАДОУ "Детский сад№180 комбинированного вида" города Казани.Для возрастных групп....
Физкультурно-оздоровительный уголок в детском саду.
В памятке даны рекомендации воспитателям по обустройству и наполнению физкультурно-оздоровительного уголка в группе....
Система в работе по физкультурно-оздоровительному направлению в детском саду
Основные направления оздоровительной работы в ДОУ...
Статья на тему: "Су-джок терапия на занятиях физической культуры в детском саду"
Значимость нетрадиционной методики су-джок на занятия хфизической культуры в детском саду как способ комплексного и коррекционного развития ребёнка....