НОД по духовно-нравственному воспитанию "Храмы нашего района"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Юлия Витальевна Капралова

Занятие-развлечение можно проводить в свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapralova_yu.v.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Светлогорский детский сад

Номинация: «Разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по духовно-нравственному воспитанию

в подготовительной группе

«Храмы нашего района»

Выполнила: воспитатель Капралова Юлия Витальевна

п. Светлогорск, 2018 г.

Актуальность: Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Важно, чтобы ребенок не просто знал о существовании храмов, но и посещал их, стремился знать о Господе нашем. Посредством этих знаний формируются ощущения собственных возможностей, представления о добре и зле, о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Состав группы воспитанников: Дети 6-7 лет, (2 мальчика, 7 девочек). Спокойные, любознательные дети.

Форма проведения занятия: занятие-лекция.

Виды деятельности: беседа воспитателя с детьми, рассказ воспитателя о храмах, внешнем строении храма; рассматривание фотографий с видами п. Светлогорск, просмотр презентации, слушание аудиозаписи, физкультминутка, самостоятельная деятельность детей (раскрашивание рисунков), чтение наизусть заданного текста воспитанниками.

Цель: приобщить детей к истокам русской национальной культуры.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Познакомить с храмами Шатковского района;
  • Дать детям представления о внешнем виде православного храма;
  • Обогащать лексику детей новыми словами, связанными с особенностями архитектуры: «Купол», «крест», «колокольня»;
  • Обогащать представления детей о родном поселке и районе;
  • Формировать знания о достопримечательностях родного района.

Развивающие задачи:

  • Развивать связную речь, познавательные интересы, эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
  • Воспитывать благоговейное отношение к храму, как к месту особого пребывания Божия.

Оборудование к занятию: ноутбук, мультимедийная доска, проектор, музыкальный центр, презентация «Храмы нашего района», цветы и фотографии для игры «Букет красивых слов».

Предполагаемый результат: Дети узнают и различают по внешнему виду храмы Шатковского района; могут отличить строение храма от другого строения. Дети свободно оперируют в общении словами, связанными с особенностями архитектуры: «купол», «крест», «колокольня», «храм»; имеют представление о родном поселке и районе, его достопримечательностях. Испытывают трепетное отношение к «дому Божию», имеют стойкое желание поближе познакомиться с храмом, посетить его.

Занятие проходит в рамках кружковой работы.

Организационный момент.

Воспитатель: Проходите, ребятишки,

                        И девчонки, и мальчишки!

                        Прошу в круг всех встать,

                        За руки друг друга взять.

                       Друг на друга посмотрите

                       И улыбки подарите!

Воспитатель: Сегодня у нас необычный день! Мы с вами отправимся на экскурсию по нашему родному району и увидим церкви и храмы.

Стоит на горе любимый наш храм

И свет от него летит к небесам,

А колокол звонкий так дивно поет,

Народ вдохновенно на службу зовет.

Стекаются реки людские сюда.

Здесь мелкими видятся горе, беда,

А радость становится больше вдвойне

И мир в каждом сердце, нет места войне.

Там пастыри добрые к Вере ведут,

Тропинкою узкой с народом идут.

И просят у Бога его благодать

Своим прихожанам по капле раздать.

А капельки эти сольются потом

И в душах засохших прольются дождем,

И малое семечко Веры взойдет

Всю силу тепла, доброты обретет!

Основная часть.

Слайд 2. Фото поселка.

Воспитатель: Дети, а в каком поселке вы живете? (В поселке Светлогорск)

Поселок Светлогорск - это наша малая Родина. На свете очень много больших и малых городов, деревень и поселков, а мы будем говорить о нашем поселке, о самом любимом и самом красивом. Я правильно сказала, что наш поселок самый красивый? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем и расскажем о том, какой наш поселок.

Дидактическая игра "Букет красивых слов"

(У детей по одному цветку и по одной фотографии с видом поселка. Каждый ребенок говорит какой Светлогорск у него на открытке, почему и ставит свой цветок в вазу).

Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали.

Спортивный – в нашем поселке ежегодно устраиваются спортивные мероприятия в честь дня физкультурника, силами местных жителей и с помощью депутата Законодательного собрания Нижегородской области Малухина в центре нашего поселка теперь стоит красивый стадион.

Праздничный – в нашем поселке традиционно проводятся Масленичные гуляния, день поселка и другие веселые праздники.

Солнечный – наш поселок особенно красив летом, когда в небе ярко светит солнышко.

Зимний – зимой поселок выглядит просто сказочно, ведь у нас растут самые настоящие деревья на всех улицах.

Культурный – мне очень нравится участвовать в митинге, посвященном Победе в великой отечественной войне.

Красивый – в нашем поселке есть три красивых пруда, на которых я люблю купаться.

Слайд 3. Стелла Шатковского района.

 Воспитатель: А в каком районе находится наш поселок? (Шатковском)

А вы знаете достопримечательности нашего района? (ответы детей, сопровождаются фотографиями значимых предприятий и культурных мест района, среди них фото парка р.п. Шатки) Слайд 4 – 8.

Слайд 9. Карусель.

Воспитатель: А вот и парк, всеми любимое место для отдыха. Здесь оборудована детская площадка и карусель. Ребята, давайте поиграем.

Физминутка "Карусель"

Карусель, карусель – начинается круг, прокатись на нашей карусели. (шагать на месте)

Карусели, карусели – мы с тобой на лошадь сели. (руки вытянуть вперед, подскоки)

Карусели, карусели – мы с тобой на лодку сели. (руками круговые движения вперед)

Курусели, карусели – мы с тобой в машину сели. (руками держим руль, крутим его и нажимаем в середину «Бип-Бип»)

Карусели, карусели – мы с тобой на самолете полетели. (руки в сороны, туловище наклонить вперед, наклоны вправо, влево)

Воспитатель: Все правильно. А еще в нашем районе есть немало церквей и храмов. Давайте посмотрим.

 (Дети рассаживаются на стульчики)(Показ презентации храмы нашего района (Слайд 10-14) на мультимедийной доске)Подробный фоторепортаж одного из храмов.

Воспитатель: Храм - необычный дом, каких много. Даже внешне он не похож на дома, в каких мы с вами живём. Храм очень яркий, нарядный, праздничный. Посмотрите на крышу храма. Она такая, как в обычном доме? В обычном доме крыша, а у храма - это купол или несколько куполов, похожих на пламя горящих свечей.

Это дом – не просто дом.

Он красивый и с крестом.

Золотые купола

Звонкие колокола.

Помолиться в этот дом

Входят в трепете святом-

По утрам и вечерам.

Это православный храм.

Слайд 15. Купола.

- Давайте все вместе повторим это слово - купол.

Венчают купала храмов кресты, которые в ясный день сияют на солнце.

Храм - это дом, куда приходят верующие люди поговорить с богом. Бог для них - это справедливость, доброта, любовь. Люди говорят Богу спасибо, за всё, что они имеют, просят у бога прощения за плохие поступки.

А ещё у каждого храма есть обязательно колокольня.

Слайд 10. Колокольня.

Давайте повторим это слово – колокольня.

Колокольня – это башня

Где звонят колокола

Нас, зовя от дел домашних

На священные дела.

- Перед службой звонят колокола созывая народ в храм. По воскресеньям и праздникам льётся над поселком колокольный звон. А вы, ребята, слышали, как звонят колокола?

(Слушание аудиозаписи колокольного звона)

В храме открывается взору человека духовный, небесный мир. Поэтому говорят, что храм – это небо на землеХрам – Это дом Божий.

Ребенок:

Прекрасен храм – откуда ни взгляни,

И с этой точки, и с другой, и с третьей.

Ты, человек, будь в том ему сродни:

Во всякий миг свой будь красив и светел.

И как бы ни взглянул Бог на тебя –

С любовью, с грустью или же сурово –

Встречай ты взгляд его любя,

Любя прими его любое слово.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, а вы бывали в храмах или церквях? (Ответы детей). Кто запомнил, как называются деревни, храмы которых мы сегодня смотрели? Чем отличается здание храма от других зданий? Зачем люди приходят в храм?

Наша экскурсия по Шатковскому району закончилась. Все вы молодцы, видно, что вы знаете и любите свою малую Родину.

Выход в деятельность:

Я приготовила для вас бумажные силуэты разных храмов и предлагаю их раскрасить, передать в цвете настроение и чувства, которые вызвала у вас наша мини-экскурсия. А если у вас не хватило времени и фантазии, то мы с вами разукрасим храмы после занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состояние духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях нашего района.

Для того, чтобы определить состояние того или иного направления в воспитательно-образовательном процессе, а так же для осуществления контроля качества образования проводятся мониторинги. Нашим отделом...

Семинар «Духовно-нравственное развитие личности старших дошкольников через знакомство с русскими – народными праздниками» для педагогов района

ЦЕЛЬ: содействовать формированию  представлений об использовании русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.ЗАДАЧИ:  1....

НОД по реализации регионального компонента ООП ДО ( духовно-нравственное направление) Тема: «Наша дружная семья»

Конспект занятия построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:·        непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих с...

Проект «Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в дошкольных учреждениях района».

В своей работе автор заостряет внимание на духовно-нравственном воспитании-как одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям....

О роли базового (опорного) дошкольного образовательного учреждения в осуществлении духовно – нравственного воспитания дошкольников в рамках Городецкого муниципального района.ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

 В Городецком муниципальном районе Учебно-методический центр УОиМП организует методическую работу в образовательных учреждениях через создание базовых (опорных) детских садов. ...

Информация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Выборгский район. Интересное рядом"

Презентация для старших дошкольников. Знакомство с Выборгским районом. Выборгском районе...