НОД по духовно-нравственному воспитанию "Храмы нашего района"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Занятие-развлечение можно проводить в свободное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapralova_yu.v.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Светлогорский детский сад
Номинация: «Разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию
в подготовительной группе
«Храмы нашего района»
Выполнила: воспитатель Капралова Юлия Витальевна
п. Светлогорск, 2018 г.
Актуальность: Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Важно, чтобы ребенок не просто знал о существовании храмов, но и посещал их, стремился знать о Господе нашем. Посредством этих знаний формируются ощущения собственных возможностей, представления о добре и зле, о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Состав группы воспитанников: Дети 6-7 лет, (2 мальчика, 7 девочек). Спокойные, любознательные дети.
Форма проведения занятия: занятие-лекция.
Виды деятельности: беседа воспитателя с детьми, рассказ воспитателя о храмах, внешнем строении храма; рассматривание фотографий с видами п. Светлогорск, просмотр презентации, слушание аудиозаписи, физкультминутка, самостоятельная деятельность детей (раскрашивание рисунков), чтение наизусть заданного текста воспитанниками.
Цель: приобщить детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Познакомить с храмами Шатковского района;
- Дать детям представления о внешнем виде православного храма;
- Обогащать лексику детей новыми словами, связанными с особенностями архитектуры: «Купол», «крест», «колокольня»;
- Обогащать представления детей о родном поселке и районе;
- Формировать знания о достопримечательностях родного района.
Развивающие задачи:
- Развивать связную речь, познавательные интересы, эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
- Воспитывать благоговейное отношение к храму, как к месту особого пребывания Божия.
Оборудование к занятию: ноутбук, мультимедийная доска, проектор, музыкальный центр, презентация «Храмы нашего района», цветы и фотографии для игры «Букет красивых слов».
Предполагаемый результат: Дети узнают и различают по внешнему виду храмы Шатковского района; могут отличить строение храма от другого строения. Дети свободно оперируют в общении словами, связанными с особенностями архитектуры: «купол», «крест», «колокольня», «храм»; имеют представление о родном поселке и районе, его достопримечательностях. Испытывают трепетное отношение к «дому Божию», имеют стойкое желание поближе познакомиться с храмом, посетить его.
Занятие проходит в рамках кружковой работы.
Организационный момент.
Воспитатель: Проходите, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
Воспитатель: Сегодня у нас необычный день! Мы с вами отправимся на экскурсию по нашему родному району и увидим церкви и храмы.
Стоит на горе любимый наш храм
И свет от него летит к небесам,
А колокол звонкий так дивно поет,
Народ вдохновенно на службу зовет.
Стекаются реки людские сюда.
Здесь мелкими видятся горе, беда,
А радость становится больше вдвойне
И мир в каждом сердце, нет места войне.
Там пастыри добрые к Вере ведут,
Тропинкою узкой с народом идут.
И просят у Бога его благодать
Своим прихожанам по капле раздать.
А капельки эти сольются потом
И в душах засохших прольются дождем,
И малое семечко Веры взойдет
Всю силу тепла, доброты обретет!
Основная часть.
Слайд 2. Фото поселка.
Воспитатель: Дети, а в каком поселке вы живете? (В поселке Светлогорск)
Поселок Светлогорск - это наша малая Родина. На свете очень много больших и малых городов, деревень и поселков, а мы будем говорить о нашем поселке, о самом любимом и самом красивом. Я правильно сказала, что наш поселок самый красивый? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем и расскажем о том, какой наш поселок.
Дидактическая игра "Букет красивых слов"
(У детей по одному цветку и по одной фотографии с видом поселка. Каждый ребенок говорит какой Светлогорск у него на открытке, почему и ставит свой цветок в вазу).
Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали.
Спортивный – в нашем поселке ежегодно устраиваются спортивные мероприятия в честь дня физкультурника, силами местных жителей и с помощью депутата Законодательного собрания Нижегородской области Малухина в центре нашего поселка теперь стоит красивый стадион.
Праздничный – в нашем поселке традиционно проводятся Масленичные гуляния, день поселка и другие веселые праздники.
Солнечный – наш поселок особенно красив летом, когда в небе ярко светит солнышко.
Зимний – зимой поселок выглядит просто сказочно, ведь у нас растут самые настоящие деревья на всех улицах.
Культурный – мне очень нравится участвовать в митинге, посвященном Победе в великой отечественной войне.
Красивый – в нашем поселке есть три красивых пруда, на которых я люблю купаться.
Слайд 3. Стелла Шатковского района.
Воспитатель: А в каком районе находится наш поселок? (Шатковском)
А вы знаете достопримечательности нашего района? (ответы детей, сопровождаются фотографиями значимых предприятий и культурных мест района, среди них фото парка р.п. Шатки) Слайд 4 – 8.
Слайд 9. Карусель.
Воспитатель: А вот и парк, всеми любимое место для отдыха. Здесь оборудована детская площадка и карусель. Ребята, давайте поиграем.
Физминутка "Карусель"
Карусель, карусель – начинается круг, прокатись на нашей карусели. (шагать на месте)
Карусели, карусели – мы с тобой на лошадь сели. (руки вытянуть вперед, подскоки)
Карусели, карусели – мы с тобой на лодку сели. (руками круговые движения вперед)
Курусели, карусели – мы с тобой в машину сели. (руками держим руль, крутим его и нажимаем в середину «Бип-Бип»)
Карусели, карусели – мы с тобой на самолете полетели. (руки в сороны, туловище наклонить вперед, наклоны вправо, влево)
Воспитатель: Все правильно. А еще в нашем районе есть немало церквей и храмов. Давайте посмотрим.
(Дети рассаживаются на стульчики)(Показ презентации храмы нашего района (Слайд 10-14) на мультимедийной доске)Подробный фоторепортаж одного из храмов.
Воспитатель: Храм - необычный дом, каких много. Даже внешне он не похож на дома, в каких мы с вами живём. Храм очень яркий, нарядный, праздничный. Посмотрите на крышу храма. Она такая, как в обычном доме? В обычном доме крыша, а у храма - это купол или несколько куполов, похожих на пламя горящих свечей.
Это дом – не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола
Звонкие колокола.
Помолиться в этот дом
Входят в трепете святом-
По утрам и вечерам.
Это православный храм.
Слайд 15. Купола.
- Давайте все вместе повторим это слово - купол.
Венчают купала храмов кресты, которые в ясный день сияют на солнце.
Храм - это дом, куда приходят верующие люди поговорить с богом. Бог для них - это справедливость, доброта, любовь. Люди говорят Богу спасибо, за всё, что они имеют, просят у бога прощения за плохие поступки.
А ещё у каждого храма есть обязательно колокольня.
Слайд 10. Колокольня.
Давайте повторим это слово – колокольня.
Колокольня – это башня
Где звонят колокола
Нас, зовя от дел домашних
На священные дела.
- Перед службой звонят колокола созывая народ в храм. По воскресеньям и праздникам льётся над поселком колокольный звон. А вы, ребята, слышали, как звонят колокола?
(Слушание аудиозаписи колокольного звона)
В храме открывается взору человека духовный, небесный мир. Поэтому говорят, что храм – это небо на земле. Храм – Это дом Божий.
Ребенок:
Прекрасен храм – откуда ни взгляни,
И с этой точки, и с другой, и с третьей.
Ты, человек, будь в том ему сродни:
Во всякий миг свой будь красив и светел.
И как бы ни взглянул Бог на тебя –
С любовью, с грустью или же сурово –
Встречай ты взгляд его любя,
Любя прими его любое слово.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, а вы бывали в храмах или церквях? (Ответы детей). Кто запомнил, как называются деревни, храмы которых мы сегодня смотрели? Чем отличается здание храма от других зданий? Зачем люди приходят в храм?
Наша экскурсия по Шатковскому району закончилась. Все вы молодцы, видно, что вы знаете и любите свою малую Родину.
Выход в деятельность:
Я приготовила для вас бумажные силуэты разных храмов и предлагаю их раскрасить, передать в цвете настроение и чувства, которые вызвала у вас наша мини-экскурсия. А если у вас не хватило времени и фантазии, то мы с вами разукрасим храмы после занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Состояние духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях нашего района.
Для того, чтобы определить состояние того или иного направления в воспитательно-образовательном процессе, а так же для осуществления контроля качества образования проводятся мониторинги. Нашим отделом...
Семинар «Духовно-нравственное развитие личности старших дошкольников через знакомство с русскими – народными праздниками» для педагогов района
ЦЕЛЬ: содействовать формированию представлений об использовании русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.ЗАДАЧИ: 1....
НОД по реализации регионального компонента ООП ДО ( духовно-нравственное направление) Тема: «Наша дружная семья»
Конспект занятия построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:· непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих с...
Проект «Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в дошкольных учреждениях района».
В своей работе автор заостряет внимание на духовно-нравственном воспитании-как одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям....
О роли базового (опорного) дошкольного образовательного учреждения в осуществлении духовно – нравственного воспитания дошкольников в рамках Городецкого муниципального района.ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
В Городецком муниципальном районе Учебно-методический центр УОиМП организует методическую работу в образовательных учреждениях через создание базовых (опорных) детских садов. ...
Муниципальная модель духовно-нравственного воспитания на основе опыта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Колосок» Тамбовского района Тамбовской области
Модель дошкольного образования, реализуемая в условиях сельской местности...
Информация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Выборгский район. Интересное рядом"
Презентация для старших дошкольников. Знакомство с Выборгским районом. Выборгском районе...